Музыкальный театр классицизма

Классицизм. Возникновение и обновление инструментальных жанров и форм, опера.

Классицизм (с лат. образцовый) – стиль в искусстве XVII-начала XIX века, который зародился во Франции. Основу классицизма составляло убеждение, что всем ходом вещей в природе и жизни управляет единый всеобщий порядок.

Основной задачей классицизма было обращение к образам и формам античной культуры, к идеальному эстетическому эталону.

Главные качества классицизма: упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции.

Представители классицизма: Пьер Корнель, Жан Батист Расин драматурги; Жан Батист Люлли и Жан Филипп Рамокомпозиторы.

Музыкальные жанры: опера, лирическая трагедия (жанр французской оперы рубежа XVII-XVIII веков, становление и расцвет в творчестве Люлли и Рамо).

XVIII век – век Просвещения.Время преклонения перед философией, разумом и наукой.

В XVIII веке:

· Французская революция (1789 г.) провозгласила идеи свободы, равенства, братства. Это идеи второго этапа классицизма – просветительского.

· Становление и утверждение национальной школы в Австрии (г. Вена) «венская классическая» школа, с которой связан расцвет симфонической музыки.

Вена являлась столицей музыкальной культуры того времени.

Музыкальный классицизм XVIII века называют «Венским классицизмом» и связывают с именами трех композиторов, живших и творивших в Вене, - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. Из трех великих венских музыкальных классиков Гайдн — самый старший. Ему было 24 года, когда родился Моцарт, и 38 лет, когда родился Бетховен.

Музыкальные жанры: симфония, соната, струнный квартет

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет свое значение и до сих пор.

Сформировался классический парный состав симфонического оркестра из четырех групп инструментов: струнная, деревянно-духовая, медно-духовая, ударная (у Гайдна).

Музыкальные инструменты: Фортепиано (от итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Диапазон от ля субконтроктавы до до ре пятой октавы (88 клавиш). Бывает двух видов: рояль (горизонтальные струны) и пианино (вертикальные струны). Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори в 1709 г.

Инструментальная музыка

В них большое значение приобрела сонатная форма. Поэтому инструментальные циклы называют сонатными или сонатно-симфоническими.

Сначала сонатами называли любые инструментальные произведения, чтобы отличить их от кантат – вокальных пьес.

Соната (с ит. звучать) – это произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатно-симфонического цикла (сонатные циклы для трех и более инструментов называются трио, квартет, квинтет и т.д.)

Большинством сонат (например у Гайдна и Моцарта) состоят из 3 частей. Части контрастны по характеру, темпу, размеру, но связаны общим замыслом и образуют единое целое.

1 часть – активная, энергичная, быстрая, пишется в сонатной форме (сонатного аллегро).

Сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиция, разработка и реприза.

Экспозиция (с лат. – изложение, показ) основана на 4 темах: главная, связующая, побочная, заключительная. Самые важные из них главная и побочная, они контрастны.

Главная партия обычно более активная, энергичная, решительная. Она звучит в основной тональности.

Связующая тема – это переход из тональности главной темы в тональность побочной темы.

Побочная партия гораздо мягче, напевнее, грациознее. Она звучит в тональности доминанты (мажор) или параллельной тональности (минор).

Заключительная партия – завершает экспозицию и утверждает тональность побочной партии.

В Разработке (развитие) происходит развитие тем экспозиции за счет смены тональности, лада, регистра, фактуры. Часто развивает самый выразительный мотив темы. Такое развитие называется мотивным. Разработка – самый напряженный раздел сонатной формы. Именно здесь находится кульминация – высшая точка тематического развития.

В Репризе (повтор) темы экспозиции повторяются в прежнем порядке, но теперь главная и побочная темы звучат в основной тональности.

В сонатной форме могут быть вступление и кода. Кода – это дополнительное заключение, которое обычно закрепляет главную тональность. Иногда в ней опять развиваются основные музыкальные темы (обычно в симфониях).

2 часть – медленная, лирическая, созерцательная. Может быть написана в разных формах.

3 часть – быстрый, яркий, живой финал, часто бывает написан в форме рондо[2].

Симфония (с греч. созвучие) – в Древней Греции и Древнем Риме обозначало любое приятное для слуха сочетание звуков, а также совместное пение ансамбля или хора в унисон (один звук). Сегодня значение этого слова другое.

Симфония – это произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатно-симфонического цикла.

Существует множество различных вариантов симфонии с разным количеством частей от одной до пяти, с разным составом исполнителей, включая хор и певцов-солистов, с более свободным строением.

Классический сонатно-симфонический цикл – это очень сложная многочастная инструментальная форма, где каждая часть имеет свое место и роль.

1 часть – активная, энергичная, содержит контрастные темы-образы, написана в быстром темпе, в сонатной форме.

2 часть - лирическая, созерцательная, написана в медленном темпе, форма различная.

3 часть – оживленная, танцевальная, обычно написана в трехчастной репризной форме. В симфониях Гайдна и Моцарта 3 часть называлась менуэтом[3], у Бетховена более острое скерцо (с нем. шутка).

4 часть – финал в быстром или очень быстром темпе, в форме рондо или сонатной форме.

Как правило 1, 3, 4, а иногда только 1 и 4 части симфонии пишутся в одной тональности.

Итак, мы упомянули слова «соната», «квартет», «симфония». Различие этих циклов зависит от состава исполнителей. Особое место принадлежит симфонии — произведению для оркестра, предназначенному для звучания в большом помещении перед многочисленными слушателями.

В этом смысле симфонии близок концерт — трехчастное сочинение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра. Наиболее же распространенные камерные инструментальные циклы — соната (для одного или двух инструментов), трио (для трех инструментов), квартет (для четырех инструментов), квинтет (для пяти инструментов).

Музыкальный театр классицизма

Опера (повторение 1 класса )

Слово «опера» (с итал. труд, сочинение). Родина оперы – Италия.

Опера – это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средство является пение. Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций. Именно в оперу вводятся танцы. А сопровождает оперу симфонический оркестр – активный участник оперного представления. Музыкальные портреты действующих лиц, их разнообразные чувства воплотились в больших, развернутых ариях. Кроме арий, для выражения чувств и эмоция героев широко использовались разнообразные ансамбли – героические, лирические, скорбные.

Что касается музыкального отображения различных сюжетных ситуаций, то для этих целей подходят речитативы – мелодии, представлявшие собой нечто среднее между пением и разговорной речью.

Вскоре после своего зарождения опера распространяется по всей Италии. В ней пробуют свои силы такие известные итальянский композиторы, как Джулио Каччини, Джованни Перголези, Алессандро Скарлатти, Клаудио Монтеверди и другие. В конце XVII- начале XVIII века складываются основные разновидности итальянской оперы – опера-сериа и опера-буффа.

С наступлением XVIII века в итальянской опере постепенно обособились два жанра — опера-сериа (серьезная) и опера-буффа (комическая). В операх-сериа по-прежнему преобладали мифологические и исторические сюжеты, в которых фигурировали так называемые «высокие» герои — мифологические божества, цари древних государств, легендарные полководцы. А в операх-буффа сюжеты стали преимущественно современными бытовыми. Героями здесь выступали обыкновенные люди, действовавшие энергично и жизненно правдоподобно.

Первым ярким образцом оперы-буффа явилась «Служанка-госпожа» (1733) Джованни Баттисты Перголези. Героиня оперы — предприимчивая служанка Серпина — ловко женит на себе своего ворчливого хозяина Уберто и сама становится госпожой.

Как и многие ранние итальянские оперы-буффа, «Служанка-госпожа» первоначально исполнялась как сценическая интермедия (с лат. междудействие) в антрактах между действиями оперы-сериа «Гордый пленник» Перголези. Вскоре «Служанка-госпожа» приобрела большую известность во многих странах как самостоятельное произведение.

В отличие от итальянских опер-буффа во французских комических операх ариозные номера чередуются не с речитативами, а с разговорными диалогами. Так же строится и зингшпиль (с нем. «singen» («петь») и «Spiel» («игра»)) – немецкая и австрийская разновидность комической оперы, появившаяся во второй половине XVIII столетия. Для музыкального языка всех разновидностей комической оперы характерна тесная связь с народно-бытовыми песенными и танцевальными мелодиями.

Настоящей революцией в музыкальном искусстве стала оперная реформа К. Глюка (Кристоф Виллибальд Глюк (17141787)немецкий композитор, преимущественно оперный , один из крупнейших представителей музыкального классицизма ) , провозглашавшая три основных требования к сочинениям: правда, естественность и простота, т.е. он стремилсяболее доступно передать зрителю смысл драматических произведений.

Новое в комических и реформированных серьезных операх:

· активная действенность развития;

· простота и ясность выразительных средств (меньше украшений);

· композиционная стройность;

· общий благородный и возвышенный характер музыки;

· акцент на раскрытии образа сочинения и внутренних переживаниях героя (речитативы).

К своей реформе в опере Глюк шел непростым путем. Прежде чем прочно обосноваться в Вене, Глюк поставил 17 своих опер-сериа на сценах театров Милана, Венеции, Неаполя, Лондона, Копенгагена, Праги и других городов.

Свою первую реформаторскую оперу «Орфей и Эвридика» (1762) он написал на сюжет о легендарном древнегреческом певце Орфее.

Домашняя работа.

1. Выписать все понятия в тетрадь, и из чего состоит Сонатная форма и симфония

2. Прочитать легенду об Орфее и Эвридике

 

Выполненную домашнюю работу подписывать (имя, фамилия, класс), присылать на почту: ekaterina.nnnn72@yandex.ru ; либо WhatsApp 89829683714

!!! за невыполнение заданий, будет ставиться неудовлетворительная оценка

 


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!