Концепция креативности Д.Б.Богоявленской.
Психология творчества .
Понятие «творчество».
Творчество – особый вид познавательной активности, лежащей в основе процесса создания нового уникального продукта художественной научной и социокультурной ценности.
Виды творчества:
1) Художественный – создание новых образов и эмоциональных состояний (все творческие профессии).
2) Научный – создание новых знаний, открытий.
3) Технический – создание новых средств и предметов труда (изобретатели).
4) Социокультурные – все остальное (спорт, кулинария, быт).
Мотивация творчества:
1)Древние философы главной мотивацией считали природный инстинкт или дар свыше (Сократ, Платон, + поэты).
2)Мятеж против законов природы (образ Икара).
3)Социальные мотивы (признание, успех, достижение, слава).
4)Познавательные мотивы (научные открытия и научная фантастика: Жюль Верн, Братья Стругацкие).
5)Социальный заказ/Частный заказ.
6)Удовольствие от работы мысли (Ч.Дарвин).
7)Честолюбие. Любознательность.
Теории Творчества:
(1) Психоаналитическая
Фрейд: Это творчество, значимость бессознательного, перевод либидо (сексуальной энергии) в творчество.
Юнг: рассматривал творчество как проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенного сквозь призму субъективного образа творца.
Адлер: творчество – это способ компенсации комплекса неполноценности. Каждый человек обладает творческой силой, творческим Я, которое способно помочь человеку выйти за пределы собственного Я, стать сверх человеком.
|
|
(2) Гуманистическая
В основе мотив личностного роста.
Маслоу: Творчество – универсальная функция человека, которая ведет по всем формам самовыражения. Пример, пирамида Маслоу (1-5 пунктов: 1-еда/секс/сон, 2-безопастность/здоровье, 3-соц.потребности/друзья/любовь, 4-признание, 5-творчество, 4-5 это самовыражение).
Э.Фромм: Творчество – это способность удивляться и позновать.
Общие способности.
Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие успехи в различных видах деятельности; определяющие успех определённого вида деятельности.
Общие способности – способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Это мыслительные способности, речь, память, тонкость и точность моторики и т.п. А также социально обусловленные способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми.
Специальные способности.
Специальные способности – те способности, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, в которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные и пр.
|
|
Наличие общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Они не конфликтуют, а взаимно дополняют друг друга. В определённых видах деятельности высокий уровень общих способностей порой выступает в качестве специальных способностей.
Роль среды в развитии творческих способностей.
Социальные факторы.
Если родители проявляют заботу о развитии своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей выше, чем когда дети предоставлены сами себе.
Макросреда (особенности общества). Общество проявляет/не проявляет заботу о развитии способностей у своих членов (совершенствование системы образования, развитие системы профориентации).
Понятие «талант» (на конкретном примере).
Талант – высшая степень развития способности в какой-либо конкретной деятельности. В основе каждой спец. способности лежит кристаллизованный интеллект.
Виды интеллекта:
· Вербальный;
· Пространственный;
· Числовой;
· Музыкальный;
· Социальный (способность к общению и успешной социальной адаптации);
· Двигательный (тонкая и крупная моторика).
Понятие «гениальность» (на конкретном примере).
|
|
Гениальность – высокий уровень развития способностей в различных областях деятельности.
Понятие «креативность».
Креативность – общая творческая способность мыслить в разных направлениях, продуцировать большое количество новых идей, находить нестандартные решения, использовать боковое зрение.
Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности. Он выделил 4 параметра креативности:
1) Оригинальность – отдаленные ассоциации, необычные ответы.
2) Семантическая (смысловая) гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования.
3) Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму предмета-стимула таким образом, чтобы показать его новые признаки.
4) Спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в большом объеме.
Концепция креативности Д.Б.Богоявленской.
Д.Б..Богоявленская творчество человека определяет через предметно-практическую деятельность, в процессе которой человек выходит за пределы «заранее установленного масштаба», за рамки простой целесообразности, познавая и преобразуя окружающий мир и самого себя. Это — универсальная целеполагающая деятельность.
|
|
Она определяет креативность как ситуативно нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от вида деятельности.
В качестве системообразующего фактора творчества берётся интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулированной активности.
Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!