Сравнение с американским аналогом «Whose line is it anyway?»



 

Как уже было упомянуто выше, Стас Шеминов, креативный продюсер шоу, внимательно изучал зарубежные проекты, ведь формат шоу «Импровизация» новый для России, но не для мира. Одним из наиболее популярных проектов с жанром «комедийная импровизация» является американское шоу «Whose line is it anyway?» («Так чья сейчас реплика?»). Оно появилось в Америке на каналах ABC и ABC Family 5 августа 1998 года, аж за семнадцать с половиной лет до старта российского проекта. Шоу просуществовало девять лет, но после, 15 декабря 2007 года, исчезло с телеэкранов. Длительный перерыв был необходим, в 2013 году шоу возвращается в сетку вещания с некоторыми изменениями в составе и в концепции.

В шоу «Whose line is it anyway?» периодически менялся состав. Два актёра неизменно оставались на своих местах, остальные два участника были непостоянными. На их местах сменилось более десяти комиков, которые то приходили в шоу, то уходили. Также на места «временных» участников приглашали в качестве гостя знаменитостей, но делали это не на постоянной основе. Также за всё время в эфире в шоу сменилось два ведущих.

Российское шоу «Импровизация» по сравнению с американским «Whose line is it anyway?» длится не очень много – шесть лет. Но за это время состав ни разу не поменялся. Четыре актёра стабильно остаются на своих местах, Павел Воля ведёт шоу. В каждом выпуске в шоу появляется ещё один, два или несколько людей – музыканты, комики, спортсмены, актёры и так далее. Появление гостя неизменно, так же, как и состав, и это является одним из основных отличий российского шоу от американского.

У этого шоу большая история. Логичным было черпать из него опыт при создании нового для России формата. Многие проекты были списаны с американских шоу, причём списаны точь-в-точь, например шоу «Голос» на Первом канале. Создатели шоу «Импровизация» поступили разумнее: взяли «Whose line is it anyway» за некий ориентир, поменяли концепцию, длительность каждой игры и сами игры. У некоторых импровизаций, так принято называть игру в рассматриваемом шоу, есть прямые аналоги, заметить их легко, у некоторых – лишь сходство по задумке, хотя исполнение иное, какие-то игры адаптированы под нашу программу, в частности под участие в них гостей, а некоторые игры придуманы уже на основе существующих в российской программе или абсолютно самостоятельно, без помощи американского шоу. Рассмотрев достаточное количество импровизационных игр из «Whose line is it anyway», можно распределить и сопоставить их с существовавшими играми из шоу «Импровизация».

В таблице две колонки, в первой колонке будут рассматриваться импровизации из американского шоу, их названия и правила, а во второй колонке будут импровизации из русского шоу, которые так или иначе соответствуют играм из шоу «Whose line is it anyway». Жирным шрифтом будут выделены те игры, которые целиком и полностью идентичны. К слову, практически все они были со временем убраны из шоу. Курсивом будут написаны те игры, которые приблизительно похожи на игры в американском шоу, но они подстроены под наш формат, под гостя или просто слегка переделаны. А подчёркнуты будут те игры, суть которых совсем не совпадает с аналогом из американского шоу, но сама идея формата взята оттуда.


 

Импровизации в Американском шоу «Whose line is it anyway?» Импровизации в российском шоу «Импровизация»
« Moving people » Правила: актёры могут говорить, но сами двигаться не могут. Два человека из зрительного зала вызываются для участия, они и должны управлять актёрами как марионетками в соответствии с разыгрываемой сценкой. «Куклы» Правила идентичны, игра не показывается на телевизоре, играется только на концертах.
« Quick change »              Правила: участвуют три актёра, они разыгрывают определённую сценку, в людей момент ведущий говорит «change», и актёр должен поменять своё последнее слово, фразу, действие или звук. «Меняй» Правила идентичны, только участвуют не три, а два человека.
« Questions only » Правила: участвует четыре комика, два на сцене. Они должны разыгрывать заданную сценку, используя только вопросы. Если кто-то сбился, то он меняется со следующим актёром местами. «Вопросом на вопрос» Правила такие же, различие лишь в том, что два актёра, которые сменяют друг друга при неудачах, играют одного и того же персонажа, в американском шоу они играют разных личностей.
« Dubbing »              Правила: участвуют несколько актёров, один находится вне сцены. Он дублирует выделенного комика, говоря за него. Задача дублируемого – попадать в дикцию и соответствовать действиями. «Дублёр» Правила такие же. В данной импровизации участвует гость, которого как раз-таки и дублируют.
«Let’s Make a Date» Правила: один актёр играет девушку, три остальных сидят рядом на стульях. Цель первого актёра – угадать, какие персонажи пришли на свидание, по очереди расспрашивая их. При распределении ролей этот комик ничего не должен слышать. «Свидание вслепую» Правила идентичны.

 

« Props »         

Правила: актёры делятся по парам, им даются по два странных предмета. Комики должны выходить на центр сцены и шутить с их помощью.

«Предметы»

Правила такие же, но через некоторое время комики меняются предметами, чтобы пошутить на обе темы.

« Party quirks »

Правила: Один актёр играет хозяина вечеринки, другие – гостей. Хозяин не знает, какие персонажи пришли к нему на вечеринку, его цель: угадывать их в процессе разговора.

«Вечеринка»

Правила идентичны.

« Scenes from hat »

Правила: ведущий достаёт из шляпы карточки с написанными на них ситуациями, актёры должны шутить на эту тему, выходя на центр сцены.

«Сцены из шляпы»

Правила такие же. Через некоторое время фразы стали писать незаконченными, их окончания придумывает гость.

« Two line vocabulary »

Правила: участвуют три актёра, они разыгрывают данную ситуацию, при этом у двух комиков для общения есть всего две фразы – вопросительная и утвердительная.

«Две фразы»

Правила идентичны. Главное отличие в участии гостя, у которого и стоит ограничение на фразы. Также на сцене могут появляться все актёры в тех ролях, которые они себе придумают в соответствии с ситуацией.

« Sound effects »

Правила: участвует один актёр. Он не разговаривает, а пантомимой совершает определённые действия, из которых складывается история. Второй актёр озвучивает все звуки, которые могут получиться при том или ином действии.

«Озвучка»

Разница в том, что участвуют два актёра, они могут говорить. «Озвучивателями» их являются приглашённые гости.

« Weird newcasters »

Правила: участвуют все актёры, двое играют ведущих новостей, один – ведущего спортивных новостей, один – ведущего прогноза погоды. У всех, кроме одного ведущего новостей, есть свои роли, в манере которых они должны преподносить новости.

«Новости»

Идея всё та же, но один ведущий новостей должен угадать роли своих коллег, на время того, как роли объявляют, он надевает наушники.

«Daytime t alk show»

Правила: участвуют все импровизаторы. Один играет ведущего Ток-шоу, два других являются представителями общественности, которых наиболее затрагивает выбранная тема, ещё один комик задаёт вопросы из зала. Задача: отыграть всё согласно ролям и как можно лучше отстаивать свою точку зрения.

«Ток-шоу»

Участвуют все импровизаторы и гость. Один комик играет ведущего, гость – эксперта, который даёт хорошие советы, второй комик – эксперт, дающий плохие советы, третий – эксперта, который не разбирается в теме, и четвёртый отыгрывает звонящего в шоу и задающего вопрос. Через некоторое время правила изменили, вместо звонящего появился эксперт из зала, а экспертов заменили на гостей ток-шоу, а приглашённая звезда рассказывала свою проблему.

«Film, TV and theater styles»

Правила: участвуют два комика. Они разыгрывают сценку на заданную тему, в какой-то момент ведущий останавливает их и даёт им жанр, в котором им нужно продолжить.

«Жанры»

Комики разыгрывают небольшую сценку по заданной теме, а после переигрывают её, каждый раз используя новый жанр, который даёт ведущий.

«Change letter» + «Number of words»

«Опции»

Правила: два актёра разыгрывают заданную ситуацию, в какой-то момент ведущий останавливает их, и с помощью гостя даёт какое-то задание, например, заменять все гласные в словах на «а», или вести себя как люди в девятнадцатом веке.

Правила: участвуют все комики, они разыгрывают сценку на заданную тему, постоянно заменяя одну конкретную букву на другую конкретную, которая обговаривается в начале. Правила: участвуют все комики, они разыгрывают сценку на заданную тему. Каждый из них может говорить только предложениями из определённого количества слов.

« Scene to rap »

Правила: участвуют все комики. Им даётся место, в котором должно происходить действие, они разыгрывают сценку под музыкальное сопровождение, произнося всё в форме рэпа.

«Это рэп»

Два актёра разыгрывают сценку по заданной теме (остальные два находятся пока на замене), в любой момент ведущий может сказать: «Это рэп», и тогда актёр должен зачитать под музыку несколько строчек на тему происходящего. Если у него не выходит, то его заменяет другой комик.

« Film noir »

Правила: участвуют два актёра, разыгрывают заданную сценку. В какой-то момент один из них делает шаг вперёд и проговаривает мысли своего персонажа, после возобновляя сценку и действуя согласно высказанным мыслям.

«Внутренний голос»

На центре сцены два актёра разыгрывают заданную сценку, в какой-то момент один из них делает шаг вперёд, и тогда приглашённый гость, находящийся вне кадра, озвучивает мысли персонажа.

« Newsflash »

Правила: один актёр стоит на зелёном фоне, другие с помощью экранов видят, что на них происходит. Стоящий должен вести репортаж, а знающие участники подсказывать ему, что за фон применён.

«Репетиция»

Правила: приглашённый гость и один из участников стоят на зелёном фоне. С помощью специальных экранов видно персонажа рядом с ними, который делает некие танцевальные движения. Также один актёр играем хореографа и объясняет движения, не показывая их. Задача – повторить в точности танец. Через некоторое время импровизация поменяла правила и стала называться «Танцевальный баттл».

« Press conference »

Правила: участвуют все актёры. Один играет ведущего пресс-конференции, остальные – репортёров. Но актёр-ведущий не знает, кто он, это ему надо угадать из вопросов, которые будут задавать репортёры.

«Экстрасенс» + «Интервью»

Участвуют все актёры. На центре сцены стоит гость, он должен угадать, кем он был в прошлой жизни, что и где делал. Это помогут сделать актёры, которые, выходя к гостю, делают ему какие-то подсказки, олицетворяющие воспоминания. Участвуют все актёры, один играет приглашённого гостя и даёт от его лица ответы на вопросы остальных трёх комиков, репортёров разных изданий. Если приглашённому гостю нравится ответ, он жмёт на зелёную кнопку. Если нет – на красную, и актёр меняет его.

«Bartender»

Правила: участвуют все комики, за барной стойкой стоит один из актёров, остальные по очереди подходят к нему со своей проблемой, рассказывая о ней в музыкальной форме под аккомпанемент. Бармен же по очереди должен отвечать на жалобы советами также песней.

«Бармен»

Правила: участвуют все актёры и приглашённая звезда. Гость стоит за барной стойкой, к нему подходят актёры и в образе пьяных посетителей рассказывают о том, какая девушка их бросила. Цель гостя: угадать, что за девушка.

       

 


        


 

С помощью данной таблицы можно рассмотреть заимствованные форматы и сделать определённые выводы. Например, можно заметить, что иногда несколько правил разных импровизаций из американского шоу послужили, объединившись, созданию одной игры в российском шоу «Импровизация». Или же, наоборот, в одной импровизации из «Whose line is it anyway?» было несколько идей, которые способствовали появлению нескольких игр в российском шоу. Хотелось бы отметить, что некоторые игры в шоу «Импровизация» просуществовали совсем немного, например, «Ток-шоу». В этой импровизации дважды кардинально менялись правила, что отражено в таблице, но, особенно после второй смены правил, эта игра превратилась в крики и гомон, что не очень понравилось зрителям. Также довольно быстро исчезла из эфира импровизация «Репетиция» и её последовательница «Танцевальный баттл», есть предположение, что их сочли недостаточно смешной, потому что для словесных шуток было мало поводов, смешили в основном телодвижения и ругательства «хореографа», а этого недостаточно.

Необходимо отметить тот факт, что из девяти упомянутых в таблице импровизаций, выделенных жирным шрифтом, что обозначает практически полное копирование, всего три остались в эфире до сих пор. Несмотря на то, что зрителям очень полюбились такие импровизации как «Меняй» и «Вопросом на вопрос», создатели шоу довольно быстро вывели их из проекта. Необходим был определённый разгон для шоу, когда же он свершился, стали постепенно избавляться от заимствованных импровизаций. Креативная группа имела уже достаточно опыта, что помогло начать вводить что-то абсолютно новое. Хотя и с самого начала появилось то, что никак не затрагивалось в американском шоу – экстремальные импровизации, такие как «Шокеры»: участники в декорациях отыгрывают заданные роли, но за употребление определённой буквы (в ранних выпусках)/за нарушение запретов (в актуальных правилах на данный момент) их бьёт током, необходимо догадаться, что это за буква или что за запрет; и «Мышеловки»: два актёра босиком и с масками на глазах разыгрывают ситуацию на сцене, пол которой усыпан мышеловками.

Некоторые игры, которые есть в американском шоу, были адаптированы под участие приглашённых знаменитостей. Часто суть подобной адаптации в том, чтобы гость что-то отгадывал во время участия: локацию, некое совершённое преступление, странную личность и так далее.

Например, в игре «Themed restaurant» («Тематический ресторан») в американском шоу участникам даётся тема, возможно локация, с которой должен быть связан ресторан. На центр сцены под видом гостей ресторана садится ведущий и один участник. Задача актёров – выходить в роли официантов и шутить на данную тему, не выходя из роли.

В шоу «Импровизация» есть игра под названием «Странный ресторан». Гость садится за столик в центр сцены, не зная, как называется ресторан, в который он попал. Цель гостя – отгадать название ресторана. Актёры выходят в разных образах и дают гостю подсказки и намёки.

Игра «Странный ресторан» удачно адаптирована под участие гостя, также в ней расширились рамки для актёра: количество возможных ролей увеличилось от официанта до любого человека, находящегося в ресторане, и подсказывать название – сложнее (что показывает мастерство актёров и умение адаптироваться под любое предложенное словосочетание), чем придумать шутку на тематику ресторана.

В шоу «Whose line is it anyway?» довольно много игр, завязанных на музыкальности. На заднем фоне играет простую мелодию клавишный инструмент, а актёры поют, сочиняя свой текст на ходу. Есть один нюанс: в таких играх часто акцент ставится не на юморе, а на умении срифмовать на ходу, что может вызвать различные абсурдные высказывания, словосочетания и так далее. В одном из трёх пилотных выпусков шоу «Импровизация» на сцене тоже стоит клавишный инструмент, музыка которого сопровождает сценки, разыгрываемые актёрами. Но впоследствии от него отказались, возможно для того, чтобы комиков никак не ограничивал этот звук, и чтобы зрители могли полностью сфокусировать своё внимание на мастерстве актёров. От музыкальности не отказались насовсем, в шоу «Импровизация» существует игра «Это рэп»: два актёра разыгрывают сценку по заданной теме (остальные два находятся пока на замене), в любой момент ведущий может сказать: «Это рэп», и тогда актёр должен зачитать под музыку несколько строчек на тему происходящего. Если у него не получается, то его заменяет другой актёр. На её введении в сетку телепередачи настоял Стас Шеминов, несмотря на возможный провал этого формата. Зрители оценили, актёры достойно показали себя в этом формате; через некоторое время появился аналог этой игры – «Рэп-викторина», где участвует гость, который задаёт вопросы в неизвестное шоу, его ведущий, один из актёров, направляет вопрос участникам, которые под бит должны дать смешной рифмованный ответ на вопрос, придерживаясь придуманных ролей.

В американском шоу одна игра длится три-четыре минуты, в российском изначально было около четырёх-пяти минут, но со временем длительность заметно увеличилась, в среднем сейчас одна игра длится около восьми минут. Из-за достаточного количества времени в том числе, в импровизациях, где задача состоит в том, чтобы угадать персонажа, место или действие, прослеживается усложнение загадываемых данных. Также на это влияет опыт Арсения Попова, который негласно занял место отгадывающего человека, ведь импровизации, основанные на какого-то рода подсказках, являются неотъемлемой частью шоу. Увеличение длительности одной импровизации показывает на профессионализм актёров и на способность удерживать планку достаточное количество времени.

В американском шоу по-прежнему нет декораций и дополнительных элементов погружения, скорее всего это зависит от короткой длительности каждой игры.

Выводы из данной главы таковы: американское шоу «Whose line is it anyway?» послужило одним из основных отправных пунктов, это доказывают многочисленные совпадения в импровизациях. Постепенный отказ от некоторого количества заимствованных игр и введение чего-то абсолютно нового доказывают бесспорное развитие шоу «Импровизация».


Дата добавления: 2022-07-01; просмотров: 690; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!