По поводу новгородской иконы.



    Как известно, на Новгородскую землю нога татарского воина, как завоевателя, никогда не ступала. Правда, татары иногда посылали легкую конницу в помощь своему верному союзнику, Александру Невскому при защите западных рубежей.

   Татары открыли северную ветвь Великой Шелковой пути, открыв возможность торговли новгородским купцам с Востоком. В результате оживилась торговля русских купцов как с восточными странами, так с Северной и Северо-западной Европой, с Ганзейским союзом, который объединял в разное время более 200 городов, расположенных главным образом на берегах Северного и Балтийского морей. В неганзейских городах существовали филиалы Ганзы, крупнейшие из которых были в Брюгге, Бергене, Новгороде и Лондоне. В результате мы видим, именно с конца XIII столетия начался экономический подъем русских княжеств.

Доверяя надзор за порядком в Русской земле, старшему, великому князю, татары не вмешивались во внутреннюю экономическую, культурную и духовную жизнь регионов, в дела внутреннего управления княжеств. Княжества развивались свободно по своему усмотрению, вели полностью свободную внешнюю политику.

  Новгород пострадал очень сильно, но только не от татар. Это походы Ивана III на Новгород в 1471, 1477-1478 гг. погибли тысячи, тогда была ликвидирована Новгородская республика. И походы Ивана IV в 1569-70 годы. Тогда опричники устроили не слыханную по жестокости бойню, были сожжены, утоплены, уничтожены более половины населения города включая малолетних детей.

 Теперь, вопрос господину В. Познеру: - Кто же помешал «возрождению» Новгорода, «гораздо более отсталые завоеватели» - татары или московиты, устроившие не слыханную по жестокости резню в городе?

По поводу княжон, выданных замуж за французских королей.

   Очевидно, речь идет про Анну Ярославну (1032 – 1075 годы), дочери киевского князя Ярослава Мудрого, супруги французского короля Генриха I.

  Сохранилось письмо Анны к отцу, где она жалуется: «В какую варварскую страну ты меня послал, здесь жилища мрачны, церкви безобразны, нравы ужасны...».

   Брачные союзы между властными верхушками разных стран заключались часто, обычно правители преследовали определенные политические цели. Византийские императоры отдавали своих дочерей Золотоордынским царям. Возможно киевский князь нуждался в союзнике. Что дал этот союз Ярославу Мудрому не известно.

   Что касается Анны Ярославны, действительно, у нас нет основания считать ее жалобу необоснованной.

  Как пишет русский писатель Д.Мержковский (что подтверждается в трудах швейцарца Патрика Зюскинда, американца Д.У. Дрейпера, русского историка Л.Н.Гумелева и др.): - Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века (совсем недавно) вообще не существовало. Атмосферу отравляли не только экскременты, ночные горшки из окон… Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Но сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть»,- утверждал медицинский трактат XV века. И если в XV – XVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в XVII – XVIII веках они вообще перестали мыться. Французский король Людовик XIV мылся всего два раза в жизни – и то по совету врачей. Мытье привело в такой ужас, что он зарекся когда – либо принимать водные процедуры. Все гигиеническое мероприятие сводилось только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не все лица. «Мытье лица ни в коем случае нельзя,- писали медики (бывшие выпускники известных европейских университетов, Сорбонны и др.)  в ХVI веке, - поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Мыться нельзя было еще потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Ночные горшки из окон выливались прямо на улицу. Люди справляли нужду где придется. Французский королевский двор периодический переезжал из замка в замок (из Лувра в Версаль – загородную резиденцию королей) из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Позже для спасения от вони люди начнут пользоваться духами.

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: часто возникали эпидемии страшных болезней, только в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, Англия и Италия – до половины.       

4. О дикости татар

   И так: Статья «Цивилизационный феномен Золотой Орды». автор Э.С.Кульпин доктор философских наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН. Данный материал в своих научных трудах подтверждают также ученые историки-археологи, исследователи Золотой Орды, В.Л.Егоров,  Э.Д.Зиливинская, В.Рудаков и др. 

В XIII – XIV веках Золотая Орда была не только самым большим по территории и численности населения, но, и самым богатым государством в Европе и Центральной Азии (Егоров В.Л. доктор исторических наук, один из ведущих исследователей по истории и археологии Золотой орды). Оно простиралось на огромной территории; от Карпат на западе до Алтая на востоке и от Белого моря на севере до Черного и Приаралья на юге. Богатство и могущество во многом проистекало из роли Золотой Орды как посредника в материальном и духовном обмене Запада и Востока. Через это государство проходила большая часть Великого шелкового пути, а обслуживание транспортных коммуникаций стало одной из его главных функций. Спустя всего несколько лет после завоевания Восточной Европы, в 1250 году началось строительство столицы Золотой Орды – города Сарай. Решение строить город именно в этих местах было обусловлено тем, что волго-ахтубинская пойма была идеальна для налаживания торговли – именно здесь проходил Великий шелковый путь. И еще один факт, это место равномерно удалена от основных районов плотного населения, как на севере, так и на юге. Воздвигнуть большой город за сотни километров от областей оседлого населения невозможно без создания на месте строительной индустрии, без строительных материалов, прежде всего камня и дерева которых не было в окружающей степи. Для строительства городов в нижнем и среднем течении Волги дерево сплавлялось с севера. Оно было необходимо тогда не только как строительный материал, но как горючее для обжига кирпича, отопления домов, для любого производства от керамического до оружейного. Егоров В.Л. – археолог, более 20 лет проводивший раскопки Сарая пишет о нем: «Город был не просто столицей государства, а крупнейшим центром ремесленного производства. Целые кварталы занимали ремесленники, специализировавшиеся на какой то определенной отрасли (металлургической, керамической, ювелирной, стекольной, косторезной и т.д.) (Егоров В.Л.). Вслед за строительством столицы возникла проблема ее окружения системой земледельческих и ремесленных поселений, иными словами колонизация степи. Торговые пути Золотой Орды хорошо охранялись татарами, были безопасными для купцов, чего нельзя было сказать о государствах Центральной Европы, где никем не были защищены облагались многочисленными пошлинами, а мелкие бароны занимались прямым грабежом проезжих купцов. Значительная часть исследователей отмечают благоприятную роль низких таможенных сборов на развитие торговли в Золотой Орде. Последние не превышали 5% от стоимости товаров. В северном Причерноморье – до 3% на вывоз и ввоз товаров. 

  Новые города в степях имели водопровод (в керамических трубах), канализацию (в деревянных), общественные бани. Их жители брали питьевую воду в фонтанах. Роль водостоков выполняли арыки. В Сарае обнаружен даже общественный туалет, разделенный на женскую и мужскую половины(Егоров, 1997, с. 76). В Европе общественные туалеты появились лишь в XIX веке. Бани в золотоордынских городах выполняли функции современных клубов. Люди там встречались, общались и даже вели деловые переговоры. 

   На землях от Дуная до Иртыша археологами зафиксированы 110 городских центров с материальной культурой восточного облика, расцвет которых пришелся на первую половину XIV в. Общее же число золотоордынских городов, по всей видимости приближалось к 150. Крупными центрами главным образом караванной торговли были город Сарай-Бату, Сарай-Берке, Укек, Булгар, Хаджи-Тархан, Бельджамен, Казань, Джукетау, Маджар, Мохши, Азак (Азов), Ургенеч и др.

Города Золотой Орды принципиально отличались от городов Европы и Азии того времени. Прежде всего, там не было стен. Это позволяло прокладывать широкие улицы и строить кварталы усадебного типа: вдоль Волги дома стояли в садах. Город имел восточный облик, но не было в них обычной для восточного города цитадели в центре города.

  5. О культуре Золотой Орды.

  Исследователи отмечают, что в Золотой Орде была очень развитая инфраструктура городской жизни. Сарай был одним из богатейших и культурных городов мира. Есть основание полагать, что Сарай был центром культуры, средоточием науки и просвещения, где существовал свой университет. Золотоордынские правители тратили немало усилий на развитие образования, ремесел, и торговли.(журнал «Молодой ученый» -2012.-№ 11. – с. 253-255). В Сарае жили и занимались творчеством, научными исследованиями такие выдающиеся ученые и поэты мусульманского Востока, как Кутбутдин ар-Рахибаш, Согутдин Тафтазани, Хафиз ибн Базади, Камалетдин Куджанди и многие другие. В Золотой Орде выросли свои ученые и писатели, благодаря деятельности которых письменная культура Золотой Орды стала известной во многих мусульманских странах. Письменные памятники художественной литературы эпохи Золотой Орды обильно насыщены элементами народной речи, острыми и меткими выражениями, пословицами и поговорками, конструкциями разговорного языка бытующими и в современном татарском языке.

Примечательно, что литература периода Золотой Орды продолжила лучшие традиции древнетюркского и болгарского словесного искусства. Здесь всегда почитались и высоко ценились произведения Юсуфа Баласагуани(Выдающийся тюркский поэт и мыслитель 1015 – 1070 годы). , Ахмеда Ясави (тюркский суфийский поэт 1103 – 1166 годы), Сулеймана Бакыргани (1091 – 1186 годы тюркский суфийский шейх), Кул Гали и других авторов предшествующей поэзии тюркских народов. С другой стороны тюрко-татарская литература периода Золотой Орды развивалась в тесной взаимосвязи с письменной культурой мусульманского Востока.(«Молодой ученый» - 2012.-№11).

Свои уникальные произведения писатели и поэты эпохи Улуса Джучи сочиняли в таких литературных жанрах как: дастан, хикаят, газель, касыда, поэма, рубаи(четверостишие), ода-мадхия, марсия-элигия, басня и т.д. При реализации художественного замысла  

такие авторы как Рабгузи, Саиф Сараи, Махмуд Булгари, Хисам Кятиб свободно оперировали материалами фольклора, мифологии, религиозных книг, примерами объективной действительности. В 1394 году Саиф Сараи под влиянием астронома Максуда в произведении «Сахэйль вэ Галденсен» за 152 года до Николая Коперника и за 200 лет до Джордано Бруно высказывает смелую мысль о том, что Земля не является центром Вселенной, а движется вокруг Солнца. Ниже строки из его стихотворения:

                        «Узнала Любви притяженье душа,

                       Землей вокруг Солнца круженье верша».       

 На востоке империи. Во второй половине XIII века на востоке Монгольской империи (Монгольская –  это политоним - название политического объединения людей разных этносов: в единый союз, единое государство, или империю с единым названием.  

Чингизхан своих воинов называл “монголами” - состоящих из различных тюрко-татарских племен. Название, в том числе и самоназвание этноса, к которому принадлежал Чингис-хан, изначально было никоим образом не “Монгол” и т.п. а “не иное как Татар утверждал академик Российской Императорской Академии наук, профессор Казанского университета В.П.Васильев 1818-1900 гг.

На территории нынешней Монголии в те времена были другие климатические условия, и 

жили там тюркские племена. “Монгол”, или ”мәңгел” на современном татарском, в переводе на русский- вечный), при Хубилае (внуке Чингис хана) было образовано государство Юань основной территорией был Китай, в состав которого вошла почти вся территория Китая.  Хубилай перенёс столицу из Каракорума в Ханбалык (позже переименован в Пекин). Для улучшения жизни простого населения Хубилай старался добиться всеобщей грамотности. Татары собрали со всего мира все новое и лучшее, и распространяли по всей своей империи. Хубилай создал типографию и историографию. основал обсерватории. При Хубилае ввели в оборот бумажные деньги (Марко Поло итальянский купец и путешественник). Согласно записям во время правления Хубилая было создано 20166 общеобразовательных школ, 1271 году он открыл Татарский национальный университет в Ханбалыке. Отовсюду он собирал ученых, которые занимались развитием многих традиционных наук и искусств.  В 1289 году был учрежден Исламский государственный университет. Более того, Хубилай увлеченно занимался развитием театрального искусства.

Нации монголы исторически не существовало, это название политическое, утверждает историк – чингизовед, академик А.Г.Оловинцов. По его мнению, в XIII веке в евразийской степи почти все были тюрками, в том числе и Чингисхан, и делились на разные племена. На территории нынешней Монголии жили тюркские племена. Позже, собрав их в единое государство, Чингисхан назвал его условно ”Монголия”, что значит ”вечное войско”.

6. Какой была бы Россия если бы не татары ...  

 « Начиная с У-ди, (140—87 гг. До н.э.) императоры династии Хань стремились создать мировую империю путем завоевания соседних народов, которых китайцы считали варварами... Китайцы, проникая в северные страны, вели себя в них как завоеватели, и степные племена, видя это, всеми силами сопротивлялись иноземным вторжениям» - Л.Н.Гумилев (известный ученый, историк, археолог, географ, этнолог, востоковед, писатель).

  «Китайцы не добрались до Европы на рубеже нашей эры. Именно тогда, когда Китай обладал силой и мощью для завоевания Азии, хунны и тюрки и другие степные народы остановили агрессию Китая на Запад. И в этом-заслуга степных народов перед человечеством» - Л.Н.Гумилев, Петров А.М. («Великий шелковый путь» Рос. АН Ин-т востоковедения).

Тюрки-татары и другие народы Великой степи в течении тысячелетий защищали свои земли от китайской экспансии. Если бы не татары Сибирь и Средняя Азия скорее были бы оккупированы китайцами. Сегодня граница многомиллиардного Китая на западе проходила бы, как минимум по уральскому хребту и по реке Урал. Среднее и нижнее Поволжье тюркские. Руководимые неграмотными князьями мелкие русские княжества, постоянно воевавшие между собой, были не способны противостоять тем же шведам или немцам на Западе.

Российское государство зародилось при Золотой орде,  Московское княжество – Московия, переименованная при Петре I в Россию, возникло благодаря татарам, татары дали огромное количество аристократов, тюркских слов около 40%, при создании их языка.

 При татарах были заложены экономические основы государства и условия для дальнейшего его развития.

Таким образом, Россия своим существованием обязана татарам.  

7. С уходом татар...

 В XIII – XV вв. в Западной Европе было покончено с феодальной раздробленностью, до этого развитие экономики, налаживание торговых связей тормозились постоянными распрями между феодалами. Образовались первые централизованные государства Англия, Франция далее Италия и другие. На фоне Столетней войны (1337-1453 годы), приведшей к обнищанию крестьянских масс, разразились многочисленные народные восстания во Франции и Англии. Подавив эти восстания, короли и феодалы, тем не менее, вынуждены были пойти на отмену серважа. Серваж – это ограничение гражданских и хозяйственных прав крестьян (не будучи формой крепостного права). Крестьяне получили личную свободу. Однако крестьяне обретая личную свободу теряли свои земли. Земля в основном оставалась в руках феодалов. Обедневшие крестьяне уходили в города, пополняя пролетариат. Аналогичные процессы шли и в других европейских странах, что привело к появлению зачатков капитализма, развитию товарно-денежных отношений. В XIII-XV вв в большинстве стран Западной Европы зарождается парламентаризм. Появляются выборные органы представительства сословий, созываемые королями и утверждающие их, прежде всего, налоговую политику.

    Далее открытие морского судоходства (вторая половина XV века), захваты и ограбления чужих земель. Особенно в первое время, могущество и уровень «цивилизации» этих европейских государств очень часто определялись количеством кораблей и пушек на них. Далее религиозные революции, как следствие духовного подъема эпохи возрождения привели к кардинальным изменениям в обществе, в результате часть Западно-Европейских государств отошла от католицизма. Буржуазные революции, рост товарной продукции, открытия новых морских торговых путей способствовали росту экономики и могущества большинства Западно-Европейских стран. 

В России, процесс развития происходил по другому. Период до татар характеризуется, как период самого дикого феодализма, сопровождался постоянными стычками между удельными князьями, за захват чужих холопов, для дальнейшей их продажи в рабство. В результате мы видим, именно с конца XIII столетия, с приходом татар, начался экономический подъем русских княжеств, резко возросло строительство городов, каменных культовых сооружений и пр. При поддержке татар в XIV –XV веках началось расширение Московского княжества за счет объединения с соседними княжествами, становление в дальнейшем Московского государства. 

При татарах были заложены экономические основы для дальнейшего успешного развития России

Но к XV веку Великий Шелковый путь, контролируемый татарами, пришел в упадок, причины были разные, одной из главных это развитие морской торговли. Перевозка товаров более быстроходными, с вместительными трюмами, морскими судами стала экономически более выгодной тихоходных караванов верблюдов.

С уходом татар народ России попал на сотни лет в крепостное рабство. 

Так население попало в настоящее рабство, которого не было «при татарском иго». И рабство это продолжалось не 250 лет, а гораздо дольше, фактически до конца XIX века.

Как было указано выше, западноевропейскую цивилизацию вывели в мировые лидеры такие факторы:

Первый – это Великие географические открытия, колониальные захваты и контроль над морской торговлей.

Второй основополагающий фактор успеха Запада – это свободное население, отсутствие рабства, реформы религиозные, общественно–политические, как результат - зарождение буржуазии, свободных товарно-денежных отношений и постепенное отступление от своих позиций католической церкви.

 А на Руси, где согласно православным канонам, любой правитель от бога, а местный князь его наместник на земле, речи о реформах по улучшению положения, освобождения от крепостного рабства крестьян никогда не было. 

У Петра I , во время своей прогулки по Европе, не было ни какого желания, чтобы всматриваться в политический и общественный порядок Западной Европы, в отношения и понятия людей западного мира, его больше интересовали чисто технические вопросы, предприятия по изготовлению  различных товаров, строительства всяких сооружений и судов, а также, как человека больного некрофилией, вопросы связанные с анатомией.                

Если до Петра I торговля людми была запрещена, то при нем положение крепостных крестьян еще более ужесточилось.  Людей продавали как скотину. Торговля людьми в России до середины XIX столетия была совершенно обыкновенным делом. Хозяин относился к своему рабу как к предмету. На невольничьих рынках России люди выставлялись на продажу по одиночке, группами, семьями, при том ребенка могли продать отдельно, мать отдельно.

 Крестьяне Западной Европы освободились от зависимости еще в XIII - XV  веках и больше там никакой зависимости, тем более рабства не было. В России с уходом татар население попало в крепостное рабство, которое продолжалось до конца 19 столетия.

Об отсталости татар.

Основное население русских княжеств, около 70% всего населения в XIII  веке занималось лесным собирательством, собирали грибы, ягоды, орехи, желуди на пропитание, ловили рыбу, занимались охотой, и самой примитивной системой земледелия – подсечно-огневым земледелием. В лесу деревья подсекали, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, выступающую хорошим удобрением. Земля при этом не обрабатывалась, корни деревьев не корчевались. Орудием для заделывания посева служила деревянная борона или верхушка ели. Через два, максимум три года урожайность резко падала, переходили на другой участок. Основным орудием труда были топор и мотыга. В тягловой силе не было необходимости. Так же не было необходимости в изготовлении телег, колес, саней, сбруей, сох, седел многих других предметов. 

 Часть населения княжеств, в основном близь городов, занималась пашенным земледелием.

С экономической точки зрения Золотая Орда представляла собой симбиоз кочевого и оседлого населения. Южноевропейские и северокавказские степи предоставляли тюркам обширные пастбища для табунов и скота. С другой стороны, некоторые части этой территории на периферии степей использовались также для выращивания зерновых. Сарай и другие большие города Золотой Орды с их высокоразвитыми ремеслами служили пунктами пересечения кочевничества и оседлой цивилизации.  

Татары-тюрки Приуралья и среднего Поволжья в это время уже давно занимались не только пашенным, но и трехпольным земледелием. А в более южных и восточных регионах, где экономически целесообразнее, занимались животноводством. Письменные источники подтверждают, например в «Истории Вассафа» (автор Шихаб ад-Дин ибн Фазлаллах Ширази-персидский историк XIV века), в традиционно земледельческих районах, как Булгар, Хорезм, Крым и Северный Кавказ выращивали просо, ячмень, овес, рожь, горох, чечевицу, лен, коноплю, яблоки, огурцов, капусту, свеклу, арбузы, персики, лимоны, сливы, абрикосы, гранаты и пр.

 Татары в это время содержали огромные стада овец, коз, коров, верблюдов, тысячные табуны лошадей (ибн Баттута – арабский путешественник, купец). Это, и продукты питания, и шерстяные ткани, кошма, кроме того, огромное количество животных поставлялось на экспорт. К примеру, Н.Витсен (голландский картограф, предприниматель) пишет о продаваемых в Индии коней – 20000 голов. Это, в отличие от собирания ягод, грибов в лесу, требовало вложения огромного ежедневного труда. Высокого уровня достигла черная и цветная металлургия, производство декоративной керамики, строительного кирпича, стеклоделие и ювелирное дело. Продукция, в частности строительный кирпич, как отмечают специалисты, были очень высокого качества. По поводу качества оружия, как отметил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН М.Горелик: - «Татары в XIII – XIV веках находились на самом передовом рубеже развития воинской техники в мире»..

В 1580 – 1620 годы из Золотоордынского кирпича был построен Астраханский кремль. Из развалин столицы Золотой Орды кирпич на баржах перевозили вниз по Волге.

В руках Золотой Орды находилась большая часть Великого Волжского Шелкового пути. Она же на огромном расстоянии контролировала Великий Шелковый путь.

По этим двум магистралям велась внешняя торговля. Одна из них связывала южные и северные области Золотой Орды, со странами Северной Европы и Прибалтики,  другая – Восток с Западом через черноморские порты.   

Основой могущества Золотой Орды были скотоводство, земледелие, ремесло, черная и цветная металлургия, торговля охрана и обслуживание торговых путей.

Как татары чувствуют себя?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала - кто же такие татары?

Отложим в сторону высказывания, чрезмерно политизированных папских представителей, типа В.Рубрука и прочих католических монахов, преследующих свои определенные цели. Обратимся к тем, кто был более близок или  имел с татарами боевые или дипломатические контакты уже непосредственно в Европе, а также к документам более поздних эпох.

 Из документа XIV века.

Унген фон Ульрих:

Труд великого Магистра Тевтонского Ордена носящее название: «О делах татарских, оставленных для передачи потомкам». Хранится в Венском музее Тевтонского Ордена.

В частности его страницы гласят – они, татары, люди обстоятельные, доводят до конца всё за что берутся в жизни. Нация умная, сильная, необычайно стойкая, удивительно крепкая, просчитывающая всё заранее плохое и хорошее. Нужно и можно сказать – непростая, с подводным дном двух видов, неглубоким и бездонным. Оба дна всегда смертельно опасны и неподкупны.

Из документа XVI века.

  « Татары превосходят нас не только воздержанием и благоразумием, но и любовью к ближнему. Ибо между собой они сохраняют дружеские и добрые отношения. С рабами, которых они имеют только из чужих стран, они обходятся справедливо. И хотя они добыты в сражении, или приобретены за деньги, однако более семи лет их не держат в неволе. Так предначертано в священном писании(Исход, 21). А мы держим в вечном рабстве не добытых в сражении или за деньги, не чужеземцев, но нашего рода и веры сирот, бедняков, состоящих в браке с невольницами» - писал в середине XVI столетия Михалон Литвин - секретарь канцелярии великого князя литовского, дипломат, администратор.

1-я половина XIX века. 

Со временем медресе появляются в самых отдаленных уголках Казанского ханства.
Мектебы и медресе имели огромное влияние на развитие татарской национальной культуры и распространение грамотности среди татар. Профессор Казанского университета Карл Фукс в своих исследованиях о татарской нации писал, что татары – народ более образованный, чем даже некоторые европейские народы, и что неграмотный татарин отнюдь не пользуется уважением среди своих земляков.  

Карл Фукс в 1844 году в своей книге «Казанские татары» писал:- «Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не пользуется уважением других».

    Татарский народ по уровню грамотности умению писать и читать на своем языке, еще до государственного переворота 1917 года занимал одно из ведущих мест в Российской империи.

При помощи китаба(книги), до революции в России самым грамотным и образованным народом были татары. Грамотность достигало до 80-90%. Об этом Ленин указал в своих трудах. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман—татар еще более высокое». (В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. 28 том.)

Небольшой материал о воинской чести:

Дмитрий Донской отказался платить дань в 1380 году, в августе 1382 года войско хана Тохтамыша оказалось под стенами Москвы вместе с нижегородскими и рязанскими княжичами. Рязанцы же даже подсказали Тохтамышу короткий и удобный путь до Москвы! Дмитрий, тем временем, скрылся из Москвы. Москва была сожжена и разграблена. По возвращении Дмитрий Донской согласился выплачивать дань как и было и ранее.

 В 1521 году, когда пришел крымский хан Мухаммед-Гирей. Великий князь Московский Василий III бежал в Волоколамск, как пишут его современники, в испуге он пытался спрятаться под Волоколамском в стоге сена.

23 мая 1571 года войско Крымского хана Девлет-Гирея подступило к Москве. Сам Иван Грозный, узнав, что противник уже в нескольких верстах от его ставки, сбежал на север, оставленный вместо себя главнокомандующий войсками - князь Бельский сгорел в подвале, где он прятался от татар.

Татары гордятся тем, что среди полководцев-татар не было таких позорных, трусливых Великих князей, которые в момент опасности бросив свой народ, прятались в стогах сена.                   

Очень кратко о культуре периода Казанского ханства:

Культура времен Казанского ханства отличалась гармоничностью и расцветом разных форм искусства. Прогресс касался всех видов духовной и материальной культуры: уровня образования, широкого распространения письменности, развития гуманитарных и точных наук, расцвета литературы, поэзии, музыки, градостроительства, всего комплекса декоративных и изобразительных искусств, ремесел, наконец, самого быта, образа жизни людей. Ювелиры свободно владели всеми техническими приемами художественной обработки металлов и камней. В Оружейной палате в Москве хранятся самые роскошные предметы, взятые в качестве «полона» в Казани: «Казанская шапка» - корона Ивана IV из чеканного золота с самоцветами и меховой опушкой, а также массивные золотые застежки, инкрустированные драгоценными камнями.

В Казанском ханстве создавались шедевры рукописной каллиграфии и печатной миниатюры. В произведениях татарского поэта XVI века Мухамедьяра (выполняющего также функции хранителя ханской библиотеки) встречается упоминание о книгах, побывавших в его руках, что дает основание говорить о существовании в ханской Казани «китабхане» - библиотеки и одновременно мастерской книжного искусства, где работали поэты, ученые и переписчики. Особый интерес в татарском графическом искусстве XV - XVI вв. представляют печатные орнаментально-каллиграфические миниатюры.

  Распространение ислама способствовало грамотности населения, существовали начальные и средние школы, а при мечети в Казанском кремле – школа высшего типа – медресе. Кроме литературы религиозного характера создавались и светские произведения (поэты Мухамед – Эмин – казанский хан.  Мухамедьяр, Эмми Камал, Гариф - бек, Мухаммед Шариф и др. – это те чьи труды сохранились). Кул Шариф – поэт – мыслитель, погиб в 1552 году, как воин, в бою с московскими оккупантами.
  Развивалось и устное народное творчество, до наших дней дошли эпические произведения, сказки, баиты: «Алпамыш», «Чура – батыр» и др.

В 1542 году выдающийся казанский ученый – математик М.Мухаммат написал математический трактат (Сборник правил). Рукопись хранится в Санк-Петербургском отделении Института востоковедения РАН.         :

  К сожалению во времена событий 1552 года, после оккупации «более отсталым завователем», большая часть книг, библиотеки и других писменных материалов были сожжены, варварски уничтожены.

 В последующие годы, в многочисленных народных волнениях, восстаниях, от зверств мракобесов - попов, допущенных именем Христа татарский народ потерял сотни тысяч своих сыновей и дочерей. Татарский народ в своем развитии был отброшен на сотни лет назад. Впрочем это уже совсем другая история, которая таких людей как В.В.Познер и других подобных шовинистов никогда особо не волновала.           

В.В.Познеру: назовите имя хоть одного поэта из Московии периода XIII – XVI веков. При том, по численности населения Московия до 1552 года превышала Казанское ханство более 10 раз (соотношение 5,6 млн. и 450 тыс.).

Ниже, очередная партия помои в адрес татар, представляет на этот раз учебник истории для 6 класса под названием «История отечества», направленный на воспитание детей в духе ненависти к татарам. Авторы учебника А.А.Преображенский и Б.А.Рыбаков. Страница 89. Представлен рисунок из английской рукописей XIII века. Татары жарят на костре и едят людей.

    

 

  Учебник рекомендован в качестве учебника по истории лля 6 класса Министерством образования Российской Федерации.

Как известно англичане в XIII веке, и позднее, никогда в глаза не видели татар. Что хотели сказать авторы учебника, размещая этот рисунок, зная, что это плод фантазии напуганных всякими слухами о татарах людей? Что хотели сказать работники Министерства образования Российской Федерации допуская это, явно протухшее расизмом, творение в качестве учебника?

 Чем объяснить размещение этого, явно фальшивого рисунка, избытком расизма и ненависти к татарам? Желанием как можно сильнее показать татар дикими, и на этом фоне подчеркнуть превосходство русских, или попыткой разжигания межнациональной вражды?

 Кто возместить психологический урон, моральную травму нанесенные детям татар (возможно оставивший отпечаток на всю жизнь), которые со слезами приходили домой после уроков истории? Особенно из русских школ, тем более если в классах этих школ татарских детей единицы.

О содержании учебника:  Авторы учебника,  по известной традиции Российской историографии, изображают татар ордой диких кочевников, обвиняя в бесчисленных зверствах и злодеяниях. Учебник напоминает сборник сказок для детей с несоответствиями, искажениями исторических фактов и придуманными мифами, порой не стыкующимися элементарной логикой мышления. Ниже, чтобы не занять много места, приведу только пару таких мифов из этого учебника:

  Миф 1- Страница 87 учебника:  Мстислав и другие князья были схвачены. Победители (татары) связали их, бросили на землю, а сверху положили доски, на которые уселись и пировать. Несчастные приняли мучительную смерть.

Чтобы эти доски держались на лежащих на земле людях устойчиво, не съехались, видимо их необходимо было еще как то скрепить, нужны еще гвозди, лучше если имеются еще деревянные брусья.

Теперь вопрос - откуда взялись доски в начале XIII века, на Приазовье? Там их и в XX веке то не было в достаточном количестве. Жилища в те времена были с земляными полами, стены из деревянных кругляков и некоторых тесаных топором деталей – снаружи засыпались землей, в южных регионах стены могли быть из глины – саманные, потолков, тем более из досок(в представлении нынешнего поколения) не было,  крыши одно - или двухскатные, с использованием деревянных кругляков, крылись соломой или камышом. На кусках дерева, тесаных топором, писались иконы, другого подходящего материала для этой цели не было.  

  Первые пилы для распила бревен на доски в России появились в XIX веке  

  Еще один миф - Страница 90 учебника: Жители Козельска, прозванного татарами «злым городом» оказали противнику ожесточенное сопротивление. В семинедельных боях за город Батый потерял 4000 человек.

  Вот данные другого источника: Козельск с населением 267 человек, родовое имение черниговских князей. Никакого штурма не было. Батый сосредоточил там войска в 20 тысяч всадников, сделал двухмесячную передышку в период весенней распутицы. Он требовал выдачи родственников князя ответственного за убийство послов на Калке (татарские послы, направленные на переговоры с русскими были ими убиты, “илчегә үлем юк” гласит татарская поговорка, убийство послов считалось величайшим преступлением). За это убийство город был прозван «злым»- татарами . Как утверждает академик Б.А.Рыбаков защитники во время вылазки уничтожили 4000 человек. В вылазке могли участвовать около полусотни пеших человек вооружённых ножами. Получается каждый в битве происходящей днем уничтожил по 80 закаленных в боях татарских конных воинов ????!

   Теперь, пожалуй, о самом главном . Официальная история России замалчивает роль Великого Шелкового пути в развитии экономики Золотой Орды и Московии. В учебнике также нет ни слова о Великом Шелковом пути, его северной ветви, по реке Волга, организованной и контролируемой татарами, сыгравшей огромную роль в экономическом развитии и становлении Московского государства. 

  По Волжскому пути происходила торговля Руси с Ордою и Востоком, которая имела большое значение для экономического развития Москвы – пишет Л.В.Черепнин. доктор исторических наук в своем научном труде - «Очерки социально- экономической и политической истории Руси».

   Русские купцы вывозили различные меха, рыбу, моржовые клыки, мёд, кожу, заготовки дерева. Транзитом шли товары из Новгорода, Прибалтики и Скандинавии: сукно, янтарь, цветные металлы, пушнина, слитки серебра и золота, железо, оружие. Особую статью экспорта составлял лён. Лён произрастал в основном в суздальской, новгородской и смоленской землях. Льняные одежды были хорошо известны на Востоке, высоко ценились и даже жаловались индийской знатью своим приближённым в качестве почётного дара. Торговые связи по Волге были устойчивы. Уже в 1263 г. египетские послы, направлявшиеся в Каракорум, отмечали, что на Волге «постоянно видны плавающие русские суда». Во многих ордынских городах появляются колонии русских купцов. Татарские ханы покровительствовали торговле. Сама Золотая Орда как государственное образование во многом существовала за счёт транзитной торговли. Орда стремилась к стабилизации цен, проводила политику невмешательства в экономическую жизнь княжеств.

О санитарных условиях быта татар:

   У татар, не принято входить в дом, или квартиру в обуви, тем более ложиться на постель в обуви, как это делают, к примеру американцы, татары считают что это дико и антисанитарно, обувь снимается еще до крыльца, а так же курить в доме, в квартире.

Н.И.Тезяков-советский санитарный врач. В 1884 окончил Казанский университет После Великой Октябрьской Революции был одним из активных деятелей советского здравоохранения. Будучи губернским санитарным врачом Саратовской губернии исследовал причины детской смертности с 1897 по 1901 годы. 

Из его исследований:

 Младенческая смертность начала века в России на примере Саратовской губернии:
Православные - 287 промилле
раскольники - 242 промилле
лютеране и католики (поволжские немцы)- 163 промилле
татары-мусульмане - 118 промилле

(Промилле - смертность детей возраста до 1-го года на 1000 родившихся)

Маленькая смертность среди татар-мусульман оказалась связана с санитарным состоянием их быта.

 В городе Азове в ходе раскопок  была обнаружена одна из древнейших зубных щеток, которой в XIV веке пользовался некий представитель монголо-татарского войска. Судя по костяной рукоятке с дырочками для щетинок, которые не уцелели за прошедшие столетия, за здоровьем полости рта монголо-татарские захватчики следили примерно так же, как и современные люди. Как пояснил заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника Андрей Масловский, вопреки расхожему мнению, первые зубные щетки появились не в Китае XV века, а на территории современной Монголии еще в X-XII веках. В цивилизованной Европе немцы и французы освоили зубные щетки в середине XIX века.

 «Я с детства знаю о народе татар: трезвом, чистоплотном, умеющим соединять душевную мягкость с упорством в достижении цели» - писал  М.Горький.

Как в свое время заметил  Михаил Георгиевич Худяков (1894 – 1936), доктор исторических наук, автор книги «Очерки по истории Казанского ханства». -

 «Татарское население резко отличалось от инородцев своим богатством, зажиточностью и комфортабельной жизнью. Эти особенности сохранились казанскими татарами до настоящего времени, несмотря на века унижения и иностранного ига». 

Из выше изложенного, несмотря на всю грязь, помои, со страниц различных изданий, татары живут не хуже других. Ущемленными или чьими то рабами себя не считают. Татары гордятся трудолюбием, чистоплотностью и Великой историей своего народа.

10. О гуманности татар-тюрков.

В.В.Познеру - как представителю многострадального еврейского народа:

Предки татар-тюрков, тюрки-хазары приютили оказавшихся в изгнании евреев из Ирана, откуда их вытесняли за поддержку «маздакидов» (от имени Маздака,— руководителя маздакитского движения), которые боролись с социальным неравенством особенно в период страшной засухи и голода в стране (на рубеже V – VI вв.), требовали богатых поделиться своим богатством с народом. И из  Византии, где их преследовали, фактически уничтожали, традиционно не отличавшиеся толерантностью православные христиане по религиозной принадлежности.

После падения Хазарского каганата в конце X века евреи расселились по всей Европе.   

Еврейские ученые-специалисты по истории хазарии, писатели М.Финкель -Израиль, Кевин Брук- США, Артур Кёстлер- Британия, считают, что если бы не тюрки Хазарии евреев ашкенази сегодня бы не было.

Большая часть евреев-сефардов обязаны своим спасением другим тюркам-туркам- османам. В 1492 году, после падения исламского государства на Пиренеях, Аль-Андалус (Мусульманской Испании), евреи оказались перед условием, либо принимают христианство либо их ждал костер инквизиции. Султан Баязид II  направляет к берегам Испании Османский флот под командованием адмирала Кемаля Реиса с приказом эвакуировать из Испании всех изгнанных евреев и доставить их под защиту Османской империи. Султан Баязид II, спас около сотни тысяч евреев, даровал евреям право селиться в любом месте империи и пользоваться всеми правами, наряду с другими подданными империи. Евреи высоко чтили оказанное им доверие и всегда были лояльны к османским султанам.

  В годы второй мировой войны турецкими дипломатами были спасены десятки тысяч евреев только в оккупированной немцами Франции
Еще один пример гуманности татар и скотского отношения  к ним в нашем государстве:   

  Сайде Арифова, уроженка Бахчисарая. Родилась 13 февраля 1916 года. Во время Великой Отечественной войны она — крымская татарка, мусульманка — рискуя жизнью, спасла от верной гибели 88 евреев.
Работая заведующей бахчисарайским детским садом, она скрывала национальность своих воспитанников, давала ложные присяги эсэсовцам, заступалась за чужих детей, прятала обитателей детского сада у себя дома, заботилась о них и всячески им помогала, доставала фальшивые документы и медицинские справки, спасая таким образом десятки жизней.

Сайде Арифова свидетельствовала перед фашистскими карательными органами, под угрозой расстрела своей семьи, что они не евреи, а татары

Сайде всех детей-евреев выдавала за крымских татар, научила мусульманским молитвам, дала татарские имена, научила их говорить на крымско-татарском языке. Это было несложно, потому, что все они были выходцы из Крыма, и крымско-татарский язык был весьма распространен в довоенном Крыму. В конце концов, это был вопрос жизни и смерти

18 мая 1944 года Сайде Арифову и ее семью, как предателей Родины, выслали в Ургутский район Самаркандской области Узбекистана. Но перед выселением, она снова спасает этих детей-евреев, так как их тоже должны были депортировать как татар. Сайде показывает офицеру НКВД, спрятанные ею, метрики детей, и доказывает, что они евреи.+

Все спасенные ею евреи ходили заступаться за нее во всевозможные инстанции: НКВД, воинские части, прокуратуру, – но ничего не помогло. В ссылку Сайде и ее родных провожало множество еврейских семей. Когда ее увозили в грузовике, эти дети бежали за ней и кричали: «отдайте нашу маму Саиде».

                                                                                                              c. Кузкей.

Май 2019г.                                                                                          Рифкат Сагидуллин                                                                          

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!