Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению

За два года до официального утверждения новой гражданской азбуки, в 1708 году, был создан новый гражданский шрифт, который заменил кириллицу. Приближённый по графике к западноевропейскому, новый шрифт, был задуман Петром I для упрощения типографского набора на печатных станках, изготовленных в Западной Европе. Новый шрифт был предназначен для печати светских изданий: официальных публикаций и периодики, технической, военной, научной, учебной и художественной литературы. Помимо введения нового рисунка букв, подвергся пересмотру и состав алфавита: исключены надстрочные знаки и некоторые дублетные буквы полуустава, узаконена буква  Э, утверждены европейские (арабские) цифры вместо буквенных обозначений чисел, упорядочена пунктуация и применение прописных литер в наборе. Первая книга, набранная новым гражданским шрифтом, — «Геометриа славенски землемерие» — вышла в марте 1708 года.

Русская Православная Церковь продолжала пользоваться церковнославянским алфавитом.

В 1714 году типографию перевели в образцовые мазанковые дома у Петропавловской крепости. За годы правления Петра было открыто четыре типографии : главная ( первая) при Сенате (1719), в Александро-Невской Лавре (1719), Морской академии (1721). Санкт-Петербург стал центром русского книгопечатания.

Первая книжная лавка в Санкт-Петербурге .

Самая первая книжная лавка в Санкт-Петербурге появилась в 1714 году, находилась она на Троицкой площади в находившемся там в то время Гостином дворе, рядом с первой типографией. Сейчас на этом месте Соборная мечеть. Заведовал лавкой Михайло Васильев. Продавались книги, как светские, так и церковные, на русском и иностранных языках на военные. географические, исторические темы; царские указы, регламенты, церковные проповеди. Предлагались и "куниты"- произведения искусства: гравюры, виды Москвы и Санкт-Петербурга, монастырей, портреты Петра I, Меньшикова, Шереметева. За 6 денег можно было купить азбуку, за 6 алтын "Книгу считания удобного" (1 алтын=3 копейки, деньга-русская серебряная монета XVI-XVIII веков). Просуществовала эта лавка сравнительно недолго.

           После закрытия типографии перестала существовать и лавка, которая до 1722 года торговала продукцией государевой типографии — календарями, азбуками, учебниками, военной и морской литературой.

Первые книги в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге, типографии стали появляться, естественно, только в эпоху Петра Великого. В 1711 году на Троицкой площади Березового острова, у моста в Петропавловскую крепость, открывается первая в Санкт-Петербурге типография. Из Москвы были доставлены два печатных стана и мастеровые люди: четыре наборщика, четыре печатника, два изготовителя красок. Типография находилась в доме директора Оружейной канцелярии Михаила Петровича Аврамова, редактора первой русской газеты «Ведомости», который и стал первым директором первой типографии Санкт-Петербурга.

Именно здесь в 1711 году вышел в свет первый номер первой петербургской печатной газеты «Ведомости» (впоследствии «Санкт-Петербургские ведомости»). В задачу Первой типографии Петербурга входило также напечатание официальных государственных постановлений и книг гражданской печати. В 1713 году типографию перевели в специальное здание, находившееся на Троицкой площади у въезда Петропавловскую крепость, а в 1721 году передали в ведение Святейшего Синода.

При Петре I в Петербурге были открыты типографии при сенате и Морской академии, печатавшие только указы царя, и при Александро-Невском монастыре, где печатались узаконения по духовному ведомству, духовные книги. В 1727 г. была учреждена типография при Академии наук.

Одним из первых был переведен печатный труд голландского ученого X. Гюйгенса «Книга прозрения, или Мнение о небесно-земных глобусах и украшениях». В нем излагалось учение Коперника. Перевод сделал Я. В. Брюс, он же подготовил русско-голландский и голландско-русский словари. В 1716 года вышла «География, или Краткое земного круга описание», а также перевод сочинения Э. Роттердамского «Разговоры дружеские» и другие книги.

Петр Великий считал необходимым «прирожденную грубость благими науками и учением искоренять». В 1717 г. Я. В. Брюс начал составлять учебник «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Затем вышла целая серия изданий для детей: «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича (1722), «Завещание отеческое сыну» М. Посошкова (1712-1719) и другие.

Цены на книги были невысокими: печатному делу придавалось государственное значение.

Петр I говорил, что типография заведена «не для какой прибыли, но токмо для повелительных государственных и нужнейших дел и для обучения русских людей»

Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению

4 (15) февраля 1717 г. по указу Петра I была напечатана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» — русский литературно-педагогический памятник начала XVIII в.

В создании учебного пособия принимал активное участие и курировал его издание сподвижник Петра, Яков Брюс. «Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления.

В 1-й части книги были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, религиозные наставления. Эта азбука являлась одним из первых пособий по обучению новому, гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр вместо церковно-славянского их обозначения.

Вторую часть книги составляли правила поведения для юношей и девушек дворянского сословия. Они требовали от молодого дворянина гордиться не знатностью рода, а конкретными делами на пользу отечества; он был обязан беспрекословно подчиняться старшим («В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. …Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. …У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят»), «быть в книгах научен», знать иностранные языки, уметь фехтовать, танцевать, ездить верхом, вести себя в светском обществе. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость.

Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Помимо всего прочего, оговаривались правила поведения с прислугой: «Не надлежит от слуги терпеть, чтоб он переговаривал или как пёс огрызался, ибо слуги всегда хотят больше права иметь, нежели господин: для того не надобно им того попущать. …К оным, которые исправно служат, должно быть склонну и верну, и в делах их спомогать, защищать и их любить, пред другими повышать и договорную мзду исправно в прямый срок платить…».

Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости («От клятвы чужеложства (блуда) играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от тогож раждается и погибель дому его, и разорение пожиткам»), и придерживающегося европейских светских манер («Имеет прямый (сущий) благочестный кавалер быть смирен, приветлив и учтив. Ибо гордость мало добра содевает (приносит), и кто сих трёх добродетей не имеет, оный не может превзойти, и ниже между другими просиять, яко светило в тёмном месте или каморе»).

Книга была выпущена в «карманном» формате, что предполагало её постоянное ношение. «Юности честное зерцало…» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. В 1717 г. книга была выпущена ещё дважды, в 1719 года вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вплоть до конца XIX в.

 

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!