Особенности китайской живописи



Мир природы, рано ставший предметом философских размышлений в Китае, определил направление художественных поисков Традиционного Китая. Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие её законы. В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин - свитки. Этот вид живописи получил свое развитие в IV – VI вв.

Работы выполнялись на шелке или бумаге в виде свитков вертикальной или горизонтальной формы. Настенные свитки, достигавшие в длину 3 м, обязательно обрамляли тканями нескольких цветов. Ручные свитки были предназначены для того, чтобы смотреть их на столе. Размеры такого свитка составляли в высоту 20-25 см, а в длину - 10-15 м. Их смотрели, постепенно разворачивая, как любой рукописный текст, - сверху вниз и справа налево. Хранились свитки в свернутом виде в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях несколько раз в год. Горизонтальные свитки нужно было рассматривать в руках подобно ленте, чтобы вникнуть в их содержание. Подобные свитки-повести содержали различные каллиграфические текстовые вставки, дополнявшие и раскрывавшие смысл живописи.

Обычно в китайской живописи использовались прозрачные и плотные краски минерального или растительного происхождения, напоминавшие акварель или гуашь. Но уже в VIII в. китайские художники стали применять богатую оттенками черную тушь. Китайские художники почти не пользовались светотенью, но выразительность линий контура и рисунка помогала им создавать в картине известную объёмность. Определенного впечатления глубины и дали в картине художники добивались посредством передачи воздушной среды, или дымки тумана, а также членением композиции на ряд планов. Тогда же сложились и разные манеры письма: одна - тщательная, фиксирующая все детали и показывающая зрительно все мельчайшие подробности картины, другая - свободная, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник.

Из всех видов художественного творчества самым важным китайцы считали живопись. Живописное искусство той эпохи проявило себя в различных формах - в настенной живописи дворцов и храмов, в миниатюрной живописи на веерах и т.д., но главным его видом оставалась все же свитковая живопись.

В период Тан происходит разделение живописи на жанры. Китайская эстетика выделяла 13 жанров живописи. Так появляются произведения на историко-мифологические темы, парадный и частные портреты и бытовые сцены, жанр “цветы и птицы”, имеющий несколько разновидностей.

Судя по всему, древнейшим жанром китайской живописи был портрет. Типологическими особенностями этого жанра является нарочитая бесстрастность лиц, заданность позы, наличие символических деталей, передающих не индивидуальность, а социальное положение человека. Бытовая живопись существует в двух главных разновидностях - изображения придворных и простонародных сцен.

Жанры китайской живописи: “цветы и птицы”, “горы и ветер”

Жанр “цветы и птицы” - камерный жанр, описывающий конкретные детали природы. Он восходит к буддийской иконописи. Как правило, на этих картинах небольшое количество изображений - отдельный цветок, ветка дерева, цветы и бабочки, пара птиц и т.д. Они могут быть выполнены как в декоративной манере, подчеркивая основные детали, так и в условном стиле. В них соединены воедино эстетика и символ. Так, например, разные сорта пиона и виды птиц символизируют богатство и благородство, а сосна, бамбук, хризантемы, гуси воплощают уединение и праздность. Из “благородных цветов” излюбленными объектами изображения были пионы, лотосы, мэйхуа, из обычных цветов - вьюнок, бегония, петушиный гребень. В свитках, относящихся к этому времени, летают бабочки и пчелы, богомолы и стрекозы, цикады и мухи. Здесь можно также встретить представителей водной фауны: рыбешек, головастиков, лягушек, крабов и креветок. Разнообразен мир птиц, отраженный в этой живописи: гуси, уточки-мандаринки, райские птицы, орлы, сороки и воробьи.

В живописи “цветов и птиц” отражаются основные космологические принципы даосизма. Единое реализуется через единственное - дерево, цветок. Цветы олицетворяют солнечное “янное” начало; дерево, ствол и ветви полны соками земли, выражают ее таинственную силу “инь”. Цветоножка символизирует абсолютное начало мира. Чашечка, поддерживающая цветок, воплощает три силы - небо, землю и человека. Сам цветок является олицетворением пяти первоэлементов и поэтому изображается с пятью лепестками.

Но центральное место в китайской живописи принадлежит пейзажу - жанр “горы и воды”. Его главной темой становится изображение природы как величественного образа Вселенной. В этом видно влияние даосизма. Очень часто пейзажи дополнялись стихотворными строками.

Пейзаж - это не только изображение реальных картин природы, но и отражение состояние души человека. Китайские пейзажные картины создавались по памяти и вбирали в себя самые характерные черты природы, самые верные её приметы. Отсюда и название, данное пейзажу в период Традиционного Китая, - “горы и воды”. Гора ещё в древности олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы - ян, а вода связывалась с темным, мягким и пассивным женским началом - инь.

В танскую эпоху в пейзажной живописи выделялись два направления - официальное, созданное придворными художниками, и неофициальное, творцами которого были представители образованной элиты общества. Для официального пейзажа характерны монументальность композиции, четкость линии, богатство и яркость цвета, общая декоративность. Крупнейший представитель этого направления - Ли Чжаодао (670-730) Представителем другого направления был Ван Вэй, с именем которого связано начало традиции китайской монохромной живописи. Работы, выполненные в этой технике, лишены графической остроты линий, эскизны, нацелены на передачу не натуры, а её восприятия художником.

В сунскую эпоху эти направления выросли в самостоятельные школы живописи. Крупнейшим представителем академической школы стал Го Си (1020 – 1090), а неофициальной живописи - Су Ши (1036 – 1101)

    “Цветы и птицы”



     

“горы и воды”

      

                          Ли Чжаодао                                          Ван Вэй

 

         

         Го Си

К внутреннему миру человека художники позднего Традиционного Китая ближе подошли и в портретной живописи. Среди разнообразных портретов XVI – XVIII вв. Значительное место заняли посмертные портреты знати, созданные в связи с обычаями почитания предков. Характер средневековых китайских портретов был определен физиогномикой - учением о соответствии черт лица судьбе человека, зависящей, в свою очередь, от расположения планет, под которыми он родился. В торжественности и неподвижности культового погребального портрета отражалась вся средневековая система конфуцианского воспитания: фигуры портретируемых полны достоинства, замкнутые лица лишены печати житейской суетности, неподвижный и суровый взгляд устремлен вдаль.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!