Гомеровский вопрос. проблема авторства и времени создания поэм.
Тема 3. ГРЕЦИЯ XI-IX ВВ. ДО Н. Э.
1. Греция XI-IX вв. до н. э
2. «Илиада» и «Одиссея»: Троянский цикл, содержание, персонажи; переводы и публикации
3. Гомеровский вопрос (Гомер, время создания поэм , язык, размер, диалект, количество книг)
4. «Илиада» и «Одиссея» и данные археологии (Г. Шлиман)
5. Греция в XI–IX вв. до н. э. по данным гомеровского эпоса[1]
а) земледельческая община
б) имущественное расслоение.
в) разложение родового строя
г) патриархальное рабство
д) религия.
Гомер. Илиада. М.: Художественная литература, 1978. (Любое издание)
История древнего мира, ч. II глава iv / Крушкол Ю.+Андреев
История древней Греции / Под ред. B.И.Кузищина. - М.: Высш.шк., 1986. - 381 с. http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/ (Любое издание)
История древнего мира: В 3 кн. /Под ред. И.М.Дьяконова, В.Д.Нероновой, И.C.Свенцицкой. - М.: Наука, 1989. Кн.1. Ранняя древность. http://www.sno.pro1.ru/lib/istoriya_drevnego_mira_1-3/Istoriya_drevnego_mira_1.pdf
Греция XI-IX вв. до н. э
Последствия переселения племен сопровождавшееся разгромом и упадок ахейских государств, повергло население юга Балканского полуострова и близлежащих островов обратно в первобытные отношения. Оживленные связи с восточными и западными соседями, которые были засвидетельствованы для крито-микенской эпохи, теперь сократились.
На смену бронзовому веку пришел железный век. Если в крито-микенскую эпоху политогенез происходил только в некоторых прибрежных районах, а основная масса населения продолжала оставаться на уровне первобытнообщинных отношений, то теперь, в XI–IX вв. до н.э., процесс формирования государственности практически охватил всю территорию древней Греции.
|
|
Следующий за микенской эпохой период греческой истории принято называть «гомеровским» по имени великого поэта Гомера, две поэмы которого, «Илиада» и «Одиссея», являются важнейшим источником информации об этом времени.
В настоящее время открыт большой археологический материал, относящийся к XI–IX вв. до н. э. тщательное изучение содержания обеих поэм показало разновременность и длительность их возникновения, доказано, что различные черты поэм отражают разные эпохи.
Этот период окончательного разложения первобытных патриархальных отношений на всей территории древней Греции также обозначают хронологическими датами. Зарождение в это время черт полисной организации, отличающей греческое общество, привело к появлению понятия «предполисный период».
Илиада» и «Одиссея»: содержание, персонажи; переводы и публикации
Илиада (гр. Ilias, род. Iliados) Эпическая поема Гомера, названа по имени столицы Троянского царства Илиона. Рассказывает о событиях 51 дня 10 года войны между ахейцами и троянским войском. Состоит из 24 песен (157 000 строк), написанных гекзаметром дактилическим.
|
|
Переводы Гнедич Жуковский Вересаев
Героический эпос - это повествования о подвигах легендарных героев, встречавшиеся у многих народов. Эти повествования, как правило, были устными, стихотворными, предназначенными для пения и пересказывания, поэтому основной жанр - поэма или песнь.
Сюжетом «Илиады» является гнев фессалийского героя Ахилла на предводителя греческих войск, осаждавших Трою, Агамемнона за то, что тот отнял у него прекрасную пленницу. Действие поэмы продолжается всего несколько дней, но при помощи вмонтированных в поэму рассказов мы узнаем о предшествующих и последующих событиях.
Сюжетом «Одиссеи» является возвращение на родину – небольшой остров Итаку, расположенный, у западного побережья Греции, царя этого острова хитроумного Одиссея, после разрушения Трою. Возвращаясь, Одиссей прогневил бога морей Посейдона и был обречен им на десятилетнее странствование. Действие и этой поэмы тоже продолжается всего несколько дней в последний год странствования Одиссея, который рассказывает о нем накануне возвращения на родину приютившему его царю мифического острова Схерии. Поэма заканчивается возвращением Одиссея на Итаку.
|
|
Одиссея. Гомер. Аудиокнига. Читает Самойлов В. https://www.youtube.com/watch?v=dcBX9nZ0xsY
Илиада – источник идей, сюжетов, характеров в искусстве. во времена Гомера подобные истории пелись странствующими певцами-аэдами. https://www.youtube.com/watch?v=egwFz-ahcrE
Перевод с др.греч. Н. Гнедича Скачать полную версию https://play.google.com/store/apps/de...
Гомеровский вопрос. проблема авторства и времени создания поэм.
Вопрос о происхождении гомеровских поэм (так называемый гомеровский вопрос) относится к числу еще не решенных научных проблем. происхождение поэм и качества содержащихся в них сведений начали исследовать еще в античное время.
С развитием исторической науки вопрос о происхождении гомеровских поэм был снова поставлен в XVII в. н.э. в Италии Дж. Вико, а в конце XVIII в. в Германии Фр. Вольфом. Оба ученых признали народное происхождение поэм. Так возник гомеровский вопрос, который окончательно не разрешен и в настоящее время.
По гомеровскому вопросу возникла огромная литература, которую можно разделить на три основные группы:
теории индивидуального творчества, теории народного эпоса, синтетические теории.
|
|
В свою очередь, теории индивидуального творчества распадаются
а) на сторонников создания поэм несколькими, жившими в разное время поэтами, – аналитики
б) сторонников существования одного автора Гомера – унитарии
В XIX в. была предложена так называемая «теория малых песен»; созданных разными поэтами. Из них якобы более или менее механическим путем впоследствии возникли обе гомеровские поэмы.
Другая точка зрения, получившая название «теории зерна», предполагала в основе «Илиады» и «Одиссеи» первоначальную небольшую поэму (зерно), с течением времени «обраставшую подробностями и новыми эпизодами в результате творчества новых поколений поэтов.
Унитарии отрицали участие сколько-нибудь значительного народного творчества в создании гомеровских поэм. рассматривали их как художественное произведение, созданное Гомером.
В конце XIX в. была предложена теория народного происхождения «Илиады», и «Одиссеи» в результате постепенного естественного развития коллективного эпического народного творчества. В конце XIX– XX вв. возникли синтетические теории, согласно которым «¦Илиада» и «Одиссея» представляются народным эпосом, обработанным впоследствии одним или двумя гениальными поэтами, тоже выходцами из народа.
(Точка зрения Клейна)
Гомер. https://www.youtube.com/watch?v=t63j3JO8ha4
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1c/Homer_British_Museum.jpg
Британский музей. Римский бюст Гомера. II в. н. э., изображенный с использованием традиционной иконографии, основанной на греческом оригинале, датируемом эллинистическим периодом.
"Portrait Bust". The British Museum. Roman bust of Homer from the second century AD, portrayed with traditional iconography, based on a Greek original dating to the Hellenistic period
Сюжеты поэм восходят к микенскому времени, что подтверждается многочисленными археологическими материалами, открытыми в последней трети XIX и XX в. Так как поэмы создавались в течение веков, то в них нашли отражение по крайней мере три разные эпохи:
- крито-микенская (конец XII в. до н. э.),
- гомеровская (XI–IX вв. до н. э.);
- архаическая (VIII–VII вв. до н. э.).
Все эти разновременные элементы перемешаны в содержании поэм. Но достаточно твердо установлено, что общественные отношения, описанные в поэмах, главным образом характерны для Греции после дорийского переселения, т.е. для XI–IX вв. до н. э.
Военная и мирная жизнь древних греков этой эпохи особенно подробно и ярко отражена в поэмах, каждая из которых представляет собой законченное высокохудожественное произведение.
В поэмах упоминается о бронзовых мечах и другом оружии (хотя сам поэт, судя по всему, жил уже в железном веке), о боевых колесницах, вышедших из употребления в конце II тыс. до н. э., о таких важнейших центрах погибшей цивилизации, как Микены, Тиринф, Пилос, Кносс и др.
Некоторые из этих городов во время дорийского нашествия были стерты с лица земли и никогда уже больше не восстанавливались, другие превратились в деревушки, не заслуживающие даже упоминания.
Взятая в целом, микенская эпоха остается для Гомера отдаленным прошлым, о котором он имел лишь самые смутные и неясные представления.
Говоря о событиях «героического века», поэт, как правило, переносит их в гораздо более позднюю историческую среду, вероятно отделенную от его собственного времени лишь небольшим промежутком. На это указывают упоминания
о технике обработки железа, которая стала известна в Греции не ранее XI в. до н. э.
о финикийских мореплавателях и торговцах, проникших в воды Эгейского моря примерно в это же время или даже позже,
о сравнительно позднем обычае кремации (сожжения) покойников и др. детали в тексте поэм.
Это требует от историка большой осторожности в обращении с материалом эпоса. Читая Гомера, мы всегда должны помнить, что перед нами не исторический документ в строгом значении этого слова, а художественное произведение, в котором разновременные мотивы и образы, относящиеся к весьма удаленным друг от друга историческим эпохам, оказываются в самом близком соседстве и образуют причудливые и подчас неожиданные сочетания.
Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!