Приведите примеры, отражающие принципы фоносемантики, выделенные С.В. Ворониным.
Принципами фоносемантики являются:
принцип непроизвольности языкового знака - первый и основной методологический принцип фоносемантики.
Принцип детерминизма - применительно к звукоизобразительной системе языка, являющейся объектом фоносемантики, этот принцип предполагает обусловленность знакового облика слова значением слова и, в конечном счете, признаками, свойствами денотата, точнее, «мотивом» - тем признаком (свойством) объекта-денотата, который по завершении «мотивировочного хода» («хода мотивирующей мысли») кладется в основу номинации;
Принцип отражения - на интересующей нас речевой (языковой) ступени содержание отражения - это значение слова (как образ или, в
Эмираметова Наджие СДО-О-18
других терминах, как сущность, однородная с понятием), форма отражения - языковой знак (как материальная оболочка слова).
В «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина есть эпизод: «Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней». Согласно представлениям биологов, в реальной жизни подобное просто невозможно: коршун слишком мелок для лебедя, он питается главным образом лягушками, ящерицами и т.п. Лебедь – это добыча ястреба или сокола. Как вы думаете, почему А.С.Пушкин исказил реальность, создавая этот художественный образ? Обоснуйте ответ, руковод-ствуясь сведениями из области фоносемантики.
Я считаю, что А.С Пушкин намеренно как бы смешивает и преувеличивает в какойто степени реальные факторы с фантастическими, чтобы повысить эстетическую ценность текста. «Коршун» - звучит страшно!, угрожающе и отвратительно. Читатель даже не задумывается о том, что данная сцена не соответствует биологическим стандартам.
|
|
12. Определите и запишите, какие соощущения ассоциированы в слово-сочетаниях:
Тонкий профиль показан - четкие , понятные черты лица, симитричная и гармоничная форма лица.
Острые движения пальцев - очень эпичные и резкие движения.
Очень некрасивое (кислое) выражение лица - бывает у печальных людей , у грустных и уставших людей.
Блестящий ответ - ответ, к которому нельзя и невозможно придраться, т.к говорят только приятные и хорошие слова , которые человек воспринимает всерьез.
Как вы можете объяснить тот факт, что слово ЛЕСТЬ в фоносемантике обозначает «хорошее», «нежное», «светлое»?
Фоносемантика изучает звуки и считает , что они несут свой смысл ,то слово (Лесть) с точки зрения ФС и считается чем-то хорошим и нежным, приятным , т.к говорят только приятные слова , в которые человек верит и принимает близко к сердцу .
Прочтите испытуемым два приведенных ниже текста. Попытайтесь проинтерпретировать результаты опытов с точки зрения фоносемантики. Оформите ваши наблюдения и выводы.
|
|
А) Жили-были д в а б р ата. Один был б о льшой, р ослый, а другой – маленький, худенький. Одного звали Тим, а другого – Том. Как вы думаете, как звали большого брата? А как – маленького?
Эмираметова Наджие СДО-О-18
Большого брата звали Том ,а маленького Тим!
Б) В о д н о м лесужилидвазверя.Одинбылласковый,добрый,адругой–злой, жадный, вредный. Одного звали Лиэмень, а другого Ущербух. Как вы думаете, как звали доброго зверя, а как – злого?
По мнению испытуемых, Лиэмень – это добрый, а Ущербух - злой !
15*. Как вы думаете, почему вышло из употребления слово «смарагд» (изумруд)?
Я считаю , что из-за того ,что оно старое , менее известное людям и егомалого используют вразговорной речи , ведь можно просто сказать ИЗУМРУД!
16*. Подберите стихотворение, которое бы с точки зрения фоносеман-тических законов наиболее полно отражало содержание рисунка (автор – сту-дентка С. Хамчук).
_ Осеннее утро
Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено мое уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день —
|
|
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет ее… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашел чуть видимых следов,
Оставленных ногой ее прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал ее — и глас уединенный
Пустых долин позвал ее в дали.
К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны
Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!