Развитие религиозной идеология.

Об идеологиях.

Материалистический взгляд на человеческое общество учит главное внимание обращать на их материальное бытие, на действительные отношения, существующие между людьми. При изучении идеологий надо все время помнить, что одно дело Фактические отношения между людьми, как они существуют в объективной действительности, другое дело отражение этих отношений в сознании людей. Изучая идеологии, надо исходить из первого,— из действительных отношений, а отражение этих отношений в сознании не смешивать с этой объективной действительностью.

Идеологии надо противопоставить Факты, объективную материальную действительность. Наука стремится изучить эту материальную действительность, она сознательно стремится наиболее полно и точно отразить эту действительность. Для истинной науки центр тяжести лежит не в субъективном сознании человека, а в объекте изучения, К этому объекту и надо приспособить свое мышление. Этим сознательным стремлением наука и отличается от оторванной от материальной действительности идеологии, потерявшей сознание о связи с материальной действительностью. Мышление человека развивалось постепенно. В сознании людей получает свое отражение окружающий их мир природы и их общественных отношений. Производительная деятельность людей, их воздействие на природу в целях переработки ее и приспособления ее для их целей—эта сторона деятельности людей является прочной основой теоретического научного познания объекта. Вез правильного познания, без представлений, которые в общем правильно отражают материальную действительность, невозможна плодотворная производительная деятельность. На этой почве развивается познание природы, открываются законы естествознания. Это твердая почва, на которой покоятся материалистические взгляды.

Что отражение объекта в головах людей в общем правильно, что слишком уж больших нелепостей в их воззрениях нет,—лучшим доказательством этого является то, что человеческий род существует. Прежде чем размышлять, человек действовал. В той же цепи явлений, которую представляет собой бытие людей,—их мысли играют известную весьма существенную роль. Правильность, предметность этих отражений действительности доказывается практикой.

Но кроме этого „предметного" сознания, проверяемого и исправляемого практикой, существует еще „идеологическое" воззрение, неправильно, в перевернутом виде отражающее действительность.

Идеологическое мышление считает порождения человеческой головы самостоятельными сущностями, которые существуют независимо от материальной действительности, развиваются из самих себя и подчиняются своим собственным законам. „Что материальные условия жизни людей, в головах которых совершается данный процесс мышления, определяют его собою, этого, конечно, не сознают эти люди, потому что иначе пришел бы конец всякой идеологии"1

1 Энгельс, „Людвиг Фейербах", пер. Плеханова. СПБ. 1906 г. стр. 74.

 

В письме к Мерингу от 14 июля 1893 г. Энгельс говорит об идеологическом мышлении: „Идеология это процесс, который проделывает так называемый мыслящий человек, хотя с сознанием, но с сознанием неправильным. Истинные побудительные силы, которые приводят его мысль в движение, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Человек создает себе, следовательно, представления о ложных или призрачных побудительных силах"1).

„Отражение экономических отношений в виде правовых принципов необходимо является точно также стоящим вверх ногами. Это отражение совершается так, что этот процесс не доходит до сознания действующего. Юрист воображает, что действует с априорными положениями, а это всего лишь экономические отражения. Таким образом, все стоит на голове. А что это извращение, создающее, пока оно еще не открыто, то, что мы называем идеологическим воззрением, в свою очередь оказывает обратное действие на экономическую основу и может ее в известных пределах изменить,—это мне кажется само собою разумеющимся" (Письмо Энгельса к Конраду Шмидту от 27 октября 1890 г.).

Что же является причиной этого „идеологического воззрения"? Что лежит в основе воззрений, выдвигающих на первый план „дух"?

В рукописи „Немецкая идеология" Маркс и Энгельс писали. „Когда произошло разделение между трудом материальным и духовным, сознание смогло освободиться от существующей практики и вообразить себе, что оно действительно что-то представляет, не представляя в сущности ничего действительного".

*) См. Маркс и Энгельс—„Письма", стр. 337.

Общественные отношения, основанные на эксплоатации, способствуют укреплению идеологического мышления. Отделение умственного труда от Физического укрепляет своеобразное представление о том, что мышление является первоначальным, что оно является первопричиной. Умственный труд, размышление о судьбах человечества, занятия историей—все это было делом людей, освобожденных от непосредственного Физического труда. На почве эксплоататорского строя ошибки мысли и идеалистические бредни развиваются и расцветают пышным цветом. Оторванные от реальной действительности классы, лишенные здорового воздействия Физического труда, оторванные от воспитывающего влияния природы, смогли развивать самые разнообразные извращенные идеалистические представления.

В предисловии к „Критике политической экономии" Маркс перечислил важнейшие идеологические Формы сознания. „При рассмотрении переворотов, писал там Маркс, необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или ФИЛОСОФСКИХ, короче от идеологических Форм, в которых люди сознают этот КОНФЛИКТ и борются между собой на почве его. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно также нельзя судить о подобной эпохе переворотов по ее сознанию". Вот каковы главнейшие идеологии.

При идеологическом воззрении целый ряд человеческих мыслей принимает характер самостоятельных сущностей. Идеи права, справедливости, красоты, абсолютной истины, бога и т. д. кажутся самостоятельно существующими сущностями, обретающимися где-то в сверхъестественном мире и оказывающими определяющее влияние на действительность.

Диалектический материализм указывает путь, как надо разрушить представления об этих самостоятельных сверхчувственных сущностях, показав их происхождение и вскрыв, что под ними кроется.

„Коммунистическая революция — самый радикальный разрыв с традиционными имущественными отношениями, не удивительно, что в ходе ее развития совершается самый радикальный разрыв с традиционными идеями"—писали Маркс и Энгельс в „Коммунистическом Манифесте".

Всякий, желающий понять сущность научного коммунизма, должен, овладевши методом диалектического материализма, произвести радикальный пересмотр всего своего идейного багажа, подвергнуть критике все идеологические представления, изучить историческое развитие мышления и отдельных идеологий, сознательно отнестись к процессу мышления, определить все его значение, не преуменьшая и не преувеличивая его, и научиться безжалостно отбрасывать все представления, пришедшие в несоответствие с фактами действительности, понятыми в их не воображаемой, а действительной связи. Одним словом научиться научному теоретическому мышлению.

Рассмотрим же теперь отдельные идеологии. Остановимся подробнее на разборе религиозных, нравственных, правовых политических и ФИЛОСОФСКИХ воззрений.

Из более внимательного рассмотрения их станет ясно, что:

1. все эти идеологические воззрения не остаются неизменными, а непрерывно меняются и

2. что изменения эти всегда вызывались в конечном счете изменениями материальных условий существования того общества, в котором эти идеи зарождались и существовали.

Это важно заметить, потому что, если это так,— а это несомненно так,—то тех неизменных самостоятельных сущностей, в которые верит идеолог,— не существует.

При изучении идеологий надо уметь всегда видеть за представлениями и фразами — ту материальную действительность, которая получает в сознании людей определенное отражение. Надо всегда уметь видеть действительные от-ношения общественной жизни людей и из них выводить соответствующие им идеологические формы.

 

Развитие религиозной идеология.

 

Религия—это одна из идеологий. При идеологическом мышлении, как уже сказано было выше, порождения человеческого мозга кажутся независимыми и самостоятельными сущностями. В такой примитивной и грубой идеологии, как религия, мысль человека принимает даже форму существа,— бога.

 

Репринт из Книги Адоратского Научный коммунизм по ссылке внизу.


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!