Предание о явлении Деве Марии



Явление Иисуса Христа своей матери, в текстах канонических Евангелий отсутствует, хотя в них есть рассказы о других его посмертных явлениях ученикам.

Однако западноевропейское христианство, тем не менее, считало, что Христос являлся деве Марии в течение 40 дней между своим Распятием и Вознесением.

Святой Амвросий в IV веке писал в Liber de Virginitate, что Христос явился впервые деве Марии, а не Марии Магдалине: «Таким образом Мария видела воскресение Господа: она была первой, кто увидела Его, и она уверовала». Псевдо-Бонавентура в «Размышлениях о жизни Христа» подробно рассказывает, как утром в день Воскресения, когда три Марии-мироносицы направились к Гробу, сама Богородица оставалась дома, молясь в слезах, чтобы её сын явился и утешил её. И действительно, Христос явился перед ней, облаченный в белые одежды. Она пала перед ним на колени, и он тоже преклонился. Затем оба поднялись и приветствовали друг друга.

В живописи этот сюжет (встречаются варианты: Посещение Марии Христом, Христос является Богоматери) изображает Христа перед девой Марией, в свободных одеждах и демонстрирующего свои раны в доказательство своей идентичности. Иисус может держать хоругвь Воскресения, эта деталь вместе с отсутствием изображений апостолов даёт возможность правильно определить эпизод и не спутать его с Прощанием Христа с Марией, которое предшествует Страстям и также не отражено в канонических Евангелиях. Дева Мария стоит перед Иисусом коленопреклоненная, либо же на скамеечке prie-dieu, либо же обращая к нему свои объятия.

Другое истолкование этого сюжета основывается на мнении о том, что именно в этот момент Христос как раз вернулся после Сошествия в ад. Поэтому он изображается со свитой искупивших свои грехи патриархов и пророков Ветхого завета, во главе с Адамом и Евой, которых он вывел из лимба. Иногда спасённые входят вместе с Иисусом в сионскую горницу, где Мария оплакивала сына. Встречается вариант явления Христа Марии с Сошествием в ад на заднем плане. Однако композицию с двумя действующими лицами — Христом и Марией — отличает бо́льшая эмоциональность и именно этот тип иконографии был наиболее распространён. Сюжет впервые встречается в живописи начала XIV века.

70. Вознесение Господне.

В книге Деяний святых апостолов говорится, что явления ученикам Воскресшего Господа продолжались сорок дней (Деян 1:3). После этого Христос видимым образом восшел на небо. Это событие именуется «Вознесением» Христа . Как сказано в книге Деяний, оно совершилось на Елеонской горе (Деян 1:12). Вероятно, ученики вернулись из Галилеи в Иерусалим по случаю предстоящего праздника Пятидесятницы. Согласно Евангелию от Луки, в беседе с учениками Иисус Христос обещал им, что векоре они «облекутся силою свыше»; затем, пройдя с ними до Вифании, «подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк 24:50–52).

Символично, что при вознесении на небо Иисус Христос благословлял учеников, и это благословение как бы распространяется на всех Его учеников во все времена. В книге Деяний добавлено, что облако скрыло Христа из вида (Деян 1:9; облако обозначает присутствие Божие — ср. Исх 40:34; 3 Цар 8:10). В Мк 16:19 говорится, что вознесенный Господь Иисус Христос «воссел одесную Бога» — восседание «по правую руку» от Владыки означало получение от Него высшей силы и власти (ср. Пс 109:1). Таким образом, Вознесение Христово — это «завершение Его земного служения в полноте прославления... Воплощенное Слово входит в ту славу, какую Оно имело у Отца “прежде бытия мира” (Ин 17:5), и вводит туда возрожденное человеческое естество» . Непреходящее значение Вознесения состоит также в том, что человеческая природа возносится Иисусом Христом к Богу Отцу и достигает прославления и оббжения.

Вознесение проводит своего рода грань, за которой начинается новый период истории спасительного служения Христа: отныне Он действует на земле через Своих верных служителей. При этом и после Вознесения Воекресший может являться Своим избранникам в телесном облике (ср. Деян 9:4–6). Самое же главное состоит в том, что Господь Иисус Христос незримо пребывает с верующими в Него и руководит ими во все времена. Как заключает свое повествование евангелист Иоанн (Ин 21:25): «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь».


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!