Рациональное мышление и его формы

СТУДЕНТ _______________________________ ГРУППА ______________

Самостоятельная работа №9

Гносеология – учение о познании

Задание 1

Ознакомиться с представленными источниками по теме для подготовки к Практическому занятию.

Источник

Тема ГНОСЕОЛОГИЯ (ПОЗНАНИЕ)

Теория познания (гносеология) – учение о сущности, цели, предпосылках и условиях познавательной деятельности человека, о критериях адекватности (соответствия) наших знаний реальному миру. Наряду с реальным процессом познания шло и осмысление самого процесса познания, формировались различные философские теории познания.

Гносеология – фундаментальная философская наука. Ее предметом является совокупный процесс познания мира, включая научное, художественное, философское и др. виды познания, сопоставление и оценка философских точек зрения на процесс познания, разработка современной теории познания, учения об истине. Прежде гносеология должна дать представление о том, как идет движение человеческого познания от незнания к знанию, от неполного к более полному знанию, знание об оптимальной структуре (компонентах) и стратегиях познания, о реальном достижении истины конечного смысла всякого познания; дать убедительный ответ на вопрос о познаваемости мира.

Решение проблем теории познания связано с общим вопросом: познаваем ли мир? Вопрос о познаваемости мира – это вопрос о том, способен ли человек составить верную картину о вещах, способен ли его разум достигать объективных, истинных знаний о мире. Философы в решении этого вопроса разделились на две большие группы: агностики и оптимисты.

Агностицизм – учение о частичной или полной непознаваемости мира. Оно отрицает возможность адекватного отражения вещей. Агностик говорит: «Да, у меня есть идеи, но соответствуют ли они действительности, я не знаю». Согласно философу-агностику Юму, наши знания – это знания о наших ощущениях, а не о реальном мире. Кант утверждал о принципиальной непознаваемости «вещи в себе», т. е. объективного существующего мира. Но Кант был частичный агностик, он ограничил познание сферой явлений. Современные экзистенциалисты М. Хайдеггер и К. Ясперс говорят об абсолютной непознаваемости бытия. Бытие и знание о бытии – «шифры», не поддающиеся распознанию.

Но в истории философии были мыслители, которые не видели принципиальных препятствий на пути познания человеком мира и сущности предметов. Они полагали, что существует объективная истина и человек имеет возможность ее достичь. Такая позиция в решении основного гносеологического вопроса называется гносеологическим оптимизмом. Сторонниками этого направления считают древнегреческих материалистов, философов Нового времени – Р. Декарта, Ф. Бэкона, Дж. Локка, представителей объективного идеализма – Платона и Гегеля.

Платон полагал, до попадания в тело человека душа находится в мире идей и созерцает истину. Когда же она помещается в тело –она забывает увиденное. Поэтому, по Платону, «знание есть процесс припоминания». Способствуют процессу «припоминания» наводящие вопросы, вещи, ситуации.

Демокрит и Эпикур – древнегреческие материалисты, были уверены в познаваемости мира, но полагали, что чувственное восприятие вещей дает лишь «темное» знание, знание явления. Достижение «светлого» знания и познание сущности вещей происходит только посредством разума. Но ощущения играют незаменимую роль в процессе познания, поскольку служат средством связи человека с действительностью. Демокрит, Бэкон, Локк и др. считали, что ощущения представляют собой образы, копии вещей, существующих в окружающей действительности, то есть являются почти зеркальной картиной внешнего мира. Например, Дж.Локк уподоблял наше сознание чистому листу бумаги, на котором природа оставляет свои отпечатки, набрасывает многокрасочные и причудливо разнообразные картины. Он полагал, что человек может опираться на данные органов чувств и вполне доверять им. «На опыте, – пишет Локк, –основывается все наше знание, от него, в конце концов, оно происходит». Именно опыт дает материал для познания. Часто представители носеологического оптимизма чрезмерно абсолютизировали данные органов чувств и недооценивали важность мышления.

 

Сенсуалисты-эмпирики (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что все знание происходит из чувственного опыта. Согласно этой сенсуалистской теории, в интеллекте нет ничего такого, чего не было бы в чувствах. Истина – дочь чувственного опыта.

Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) понимали, что познающее мышление (и – само знание) выходит за пределы чувственного опыта. Источник всякого достоверного, необходимого и всеобщего знания – разум, интеллект. Истины физики и математики не являются суммированием чувственного опыта. Вывести научный разум из чувств – значит фактически уничтожить его, поскольку всеобщая достоверность сведется к чувственным частностям.

Философы-конструктивисты (И.Г. Фихте, Коген, Э. Гуссерль) полагали, что познавать предметы – это мысленно конструировать их, исходя из определенных принципов или идеальных сущностей. Но в этом случае объективное познание вещей подменяется субъективным, зависящим от организации нашего сознания.

Интуитивистская теория познания (А. Бергсон, Н. О. Лосский, С.Н. Франк и др.) рассматривает интуицию как единственно достоверное средство познания мира. Интуиция – это быстрое постижение истины, видение ее «очами разума» без обращения к доказательствам и опыту.

Прагматическая теория познания (У. Джемс, Дж. Дьюи) считает любое знание, истину средством, инструментом разрешения проблематичной, практической ситуации.

Религиозно-философская теория познания считает источником знания, носителем истины Бога, в основном занимается богопознанием (через косвенные доказательства и «свидетельства» присутствия Бога в вещах).

Сенсуализм, рационализм, прагматизм, теология и интуитивизм рассматривают человеческое познание внеисторически.

Современная теория познания не может быть односторонним учением о познании мира, не должна путаться в дилеммах типа «все знание из опыта» и «все знание из разума», а должна синтезировать все рационально-истинное в различных теориях, строить диалектическую теорию познания.

В структуре познания обычно выделяют объект и субъект познания, цель и результат познания, средства и уровни познания, критерий истины и, естественно, сам процесс познания, т. е. взаимодействие объекта и субъекта, уровней и других элементов познания. Следует не забывать, что всему познанию свойственна диалектика.

Объектом познания может стать любая реальность – природная и социальная, материальная и духовная, любой «фрагмент» той или иной реальности. Мир частиц и мир живых организмов, общество и человек, Бог и совесть человека – все может быть познавательным объектом. Без объекта нет познания. Наши мысли – не только «наши», а касаются объективно существующих свойств и законов реального мира. Субъект познания – целесообразно действующий агент (человек, коллектив, общество, человечество) познания, носитель познавательных способностей. В науке, например, субъектом познания является социально зрелый и воспитанный в определенной культуре субъект (ученый, научный коллектив), способный действовать по правилам научного метода и методологии.

Субъект и объект познания находятся в процессе диалектического взаимодействия. В процесс познания мира объект так или иначе субъективизируется, присваивается субъектом в виде распредмеченных знаний об объекте. Человек, отправляясь в путь познания, отталкивается от добытых знаний, наличных смыслов и интерпретаций мира. В процессе познания происходит и объективация субъекта; последний откладывает, кристаллизует в объекте добытые новые знания, по-новому интерпретирует мир. Без субъекта нет объекта познания, как субъект познания не существует без объекта. Взаимодействие субъекта и объекта познания, как правило, весьма противоречиво. Конфликтуют не только идеи, теории с фактами, но сами теории, методы и методологии. Между целями и средствами познания редко достигается соответствие.

В качестве средств познания могут выступать язык, категориальный аппарат, эталоны познания и такие исследовательские средства как телескоп, микроскоп, ЭВМ, ускоритель частиц и др.

Результат познания – это знания, т. е. языковые, знаковые построения, отражающие реальные характеристики вещей, законы реальности. Знания бывают объектные, то есть те, которые раскрывают структуру объекта, природных вещей, и экзистенциальные – знания, отвечающие на вопросы и проблемы человеческого существования (например, о полноценности и ущербности человеческого бытия, о смысле жизни и др.). Знания – это познавательные результаты, удостоверенные долгим опытом познания, разумом и практикой.

ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

Мини-глоссарий

Истина – категория философии, обозначающая идеал знания и способ его достижения.

Критерий истины – способ, с помощью которого устанавливается истинность знания и отличается истина от заблуждения.

 

Все вопросы теории познания, так или иначе, концентрируются вокруг проблемы истины и ее критериев. В системе понятий, на которое опирается мировоззрение человека, понятие истины является одним из основных и стоит в общем ряду с «добром», «красотой», «справедливостью» и пр.

В истории философии существуют разные понимания истины и ее критериев: «Истина – это соответствие знаний действительности»; «Истина – это опытная подтверждаемость»; «Истина – это свойство самосогласованности знаний»; «Истина – это полезность знания, его эффективность»; «Истина – это соглашение».

Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, отражено в классической или корреспондентской(от английского слова correspondence – соответствие) концепции истины. Именно с нее и начинается теоретическое исследование истины, первые попытки которого предприняли Платон и Аристотель. Позже классическое понимание истины разделяли: Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Л. Фейербах и др.

Критериями истины в классической концепции истины являются: соответствие и действительность.

Под действительностью в данной концепции подразумевается как объективная реальность, так и субъективный мир человека.

 Соответствие знаний объектам и предметам трактовалось как их адекватное воспроизведение в сознании человека. Основные принципы классической концепции истины были связаны с гносеологическим оптимизмом, который допускал существование объекта познания вне зависимости от субъекта и состояний его сознания.

В качестве основных положений корреспондентского понимания истины выделяют следующие:

1) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;

2) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью;

3) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью;

4) классическая концепция истины претендует на статус логически непротиворечивой системы знания.

В процессе своего исторического развития в классической концепции истины обнаружились проблемы, ее основные постулаты были критически переосмыслены и появились альтернативные, неклассические концепции истины.

Когерентная концепция истины (от лат. cohaerentia – сцепление, связь) – концепция, основанная на положении о том, что знание истинно, если оно внутренне согласованно и непротиворечиво. Например, положение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы. Истоки данной теории можно обнаружить еще в античности у Парменида и Зенона, которые считали, что соответствие мысли действительности может быть удостоверено не путем наблюдений, которые не дают достоверного знания, а лишь путем установления непротиворечивости знаний.

Противоречивая идея не имеет референта в реальном мире. Вместе с тем непротиворечивость идеи гарантирует правильное описание ею реального положения вещей.

В ХХ в. представитель неопозитивизма О. Нейрат считал, что истинность научного знания заключается не в том, что это знание соответствует действительности или какой-то другой части знания, истинность которой носит абсолютный характер, а в том, что все знание представляет собой самосогласованную систему. Именно это свойство самосогласованности, или когерентности, является тем референтом, к которому относится понятие истины.

 

Прагматическая концепция истины (греч. pragma – дело, действие) – концепция, принимающая за критерий истинны ее практическую полезность.

Сторонники этого понимания – Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмен утверждают, что реальность внешнего мира недоступна для человека, поскольку человек непосредственно имеет дело как раз со своей деятельностью. Поэтому единственное, что он может установить, – это не соответствие знаний действительности, а эффективность, практическую полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность человеческих знаний, которые можно назвать истинными. В прагматизме подчеркивается роль практической активности познания, а эмпиризм рассматривается как альтернатива рационалистической созерцательности. Нельзя ограничиваться только теоретическими рассуждениями, необходимо на деле проверять суждения на истинность и ложность. Истинная идея – та, которая выполняет свою функцию, которая работает; ложная идея – та, которая этого не делает.

Конвенционалистская концепция истины (лат. conventio – соглашение) концепция, в которой истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории. Представители данной концепции истины – А. Пуанкаре, К. Айдукевич, П. Дюгем и др. считали, что конвенциональный элемент в науке очевиден, но он ничуть не снижает объективный характер научных теорий.

«Невозможно ничего знать, – пишет Пуанкаре, – но мы уже приступили и вынуждены действовать – так случайно мы фиксируем правила. Набор правил и называется наукой…. Правила игры – произвольное соглашение, и мы могли бы принять противоположное соглашение, если бы оно не было хуже первого». Они полагали, что опыт является критерием истины. Сами эмпирические факты не создаются учеными, они предшествуют как грубый материал, а ученый должен создать из них факты науки.

В современной философии проблема истины все более ощутимо лишается своего объективно-онтологического статуса и рассматривается в контексте интерпретации ценностных и субъективно- личностных измерений сознания. Появляются герменевтическая, экзистенциальная и пр. трактовки истины. Сохраненная неоднозначность существующих подходов к проблеме истины еще раз подчеркивает тот факт, что она является одной из основных как для гносеологии, так и для всей философии в целом.

Познание — это сложный исторический процесс формирования знания, в котором задействованы чувства и разум. В связи с этим выделяют чувственную и рациональную ступени познания, которые в реальной познавательной деятельности внутренне взаимосвязаны.

Познание начинается с непосредственных чувственных образов, с так называемого живого созерцания, которое осуществляется посредством органов чувств.

Чувственные впечатления, возникающие при непосредственном воздействии предметов на органы чувств, называются ощущениями и восприятиями. Ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений действительности. Благодаря ощущениям мы можем определить движение и положение нашего тела, иметь представление об отдельных свойствах предмета.

Всего различают пять основных видов (модальностей) ощущений по количеству органов чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Кроме того, существуют еще двигательные и внутренние ощущения, которые отражают соответственно движение и положение самого тела и внутреннее его состояние.

Упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и явлений приводит к появлению следующей формы живого созерцания — восприятию. Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон.

Образы предметов, сформированные в процессе живого созерцания, впоследствии могут быть воспроизведены в отсутствие этих предметов. Чувственный образ предмета, в данный момент не воздействующего на органы чувств человека, называется представлением.

Но, как и ощущения и восприятия, представление имеет чувственно-конкретный, наглядный характер, ибо в представлении воспроизводится образ предмета, который воздействовал на человека в прошлом.

Другими словами, в представлении непосредственный контакт с окружающей действительностью заменяется мнемическими процессами, памятью. Поэтому нередко представления определяют как образы памяти, как восприятие по памяти. Представление можно рассматривать в качестве перехода от чувственной ступени познания к рациональному познанию.

Рациональное мышление и его формы

Понятие является одной из познавательных форм мышления. Закрепляясь в словах, понятие сохраняет накопленные человечеством знания и передает их из поколения в поколение.

Понятие — это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях.

В реальном процессе познания понятия связаны между собой, и эта связь осуществляется в форме суждения. Суждение — это выска- что утверждается или отрицается. Утверждающим, например, будет суждение: «Все книги полезны». «Вечные двигатели не существуют» — это пример отрицательного суждения. Характерной особенностью суждения является то, что их можно оценивать с точки зрения истины или лжи. К понятиям такая оценка не применима. Кроме того, в форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие, как в понятии.

Умозаключение — следующая форма абстрактного мышления.

Умозаключение — это сопоставление и анализ различных суждений, и образование на этой основе новых общих или частных выводов. Умозаключения выражают процесс получения новых результатов в познании.

Итак, мышление осуществляется в трех основных формах: понятиях, суждениях и умозаключениях. Это основные логические формы мышления, их изучением занимается логика. Она отвлекается от непосредственных условий возникновения и развития тех или иных мыслей, ее интересуют готовые продукты мышления.

 

 


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!