Обычаи и верования восточных славян
Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
|
|
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
История становления и особенности быта народов Поволжья и Урала
Каждый народ в зависимости от исторических условий прошёл своеобразный путь развития, что наложило отпечаток на психологический склад этноса, проявляющийся в сфере духовного производства: письменности, литературе, искусстве, традициях, обычаях, обрядах, фольклоре. Например, самоназвание марийцев (мари, марий) этимологизируется как «человек», «мужчина», «муж» Марийцы проживают в Республике Марий Эл, в Башкирии, Татарстане, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской областях; формирование марийского этноса происходило в I тыс. н.э. в Волго-Вятском междуречье на основе финно-угорских племён пермско-волжской этнолингвистической общности, оставивших ананьинскую археологическую культуру эпохи раннего железного века. Дальнейший этногенез марийской народности связывается с городецкой и азелинской культурами I тыс. н.э., «этнической основой формирования марийского народа была древнемарийская соплеменность, выделившаяся в конце I тыс. до н.э. — нач. I тыс.н.э. из исторически предшествовавшей ей совокупности волгоокских финно-угорских племён». Впервые марийцы под названием «цр-мис» упоминаются в X в. в письменных документах Хазарского каганата. После нашествия монголо-татар земли марийцев вошли в состав Золотой Орды, а затем Казанского ханства. Их этническое развитие протекало в тесном контакте с соседними народами — волжскими болгарами, чувашами, татарами, а после вхождения в состав России в 1550-х годах — русскими, у которых были заимствованы многие элементы культуры.
|
|
Основным традиционным занятием марийцев было пашенное земледелие. Выращивались рожь, овёс, ячмень, полба, гречиха, репа, конопля, лён, из огородных культур — лук, капуста, редька, картофель. Немалое значение имело животноводство: разведение лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Существенную роль играли охота, рыболовство, бортничество, а затем пасечное пчеловодство, лесные промыслы — заготовка и сплав леса, смолокурение. Домашние ремёсла (прядение, ткачество, вышивка) с развитием товарно-денежных отношений приобрели характер промысла. Развиты были деревообработка, плетение из лозы, гонка дёгтя, смолы, скипидара, жжение угля, но железоделательное производство не получило развития, покупались даже простые металлические изделия.
|
|
Интересен марийский традиционный костюм. Мужская одежда состояла из рубахи туникообразного кроя и штанов, в качестве верхней одежды носили кафтаны, тулупы, шубы; рубаху и верхнюю одежду надевали с поясами. Головными уборами были войлочные шляпы и меховые бараньи шапки. Для женской одежды в основном характерны те же детали, имевшие некоторые отличия. Женская рубаха была длиннее мужской и богато украшалась вышивкой на груди, плечах, спине и рукавах. С рубахой женщины носили штаны, поверх рубахи и штанов надевали холщовый балахон с вышивкой, а также суконный кафтан с клиньями или борами; зимой носили овчинный тулуп. Женские головные уборы были разнообразны. В энциклопедии «Народы мира» подчёркивается: «Существовали три вида головных уборов замужних женщин: конусообразный «колпак» с затылочной лопастью, сорока, заимствованная у русских, шарпан — головное полотенце с очельем, а также высокий женский головной убор — шурка, который напоминал мордовские и удмуртские уборы». Специфическим элементом женской одежды был передник, который сейчас шьётся разноцветным, женщины носили большое количество украшений из бисера, раковин каури, монет. Мужской и женской обувью были лапти, кожаные сапоги, валенки, для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы.
|
|
В марийской семье изрядное внимание уделялось воспитанию детей, которым занимались все её члены, особенно старшее поколение. Дети рано привыкали к труду и к жизненному укладу своего окружения; возмужав, они следовали традициям и обычаям патриархальной старины.
Мордва — самый крупный из финно-угорских народов Российской Федерации. В энциклопедии «Народы мира» утверждается, что «значительная часть нынешних русских имеет мордовских предков». Название «мордва», иранское по происхождению, восходит к понятию «человек», «мужчина». Люди данного этноса сами себя не называют «мордва», а пользуются исключительно самоназваниями «эрзя» и «мокша». История этого народа уходит корнями в античность, полагают, что кочевое персидское племя марды, упоминаемое в «Истории» Геродота ещё в V в. до н.э., принимало участие в этногенезе мордвы.
Почти все верующие мордвины — православные. Крещение мордвы началось в процессе вхождения в состав Русского государства в ХVI веке и завершилось к середине ХVIII века. Однако до сих пор не исчезли религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду, которые отражаются в обрядовых традициях этого народа. Так у мордвы есть оберег — кудовадыш, представляющий собой пучок веток; раньше он хранился в сакральной постройке — кудо.
Народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих на близких, но по лингвистической классификации разных языках. Мордва-мокша проживает преимущественно в западных и южных районах республики, мордва-эрзя — в восточных и северо-восточных. Такое деление предполагает различия и в бытовой сфере. Если рассмотреть традиционный костюм мордвы, описанный во многих энциклопедиях, можно заметить, что он довольно самобытен и красочен. Однако, при значительном сходстве, выделяются мокшанский и эрзянский виды одежды, внутри которых существуют свои различия. Например, в состав женской одежды входила рубаха, носимая с поясом, а у эрзи — со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), которое девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия и носила до глубокой старости. Пулай «являлся реликтом какой-то чрезвычайно архаичной формы женской поясной одежды, превратившейся позднее в украшение» [18, с. 236]. Его увешивали цепочками, расшивали медными пуговицами, унизывали бисером, на вороте рубахи находилось специальное украшение-застёжка (сюлгам, сюлгамо).
В мордовской семье взаимоотношения между поколениями держались не на страхе и силе, а на взаимном уважении. «Детям в традиционной мордовской семье следовало повиноваться родителям. Родительскую волю мордва ставила и ставит чрезвычайно высоко, что отразилось в пословице «И царь хотел, да отец не велел». Непочтительного сына отец мог лишить наследства и даже выгнать из дома» [11, с. 385]. Показательно, что мордва очень редко злоупотребляла родительской властью, предоставляя детям в их личных делах большую свободу. Многие исследователи подчёркивают, что в современной семье авторитет главы не так непререкаем и неоспорим, как прежде. Многие вопросы, касающиеся семьи, бюджета решаются совместно всеми взрослыми, иным стало положение женщин, особенно невесток, «теперь они равноправные члены семьи».
Однако в повседневно-бытовом общении у мордвы отчасти сохранились определённые запреты. До нашего времени дошли обычаи, по которым муж и жена не называют друг друга по имени, используя при обращении междометие «эй» и местоимение «тон» (ты), не зовут по имени и невестку в семье мужа. Велико было и остаётся значение старшего поколения в сохранении традиционной культуры. Оно осуществляет передачу этнических традиций, лучших достижений народного культурного наследия. «Богатый жизненный опыт позволял им знакомить членов семьи с устным народным творчеством, требованиями традиционного этикета внутрисемейных и внутриобщинных отношений, а также с народными праздниками и обрядами».
Татары (самоназвание — татар) — этнос, составляющий основное население Татарстана. По данным энциклопедии «Народы мира» татары являются «вторым по численности коренным народом Российской Федерации после русских и самым крупным тюркским этносом России». В антропологическом плане татары относятся к уральскому типу. В настоящее время выделяют три группы татар: поволжско-приуральские, сибирские и астраханские. При этом, как заметил исследователь Д.М. Исхаков, поволжско-приуральские татары являются самыми многочисленными и подразделяются на казанских татар и татар-мишарей, имея различия в культурном аспекте. Примечательно, что волго-уральские татары были первой большой группой «носителей нехристианской мировой религии, оказавшейся в составе Российского государства с середины XVI в. — после завоевания Казанского и Астраханского ханств».
Традиционными занятиями татар были пашенное земледелие и скотоводство, среди ремёсел значительную роль играла деревообработка. Высоким мастерством отличались обработка кожи, шитьё золотом, развиты были ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное, ювелирное дело. О промыслах татар подробно писали Ф.Ш. Сафинова в работе «Ткачество татар Поволжья и Урала» и С.В. Суслова в книге «Татарские ювелирные украшения».
Необычен и семейный быт татар. До начала ХХ века для общественных отношений некоторых групп татар было характерно родоплеменное деление. В области семейных отношений отмечалось преобладание малой семьи при наличии небольшого процента больших семей, включавших 3-4 поколения родственников. Являясь единственным собственником всего движимого и недвижимого имущества в семье, муж (в трёхпоколенных семьях — отец) обладал преимущественным правом решения всех вопросов семейной жизни и непререкаемым авторитетом в семье. «Он осуществлял руководящие и контролирующие функции. Жена, экономически зависимая от мужа и юридически бесправная, занимала подчинённое положение, её роль сводилась в основном к занятию домашним хозяйством, уходу за мужем, детьми и другими членами семьи».
Исключение составляла старшая женщина — мать мужа, которая пользовалась авторитетом и уважением остальных членов семьи, но не властью. Татарским женщинам, как и другим мусульманкам, предписывалось соблюдать один из наиболее консервативных принципов шариата — «женское затворничество, представлявшее собой целую систему правил поведения и норм повседневной жизни женщин: следовало избегать встреч с посторонними мужчинами, запрещалось свободно, тем более одной, посещать общественные места. На улице женщина должна была идти на определённом расстоянии сзади мужа, а при встрече с мужчинами — уступать им дорогу и прикрывать лицо концом платка».
Важным в воспитании детей остаются сохранение и передача этнокультурных традиций, выработка национального самосознания. Также обязательным является образование как мальчиков, так и девочек; татары всегда высоко ценили образованность. По мнению многих исследователей, для татар характерны такие качества, как честность, порядочность. Взаимоотношения в семье строятся на заботе, доброте, взаимопомощи и уважении к старшим. Показательно, что на территории России закрепился такой большой по численности народ, исповедующий ислам; именно религия диктует многие традиции, которым следуют татары. Мы можем говорить о высоком духовном и нравственном развитии этого народа.
Удмурты (вотяки) — угро-финская народность Поволжья. Историки утверждают, что на севере на удмуртов заметное воздействие оказали контакты с русскими в XI-XII веках. В 1489 г. северные удмурты вошли в состав русского централизованного государства; южные удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее — Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552 г. были присоединены к Русскому государству. Также как и марийцы, удмурты относятся к субуральскому антропологическому типу с заметным участием монголоидных элементов.
Большая часть верующих удмуртов — православные, некоторая часть придерживается традиционных верований. У каждой семьи есть свой покровитель — святыня, хранящаяся в особых местах, в доме или усадьбе, так называемый «воршуд», то есть берестяная коробка или иной предмет, которую раньше укрывали в обрядовой постройке во дворе.
Занятия удмуртов.
Удмурты занимались в основном сельскохозяйственными работами. Также составной частью традиционного хозяйства удмуртов были ремёсла и промыслы: «рубка леса и заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка, а также мукомольное производство, извозничество и др. Распространёнными занятиями женщин были прядение, вязание, вышивка и ткачество». Надо заметить, что ткани домашнего производства ценились на рынке очень высоко. В Удмуртии с XVIII века сложилась развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность.
Североудмуртский женский костюм начала XX века состоял из «белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи — холщовый белый халат (шортдэрем) с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником без грудки. У южных удмуртов к этому времени белая одежда сохранялась лишь в качестве ритуальной, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся книзу и оканчивающиеся оборкой. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку (саестэм). Передник южные удмурты шили с высокой грудкой». В качестве верхней одежды носили полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы.
Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!