Гладуэлл М. Озарение: Сила мгновенных решений. — 20 страница



Все издательства отклонили первый роман М.Дж. Роуз «Услуги по телефону», так как он представлял собой смесь различных жанров — триллер и любовный роман с элементами эротики — и издатели не могли определить, как именно его продвигать на рынок. Тогда Роуз взялась за дело сама. Она создала веб-сайт и с его помощью стала продавать свою книгу. Затем она за свой счет напечатала 3000 экземпляров и проводила долгие часы в Интернете в поисках сайтов, владельцы которых прочитали бы ее книгу, дали отзыв и разместили у себя ссылку на ее сайт. В течение трех месяцев она продала 1500 экземпляров, что сделало книгу самой продаваемой среди произведений малой прессы. Литературная гильдия назвала книгой года — впервые такая оценка была дана самиздатовскому произведению. Традиционные издательства наконец обратили на нее свое внимание, и хоть и в мягкой обложке, но она была напечатана.

Нашли вы издателя или нет, почему бы и вам не воспользоваться Интернетом, чтобы найти своего читателя?

Создайте alter еgо  

Одинокая мать из Миссисипи Джил Корнер Браун работала инструктором по фитнесу и иногда писала в разделе юмора двух местных газет. Ею была придумана Картофельная Принцесса, дерзкий и жестокий персонаж, борющийся за права женщин. После первого же выступления на радио Джил получила контракт на две книги и аванс в размере 25 тыс. долл. В результате «Книга любви Картофельной Принцессы» выдержала 18 изданий, а ее продолжение «Боже, спаси Картофельных Принцесс», была издана тиражом 150 тыс. экземпляров и разошлась в течение четырех месяцев.

Создание своего постоянного персонажа — отличный маркетинговый прием. Разве Джейми Оливер стал бы таким популярным, если бы не его «Голый повар»? Ваш персонаж не обязательно должен быть шокирующим. Это может быть «Бабушка-садовница» или «Ловец птиц из Базилдона». Главное — чтобы он привлек внимание прессы.

Найдите свою аудиторию  

Как-то раз главный редактор газеты Voice сказал управляющему клубом книголюбов Тони Фарве-зеру, что его издание не ориентируется на темнокожих читателей, потому что «они ничего не читают». Тони воспринял это как вновь открывающуюся возможность. Он начал с того, что организовал трехчасовые поэтические, музыкальные и комедийные шоу, построенные на произведениях чернокожих авторов, и сотнями продавал на них книги.Так была создана компания The Wright Thing, занимающаяся событийным маркетингом. Тони с большим успехом представляет известных авторов. Например, в течение вечера, где в качестве гостя присутствовала Алиса Уолкер, было продано более тысячи экземпляров ее книг. Но Тони делает рекламу и менее известным писателям. «Эти авторы — завтрашние звезды, — сказал он в интервью корреспонденту лондонской Evening Standard , — и мы преподносили их так, чтобы о них узнали».

Может ли его опыт послужить примером для вас? Допустим, вместо традиционного подписывания книг (часто не слишком посещаемого) вы могли бы объединиться с другими авторами или организаторами шоу, вместе провести какую-то необычную встречу с читателями и на ней продавать свои книги.

Изобретайте трюки  

Первый фантастический роман Алистера Митчелла «Загадочная история» был отклонен семью издательствами и 36 литературными агентами. Тогда, пытаясь заинтересовать издателей, Митчелл использовал моду на все старинное. Он поместил текст своей книги в кувшин и сообщил местным репортерам, что кувшин был случайно найден внуком служителя музея естественной истории в самом дальнем углу подвала. История была подхвачена газетами и разнеслась по всему миру. Только после этого Алистер признался агенту издательства Waterstone’s, что всю эту историю он выдумал. Агент согласился издать книгу 10-тысячным тиражом. Она неплохо продавалась, и тогда издательство купило и вторую книгу Митчелла.

Мистификация может быть эффективным способом привлечения внимания к книге, только если она не противоречит тематике книги и безвредна. Сейчас, во времена повышенной подозрительности, очень важно не сделать такого, что может ненароком испугать кого-либо. Например, не рекомендуется оставлять подозрительные пакеты около дверей редакций и издательств.

Учите их покупать  

Писатель Таня Сэссун создала необычный продукт «Набор для воспитания своего парня» и решила показать издателям, что он будет продаваться. Это был коричневый конверт, в котором лежали небольшая книжка правил поведения, чистый блокнот для записи проступков, совершенных парнем, и пачка желтых стикеров, чтобы писать ему предупреждения и указания. Таня сделала 70 копий такого набора и предложила их лондонскому книжному магазину IGA, известному тем, что в нем можно купить много авангардистских вещей. Все 70 наборов были проданы в течение пары недель. Это вдохновило издательство Bloomsbury (то самое, которое выпустило книги о Гарри Поттере), и оно купило права на продукт.

Желая продемонстрировать привлекательность своей книги, подумайте, где именно вы с наибольшей вероятностью сможете найти читателей и покупателей. Если ваш эксперимент будет удачен, то зафиксируйте факты и цифры, подтверждающие его, и вместе с другими свидетельствами интереса к вашему продукту предложите издательствам или дистрибьюторам.

Используйте юмор  

Выпускники университета Пол Гай и Стив Ривз пытались получить работу или хотя бы место стажера в каком-нибудь крупном лондонском рекламном агентстве. Как раз в это время в рекламном бизнесе был застой, агентства старались максимально сократить свои расходы, и вакансий было немного.

Гай и Ривз отправили одинаковые письма арт-директорам всех лондонских агентств (все они были мужчинами). Письмо было написано на розовой бумаге, пахнущей духами. Начиналось оно словами «Дорогой (имя директора), Вы, возможно, не помните меня...», и дальше шел рассказ о тихом романтическом вечере 23 года тому назад, в результате которого на свет появились близнецы Стив и Пол. Заканчивалось письмо фразой «Они хотят работать в рекламном бизнесе, и я знаю, что Вы достаточно известны в этой сфере». К письму прилагалась фотография двух молодых людей.

Лишь один из директоров не откликнулся на письмо. Все остальные прислали вежливый ответ, а некоторые выразили желание встретиться с молодыми соискателями. Один из них, Тони Кокс, взял друзей на работу, а письмо поместил в рамку и повесил над своим рабочим столом как пример креативного подхода.

Усилия увенчались успехом не только потому, что это было смешно, но и потому, что молодые люди проявили изобретательность, а это особенно важно в области рекламы. Если вы применяете веселый трюк или уловку, сделайте так, чтобы они соответствовали духу вашей книги или иного продукта, который вы продвигаете.

Берите числом  

Семь писателей-детективщиков хотели привлечь больше внимания к своим работам и организовали сообщество, назвав его «Убойный отдел» и взяв в качестве девиза фразу «Умрем за детективы». Впервые публично заявив о себе на открытии нового книжного магазина сети Borders, они вскоре выпустили красочную брошюру с описанием своей деятельности и программой организуемых ими литературных чтений, семинаров и встреч с читателями в магазинах, библиотеках и на литературных фестивалях. Они привлекли к себе достаточно внимания, и их стали приглашать на различные литературные и общественные мероприятия, участвуя в которых они рекламировали свои произведения.

Обычно все другие писатели воспринимаются как конкуренты, но подумайте: не лучше ли иногда объединиться, чтобы умножить усилия и вместе добиться успеха?

Дайте им попробовать на вкус  

Участники труппы сериала «Летающий цирк Монти Пайтона» долго не соглашались на то, чтобы Эрик Айдл использовал их материалы для своего хита — мюзикла «Спамалот». Не соглашались до тех пор, пока он не дал им посмотреть отрывок. Вот что Эрик говорил в своем интервью газете Times:

«Самым сложным было убедить их , что на этот раз все наверняка пойдет хорошо. Мы сыграли им песню. The Song That Goes Like This. И они полопались от смеха. В этом и была моя хитрость».

Шоу вошло в список бродвейских хитов и с успехом прошло не только в Америке, но и в Европе.

Издатели иногда делают что-то подобное, давая читателям возможность бесплатно прочитать одну главу или отрывок из новой книги в Интернете или в небольшой брошюре. Почему бы и вам не использовать тот же прием?

Почему бы не взять псевдоним  

У [композитора] Бренды Купер был большой опыт по части получения отказов. В статье в газете Financial Times она писала:

«Когда я только начала работать в музыкальном бизнесе , в качестве причины отказов часто слышала “слишкоммолода” и “слишком неопытна*', что было вполне логично , учитывая мой возраст. С годами я стала слышать все новые и новые причины... После непрерывной цепи отказов у меня заметно поубавилось уверенности в себе и решимости продолжать сочинять».

Но, несмотря ни на что, она продолжала писать музыку, поскольку получала немало удовольствия от самого процесса. А затем она сделала вот что:

«Я никогда не была в восторге от своего имени Бренда (не самое лучшее имя для композитора), но пока не поменяла его , не поняла , как вместе с именем может измениться вся жизнь . Идею подсказал один продюсер из Нью-Йорка . Он посмотрел на мою визитку и сказал: “Би Би Купер. Вот подходящее для композитора имя ”. Я сразу же начала пользоваться новым именем и не могла поверить , насколько изменилось ко мне отношение окружающих».

С тех пор она написала музыку к сценической версии «Книги джунглей», основала собственную записывающую компанию и выпустила три альбома на компакт-дисках.

В использовании своего собственного имени ничего плохого нет, но, если оно не слишком сочетается с содержанием ваших произведений, подумайте над тем, чтобы взять псевдоним. Например, имя Боб Фодерингтон может быть не самым лучшим для автора романтических романов. И еще я заметил, что большинство авторов триллеров стараются выбирать себе короткие колкие имена.

Иногда размер имеет значение  

Издательство Карла Фаулера выпускает большие книги, формат которых не менее чем 40 на 60 сантиметров, объем около 850 страниц и вес более 30 килограммов. Цена их соответствует размерам — 2 тыс. долл. и более. Все книги посвящены спорту. Одна об истории футбольного Суперкубка, другая о команде «Феррари», третья о Диего Марадоне. Все фолианты имеют определенную аудиторию. Фоулер заявляет, что в мире насчитывается 50 тыс. активных членов клуба болельщиков «Феррари» и 6 млн владельцев карточек Суперкубка. Некоторые из книг имеют приложение в виде автографов спортсменов и сувениров. Книги эти не продаются в обычных книжных магазинах, их можно купить только в универмагах класса люкс, как, например Harrods или Saks Fifth Avenue.

Если тема вашей книги уникальна, то подумайте: может быть, она должна иметь особый формат, чтобы сразу же стать заметной?

Отдавайте должное  

Для рекламы своего фильма «Клерки-2» Кевин Смит использовал необычный прием. Имена первых 10 тыс. людей, добавивших ссылку на одну из страниц сайта фильма в список друзей на сайте

MySpace.com, были помещены бегущей горизонтальной строкой в финальные титры фильма.

Таким образом режиссер проявил креативность, найдя нестандартный способ рекламы. Другой похожий пример, реклама своих песен молодым композитором, будет описан в следующей главе.

Бывает, надо дать бесплатно  

Даже если вы не фанат головоломки судоку (квадрат 9 на 9 клеток, цифры в котором надо расставить таким образом, чтобы каждая из них не повторялась дважды ни в одной вертикальной и горизонтальной линии. — Прим . пер.), наверняка слышали о ней. Появившись неизвестно откуда, она превратилась во всемирный феномен. Головоломка была придумана в семидесятых годах архитектором из Индианаполиса по имени Говард Гарнс. Случайно идея попала в Японию, где ее назвали судоку и где любитель головоломок новозеландец Вейн Гоулд запатентовал ее. Он написал компьютерную программу для создания судоку разной степени сложности и их решения. Вот отрывок из статьи в Times , который может быть интересен для писателей:

«Он также придумал великолепный маркетинговый ход — запустить свою головоломку в мир. Более 400газет по всему миру стали бесплатно печатать судоку в обмен на рекламу компьютерной программы и книг Гоулда. Результат был ошеломляющим — только книг было продано больше четырех миллионов экземпляров».

Нет ли и у вас такого продукта, который можно отдать бесплатно, чтобы создать рекламу другому?

Проявив немного изобретательности, вы, без сомнения, сумеете с не меньшим успехом последовать опыту креативных людей, которых я взял для примера.

Радио и телевидение  

Радио и телевидение, без сомнения, самые лучшие средства рекламы, и вы можете ими воспользоваться. Это монстры с огромным аппетитом. У них очень много эфирного времени, которое надо чем-то заполнять, поэтому, если вы предлагаете что-то новое и интересное, у вас хорошие шансы на получение своих пятнадцати минут славы. Например, если вы пишете книгу о самосовершенствовании, наверняка найдется передача, готовая предоставить вам несколько минут для выступления, при условии, что у вас есть свой подход к теме.

Главное — найти зацепку, короткую фразу, в которой ваша идея прозвучала бы впечатляюще. Скажем, вы написали книгу о радостях садоводства. Вот фраза, но не зацепка:

«А сейчас вы увидите интервью с Фредом Блогсом о том , какое удовольствие дарит человеку садоводство».

Не то, правда? А теперь зацепка:

«А сейчас вы увидите интервью с Фредом Блог-сом, чье исследование показало , что 56% женщин предпочитают работу в саду занятиям любовью со своими мужьями».

Вполне возможно, что этот не совсем научный опрос проведен среди 25 женщин — членов клуба садоводов, но это не важно, он все равно вызовет любопытство. И вовсе не обязательно, чтобы зацепка имела отношение к сексу. Это может быть что угодно, но должно пробудить у людей любопытство (хотя, хорошо это или плохо, но секс, кажется, вызывает у людей наибольший интерес).

Помните, что на радио и телевидении у вас не будет неограниченного времени для пространных рассуждений о красоте пионов. А будет всего три минуты, которые нужно использовать максимально плодотворно. А это значит, что вы должны готовиться и тренироваться до тех пор, пока не сможете быстро привести полдюжины интересных фактов и вставить при этом пару-тройку раз название своей книги. Например, вместо того чтобы говорить «Причина, по которой я написал эту книгу...», я бы лучше сказал «Причина, по которой я написал “Школу литературного мастерства”...»

Выбрав для себя радио- или телевизионную программу, которая могла бы вами заинтересоваться, постарайтесь узнать имя продюсера, который приглашает гостей. И напишите ему письмо с предложением выступить, включив в него зацепку и пару фактов, о которых вы бы хотели сказать в передаче. Если они заинтересуются, то свяжутся с вами и выяснят остальное по телефону. При этом помните — какой бы неформальной ни была ваша беседа по телефону, это проверка. Они стараются выяснить, хорошая ли у вас артикуляция, насколько вы лаконичны и общительны. Будьте к этому готовы и сделайте все, чтобы с самого начала подать себя в самом лучшем свете.

Кроме всего прочего, выступления на радио и телевидении закаляют характер. Много лет назад я участвовал в американском «Ток-шоу Джона Дэвидсона». Мне дали три минуты между крупной женщиной, демонстрировавшей рецепт какого-то блюда, и песней «О, любимый папа», которую исполнял соло ведущий шоу Джон Дэвидсон. Первый же вопрос, который Джон мне задал, был совершенно не тем, который мы с продюсером шоу подготовили заранее как логическое вступление ко всему интервью. Я постарался вернуть беседу в нужное русло, но все отведенное нам время Джон был мыслями где-то далеко и не замечал моих усилий. Возможно, он проверял себя, не забыл ли второй куплет песни, но провести интервью, как планировалось, так и не получилось.

В другой раз ведущая ток-шоу на местном телевидении в Сан-Франциско до начала передачи была очень мила со мной, говорила, что восхищена книгой и что я блестящий автор. Она шутливо похлопала меня по плечу и сказала, чтобы я не волновался и что в студии у нас будет просто дружеская беседа. Когда зажегся красный огонек камеры, она повернулась ко мне и тоном судьи, обращающегося к обвиняемому в жутком преступлении, спросила: «Зачем, по-вашему, нужна еще одна книга на эту тему?» Затем последовали шесть минут допроса, невиданного, наверное, со времен испанской инквизиции. Когда камера выключилась, она снова превратилась в саму любезность. Я смело улыбнулся и поблагодарил ее за замечательный урок — мы никогда не знаем, что может нам пригодиться во время следующей презентации книги.

Я привел эти два примера, чтобы показать главное: имея дело со средствами массовой информации, будьте готовы ко всему. И что бы ни случилось, помните — вы должны произносить название книги так часто, как только это возможно.

Надеюсь, вас позабавили эти занимательные истории, но из них следует очень важный вывод: если вашу книгу ждет успех, то на всем свете есть только один человек, который может сделать так, чтобы это произошло, — вы сами .

Основные выводы  

Писатель должен воспринимать себя как бренд и продвигать этот бренд.

 

Необходимо определить свое уникальное торговое предложение (УТП).

 

Делая то, что делают другие, вы получите то же, что получают другие. Чтобы выделиться, нужно делать что-то нестандартное.

 

Изучайте малозатратные, изобретательные приемы маркетинга, используемые в разных сферах, и применяйте их к себе и своим работам.

 

 

Упражнения  

Максимально кратко сформулируйте свое УТП. Все ли ваши действия и поступки помогают его развитию? Если нет, откажитесь от задач и целей, не соответствующих ему.

 

Для каждой из ситуаций, описанных в этой главе, предложите, как использовавшиеся в них подходы вы могли бы применить в своей работе.

 

 

Бонус  

На веб-сайте www.yourwritingcoach.com войдите в раздел Chapter Bonuses, выберите Guerrilla Warfare и введите код warfare . Вы сможете прослушать эксклюзивное интервью с одним из авторов мистических романов, членом сообщества писателей «Убойный отдел», из которого узнаете, как участники сообщества создали свою индивидуальность и как любая группа людей может сделать то же самое.

 

Глава 17  

 

Новые средства, новые возможности  

Жизнь становится все более непредсказуемой. Это заставляет нас отказываться от своих привязанностей и толкает к поиску новых горизонтов. Одновременно появляется прекрасная возможность обрести внутреннюю свободу и шагнуть навстречу новым надеждам. И чем больше творчества мы проявим, тем большего достигнем. Питер Рассел  

Новые средства массовой информации перевернули все в нашей жизни. Если раньше мы были пассивными наблюдателями, то теперь стали активными участниками. Раньше мы зависели от расписания передач, а теперь можем записать или скачать любые программы и посмотреть их, когда захотим. Раньше мы были просто потребителями медиапродуктов, а теперь можем легко создавать их сами. Раньше выбор программ был весьма ограничен, а теперь количество предложений ошеломляет. Раньше было не так-то просто дать свой отзыв создателям программы, а теперь это можно сделать в одно мгновение.


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!