Мир как тотальность, основанная актом самовключения.



Николо Аббаньяно. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя». Перевод с итальянского, комментарии и именной указатель А.Л. Зорина, 1998. – 507 с.   

 

Зорин А.Л.

Экзистенциализм и позитивный экзистенциализм

Н. Аббаньяно

 

Круг проблем: свобода, выбор, судьба, смерть и др. [с. 5].

Два крыла – атеистическое и религиозное. Существование Бога – высшая ценность? Или «Бог мёртв». «…Мир – это хаос, где властвуют иррациональные силы и человек обречён на бессмысленное существование?» как считают М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.П. Сартр [с. 6]. Марсель, Лавелль, Ле Сенн – представители христианского экзистенциализма.

Задача философии состоит «в анализе проблем, стоящих перед человеком в повседневной реальной жизни. Философия должна прояснить, что такое человек и в чём его предназначение. Но главное, что она должна сделать, – это дать индивиду надёжные ориентиры в его деятельности» [с. 7].

Н.А.: «Философия обращена не к объекту, а к задаче, имеет дело не с терминами, а с поступками, решениями, выборами» [с. 7].

«Итак, проблемы философии касаются бытия человека, но не человека вообще, а конкретного неповторимого индивида, который должен осознать свою ситуацию и взять на себя ответственность за свою судьбу и судьбы истории. Но человек никогда не существует как изолированное и обособленное существо, он всегда находится в отношении с миром и с другими людьми. Поэтому экзистенциальный анализ должен быть анализом отношений, которые непосредственно выходят за рамки отдельно взятого индивида. И главным среди всех этих отношений является его отношение с бытием. Человек в подлинном смысле становится человеком, лишь когда он ставит себе вопрос о бытии. Собственно человек – это и есть то “существо, которое ищет бытия”» [с. 7–8]. «…Человек экзистирует, т.е. обладает способностью выходить за свои первоначальные границы. Эта основополагающая установка экзистенциализма определяет его основные категории: Ничто – Экзистенция – Трансцендентность. Человек как экзистенция (лат. ex-sistere значит “выходить за пределы”) устремлён к трансцендентности, или бытию» [с. 8].

Хайдеггер: «бытие никогда не бытийствует без сущего и сущее никогда не существует без бытия» [с. 9].

(Я бы сказал, бытие – это нахождение предмета в пространстве и времени.)  

«Аббаньяно прямо трактует бытие как “должное, или ценность”. А поскольку должное – это то, чего реально ещё не существует, то можно сказать, что оно в этом смысле “ничто”» [с. 9].

«Таким образом… категории бытия и ничто утрачивают своё сугубо онтологическое значение и обретают новое – аксиологическое. Экзистенция человека состоит в отнесении себя к бытию, т.е к сфере ценностей, в движении от своей фактичности … к трансцендентности» [с. 10].  

Н.А.: «экзистенция – это поиск или проблема бытия» [с. 10].

«Бытие как мир ценностей находится перед человеком… оно предстаёт перед ним как возможность, которую он способен принять или отвергнуть; поэтому человек и оказывается “ответственным за бытие”» [с. 10].

(«Экзистенция – это совокупность возможностей, которые человек должен реализовать. [с. 10].)

От чего и к чему движется экзистенция? От ничто к бытию.

(По-моему: от зависимости к свободе, от неопределённости к определённости, от несамостоятельности ребёнка к самостоятельности школьника, студента, аспиранта, специалиста, гражданина мира.)  

«А она сама всего лишь отношение с бытием, которое всегда проблематично» [с. 11]. Т.е. есть разные виды бытия возможности:

1) Невозможность возможного;

2) Необходимость возможного;

3) Возможность возможного.  

Возможность–да и возможность–нет [с. 11–12].

Никаких абсолютных гарантий осуществления проектов человека не существует [с. 12].

Проблема поиска критерия выбора действий человека.

Трансцендентальная возможность является должным человека [с. 13]. Постоянный выбор ценности. «…Подлинным или нормативным выбором будет тот, который ведёт к формированию неповторимой личности в солидарном обществе и в упорядоченном мире» [с. 14].

«…Подлинная личность может сформироваться лишь в подлинном, т.е. “солидарном” обществе. Обретение взаимопонимания – очень сложное дело, но это – единственный путь, чтобы сделать жизнь человека осмысленной и достойной быть прожитой» [с. 14–15].

Тема судьбы и смерти.

Н.А. различает смерть и кончину.

Смерть как возможность сопровождает всю жизнь человека [с. 17]. «Именно возможность смерти является тем стимулом, который заставляет человека деятельно включаться в жизнь» [с. 17].      

 

Введение в экзистенциализм

Экзистенция и природа

Мир как тотальность, основанная актом самовключения.

«Экзистенция, являющаяся присущим человеку способом существования, – не бытие, а отношение с бытием; однако именно как отношение с бытием она возвращается в бытие и укореняется в нём. Бытие снова включает её в себя как свою составную часть и обусловливает её и тем самым полагает себя как тотальность. Следовательно, тотальность – это мир, с необходимостью характеризующийся экзистенцией человека…» [c. 231].

«Таким образом, мир выступает как абсолютная тотальность, составной частью которой является человек как экзистенция. То, что человек - составная часть мира – фундаментальное определение природы человека как экзистенции, но это также фундаментальное определение мира как тотальности» [c. 232].

«Выявлять или рассматривать мир значит выявлять и рассматривать себя в мире. Ставить себе проблему устройства мира значит ставит себе проблему себя как существа мира» [c. 232]. Акт самовключения, лежащий в основе рассмотрения мира как тотальности.

Ситуация человека в мире как потребность.  

«…Движение к бытию – это формирование самого существа в его конечности.» [c. 233]. «…Экзистенция – это формирование мира как условия существа» [c. 233]. «…Ситуация существа в мире определяется потребностью. Потребность выражает необходимую зависимость человека от мира…» [c. 234].

Формирование мира как тотальность соприсутствующих частей.   

«Существо в мире всегда с необходимостью живое тело. И его жизнь определяется потребностью; поэтому телесность, означая его принадлежность к миру и зависимость от мира, выражает и конкретизирует обусловленность, посредством которой мир на него воздействует» [c. 235].

(а интересы?)


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!