Проанализируйте современные научные концепции происхождения казачества.



Тема 2. Восточная Европа и наш край в эпоху средневековья и канун нового времени ( I Х – XVII вв.)

Изложите свою точку зрения на роль скандинавских народов в формировании Древнерусского государства.

Вопрос о роли скандинавских народов в формировании Древнерусского государства вызвал множество дискуссий среди ученых.

В XVIII в. были сформулированы учеными две теории: норманская и антинорманская. Сторонники первой – норманисты – утверждали, что Русь возникла по инициативе и при активном участии варягов (скандинавов, норманнов). С точки зрения норманистов, восточные славяне в IX в. находились ещё на низком уровне развития и не способны были самостоятельно создать своё государство.

Представители другой теории – антинорманисты – отстаивали иную точку зрения. Первым её сформулировал М. В. Ломоносов. Он доказывал, что появление государства восточных славян закономерно и было обусловлено их социально-экономическим и политическим развитием.

Роль варягов в этом процессе отрицалась. В современной историографии утвердился достаточно взвешенный подход к этой научной проблеме. Не отрицая определенного влияния скандинавов на образование Древнерусского государства, большинство исследователей считают, что решающая роль в этом процессе принадлежит непосредственно восточным славянам.

Я придерживаюсь норманской теории. Так как есть множество свидетельств тому, что скандинавские народы были на русских землях и основали тут первое государство: летописное свидетельство о призвании варягов из-за моря; археологические находки: военное снаряжение, железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями и т.д.; термин «русь» изначально обозначал отдельный слой населения Древнерусского государства, а именно – княжескую дружину, состоящую из норманнов; термин «русь» происходит от финского слова «ruotsi», что в переводе означает Швеция.

 

Определите предпосылки возникновения государства у восточных сла вян. Составьте схему.

 

 

Подготовьте схему социального расслоения в Древнерусском государстве.

Люди — свободное население. Различались по общественному положению.

Привилегированная социальная группа — князья, бояре (старшие дружинники), верхи купечества, духовенства.

Свободное население — сельские крестьяне-общинники — смерды, городские ремесленники, торговцы, рядовые дружинники, священники, монахи.

Зависимое население — Закупы и рядовичи — по возвращении долга или выполнении договора обретали права в полном объёме. А также Челядь и Холопы.

Закупы — взявшие ссуду («купу») на определённый срок на договорных условиях и выполнявшие определённые работы на предоставившего помощь (землёй, скотом, инвентарём, семенами, деньгами).

Рядовичи — заключившие договор («ряд») и отрабатывавшие деньги или услугу определённый срок по этому договору.

Челядь — рабы из числа военнопленных, домашние слуги.

Холопы — рабы из местного населения. Источники холопства:

§ поступление на службу без ряда (договора);

§ женитьба на холопке.

Маргинальные (от лат. marginalis — побочный) элементы.

Изгои — общинник, холоп, купец или князь, которые утратили своё социально-правовое положение по разным причинам (например, крестьянин, изгнанный из общины; разорившийся купец; князь «без места»).

 

Расскажите о хозяйственно-экономическом развитии Древней Руси.

Период V—IX веков, предшествовавший образованию Древнерусского государства, характеризуется широким распространением в районах северо-запада и запада пшеницы мягкой, ячменя и проса. Возделывались кормовые бобы, горох, лён, конопля. Появляется рожь, первоначально яровая. В конце данного периода появляется рожь озимой формы.

Материалы X — первой половины XIII века характеризуются прежним составом культур и расширением количества посевов озимой ржи. Главные культуры предыдущего периода (пшеница и ячмень) оттесняются на второе-третье места. Чаще появляется ещё одна новая культура — овёс.

Во второй половине XIII—XV веке прослеживается тенденция предыдущего периода: рожь по-прежнему занимает первое место среди зерновых культур, процент её зёрен даже несколько возрастает. Рожь теперь возделывается в большем объёме, чем все три остальные культуры вместе взятые.

На юге в качестве основных культур выращивались полба, пшеница и гречиха. При трёхпольной системе на отдельных полях возделывались волокнистые, пригодные для ткачества (лён и конопля), бобовые (горох и чечевица) и репа.

Бортничество также являлось существенной отраслью хозяйства. Воск и мёд пользовались большим спросом как внутри страны, так и за её пределами. Воск, помимо прочего, был необходим для производства церковных свечей и экспортировался в большом количестве в Византию и на Запад.

Сельское хозяйство Древней Руси составляло одну из основ её экономики. Ряд историков рассматривал его в качестве господствующей отрасли древнерусского хозяйства.

По мнению В. О. Ключевского, в древнерусский период торговля продуктами лесных и других промыслов преобладала над земледелием.

В качестве основы ранней русской экономики Ключевский рассматривал внешнюю торговлю.

Н. А. Рожков также считал, что земледелие в Древней Руси не было важной отраслью хозяйства, поскольку в числе хозяйственных благ, составлявших главное богатство Руси, письменные источники ни разу не называют хлеб, а упоминаются только продукты «добывающей промышленности — меха, мёд и воск».

Б. Д. Греков на материале тех же письменных источников, напротив, отстаивал точку зрения о господствующей роли земледелия в хозяйстве Древней Руси.

Когда в результате роста населения количество земли становилось ограниченным, и на неё устанавливалась частная собственность, от такого расточительной системы приходилось отказываться, и земля могла быть оставлена под паром только на определённое время. Это привело к появлению двухпольной и, позднее, трёхпольной системы земледелия.

При постоянном возделывании полей для их обработки требовалось намного меньше труда, чем при подсечном земледелии. Препятствие для выхода отдельных семей из общины устранялось, и появились небольшие хозяйства. В то же время, крупные земельные наделы могли прибыльно эксплуатироваться с использованием рабского или наёмного труда.

 

 

Проанализируйте современные научные концепции происхождения казачества.

В.Ф Мамонов говорит о том, что, в представлении людей казаки - это лихие кавалеристы, совершавшие свои подвиги на конях с саблями или пиками в руках.

 

По мнению автора, это представление сложилось лишь в 18-19 веках, и тогда оно соответствовало действительности, но если говорить о истории казаков XV-XVI века, то это не так. В.Ф Мамонов считает «ушкуйничество» одним из основных источников казачества.

 

Термин Ушкуйник встречается в летописях лишь со второй половины 14 века. Во времена объединения во круг Москвы Новгороду было выгодно использовать ушкуйников, они позволяли грабить Московские, и подвластные ей земли без прямого ухудшения отношения между Новгородом и Москвой.

 

К началу 15 века ушкуйники на ряду с Новгородом начинают появляться в Вятке и Устюге. Москва всячески пытается бороться с ними, под ее влиянием их начали преследовать и в Новгороде и уже в первой половине 15 века упоминания о них исчезают.

 

Однако «ушкуйничество» не исчезло, многие люди все еще промышляли на Волге, которую контролировали как Орда, так и Москва. Они создавали там артели, где и зимовали. Постепенно в эти артели начали приходить люди из различных территорий. Так и зародилось казачество.

 

Термин «казак» начинает упоминаться в источниках в XV-XVI веках, во время сильных перемен в Московском государстве, где княжеская власть постепенно сменяется царской. Такому государству нужна была хорошо организованная армия, где помимо людей знатных так же были люди и не знатные, а служивые.

 

Основным толчком для развита казачества, по мнению автора, была развернувшиеся, непрерывная борьба Москвы с ослабевшей ордой. Раньше ордынские ханы рассматривали русские земли как свой собственный улус, а потому взымали дань очень предусмотрительно, не старались разорять, теперь же когда орда распалась, множество мелких ханов и царей грабят эти земли без всякой осторожность. А потому очень важно было иметь на границах некий буфер, чтобы остановить грабительские набеги татар.

 

Н.А Мининков в своей работе «Донское казачество в эпоху позднего средневековья» происхождение казачества связывает с начавшимся в XVI веке колонизационными процессами русского народа.

 К их причинам автор относит в большей степени активное развитие феодализма в Московской Руси, давившего на крестьянство, и в меньшей степени причины политические, Московское правительство старалось опираться на поддержку помещиков, которым раздваивались земли за службу, вовлекая все больше и больше крестьян в крепостничество.

К концу XV-XVI века условия для русского проникновения на Дон становились все более благоприятными. Первыми русскими переселенцами на Дон, автор называет Рязанцев, уходивших туда на промыслы, именно их он называет предшественниками донских казаков, но их тогда было меньше, чем ногаев и татаров.

Однако уже в конце XV века на юг начали перемещаться не только рязанцы, но и люди с других район Русского государства и территории нынешней Украины, который селились вольными группами для защиты и грабежа татар.

«Приток на Дон новых людей содействовал усиление казачества. Показателем этого служили сами масштабы казачьих походов. Так, например, с атаманом Жегулиным на Азовском море было в 1592 году 300 казаков».

Этой проблеме уделил внимание и А. Каппелер в работе «Казачество. История и легенды : монография».

 

Казачество возникло на юге России и Украины в 15-16 веках между славянскими земледельческими областями и степью к северу от Черного и Каспийского морей.

 

С конца XV века степные рубежи стали пространством, на котором встречались интересы России, Польско-Литовского государства и Османской империи. Крымский и ногайские татары предпринимали регулярные походы в степи близкие к Московскому Государству и на окраины Польско-Литовского государства.

 

Защита жившего на этой территории оседлого населения была одной и важнейших задач обоих государств. Автор выделяет особую роль рек в формировании казачеств. Они давали защиту от татарских набегов.

 

Первые казаки занимались рыболовством и охотой на бобров, но основным их занятием, как пишет А. Каппелер, были грабительские набеги.

 

Слово «казак», по мнение автора, тюркского происхождения, изначально означающее свободный воин, авантюрист, но позже грабитель, разбойник. С середины XV века в русских, генуэзских и польских источниках упоминаются как служивые люди или степные добытчики.

 

А. Каппелер так же уделяет внимание и этническому составу, говоря о том, что сравнительно быстро среди казаков, начинает преобладать русский элемент, но также присутствовала и часть ассимилированных татаров. «Социальную» основу составляли крестьяне, бежавшие от гнета государства и помещиков в степи.

Автор акцентирует внимание на том, что «наименование казаков-образ жизни и специальные функции, но не язык и религиозные группы», говоря тем самым, что казачество чисто социально-политическая группа, но никак не этническая.

В трудах историков современного периода происходит переосмысление трудов прошлых лет. Историки все чаще стали обращаться к трудам дореволюционных авторов, для анализа и критики.

Практически исчезает этническая версия казачества, а гипотезы о том, что казак – это скорее образ жизни, чем представитель народа, все больше утверждаются.

 

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!