БГХМ имени Михаила Васильевича Нестерова.



Серию работ Амир Султанович Арсланов посвятил Александру Сергеевичу Пушкину, поэзию которого знал и любил. В 1981 году в результате поездки по пушкинским местам Оренбуржья он создал ряд натурных этюдов: "Крутой обрыв, на вершине которого стояла Нижнеозерская крепость", "Белые меловые горы вдоль реки Яик" и другие документальные зарисовки мест, связанных с пугачевским восстанием и пребыванием А.С. Пушкина. Картины этих мест, рассказы краеведов позволили художнику словно перенестись в то время и пережить те ощущения, которые испытывал поэт, собиравший здесь материал о пугачевском движении.

"А.С. Пушкин в окрестностях Белогорской крепости" (1986 г.) - так называется одна из работ этого цикла. Фигура поэта изображена у самых меловых гор, над мощным простором которых нависает тревожное грозовое небо. В стихии природы Пушкин словно слышит стихию крестьянского восстания. Тонкая внутренняя связь поэта и окружающей природы, эпическая композиция холста, его напряженный колорит создает ту эмоциональную окрашенность, которая определяет суть картины.

Столь же значительное место в творчестве Амира Арсланова занимает портретная живопись. Осмысление внутреннего мира человека, его нравственных качеств - неотъемлемая черта философских исканий художника.

Характерным примером раннего периода его творчества служит "Портрет башкирки" (1961 г.) из собрания Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова. Его героиня - мать автора, воспитавшая 12 детей. Близкое, непосредственное восприятие натуры позволили ему воссоздать образ во всей жизненной правде. В этой женщине средних лет, ее позе, взгляде, посадке головы угадывается огромная внутренняя сила, уверенность, чувство собственного достоинства. Мастер с большим увлечением пишет портрет плотным, широким мазком, насыщая колорит сочными красками, гамма которых позволяет ему передать темперамент, энергию женщины.

Столь же глубок по психологической характеристике и "Портрет старого конюха" (1964 г.), ярко рисующий натуру человека, умудренного жизнью, независимого, волевого. В камерных по композиции портретах 60-х годов Арсланов сосредотачивает внимание на лицах героев, он умеет выявить самое существенное для каждого из них. Так, в "Портрете нефтяника" (1963 г.) в лице бывалого труженика он ярко акцентирует его сосредоточенность, собранность, физическую силу. Все эти портреты обретают и определенную типологическую окраску, воссоздавая типические черты народного характера, людей труда.

Натюрморт с чайником. 1958. Холст. Масло. 48 Х 34.

БГХМ имени Михаила Васильевича Нестерова .

В 1969 году написан "Портрет хирурга Кривошеева", исполненный по законам "сурового" стиля, распространенного в советском искусстве 60-х годов. Он берет большой формат холста, укрупняет детали, формы портрета. Взятая снизу точка зрения монументализирует фигуру врача в белом халате.

Но даже при столь откровенной стилизации под "суровый" стиль автор не стандартизирует образ под заданную схему "образ - тип". Он остается верен себе, своей эмоциональной, впечатлительной натуре и дает теплую, проникновенную характеристику человека умного, доброго, спокойного. Этот холст открыл серию созданных Арслановым в последующие десятилетия композиционных портретов - "Портрет Т. Арслана" (1973 г.), "Герой Советского Союза Н.И. Дегтярь" (1975 г.), "Портрет участника Великой Отечественной войны Ш. Тухватуллина" (1975 г.) и др. Они обретают более широкое смысловое значение, воплощая размышления автора об истоках патриотизма, гражданственности, о духовной красоте человека.

Судьба и дела целого поколения людей запечатлены в работе "Солдат тыла" (1974 г.); глубокий интерес к личности человека сохраняет живописец в одной из лучших своих работ - "Портрете бывшего заместителя начальника политотдела 16-й Гвардейской башкирской кавалерийской дивизии С.Р. Кадырова" (1984 г.). В нем - свободное владение приемами композиционного портрета, колористическая цельность. Обретенное за многие годы работы мастерство художника здесь выступает в полной мере, благодаря чему созданный в нем образ опытного, мудрого, много пережившего человека нарисован столь убедительно и многогранно.

В пейзажной живописи Амира Арсланова с наибольшей силой и последовательностью выражены его поэтическое мировосприятие, живописное дарование.

Эту страницу его творчества открывают сохранившиеся работы пятидесятых годов "Наш старый сарай" и "Отчий дом", написанные с глубоким ностальгическим чувством после многолетней разлуки с родиной.

Эти скромные деревенские мотивы исполнены тихой грусти и раздумья. Во второй работе он внимательно передает состояние серого дня ранней весны, окрасившего природу в сдержанные тона. В то же время от его внимательного взгляда не ускользают голубые рефлексы на снегу, красивая игра серебристо-коричневых тонов. В работе оживают традиции русского лирического пейзажа, а личностное наблюдение автора придает ему неповторимое своеобразие.

Работы 60-70-х годов более звучны, декоративны. Арсланов любит выбирать такие мотивы и состояние природы, которые позволяют ему передать богатую игру цвета. Пейзаж "Красный дом" (1966 г.) он строит на эффекте освещения. Зимний город погружен в солнечный прозрачный воздух. Пейзаж написан крепко, свободно, все в нем живет, сверкает. Художник усиливает реальное звучание цвета, передавая световые изменения оттенками красок.

Декоративность, подчеркнутое звучание цвета - черта, отличающая башкирскую живописную школу. Она нашла выражение во многих работах мастера: "Весна на ферме" (1972 г.), "Поздняя осень" (1979 г.) и др.

В семидесятые годы в творчестве А.С. Арсланова получает начало тема эпического башкирского пейзажа - "Утро. Нарыш - Тау" (1973 г.). Величественный уральский мотив с заснеженными холмами, лесами, буровыми вышками претворен автором в романтическую картину земной красоты, переданную в музыкальном созвучии голубовато-синих, розовых тонов.

Наиболее полное развитие эта тема получила в живописи художника в восьмидесятые годы. Таков цикл произведений, который он посвятил родному краю - "Лето. Полдень" (1980 г.), "Осенние горы” (1982 г.), "Осень в родном краю" (1985 - 1986 годах). Исполненные Арслановым в последние годы, они полны раздумья, размышлений о жизни, потому в них так обостренно звучит его любовь к родной земле. При всей цветовой насыщенности пейзажи целостны по колориту, их пластическое, цветовое решение обретают обобщенное звучание. В этих работах художник запечатлевает то мгновение, то состояние души, когда взгляду открывается не просто земля, а Родина, ее бесконечно дорогой образ.

В многообразие творческой деятельности А.С. Арсланова органично вписывается его увлеченность натюрмортом, один из которых - "Натюрморт с чайником" (1958 г.), написанный в молодые годы, олицетворяет духовные, творческие пристрастия автора, любящего жизнь во всех ее проявлениях, с трепетом переносящего на холст красоту окружающего мира.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!