А.С. Пушкин. Взгляды на детскую литературу. Лирика Пушкина в детском чтении. Роль поэзии в нравственно-эстетическом воспитании.



Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий в период режима повышенной готовности в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)»

 

Дисциплина: МДК 03.02 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. 

Преподаватель: Семеренко И.Г

Группа:  131-134

Дата занятия по расписанию:

Самостоятельная работа № 2.

Способ коммуникации: semerenko.ira2009@yandex.ru

Количество часов: 5

Сроки выполнения: 3- 7 апреля

Раздел 2. Детская литература XIX века.

Вид КСР: Подбор фактов об авторах,  произведений, чтение наизусть, составление заданий викторины.

1.Сведения для студентов по темам раздела:

- Педагогические и литературные взгляды В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.

- Лирика А.С.Пушкина в детском чтении.

- А.Погорельский автор первой в русской литературе фантастической повести: «Черная курица, или Подземные жители».

2. Прочитать сказки В.А.Жуковского, А.С.Пушкина А.Погорельский. П.П.Ершова В.Ф.Одоевского, - сформулировать цель, задачи и ожидаемые результаты занятия с подгруппой детей;

3.Опираясь на «Программу обучения в детском саду», составить список лирических произведений А.С. Пушкина для работы с детьми дошкольного возраста, обоснованно делать выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень, воспитательное значение, возраст детей, время года, выбор методов работы с книгой);

Цель работы. Развивать умение отбирать и систематизировать материал, развивать исследовательские навыки, анализировать причины обращения к детской литературе, знакомиться с образцами анализа произведений для детей, видеть взаимосвязь между биографией авторов, временем их деятельности и их творчеством,

Форма контроля: индивидуальная, письменная работа или презентация.

Методические рекомендации к выполнению КСР:

1 ВОПРОС: Педагогические взгляды В.А. Жуковского.

-Внимательно прочитайте материал и включите в подборку фактов о Жуковском Подумайте, каким образом педагогические взгляды Жуковского отразились в его произведениях для детей, подберите произведения В.А. Жуковского для чтения детям в дошкольном возрасте.

Педагогическая концепция В.А. Жуковского - Спешите делать добро!

Замечательный русский поэт Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) в 1825 году получил высокую должность учителя и воспитателя. Составив «План учения», рассчитанный на двенадцать лет, В.А. Жуковский написал в своем дневнике слова о цели образования: «Образование – это воспитание для доброделания». То есть для добрых дел. В этих словах отразилась вся педагогическая концепция поэта и педагога.

Какова же цель обучения?

Воспитание человека-гражданина, который на любом жизненном поприще, владея любой профессией, будет стремиться к добру, делать добро, служить добру.

Развитие умственных способностей может происходить в разладе с воспитанием чувств и воли. И поскольку при школьном обучении наибольшее внимание уделяется развитию ума, то воспитание чувств и воли происходит, к сожалению, по остаточному принципу.

Родители и школьные учителя обязаны воспитывать своих детей. Однако, наставляя своих детей на путь добра, родители и школьные воспитатели должны сами превосходить их в добродетели в такой мере, в какой считают себя опытнее их по жизни.

Таковы незыблемые основания родной российской педагогики. Современные реалии домашнего, школьного и общественного воспитания детей и молодежи, конечно, далеки от начертанного выше педагогического идеала. Но цель воспитания остается та же самая – воспитание доброго человека. 

В «Письмах о добром» академик Д.С. Лихачев писал: «В жизни всего ценнее доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная».

«Добро» и «благо» – эти два слова лучше всего характеризуют традиционную педагогику. Заменить их другими словами невозможно. Не поможет здесь и современная словесная добавка «как бы».

Если мы внимательно прочитаем девиз В.А. Жуковского – «Образование – это воспитание для доброделания», то у нас появится повод для обстоятельного, серьезного разговора о проблемах современной педагогики.

 Педагогическое призвание проявилось у Жуковского довольно рано. В 1805 году он принимает предложение одной из своих сводных сестер, рано овдовевшей Е.А.Протасовой, начать домашнее обучение ее малолетних дочерей Александры и Марии. С этой деятельностью, продолжавшейся несколько лет, связан первый серьезный интерес В.А.Жуковского к проблемам дидактики и теории воспитания. Жуковский сам составляет программу гуманитарного образования племянниц (математику и естественные науки вел другой преподаватель), подробно разрабатывает планы изучения каждого предмета, тщательно готовится к каждому уроку.

Занятия носили серьезный и системный характер. Годы учебы в благородном пансионе, общение с замечательными педагогами не прошли для Жуковского даром. Он усвоил целый ряд педагогических правил, которым старался следовать всегда. В частности, Жуковский считал, что педагогические занятия не должны быть излишне педантичными, с одной стороны, и в тоже время они не должны быть поверхностными. Учеба - это серьезный кропотливый труд. И педагог обязан настроить на это своих воспитанников. «Если где нужна метода, - писал Жуковской своей родственнице А.П.Киреевской, - то, конечно, в воспитании, ибо здесь каждый шаг, каждая ошибка могут иметь важнейшее следствие на целую жизнь детей».

При этом 22-летний Жуковский, уже остро чувствующий и глубоко понимающий силу поэтического творчества, разрабатывает оригинальную методику преподавания, пытаясь раскрыть перед своими ученицами не только прелести художественных образов, но и философское содержание поэзии великих представителей мировой литературы.

Несмотря на свою огромную увлеченность литературой, поэтическим творчеством, Жуковский все же вполне реалистично, даже в первых своих педагогических опытах, подходит к оценке значения каждого учебного предмета в процессе умственного развития учениц, видит необходимость установления прочных межпредметных связей. Особенно большое значение при этом он придавал истории. Наряду с непосредственным подбором учебного материала, его тщательной дозировкой. Жуковский глубоко и систематически изучает педагогику, пытаясь найти наиболее целесообразные методы обучения и воспитания своих племянниц. Занятия с сестрами Протасовыми продолжались более трех лет и не прошли бесследно ни для учителя, хорошо осознавшего и часто повторявшего потом в различных вариантах мысль о том, что «уча мы учимся»..

В январе 1828 года Жуковский приступает к своим непосредственным обязанностям инспектора классов наследника цесаревича и одновременно преподавателя ряда учебных дисциплин.

Автор Погодин М. Напоминание о Павском // Русский архив. 1870. № 10. С.1949. ежемесячном историческом журнале «Русская старина». Записки служат весьма ценным источником для изучения педагогической деятельности Жукове кого, всей постановки воспитания и обучения цесаревича.

ВОПРОС.

А.С. Пушкин. Взгляды на детскую литературу. Лирика Пушкина в детском чтении. Роль поэзии в нравственно-эстетическом воспитании.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина, как величест­венная и могучая горная вершина, возвышается у истоков XIX в., золотого века русской литературы. Оно полно глубокой и всеобъ­емлющей любви к родине, ее народу. Неизбывна жизнеутверждающая вера поэта в силы, таящиеся в простых русских людях, крестьянах-тружениках. Проникновенны лирические строки, по­священные описанию русской природы.

Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотво­рения и отрывки из его произведений давно вошли в детское чте­ние.

А.С. Пушкин внимательно следил за развитием детской лите­ратуры и высказывал свое отношение к ней. Его возмущение вы­зывали бездарные писатели, которые создавали произведения, оторванные от современной ему жизни, написанные высокопар­ным слогом.

В набросках и заметках для «Литературной газеты» Пушкин высказывает резко отрицательное отношение к ограничению дет­ского чтения назидательными, верноподданническими произве­дениями. Он выступает против критиков, которые объявляли «безнравственным» все, что могло познакомить детей с социаль­ными противоречиями, с реальной жизнью.

В творческом наследии Пушкина есть записи, заметки, набро­ски, статьи, по которым можно судить, что он живо интересовался вопросами воспитания молодого поколения. «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, са­мое безнравственное; ребенок... не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чес­ти. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех ино­странных языков и начальным основанием всех наук, преподавае­мых каким-нибудь нанятым учителем».

Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина огромно. Его гражданская лирика посвящена сложным политическим вопро­сам. Стихотворения Пушкина, вошедшие в чтение школьников, воспитывают в юных гражданах высокое чувство патриотизма.

Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной ли­рики. Стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют холодные вет­ры...», пейзажные зарисовки из романа «Евгений Онегин», дос­тупные восприятию детей развивают нравственную и эстетиче­скую восприимчивость маленьких читателей.

Впервые благодаря его лирике узнали дети непритязательную, но исполненную прелести природу средней полосы России. Поэт учит их чувствовать своеобразное очарование унылой осенней поры; вглядываться в голубые небеса и великолепные снежные ковры зимы, любить ясную улыбку весны:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса,

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

(«Евгений Онегин»)

 

Пушкин дает реалистическое и в то же время глубоко поэтиче­ское представление о родной природе. Так, осень показана в при­вычных, ясных, легко узнаваемых приметах:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

(«Осень»)

Поэт выбирает немногочисленные, но самые существенные ее признаки:

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл...

(«Осень»)

Большое значение в пейзажной лирике Пушкина имеют цвето­вые эпитеты:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(«Зимнее утро»)

Картины зимы, нарисованные поэтом, развивают детскую фантазию. Она изображена волшебницей и веселой проказницей:

...И рады мы Проказам матушки-зимы...

(«Евгений Онегин»)

У Пушкина зима радует и взрослых и детей:

«Зима!.. Крестья­нин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...»

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки Жучку посадив,

Себя в коня преобразив...

(«Евгений Онегин»)

Даются яркие, лаконичные бытовые зарисовки. Описание природы тесно связано с крестьянским бытом, оживлено поступ­ками и действиями людей. Поэт изображает природу жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойст­вах, явлениях.

3 ВОПРОС:Прочитайте сказку и познакомьтесь с текстом анализа сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (1828)., используйте материал в своей викторине.

«Черная курица» имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей». В ней две линии повествования — реальная и сказочно-фантастическая. Их причудливое сочетание определяет сюжет, стиль, образность произведения. Погорельский написал повесть для десятилетнего племянника. Алешей он называет главного героя. Но в ней ощутимы отголоски не только детства Алеши Толстого, но и самого автора (тоже Алексея). В детстве он на короткое время был помещен в закрытый пансион, страдал от разлуки с домом, бежал из него, сломал ногу. Высокий деревянный забор, огораживающий пансионный двор, жизненное пространство его воспитанников — это не только реалистическая подробность в «Черной курице», но и символический знак «памяти детства» автора. «Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и потому Алеше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть во дворе, первое движение его было — подбежать к забору». Круглые дырочки в заборе — единственная связь с внешним миром. Мальчик одинок, особенно горько это чувствует в «вакантное время», когда разлучен со своими товарищами. Грустно-щемящая нотка пронизывает повесть Погорельского. Повествование ведется от лица автора-рассказчика, с частым обращением к воображаемым слушателям, что придает особую теплоту и доверительность.

Время и место произошедших событий конкретизированы: «Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона...» Перед читателем возникают Петербург конца XIX века, пансион, учитель с буклями, тупеем и длинной косой, его супруга, напудренная и напомаженная, с целой оранжереей разных цветов на голове. Подробно выписан наряд Алеши. Все описания яркие, картинные, выпуклые, даны с учетом детского восприятия. Ребенку важна в общей картине деталь, подробность. Оказавшись в царстве подземных жителей, «Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была убрана. Ему показалось, что стены сделаны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете пансиона. Панели и двери были из чистого золота. В конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли кресла из золота. Алеша любовался этим убранством, но странным показалось ему, что все было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол».

Реалистические предметы, бытовые подробности в сказочных эпизодах (крошечные зажженные свечи в серебряных шандалах, кивающие головой фарфоровые китайские куклы, двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пунцовыми перьями на шляпах) сближают два плана повествования, делают естественным переход Алеши из реального мира в волшебно-фантастический.

Почти все события сказочного плана можно объяснить, скажем, склонностью героя к мечтательности, к фантазированию. Он любит рыцарские романы и часто готов видеть

обыденное в фантастическом свете. Директор училищ, к приему которого с волнением готовятся в пансионе, в его воображении представляется «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с блестящими перьями», но, к своему удивлению, вместо «шлема пернатого» Алеша видит «просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой... был маленький пучок». Но автор не стремится разрушить хрупкое равновесие между сказкой и жизнью, оставляет недоговоренным, например, почему Чернушка, будучи министром, является в виде ку-рицы и какую связь имеют подземные жители со старушками-голландками.

Развитое воображение, способность мечтать, фантазировать составляют богатство личности растущего человека. Поэтому так обаятелен главный герой повести. Это первый живой, несхематичный образ ребенка, мальчика в детской литературе. Алеша, как всякий десятилетний ребенок, любознателен, подвижен, впечатлителен. Его доброта, отзывчивость проявились в спасении любимой курочки Чернушки, что и послужило завязкой сказочного сюжета. Это был решительный и смелый поступок: маленький мальчик бросился на шею кухарке, внушавшей ему «ужас и отвращение» своей жестокостью (кухарка в тот момент с ножом в руках схватила Чернушку за крыло). Алеша без колебаний расстается с драгоценным для него империалом, подаренным доброй его бабушкой. Автору сентиментального детского рассказа этого эпизода было бы вполне достаточно для того, чтобы вознаградить сторицей героя за доброе сердце. Но Погорельский рисует живого мальчика, по-детски непосредственного, шаловливого, не устоявшего перед искушением праздности и тщеславия.

Первый шажок к своим бедам Алеша совершает непреднамеренно. На заманчивое предложение короля назвать свое желание Алеша «поспешил с ответом» и сказал первое, что могло прийти в голову почти каждому школьнику: «Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали».

Все произошедшее с героем заставляет читателя задуматься о многих серьезных вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может

случиться, если не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дурное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Детская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в жизни происходит единожды и всерьез.

Дидактична ли «Черная курица»? Воспитательный пафос очевиден. Если отвлечься от художественной ткани повествования, его можно выразить в словах: будь честен, трудолюбив, скромен. Но Погорельский сумел облечь воспитательную идею в такую романтически-приподнятую и в то же время жизненно убедительную, поистине волшебно-сказочную форму,

что читатель-ребенок воспринимает нравственный урок сердцем.

Развязка повести — сцена прощания Чернушки с Алешей, шум покидающего свое царство маленького народа, отчаяние Алеши от непоправимости своего опрометчивого поступка воспринимается читателем как эмоциональное потрясение. Впервые, может быть, в своей жизни он переживает вместе с героем драму предательства. Без преувеличения можно говорить о катарсисе — возвышении просветленной души юного читателя, поддавшегося магии повести-сказки Погорельского.

«Черная курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, устаревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.

Органичное сочетание гуманной педагогической идеи, проникновенного тона повествования, художественно выразительной формы, занимательности для читателя делает повесть Погорельского классическим произведением детской литературы, равных которому найдется немного в истории не только отечественной, но и зарубежной литературы.

- Подумайте над вопросом, к какому литературному направлению относится эта сказка, почему.

- Подберите интересные факты из жизни автора, которые можно рассказать детям

4 ВОПРОС: Познакомьтесь с материалом и устно ответьте на вопрос,


Дата добавления: 2022-07-01; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!