Петербург Достоевского — «город, в котором невозможно быть».

План

Урока теоретического обучения №9

По дисциплине ОДБ.02 Литература

Количество часов 1

Дата: 30.03.22.

Группа: 4

Специальность: МОС

Преподаватель: Демченко Т.О.

Тема: Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова. Петербург Достоевского – город униженных и оскорбленных.

Цели: продолжить знакомство учащихся с творческой историей романа «Преступление и наказание», показать своеобразие и противоречивость художественной манеры писателя и начать знакомство с содержанием романа, раскрывая при этом особенности мировоззрения, философии, системы взглядов писателя.

Ход урока

Орг.момент

Теоретический материал

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова кратко можно описать в форме определенной теории. Герой самостоятельно скорректировал свое мировоззрение, защищаясь от проблем, невзгод внешнего мира. Его теория лежит в основе всего произведения. Достоевский – религиозный человек, осуждает персонажа за нарушение божьих заповедей, нравственных ограничений. Социальные и философские истоки теории Раскольникова основаны на воздействии окружающей обстановки.

Персонаж выстроил для себя четкое разграничение людей на два класса. Убийство стало для него способом доказать свое отношение к высшей касте. Автор начинает повествование, описывая Питер, его убогость, нищету. Жители города – злорадствуют, презирают окружающих людей. Раскольников сталкивается с материальными трудностями, ненавидит обеспеченных горожан.

Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова

Философский аспект менее значим, чем социальные условия жизни студента. К совершению греха его приводят следующие обстоятельства:

· Молодого человека исключили из университета, он не смог оплачивать учебу. Будучи умным, гордым студентом с развитым чувством собственного достоинства, он тяжело пережил исключение;

· Раскольников постоянно голодает, сталкивается с унижениями, горестями. Родион, вся его семья, живут на гране нищеты;

· Персонажа окружают несчастные мать и сестра. Он повсюду сталкивается с грязью, обреченностью, унынием, лишениями;

· Молодой человек старается бороться один против всего мира. У него не получается оказать помощь родным – маме и Дуне, знакомым – Соне, Мармеладову. Это порождает чувство безысходности. Чтобы поесть, герою приходится закладывать собственные вещи;

· Нарядная публика, богатые дома вызывают злость, ненависть, обиду. Несправедливость окружающего мира впервые зарождает мысль об убийстве;

· Он не считал это преступление банальным. Мотив Родиона кроется в оказании помощи нуждающимся людям.

Студент задолго до преступления опубликовал свой труд о собственной теории разделения людей. По его мнению, есть обыкновенные жители, необремененные интеллектом, дрожащие твари. Необыкновенные люди, имеющие право на убийство, живущие хорошо, свободно. Они могут нарушать законы, чтобы помочь обездоленным, обыкновенным личностям.

Проследите путь героя Достоевского к преступлению.

Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6—7.) (В тетрадях сделать записи.)

Путь Раскольникова к преступлению:

а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

в) разговор студента и офицера в распивочной;

г) теория о «двух разрядах»;

д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);

е) мысль героя — решиться хоть на что-нибудь;

ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу...Надорвалась!»). Удушливой скученности толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой песчинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны разрешить противоречия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе.

Петербург Достоевского

Пейзажи

Сцены уличной жизни

Интерьеры

Петербург Достоевского — «город, в котором невозможно быть».

Пейзажи:

ч.1, гл. I («отвратительный и грустный колорит» городского дня);

ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины);

ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»);

ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург);

ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова);

ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Сцены уличной жизни:

ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми);

ч.2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние);

ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на ...ском мосту);

ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

Интерьеры:

ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова);

ч.1, гл. 2 (кабак, где. Раскольников слушает исповедь Мармеладова);

ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната — «проходной угол» Мармеладовых);

ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов);

ч. 4, гл. 4 (комната — «сарай» Сони).

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А.С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит...

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя — оборотень с Двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!