Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.

УЧИТЬ БИЛЕТЫ С 1 - 3

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ 8 КЛАССА

Петь номера наизусть и чтение с листа

БИЛЕТ № 1.

1. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы.

2. Спеть соль минор ( гарм.), в ней: Т5/3, Т6, Т6/4

3. Спеть от звука g:   вверх: б3, ч5; вниз: м3, ч5 , мж5/3

4. Спеть наизусть   № 228 (Калмыков, Фридкин 2 ч)

5. Чтение с листа. №234

 

БИЛЕТ № 2.

1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и 

диссонирующие трезвучия.

2. Спеть ре минор (мел), в ней: Т5/3- S 5/3- D5/3- Т5/3.

3. Спеть от звука d: вверх м3, м 6;    вниз:  б3

4. Спеть наизусть № 402 (Калмыков, Фридкин 2 ч)

5. Чтение с листа. №277

 

 

БИЛЕТ № 3.

1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.

2. Спеть А – dur, в ней: Т 5/3,  D5/3,  D7 -Т

3. Спеть от звука а: вверх ч4, ч8 ,  вниз:   ч4 ,б3

4. Спеть наизусть № 469 (Калмыков, Фридкин 2 ч)

5. Чтение с листа. №366

ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ.

БИЛЕТ № 1.

Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы.

Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний - вершиной. Звуки интервала, взятые одновременно образуют гармонический интервал. Звуки интервала, взятые последовательно образуют мелодический интервал.

 

Каждый интервал определяется двумя величинами: качественной и количественной.

Количественная величина показывает, сколько ступеней охватывает интервал и обозначается цифрой. Качественная величина показывает, сколько тонов и полутонов имеет интервал и обозначается буквой. 

Простые интервалы - это интервалы, которые образуются в пределах октавы. Их всего восемь. 

Названия интервалов: 1. Прима (ч1)                            5. Квинта (ч5)

                                    2. Секунда (м2, б2)                  6. Секста (м6, б6)

                                    3. Терция (м3, б3)                    7. Септима (м7, б7)

                                    4. Кварта (ч4)                          8. Октава (ч8)

 

Составные интервалы - это интервалы, которые шире октавы. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Названия составных интервалов: нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима.

 

Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие - в малые, увеличенные - в уменьшенные, уменьшенные - в увеличенные.

 

Интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонансы - звучат мягко, благозвучно.  К ним относятся: ч1, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.

Диссонансы - резко звучащие интервалы. К ним относятся: м2, б2, м7, б7, тритоны.        

 

БИЛЕТ № 2.

Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.

Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном,

верхний звук – квинтовым тоном.

Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из 

тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Они являются обращением трезвучия. Трезвучие имеет два обращения:

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является Y ступень.

 

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада. 

Главные ступени лада: I – тоника; IY – субдоминанта; Y – доминанта.

На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

 

Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие. К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. К диссонирующим - уменьшенное и увеличенное.

Интервальный состав трезвучий:

Мажорное трезвучие: мж 5/3 = б3 + м3           Увеличенное трезвучие: ув 5/3 = б3 + б3

Минорное трезвучие: мн 5/3 = м3 + б3            Уменьшенное трезвучие: ум 5/3 = м3 + м3

                                                                                   

 Увеличенное трезвучие (ув5/3) - это трезвучие, которое состоит из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту.

Ув5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре - на YI Ь ступени, в миноре - на III ступени. Разрешается в мажоре - в Т6/4, в миноре - в t6.

     

  До мажор ля минор

   ув5/3 Т6/4 ув5/3 t6

 

 

Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций. 

Крайние звуки образуют уменьшенную квинту. ( ум.5/3 )

Ум5/3 строится на YII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора. 

Разрешается в неполное тоническое трезвучие.

     

      До мажор       ля минор г.  До мажор г.  ля минор

        ум5/3               ум5/3                    ум5/3            ум5/3

 

 

      

    

БИЛЕТ № 3.

Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.

Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по 

терциям. Нижние три звука называются так же, как у трезвучия, а верхний - септимовый тон, так как с нижним звуком образует интервал септиму. 

Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора. Но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд. 

Доминантсептаккорд – это септаккорд, построенный на Y ступени натурального мажора и гармонического минора. ( Д 7 )          

Д7 = б3+м3+м3

Разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенным квинтовым тоном и 

утроенным основным тоном).

 

Обращением септаккорда  называется такой его вид, в котором нижним звуком

является терцовый, квинтовый или септимовый тон.

Д7 имеет три обращения:

 

YII ст.   Квинтсекстаккорд : Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т 5/3 с удвоенным 

                                                                                                                        основным тоном.                       

 II ст.        Терцквартаккорд:  Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.      

 IY ст.   Секундаккорд:       Д 2 = б2+б3+м3  разрешается в Т 6 с удвоенным 

                                                                                                                        основным тоном.                       

           

       До мажор

       Д7   Т                  Д6/5 Т 5/3 Д4/3 Т 5/3 Д2 Т 6 

 

      

        ля минор             

       Д7   t                  Д6/5   t 5/3      Д4/3 t 5/3         Д2   t 6 

 

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!