Дни рождения детей- особые события в жизни семьи Шуманов.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

Г.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Роберт Шуман «Альбом для юношества»

    

Подготовили: Козлова О.Н.

                    Баяндина М.В.

                    Никитина С.С.

      История музыки знает много примеров, когда композиторы сочиняли небольшие и несложные пьесы для своих собственных детей. К таким «семейным» детским альбомам можно отнести и «Альбом для юношества» Роберта  Шумана.

Роберт Шуман – знаменитый немецкий композитор-романтик, чей вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры переоценить невозможно.

Маэстро, сочинявший произведения в разных жанрах, оставил богатое наследие, однако среди его творений есть одно, заслуживающее особого внимания. Это «Альбом для юношества» - собрание миниатюр, которые являются уникальными образцами красочной и оригинальной музыки для детей. Шуман мастерски сочетал в них высокую эстетичность с рациональным подбором музыкально-изобразительных средств, поэтому на сегодняшний день эти пьесы, пользующиеся большой популярностью, неизменно входят в педагогический репертуар для начинающих музыкантов.

 

8 июня 1810 году в небольшом саксонском городке Цвиккау произошло радостное событие - в семействе Августа Шумана родился пятый ребенок, мальчик, которого назвали Робертом.

Родители тогда и подозревать не могли, что эта дата, как и имя их младшего сына, войдет в историю и станет достоянием мировой музыкальной культуры. Они были абсолютно далеки от музыки.

Отец будущего композитора Август Шуман занимался книгоиздательством и был уверен, что сын пойдет по его стопам. Почувствовав в мальчике литературную одаренность, он сумел с раннего детства привить ему любовь к писательству и научил глубоко и тонко чувствовать художественное слово. Как и отец, мальчик зачитывался Жан Полем и Байроном, впитывая со страниц их сочинений все очарование романтизма. Увлечение литераторством он сохранил на всю жизнь, но его собственной жизнью стала музыка.

Согласно биографии  Шумана в семилетнем возрасте Роберт начал брать уроки игры на фортепиано. А спустя еще два года произошло событие, предопределившее его судьбу. Шуман побывал на концерте пианиста и композитора Игнаца  Мошелеса.

 

Игра виртуоза настолько потрясла юное воображение Роберта, что он и думать больше ни о чем не мог, кроме музыки. Он продолжает совершенствоваться в игре на фортепиано и параллельно пробует сочинять.

После окончания гимназии юноша, уступая желанию матери, поступает в Лейпцигский университет на юриспруденцию, но будущая профессия его ничуть не увлекает. Учеба кажется ему невыносимо скучной. Втайне Шуман продолжает мечтать о музыке. Его следующим учителем становится знаменитый музыкант Фридрих Вик. Под его руководством он совершенствует технику фортепианной игры и, в конце концов, признается матери, что хочет быть музыкантом. Сломить родительское сопротивление помогает Фридрих Вик, считающий, что его подопечного ждет блестящее будущее. Шуман одержим стремлением стать виртуозным пианистом и концертировать. Но в 21 год травма правой руки навсегда ставит крест на его мечтах. Оправившись от потрясения, он решает посвятить свою жизнь сочинению музыки.

В доме одного из лучших музыкальных педагогов своего времени Роберт знакомится с Кларой- дочерью Фридриха Вика.

Когда 18-летний юноша впервые услышал вдохновенную игру Клары, той было всего 8 лет. Талантливой девочке прочили блестящую карьеру. В первую очередь, об этом мечтал ее отец. Именно поэтому Фридрих Вик, который оказывал всяческую поддержку Шуману в его стремлении связать свою жизнь с музыкой, превратился из покровителя молодого композитора в его злого гения, когда узнал о чувствах дочери и своего ученика. Он был резко против союза Клары с бедным безвестным музыкантом. Но молодые люди проявили в этом случае всю твердость духа и силу характера, доказав всем, что их взаимная любовь способна выдержать любые испытания. Чтобы быть вместе со своим избранником, Клара решилась на разрыв с отцом.

Биография Шумана гласит, что в 1840 г. молодые люди обвенчались.               

Несмотря на глубокое чувство, связывавшее супругов, их семейная жизнь не была безоблачной. Клара совмещала концертную деятельность с ролью жены и матери. Композитор мучился и переживал от того, что не мог обеспечить семье достойное безбедное существование, но Клара всю жизнь оставалась ему верной спутницей, стараясь всячески поддерживать мужа.

Она родила Шуману восемь детей.

С фотографии 1855 г. на нас смотрят дети знаменитой четы - Мария, Феликс, Людвиг, Евгения, Фердинанд и Элиза.

 

(У музыкальной четы было 8 детей, на фотографии не хватает Юлии и Эмиля (он умер во младенчестве). Младшего сына композитора звали Феликс - в честь друга и коллеги Шумана Феликса Мендельсона.

Дни рождения детей- особые события в жизни семьи Шуманов.

 

    В 1841 г. в семье Шумана появляется девочка Мария. В годик малышка Мария Шуман получила «Памятную книжечку», которую родители постепенно начали заполнять заметками о своем первенце.
«В конце этой книжки, там, где нотные линейки, ты найдешь маленькие мелодии, которые я часто пел тебе за фортепиано. Давай будем с усердием продолжать», — записывает Шуман послание дочери. Мария растет и развивается, в семье появляются новые дети и новая памятная книжечка, озаглавленная уже «для наших детей».

У Роберта в жизни было много радостных моментов, которые ему доставляли родные дети. Шуман очень любил своих малышей и, не жалея сил, заботился о них. Он читал им книги или рассказывал фантастические истории, при этом озвучивал их, импровизируя на фортепиано.

Отец в дни рождения детей всегда старался придумать какой-нибудь особенный сюрприз-подарок. Так случилось и в тот день, когда старшей дочери композитора Марии исполнилось семь лет. Девочка получила в дар нотную тетрадь, на титульном листе которой красовалась надпись: «Пьеска, сочинённые папой к 7-летию Мари, 1 сентября 1848 год». Впоследствии эту миниатюру девочка самостоятельно разучила и в качестве подарка исполнила своему отцу.

Клара начинает давать уроки фортепианной игры подросшим детям. В своем дневнике пианистка 1 сентября 1848 г. делает интереснейшую для нас заметку: «Пьесы, которые дети обычно учат на фортепианных уроках столь дурны, что Роберту пришла идея сочинить и издать тетрадь (своего рода альбом) нетрудных детских пьесок». Возможно именно эти слова подтолкнули композитора к идее сочинить сколько-нибудь несложных пьес и объединить их в альбом. Композитор с увлечением принялся за работу, и уже через два дня было готово восемь миниатюр. Роберт Шуман преподносит своей старшей дочери в качестве подарка к её 7-летию тетрадь, в  которую включил 8 фортепианных миниатюр.  Семь пьес  принадлежали самому          композитору,

и одна была «Пьеской Моцарта». 

⠀    Этот «детский» семейный альбом Шуманов стал разрастаться с поразительной быстротой: с необыкновенным подъемом, увлеченно Шуман продолжает сочинять для детей все новые и новые пьесы. Через несколько месяцев после начала работы уже насчитывалось свыше 40 миниатюр «для юношества». По задумке композитора его «Альбом для юношества» должен был включать в себя не только нотный текст, но и написанные в виде афоризмов «Жизненные правила для музыкантов» (они не вошли в первое издание сборника и были напечатаны впоследствии). Знаменитые афоризмы Роберта Шумана, которых изначально было тридцать один, а затем количество увеличилось до шестидесяти восьми, впервые были напечатаны 31 мая 1850 года в «Новой музыкальной газете». В то время они назывались «Домашние и жизненные правила для музыкантов». «Жизненные правила для музыкантов» высоко оценили и первыми на русский язык перевели Владимир Васильевич Стасов и Пётр Ильич Чайковский.

 

 https://www.classicalmusicnews.ru/articles/house-rules-and-maxims-for-young-musicians/ (ссылка)

 

В первоначальный вариант альбома Шуман помимо своих композиций добавил несколько миниатюрных пьес других композиторов: И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Л.В.Бетховена, Ф. Шуберта. Подобным образом маэстро намеревался познакомить маленьких исполнителей с историей музыки.

Сначала Шуман предполагал разделить альбом на четыре части, каждая из которых была бы посвящена определённому времени года, но впоследствии в связи с прибавлением новых пьес, отражающих мир детских впечатлений и интересов, его намерения изменились. Композитор условно распределил миниатюры по степени сложности на две тетради.

В первый сборник вошли 18 пьес для исполнителей младшего возраста, а во второй – 25 произведений, но уже для пианистов постарше и уже более опытных. Однако такое разграничение можно считать условным, так как и в первой и во второй части есть пьесы, не уступающие друг другу по сложности исполнения и по художественному содержанию.  «Альбом для юношества», включивший в себя в итоге 43 фортепианные пьесы, был издан в декабре1848г.  

В своём цикле Роберт Шуман ярко отобразил мир детства с его интересами и впечатлениями, радостями и огорчениям, поэтому образы, запечатлённые в пьесах сборника весьма разнообразны.

В цикле миниатюр можно найти музыкальные образы, навеянные детскими играми и волшебными чудесными преданиями. «Смелый наездник» и «Дед Мороз» — давно и прочно вошли в репертуар маленьких пианистов и довольно часто исполняются ими на всевозможных концертах. ⠀ Запечатлелись в «Альбоме…» картины и события, памятные для семьи композитора. Например, под названием «Песенка» скрывается колыбельная для Людвига (сына Шумана), возможно, эту мелодию напевала детям сама Клара. Еще одна лирическая пьеса «Воспоминание. 4 ноября 1847» — своеобразный творческий портрет композитора Феликса Мендельсона, крестного отца Марии Шуман (4 ноября — день смерти Мендельсона).
Композитор рисует колоритные портреты в «Веселом крестьянине», «Неистовом всаднике», «Всаднике», «Маленьком утреннем путнике», «Чужеземце», «Незнакомце» и Шехеразаде». Очень живописны картины природы в «Май, милый май!», «Весенней песне», «Сборе винограда», «Зиме I» и «Зиме II».

С помощью пьес Шумана маленькие слушатели могут также совершить настоящее музыкальное путешествие по разным странам. Романтика странствий, о которой в детстве мечтают мальчишки, представлена в «Песне итальянских моряков» и «Матросской песне», а лирические образы, находящие отклик в девичьих сердцах, отразились в трёх пьесах, оставленных автором без названия. Это возвышенные элегии, которые звучат как гимн влюблённой душе. Продолжая лирическую линию необходимо остановиться на миниатюрах, которые открывают «Альбом»: «Мелодии», «Хорале» и «Пьеске». Здесь Шуманом отображена невинность детской души, красота умиротворённого пейзажа и простодушная мечтательность, а в «Первой утрате», «Бедном сиротке» композитор заставляет молодого исполнителя осознанно сопереживать героям миниатюры.

Сочинить альбом – это было только половина дела. Далее его нужно было опубликовать, а вот тогда-то и возникло много проблем. Обратившись в издательство «Брайткопф и Гертель», Роберт пожелал, чтобы сборник был изящно оформлен: каждая миниатюра была украшена гравюрой, а между произведениями вставлены афоризмы, составляющие «Жизненные правила для музыкантов» - самого знаменитого литературного труда композитора. Переговоры с представителями издательства закончились безрезультатно, так как для них проект выглядел абсолютно невыгодным: доход будет минимальным, а гонорар, запрашиваемый композитором, весьма велик.

     

На помощь Шуману, обескураженному таким отказом, пришёл поклонник его таланта композитор Карл Райнеке. Он договорился с гамбургским издательством «Schubert & Со», и сборник под названием «Рождественский альбом для детей» в конце декабря 1848 года наконец-то увидел свет, а также был выпущен в продажу. Это оказалось очень своевременным, так как совпало с формированием в домах немецких горожан особой культуры воспитания детей, в которой музыкальное образование стало являться важным элементом. Сборник настолько быстро распродали, что в следующем году его выпустили вновь и даже в виде подарочного варианта. В 1851 году в свет вышло новое переработанное издание под названием «Альбом для юношества» с приложением, в котором напечатали «Жизненные правила для музыкантов». И это было более приближенным вариантом к тому, что первоначально задумал композитор.

   «Альбом для юношества» по праву можно назвать шедевром, который прошёл испытание временем. Сегодня, наверное, невозможно найти пианиста, который на начальном этапе своего обучения не исполнял бы пьесы из знаменитого сборника. Важно также отметить, что именно «Альбом» Шумана побудил Петра Ильича Чайковского на создание любимого всеми «Детского альбома». В письме графине Н. фон Мекк композитор делится своими планами: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».  Великий маэстро сделал заметку на титульном листе своего цикла.«Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» .

 Цикл фортепианных миниатюр Роберта Шумана в Советском Союзе переиздавался несколько раз. Наиболее известными стали редакции таких знаменитых пианистов и педагогов как Александр Борисович Гольденвейзер, Виктор Карпович Мержанов и Павел Григорьевич Егоров.

 

 


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!