Если сопоставляем произведения на заданную тему (проблему)

Разбор 6 задания ЕГЭ по литературе 2022

 

В БЛАНК ОТВЕТОВ №2 запишите номер задания 6.

Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия  обоих произведений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

 

Баллы

Критерии

1. Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом

2

Названо произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении

анализа

1

Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0

Не названо произведение, и не указан его автор,

И/ИЛИ   не проведено   сопоставление     произведения    с предложенным текстом в заданном направлении анализа

2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации

4

При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не

искажена, фактические ошибки отсутствуют

3

При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

2

При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция исходного и

выбранного произведений не искажена

 

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

1

При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

0

При  сопоставлении     для  аргументации     суждений    не привлекается текст ни одного произведения

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений

(исходного и выбранного)

И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки

3. Логичность и соблюдение речевых норм

2

Отсутствуют логические, речевые ошибки

1

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая,

и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок

0

Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от

наличия/отсутствия ошибок других видов)

Максимальный балл – 8

         

КЛИШЕ для выполнения

Если сопоставляем героев.

Для сопоставления X (герой) из произведения (роман, повесть и т.д.) +АВТОР можно выбрать Y (герой) из произведения (роман, повесть и т.д.) +АВТОР по следующим основаниям: 2-3 основания.

Как X (что-то делает, что-то имеет, любит, ненавидит, считает своей целью и т.д.), так и Y ….

Кроме того, оба героя …. (опора на текст).

Наконец, …. (опора на текст).

Если сопоставляем произведения на заданную тему (проблему)

Многие писатели в своих произведениях обращались к теме (поднимали проблему, показывали взаимоотношения), например, АВТОР + ПРОИЗВЕДЕНИЕ (исследуемый текст в экзаменационном материале) и АВТОР + ПРОИЗВЕДЕНИЕ (для сопоставления).

Сопоставить (герой) с (герой) можно потому, что оба героя (сходства 2-3). Кроме того, ….. Наконец, …

6. В каких произведениях писатели обращались к типу «маленького человека»?

Многие писатели обращались в своих произведениях к типу «маленького человека», например, А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник. Сопоставить Башмачкина, героя повести "Шинель", можно с Евгением, героем поэмы «Медный всадник», потому как герои бедны, непритязательны, занимают незначительное место по службе.

Оба героя теряют самое дорогое, что есть в их жизни (Евгений теряет Парашу, а Башмачкин - шинель). Оба «маленьких человека» не выдерживают такого горя и сходят с ума, впоследствии оба умирают. Кроме того, и Башмачкин, и Евгений решаются на своеобразный бунт (Башмачкин «сквернохульничал» в адрес «значительного лица», а Евгений бросает вызов Медному всаднику: «Ужо тебе!»).

 Но между героями есть и существенная разница: Евгений мечтает о женитьбе на Параше, о детях, о семье - и это прекрасные, тихие мечты; Акакий Акакиевич же подменил смысл существования служению вещи, что является свидетельством его духовной деградации.

Итак, образ маленького человека» имеет как общие черты, так и разнообразие вариативных особенностей, поэтому можно говорить о его типологии в русской литературе.

Задание 11.1 В каком стихотворении можно проследить тему значимости творчества или отношения к творчеству и в чем это стихотворение можно сопоставить со стихотворением «Одним толчком согнать ладью живую» А.А. Фета.

Материал для сопоставления

Одним толчком согнать ладью живую...   Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец — Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!   Февраль. Достать чернил и плакать… Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. 1912 г.  

 

 

Стихотворение А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…» можно сопоставить со стихотворением Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» В обоих текстах творчество показано как возможность познать иной мир, мир «горний» недоступный для понимания простого человека. Оба автора используют безличные предложения со сказуемыми, выраженными инфинитивами («согнать», «подняться», «прервать» - А.Фет; «достать», «плакать», «писать» - Б. Пастернак), для того чтобы проиллюстрировать инаковость, нереальность мира, который открывается перед поэтом в момент творчества. Как в стихотворении А.Фета, так и в стихотворении Б.Пастернака отражена двойственность жизни поэта: мир внешний и мир внутренний. А. Фет при помощи эпитетов противопоставляет «тоскливый сон» обыденности акту творчества, когда «живая» ладья переносит его в мир грез. Б. Пастернак сравнивает творческий процесс с пробуждением природы после зимней спячки. С помощью эпитета «сухая грусть» автор противопоставляет реальность вдохновению, когда «слагаются стихи навзрыд». Кроме того, в обоих стихотворениях есть мысль о том, что именно творчество - поэзия - позволяет по-настоящему выразить чувства (метафоры «дать жизни вздох» у Фета и «И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» у Пастернака).


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!