Кроссворд по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»



Задание 1.Фазиль Абдулович Искандер (родился в 1929г.)

Я русский писатель, но певец Абхазии .

Ф.Искандер

Это интересно знать:

   Родился в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938 году отец писателя был депортирован из СССР. Воспитывался родственниками матери в селе Чегем. Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Поступил в Библиотечный институт в Москве. После трех лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1954 году.

    Работал журналистом в Курске и Брянске. В 1955 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуме в 1957, в конце 1950-х годов начал печататься в журнале «Юность». Известность к писателю пришла в 1966 г. после публикации повести «Созвездие Козлотура».

    Автор романов «Сандро из Чегема», «Человек и его окрестности»; повестей: «Стоянка человека», «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура», «Софичка» и других произведений.

  Сюжет многих из его произведений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

  В 1979 году участвовал в создании альманаха «Метрополь». Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года. В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века».

Читательское признание Искандер получил благодаря ряду сатирических повестей и рассказов, и прежде всего - большому циклу произведений под общим названием «Сандро из Чегема», который писатель продолжает и по сей день.

     В настоящее время живет в Москве.

Для любознательных.

НАЧАЛО (отрывок из автобиографического рассказа Фазиля Искандера).

       Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится проигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. Иной пищит, а проигрывает…

     Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на одном приморском пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. Как это ни странно, в самом деле превратили…

     Но дело не в этом. Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. Все обратили внимание на то, как я держу носилки. Надо было найти повод для веселья. И повод был найден. Оказалось, что я держу носилки как отъявленный Лентяй…

     Теперь все работало на образ. Если я на контрольной по математике сидел, никому не мешая, спокойно дожидаясь, покамест мой товарищ решит задачу, то все приписывали это моей лени, а не тупости. Естественно, я не пытался в этом кого-нибудь разуверить. Когда же я по русскому письменному писал прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени…

     Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был достаточно хорошо учиться.

    По этой причине я каждый день, как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, ложился на парту и делал вид, что дремлю. Если учителя возмущались моей позой, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. Лежа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости и стараясь запомнить все, что он говорит. После объяснения нового материала, если оставалось время, я вызывался отвечать в счет будущего урока…

   Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес взят!..».

   Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания, модный в те годы. Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска.

   Кончилось все это тем, что я вместо запланированной на меня серебряной медали получил золотую.

  И вот с аттестатом, зашитым в кармане вместе с деньгами, я сел в поезд и поехал в Москву…

Москвичи обрадовали меня своей добротой и наивностью. Как потом выяснилось, я им тоже показался наивным. Поэтому мы легко и быстро сошлись характерами. Людям нравятся наивные люди…

Единственная особенность москвичей, которая до сих пор осталась мной не разгаданной, это их постоянный, таинственный интерес к погоде. Бывало, сидишь у знакомой за чаем, слушаешь уютные московские разговоры, тикают стенные часы, лопочет репродуктор, но его никто не слушает, хотя почему-то и не выключают.

– Тише! – встряхивается вдруг кто-нибудь и подымает голову к репродуктору. – Погоду передают.

Все, затаив дыхание, слушают передачу, чтобы на следующий день уличить ее в неточности…

   Именно с целью изучения глубинной причины интереса москвичей к погоде я несколько лет назад переселился в Москву. Ведь мое истинное призвание – это открывать и изобретать…

  Каждый день, за исключением тех дней, когда меня не бывает дома, я закрываюсь у себя в комнате, закладываю бумагу в свою маленькую прожорливую «Колибри» и пишу…

  О многих своих открытиях, ввиду их закрытого характера, пока существует враждебный лагерь, я, естественно, не могу рассказать. Но у меня есть ряд ценных наблюдений, которыми я готов поделиться. Я полагаю, чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвратиться обратно. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором.

  Смешное обладает одним, может быть, скромным, но бесспорным достоинством: оно всегда правдиво. Более того, смешное потому и смешно, что оно правдиво. Иначе говоря, не все правдивое смешно, но все смешное правдиво…

Вопросы и задания:

1) Что показалось вам интересным в этом рассказе?

2) Что общего у героя этого произведения с рассказчиком из «Тринадцатого подвига Геракла»?

3) Как вы понимаете выражение: «Я полагаю, чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвратиться обратно. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором…»?

4) Как вы думаете, в какой степени эти слова относятся к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»?

Смекай, играй, отгадывай

Кроссворд по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»

 

По горизонтали

3. Как звали помощницу докторши

5. Что по мнению директора нервирует школьников

6. Про что была домашняя задача

7. Кто был по происхождению Харлампий Диогенович

8. Как дразнили Комарова

10. Что перебирал пальцами Харлампий Диогенович

 

По вертикали

1. Кого больше всего боялся директор

2. Кто вместо дежурного мыл доску

4. Чем переболел главный герой

6. Чем закалял детские души учитель математики

9. Как учитель математики называл Авдеенко

 

 

Вопросы и задания:

 

  • Составить цитатный план для рассказа об одном из героев (по вариантам):
    1) Отличник Сахаров.
    2) Шурик Авдеенко.
    3) Алик Комаров.

 

 

Задание 2. Николай Михайлович Рубцов (1936 – 1971) (записать краткое содержание информации, выписать средства выразительности из стихотворения «Звезда полей», опираясь на данный материал)

:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы, как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Е. Евтушенко

Это интересно знать:

Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества – «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».

Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились уже после смерти поэта. Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой.

   Особенной известностью пользуются песни на его стихи «В горнице моей светло», «Я буду долго гнать велосипед», «В минуты музыки печальной».

Запомни!

Катрен - строфа, состоящая из четырёх строк

Романс - это стихотворение, положенное на музыку; небольшое лирическое произведение, строфическое. Со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией

Элегия - это стихотво­рение, пронизанное грустным раздумьем, испол­ненное чувством сожаления и уныния


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!