Социальное познание. Самопознание.

Тема №6: «Основные виды познания»

Вопрос № 1: Научное познание. Формы и методы научного познания.

В философии «наука» трактуется как: «Высшая форма человеческих знаний, система развивающихся знаний и понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей».

 «наука» в широком смысле представляет собой единство знания, познания и сознания т.е. выступает как форма общественного сознания и является продуктом развития общества. И её характерная особенность проявляется в том, что наука выступает как основной вид сознания действительности. Процесс научного познания включает в себя такие формы, как: интуицию, догадку, вымысел и здравый смысл.

Особенности научного познания:

· Стремление к объективности

· Его направленность на получение таких данных

· Логика и доказательность.

· Логическая взаимосвязь и системность.

· Логическая строгость, точность и однозначность.

· Использование специальных методов, терминов и понятийного аппарата.

· Проникновение в сущность явлений.

· Опора на предыдущий уровень развития научных знаний.

· Научное познание доступно не всем.

В научном познании выделяют 2 основных уровня, которые опираются на свои научные методы (способы действий, с помощью которых решаются научные задачи) и основные критерии по которым различают эти уровни. Это:

· Характер предмета исследования

· Тип применяемых средств исследования.

· Особенности метода исследования.

Следовательно выделяют эмпирический и теоретический уровни

эмпирический уровень связан с фактами, составляющими основу любой науки

Теоретический уровень имеет дело с более абстрактными научными законами, охватывающими широкий класс явлений

К основным методом эмпирического уровня познания относятся:

· Наблюдение

· Эмпирическое описание

· Эксперимент

Особую форму научного познания составляет мысленный эксперимент

Основной метод эксперимента – изменение условий, в которых находится исследуемый объект. Данный метод позволяет обнаружить новые свойства предметов, которые не проявляются в естественных условиях, поэтому для него характерны контролируемость условий. В результате эксперимента осуществляется описание, которое производятся в виде. Основные научные требования к описанию:

· достоверность и точность воспроизведения наблюдений и эксперимента

· установление факта(ов).

Факт – явление материального или духовного мира. Основная задача научного познания – вскрытие причины возникновения того или иного факта, выяснить существенные его свойства и установить закономерную связь между фактами.

Методы теоритического познания:

                 - гипотеза

Формулирование научной теории

Выделяют следующие гипотезы (виды):

· Исследовательский (поисковый)

· Проверочный (контрольный)

· Особую форму познания составляет мысленный эксперимент

· основным методом эксперимента является метод изменения условий

 

Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий объясняющих явление окружающего мира. На основе проверки гипотиз и происходит построение научной теории. Следовательно, научной теорией называется логически не противоречивое описание окружающего мира. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и прогностическую функцию

 

 

Ненаучное познание и его виды.м

Помимо научного существуют и другие пути. Самым ранним являлся миф. Миф – это определенное повествование, причем, истинность не подлежала сомнению, а содержание было связано с реальной жизнью людей. Спецификой мифологического познания являлось то, что оно представляло собой фантастическое отражение реальности. В отличии от науки, которая стремится объяснить мир, миф заменял объяснения рассказом о происхождении мира или его отдельных проявлений. Мифы дали начало сказкам, которые тоже представляли собой одну из форм ненаучного познания.

Еще одним способом ненаучного познания мира является жизненная практика и опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснять мир в целом, но и просто трудились и добивались определенных результатах. Много знаний давала людям материальная и духовная деятельность. И одним из обязательных способов формирования знания являлось ученичество. В процессе приобретения опыта человек усваивал не только практические знания, но и нормы поведения. Одной из составляющих жизненного опыта является народная мудрость. Народная мудрость – это собранные воедино знания разных людей и многих поколений. Изначально мудрость приписывалась прежде всего Богам, которые наделяли ею отдельных людей. Поэтому, считалось, что люди, которых коснулась божья искра приобретали способность судить о неведомом и предрекать ход событий. В дальнейшем мудрость трактовалась как умение разбираться в происходящих событиях. Отличительной чертой народной мудрости было: её неоднородность и противоречивость.

Еще одним видом ненаучного познания является здравый смысл. Здравый смысл включает в себя определенные сведения, усвоенные стихийно, без специальной познавательной. И в этом понимании здравый смысл представляет собой так называемое природное мышление и поэтому он присущ каждому здравомыслящему человеку, но здравый содержит в себе различного рода заблуждения, предубеждения и стереотипы. Следовательно, здравый смысл – это консервативное явление. Еще одним видом ненаучного познания является искусство. Оно не ограничивается только лишь познанием мира. В искусстве выражается отношение человека к действительности. Любое художественное произведение дает в первую очередь эмоциональные. Мир чувственных образов не только обладает способностью улавливать процессы, явления и стороны жизни, но и несут важную информацию, которая оживляет знания о мире. Образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. Он помогает представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение как выражение мысли. Именно с помощью художественного образа создается гипотеза окружающего мира или его отдельных частей.

 

 

Социальное познание. Самопознание.

Познание общества и протекающих в нем социальных процессов имеет на ряду с общими для всей познавательной деятельностью чертами и опред . отличия от познания природы .человек это существо общественное он вкл. В соц жизнь и следовательно происходящие в обществе социальные процессы не могут не сказываться на познавательной деятельности человека по этому первая особенность социального познания заключается в то ,что человек который вкл. В изучаемый процесс видит его как бы изнутри но в тоже время будучи участником социального развития человек не может быть безразличным происходящему. Одни явления вызывают у него положительные чувство в то время как другие вызывают у него антипатию и это соответственно накладывает отпечаток на весь процесс познания однако дело не только в личностной оценки общественных явлений поскольку интересы больших групп людей не совпадают а в ряде случаев даже противоположны то выводы ученные которые изучают общество задевают интересы и тех и других групп по этому от них требует максимальная сдержанность в выводах и заключениях . Ещё в 17 веке англ философ Томос Гоббс выделил различия естественно научного и социального познания он сделал вывод о том что чем более исследователь вкл в социально-политическую борьбу тем сильнее будут сказываться его субъективные позиции его пристрастия потребности и настроения на процессе познания социального объекта и именно совпадение субъекта и объекта социальной политике во много объясняет не совпадение выводов и оценок

2 особенность социального познания заключ. В сложности изучаемого объекта каковым является само общество как правило в социальных процесса взаимодействуют различные социальные силы происходит в процессе этого взаимодействие сочетания различным экономических и духовных причин и социального познания именно по этому в них вторгается множество случайных сложностей познания социальных связей поскольку события социальной жизни не повторимы ,то здесь значительно сложнее обнаружить те или иные закономерности

3 особенность соц. Познания заключается в ограниченных возможностях наблюдения и эксперимента ,как правило в социальном познание возможно только ограничение социального эксперимента ,а главным источником явл. Общая практика и окружающая человека соц. Действительность и исходя из этого трудности социального познания явл. То, что общество не поддается научному изучению ,а только лишь описанию общественных явлений ,но тем неимение большинство исследователей склоняются к выводу о том ,что соц явл можно не только описать но и понять и их понимание происходит из их сути .если развитие общества и её история это деятельность людей то при изучение социальной действительности необходимо анализировать как текущую деятельность так и условия взаимодействия материальной и духовной деятельность и,но самое главное условие это изучение общественных явлений во взаимозависимости следовательно важной особенность соц процессов явл. Взаимосвязь множество факторов различных социальных смысл по этому одним из основных принципов социального познания явлю рассмотрение социальной действительности в развитии изучаемых общественных явлений, а так же выявления общего на основе изучения конкретных процессов .

Ещё поэт Евтушенко говорил о том что человек это существо изучеющее себя .т.е по сути дело человек практически всю свою жизнь занимается само познанием но не всегда отдает себе отчет в то, что осуществляет этот вид деятельности тем немение большинство ученных сходятся в мысли о том что самопознание начинает с младенчества и заканчивается со смертью человека. Н7а ранних тапах основные различия в процессе самопознания начинаются с трех месяцев однако главным источником знания о ребенке в первую очередь явл. Взрослый человек ,а на опред. Этапе когда ребенок в первые фразу №я сам «и начинается процесс активного самопознания

Выделяют 3 основных момента для понимания сущности процесса самопознания

1)формирование само-сопоставления собственного образа с кем либо другим и с этого момента главное для человека повысить свою самооценку.

2)люди склонны оценивать себя не так как оценивают его другие

3)самооценка зависит от отношения человека к собственным успехам ,а так же к выводам для себя и собственной жизни

4)само исповедь (очень важная)т.е внутренний отчет человека перед самим собой она помогает человеку любо утвердить свои качества либо изменить оценку своего поведения и взгляды на общество.

В тоже время само исповедь представляется собой сложный процесс поскольку человеку, как правило, всегда легче найти оправдание в поступках или осудить себя.

Таким образом в процессе своей жизни деятельности человек постоянно меняется следовательно так называемое «Я» концепция представляете собой относительно устойчивое более и ли менее степени и зафиксированное словом представление о самом себе и своих достижениях и для того чтобы дать объективную самооценку человеку не обязательно проходить как и либо эксперименты ,а достаточно только лишь наблюдать за собой.


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!