Музыкальное искусство Древнего Рима.

Музыкальное искусство Древней Греции.

  Периодизация культуры Древней Греции:

Ранняя Греция – 3 тыс. до н.э. – 11 в. до н.э.

Гомеровский период –11 - 9 вв. до н.э.

Архаический период –8 - 6 вв. до н.э.

Классический период –5 – 4 вв. до н.э.

Эллинистический период –кон 4 в. – 1 вв. до н.э.

 

О музыке Древней Греции можно судить преимущественно по памятникам литературы (художественной и научной) и изобразительного искусства. Уцелели лишь некоторые фрагменты собственно музыкальных памятников – лирических и погребальных песен, 12 строк гимна радости в честь бога Аполлона и др.

Слово «музыка» в переводе с греческого буквально означает «искусство муз». В древнегреческой мифологии музы – богини, покровительницы искусства и науки. Их девять:

 

Урания – покровительница астрономии

Клио – истории

Каллиопа – эпической поэзии

Эрато – любовной поэзии

Эвтерпа – лирической поэзии (музыки)

 

Полигимния – священных гимнов

Мельпомена – трагедии

Талия – комедии

Терпсихора – танца.

 

Возглавлял группу муз Аполлон – древнегреческий бог, покровитель знаний, науки и искусства. Все музы – сёстры, и в их родстве заключается глубокий смысл: миф в образной форме отражает суть реальных явлений. В Древней Греции музыка возникает не как самостоятельное искусство, а в триединстве: поэзия – музыка - танец. Во главе – поэзия, музыка сопровождала её всего несколькими звуками на лире или кифаре. Вот почему Эвтерпа, Эрато, Каллиопа и Полигимния олицетворяли собой не отдельные искусства, аразные жанрывнутримузыкально-поэтического искусства. Песни и гимны вначале сопровождались танцем. Музы театра – Талия и Мельпомена – также олицетворяют союз разных искусств. В греческом театре музыка была обязательным элементом, актёры произносили свои роли нараспев. Важное значение имел хор, раскрывавший слушателям смысл происходящего действия.

Древнегреческая трагедия, соединившая в себе драму, танец и музыку, возникла на основе дифирамба – гимна в честь бога вина и веселья Диониса (у римлян –Вакх).Его сопровождала свита –менады(вакханки) с бубнами, плющом или змеями в волосах,сатиры– полулюди с козьим хвостом и лошадиными ушами, нимфы, музыканты и танцоры. Во время Дионисий (праздник в честь бога Диониса) участники надевали козлиные шкуры, рога, бороду, изображая спутников Диониса. Поэтому термин «трагедия»(«трагос» - козёл, «одэ» - песня) в переводе с греческого означает «песнь козлов». Во время Дионисий хор исполнял дифирамбы. Из хора впоследствии выделился запевала (корифей). Между хором и корифеем возник диалог, затем появился первый, второй и третий актёры. Так постепенно хоровая песня превратилась в драму, известную в Греции в трёх видах –трагедия, комедия, сатировская драма. Термин «комедия» от греческого «комос» - праздничная процессия и «одэ» - песня. В комедии текст часто сопровождался игрой на кифаре, в спектакль вводились народные песенные мелодии, пляски, хороводы ряженых шутников. Наиболее выдающиеся авторы древнегреческой трагедии -Эсхил, Софокл, Еврипид, комедии –Аристофан.

 

Древнегреческая музыка была преимущественно вокальной и одноголосной, так как была тесно связана с поэзией. Метр стиха определял ритм музыки. Господствовало хоровое мужское пение. Понятие «необразованный» означало «не умеющий петь в хоре». Платон определял музыку как «искусство управлять хоровыми коллективами».

 

Большое место в древнегреческой музыке отводилось гимнам - песнопениям в честь богов: Аполлона (номы), Артемиды (парфении), Диониса (дифирамбы, фаллики) и т.д. Древнейший ритуал жертвоприношений представлял собой синкретическое музыкально-танцевальное действо. Аэды и рапсоды были одновременно поэтами, композиторами и певцами, аккомпанировавшими себе на каком-либо струнном инструменте.

 

Сохранившиеся сведения о различных жанрах народных песен (георгики- крестьянские,эпиталамы и гименеи- свадебные,трены– плачи и др.) свидетельствуют о развитом музыкальном фольклоре. Из народного музыкально-поэтического искусства берёт свои истоки профессиональное искусство древнегреческой хоровой и сольной лирики (первоначально лирика– песня подлиру).

Наиболее распространёнными жанрами хоровой лирики были элегии иоды. Элегией первоначально называлась жалобная песня под флейту, игрой на которой сопровождались причитания по умершим. Впоследствии элегией стали именовать стихотворение либо музыкальное произведение (вокальное или инструментальное) задумчивого, печального характера.

Высшего расцвета хоровая лирика достигла в одах - песнопениях, создававшихся в честь победителей на Пифийских, Олимпийских и других играх. Отсюда торжественность, приподнятость настроения, особое строение оды: в центре – легендарное повествование, обрамлённое воспеванием победителя (трёхчастная форма: строфа-антистрофа-эпод). Классическим образцом древнегреческой оды могут служить творения Пиндара (VI-Vвв. до н. э.).

 

В конце VIII– начале VIIвв. до н.э. на острове Лесбос образуется музыкально-поэтическая школа, имевшая особое значение в развитии сольной лирики (Сафо, Алкей, Анакреон). Там возникает школа кифаристов во главе с Терпандром.

Роль инструментальной музыки в Древней Греции была менее значительной, нежели вокальной. Вначале инструменты использовались для аккомпанирования пению. Распространение получили:

Кифародия – сопровождение пения игрой накифаре(струнный щипковый инструмент, родственный лире. Количество струн – от 4 до 18);

Лиродия – на лире;

Авлодия – на авлосе (род свирели) – обычно сопровождала военные действия, гимнастические упражнения, трагедийные хоры.

В области сольного инструментального исполнительства -авлетика и кифаристика (игра на авлосе и кифаре соло, без пения).

Появляются следующие жанры: авлодический и кифародический номы(песнопения в сопровождении авлоса или кифары), авлетический и кифаристический номы (виртуозные пьесы для солирующих авлоса или кифары).

Популярным духовым инструментом Античности была «флейта Пана»- набор трубок разного размера, из которых каждая давала лишь один тон.

Хоровая и сольная лирика, трагедия и комедия, инструментальная музыка – все эти виды искусства включались в Пифийские игры (названы в честь Аполлона, победившего дракона Пифона), на которых, наряду с атлетами, выступали поэты, певцы, музыканты. Победителей награждали лавровыми венками.

В Древней Греции применялась буквенная нотация. Древнегреческая музыка была, в принципе, одноголосна, но при инструментальном сопровождении напевов и дифференциации вокальных партий возникало гармоническое звучание отдельных интервалов. Основой ладового мышления древних греков были разные видытетрахорда. Греки определялиритмкакмужскоеначало, амелодию – как женское.

В Древней Греции развивались также музыкальная теория и музыкальная эстетика, находившиеся в глубокой связи с античной наукой и философией. Пифагор и пифагорейцы научно сформулировали ряд акустических законов музыки .Аристоксен стал главой школы гармоников, которые исходили в анализе музыкальных явлений из чувственно-слухового восприятия музыки, в отличие от каноников– сторонников абстрактно-математических построений. Они являлись последователями Пифагора, который полагал, что в основе музыки, как и всего мироздания, лежат числовые соотношения. Аристоксен осознал необходимость темперированного строя (почти на два тысячелетия предвосхитив его появление), в то время как пифагорейцы настаивали на «чистом» пифагорейском строе, осуществляемом в точном соответствии с математическими соотношениями интервалов, но резко расходившемся со слуховым восприятием.

Пифагору принадлежит учение о «гармонии небесных сфер». Он считал, что акустические соотношения музыкальных звуков аналогичны соотношениям расстояний небесных светил, и движение светил должно рождать музыкальные звуки – «гармонию небесных сфер», «гармонию мира». Вот почему древние греки поместили Уранию среди муз, покровительниц искусства.

Этическую концепцию музыки (учение о музыкальном этосе – от греч. «нрав», «характер») разрабатывали многие античные учёные, в т. ч.Платон и Аристотель. Исходное положение этого учения сводилось к установлению причинной связи между характером, складом музыки и душевными переживаниями, которые музыка способна вызывать.

 

Музыкальное искусство Древнего Рима.

 

Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.

 

С  V в.   до н.э. становится характерной ориентация Римского государства на греческое искусство(заимствование мифологии, мотивов, ввоз предметов искусства). В Рим приглашались музыканты из Греции, Сирии, Египта, Финикии – исполнители на кифаре, певцы, танцовщики: иноземные влияния были весьма сильны. В Древнем Риме, как и в Греции, получило распространение пение поэтических произведений (оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия) в сопровождении тибии, кифары. Среди других инструментов - разновидности арфы и лиры, гидравлос, кимвалы.

По сравнению с греческим, древнеримское искусство утратило демократичность и приобрело зрелищно-развлекательный характер(музыка цирковых, театральных представлений, публичные концерты виртуозов). Гигантские хоры и инструментальные ансамбли сопровождали театральные и цирковые зрелища; бои гладиаторов происходили под звуки труб и рогов. Философ Сенека иронически замечает, что в театре было больше исполнителей, чем зрителей.

 

Исключительным спросом пользовались учителя музыки и танцев. Поэт Марциал в письме к другу советует его сыну избрать своей профессией преподавание музыки: в таком случае карьера ему обеспечена.

Новым профессиональным видом синтетического искусства зрелищно-развлекательного характера была пантомима, исполнявшаяся танцором-солистом в сопровождении хора (под греческий текст) и большого инструментального состава.

Увлечение музыкой привело к расцвету любительства у римской знати. Последний римский император Домициан в конце 1 в. н.э. основал "капитолийские состязания" поэтов, певцов и инструменталистов. Победители увенчивались лавровыми венками. Император Нерон ввёл "греческие состязания", где сам выступал как поэт, певец и кифаред.

Христианство принесло с собой культуру, противостоящую "языческой" культуре римских празднеств, концертов, состязаний. Сведения о древнеримской музыке, начиная со II века, сочетаются со сведениями о раннехристианской музыке. Однако музыка эта звучала в катакомбах и не имела определяющего значения в музыкальной культуре Рима.

 Велико значение античной музыкальной культуры. Древнегреческое музыкально-теоретическое учение оказало большое воздействие на развитие европейской науки о музыке. До сих пор музыканты пользуются многими терминами, ведущими своё происхождение от греческой теории музыки: «музыка», «мелодия», «ритм», «гармония», «гамма», «октава», названия некоторых ладов. Создание хоровой и сольной лирики, трагедии, комедии, драмы, разработка учения о музыкальных ладах и звукорядах, а также музыкально-эстетических воззрений – вот далеко не полный перечень завоеваний древнегреческой музыкальной культуры. Античные мифы, трагедии в течение многих веков были источником вдохновения композиторов (опера «Орфей и Эвридика» Глюка, симфоническая поэма Листа «Орфей», опера «Орестея» Танеева).

 

 


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!