Соотношение Ветхого и Нового Заветов 1 страница



Оглавление

1. Понятие о Евангелиях. Понимание этого термина в дохристианскую эпоху, в Ветхом Завете и новозаветное понимание. Значение четверичности Евангелий. Отличие надписанний Евангелия в греческом и славянском языках. 3

2. Постановка синоптической проблемы и пути ее разрешения. Сильные и слабые трех основных гипотез. 4

3. Евангелие от Матфея: авторство, цель написания, время написания, особенности. Символическое изображение евангелиста. 5

4. Нравственное состояние языческого мира перед Пришествием Христа Спасителя. 6

5. Государственное устройство Римской империи. 6

6. Характеристика римских императоров новозаветной эпохи. 6

7. Географическое положение Палестины. Характеристика основных провинций. 7

8. Завоевание Палестины римлянами. Правители Палестины, их характеристика. 8

9. Религиозные партии в Израиле. Их характеристика и учение. 10

10. Мессианские ожидания иудеев. 13

11. Догматическое содержание пролога Евангелие от Иоанна. 15

12. Объяснить различие в родословиях Господа Иисуса Христа по евангелистам Матфею и Луке. 16

13. Причина упоминания в родословии женщин. 17

14. Датировка Рождества Христова по Евангелию и внеевангельским источникам. Датировка Дионисия Малого. 17

15. События, предшествовавшие Рождеству Христову. Благовещение Деве Марии сравнить с благовестим Захарии. 21

16. Истолкование песни Пресвятой Боглродицы.. 22

17. Обрезание и Сретение Господне. Суть обрядов и их духовное значение. 23

18. Хронология поклонения волхвов. Бегство в Египет. Возвращение в Назарет. Объяснение выражения «Назореем наречется». 24

19. Отрочество Христа. Причина молчания евангелистов о самом продолжительном периоде земной жизни Господа. 26

20. Деятельность святого Иоанна Предтечи. 27

21. Событие Крещения Господня. Явление Святой Троицы. 29

22. Искушение в пустыни. Смысл искушений в приложении к жизни христианина. 30

23. Призвание первых учеников. Согласование ап. Иоанна и синоптиков. 31

24. Чудо в Кане Галилейской. Символический смыл чуда. Истолкование слов «Что Мне и Тебе Жено». 32

25. Два очищения Иерусалимского храма. Духовное значение этих событий. 33

26. Беседа с Никодимом. Тайна Боговоплощения и Страданий. Учение о Крещении. 35

27. Беседа с самарянкой. Об истинном поклонении Богу Отцу. 38

28. Важнейшие чудеса Господа в Галилее в первую Пасху общественного служения. 40

29. Проповедь в назаретской синагоге и причина неприятия Господа жителями Назарета. 42

30. Исцеление при Овчей купели и свидетельство Христа о Своем Богосыновстве. 44

31. Призвание 12 апостолов. Значение их имен. 45

32.Нагорная проповедь. (Мф. V-VII; Лк. VI, 12–41) Отношение к Ветхому Завету. 46

33. Нагорная проповедь. Отношение к врагам. 47

34. Нагорная проповедь. Учение о непротивлении злому. 47

35. Нагорная проповедь. Учение о клятве. 47

36. Нагорная проповедь. Учение о браке И девстве. Мф. 19: 1–12; Мк. 10: 1–12; Лк. 16: 18. 48

37. Нагорная проповедь. О христианском мировосприятии. 50

38. Воскрешения, совершенные Господом, во время общественного служения. Цель и духовное значение. 52

39. Посольство Иоанна Предтечи. Цель посольства. Ответы Христа. 54

40. Учение Христа о субботе. 55

41. Помазания Господом миром. Их количества и хронология. 56

42. Примеры из Евангелия, свидетельствующие о власти Господа над природными стихиями. 58

43.Смерть святого Иоанна Предтечи. Свидетельство Иосифа Флавия. 58

44. Насыщение пяти тысяч хлебами. Беседа о Хлебе Жизни. 59

45. Смысл понятий о закваске фарисейской, саддукейской и иродовой. 60

46. Исповедание апостола Петра. Истолкование Мф.16,28. 61

47. Преображение Господне. 62

48. Примеры исцеления Господом бесноватых. Власть Христа над демонами. 63

49. Избрание и послание 70 на проповедь. Сравнение наставлений 12 и 70 апостолам. 64

50. Воскрешение Лазаря. Реакция членов синедриона, совет Каифы. 65

51. Предсказания Господа о Своих Страданиях и Воскресении. 66

52. Вход Господа в Иерусалим. 67

53. Символический смысл искушения смоковницы.. 69

54. Ответы Христа на искусительные вопросы фарисеев, саддукеев и законника. 70

55. Обличительная речь против фариссев. 72

56. Пророчество Христа о разрушении Иерусалима и о Втором Пришествии. Признаки Второго Пришествия. 74

57. Предательство Иуды. 77

58. Тайная вечеря. Датировка. Хронология событий. Вопрос о причащении Иуды. 77

59. Основные темы прощальной беседы с учениками. 79

60. Первосвященническая молитва Иисуса Христа (Ин. 17, 1–26) 82

61. Значение Гефсиманского борения. 84

62. Взятие под стражу. 85

63. Суд над Христом у духовной власти. 86

64 Иисус Христос на суде Понтия Пилата и Ирода Антипы.. 88

65 Отречение апостола Петра. 89

66. Погибель Иуды. 90

67. Крестные страдания и Смерть Господа Иисуса Христа: шествие на Голгофу, распятие, насмешки над распятых Христом, чудесные знамения во время страданий и смерти. Семь слов Господа на Кресте. 91

68. Погребение Господа и приставление ко гробу стражи. 94

69. Явления Воскресшего Господа, описываемые в Евангелии. Предание о явлении Деве Марии. 95

70. Вознесение Господне. 97

 

1. Понятие о Евангелиях. Понимание этого термина в дохристианскую эпоху, в Ветхом Завете и новозаветное понимание. Значение четверичности Евангелий. Отличие надписанний Евангелия в греческом и славянском языках.

Благая весть.

В классическом греческом языке — «награда за благую весть».

В Ветхом Завете используется слово «бесора» в значении «весть, радостная весть. На греческий переводится как εύαγγέλιον. Например, когда Царь Давид воевал с сыном Авессаломом, и последнего убили, приближенные Давида спорили, будет ли эта весть радостной для Царя, и стоит ли ее немедленно сообщать. При описании устойчиво используются термины «бесора» и εύαγγέλιον.

— Также — Исайя: «Прекрасны на горах ноги благовестника: снова используется причастие, однокоренное с евангелием.

Т.о. в ВЗ задолго до Рождества термин «Благая весть» был применен в Септуагинте, причем с мессианским оттенком.

В современном языке:

— литературное значение — письменные памятники, представляющие особый жанр литературы.

— богословское: 1) сама благая весть Иисуса Христа; 2) проповедь о ней.

В Новом Завете: Мк 1.1: «Начало Евангелия Иисуса Христа». У самого евангелиста — конечно, теологический смысл, т.к. литературный термин в то время еще не сложился.

Т.к. это одно уникальное событие, совершившееся раз и навсегда, то термин в НЗ употребляется абсолютно, без определений и дополнений.

Ап. Павел — самый ранний новозаветный писатель, не упоминает почти никаких событий, учения за исключением слов о Тайной Вечере, смерти и Воскресении. Возможно потому, что в первоначальном понимании слова и дела Спасителя еще не воспринимались частью «Евангелия». Так воспринималась реальная встреча с Распятым и Воскресшим.

В ранней Церкви (Вторая половина I в.) продолжалось теологическое понимание. По мере того, как авторитет Спасителя переходил на книги о Его делах и словах, появлялся литературный термин. Самое раннее употребление — в сборнике «Дидахе».

Четверичность Евангелия признается Церковью как должное, но уже с древности считалось проблемой. Были попытки объединить в одно:

— ересиарх Маркион — Евангелие от Луки + 10 посланий ап. Павла, отредактированные на свой лад.

— Иустин Философ Татиан (+ ок. 175) соединил в одно непрерывное повествование. Практически все утеряно. Найдено обращение благ. Иосифа к Пилату — сложная компиляция всех четырех Евангелий.

Четыре стороны света, четыре ветра.

Великая Тайна Благочестия — явление Бога во плоти — требует четырех авторитетных свидетельств, которые не являются биографиями, но словесными иконами. Поэтому их нельзя объединять в одно как биографии обычных людей.

Однако имеется потребность в гармонизации, согласовании. Первый труд — бл. Августин. С тех пор существует традиция создания синопсисов.

2. Постановка синоптической проблемы и пути ее разрешения. Сильные и слабые трех основных гипотез.

Синоптическая проблема — это историко-литературный вопрос о причинах сходства и различий между синоптическими Евангелиями. Ее решение помогает уяснить сущность Благой Вести, как она отразилась у составителей.

Содержательно и композиционно три Евангелия очень сходны; В главных и общих чертах они совпадают. Многие события и речения совпадают до микроскопических деталей.

На фоне общей идентичности представляются загадкой различия:

— Наличие речений и событий только у одного евангелиста;

— разный порядок;

— помещение одних и тех же речений в разный хронологический контекст;

— разная степень детализации.

И.З. объяснял разницу различием поместных церквей, под нужды которых писались Евангелия.

Теория взаимного пользования

Блж. Августин в труде «О согласовании Евангелистов» говорит о взаимозависимости Евангелий. По его словам, Евангелие одно, изложенное в четырех формах. Первое написал ап. Матфей, последующие либо сокращали его, либо дополняли, добавляя материал из Предания.

Оппоненты: вряд ли евангелисты, зная предшествующие Евангелия, могли допустить такие пробелы и расхождения (напр., первые главы Мф и Лк).

Теория Протоевангелия:

Некоторые библеисты считают, что Первоевангелие, послужившее основой для других, было утеряно. Лессинг (1778) говорил, что Оно было написано на арамейском, а сходство и различия объясняются тем, что каждый евангелист пользовался им по-своему.

Оппоненты: 1) нет никаких свидетельств о П.Е., 2) теории недостаточно для объяснения расхождений.

Теория фрагментарности:

Утверждает, что евангелисты пользовались не одним П.Е., а множеством кратких записей.

Недостаток: с ее помощью трудно объяснить общность композиции.

Теория устной традиции:

Евангелисты черпали материал из устной традиции протохристианской Иерусалимской общины, которая приобрела твердые формы в результате повторения и заучивания текстов. Тексты повторялись на проповедях и в беседах с неофитами.

Разница обусловлена тем, что евангелисты были знакомы с разными вариантами традиции, обслуживающими интересы разных общин.

Некоторые сторонники теории П.Е. также говорили о его зависимости от Предания.

Недостаток: совпадения между Евангелиями явно обусловлены литературной зависимостью.

Теория двух источников (самая распространенная в XX веке)

Первым было написано Евангелие от Марка, т.е. 93% из него есть у Матфея и Луки.

Помимо этого, был еще один письменный источник — «Q», Quelle («источник»), в котором записаны в основном беседы Христа. Матфей и Лука пользовались двумя разными источниками Марка и Quelle: одному из них соответствуют тексты, которых нет у Марка и Луки, а другому — которых нет у Марка и Матфея.

Исследования Вреде, Велльхаузена и Гарнака показали, что Мф и Лк пользовались большим количеством источников.

Существует теория четырех источников и разные вариации.

Кассиан (Безобразов) предлагает альтернативную гипотезу «прото-Марка», которым по-разному пользовались Мк и Мф, а Лука уже пользовался обоими с добавлением своего материала.

Леонид Грихлесс: в основе Мф лежит источник, переведенный с иврита, а Мк — арамейская версия проповеди ап. Петра.

Синоптическая проблема остается дискуссионной, однако, выработаны несколько верифицированных положений:

В распоряжении синоптиков было несколько источников, число их и их копий было невелико --— были утрачены.

Евангелисты не были биографами, они ставили цель утверждения в вере собратьев --— не пытались выстроить хронологическую последовательность.

К концу 1-го века формирование синоптических Евангелий завершилось, в это время еще были живы свидетели событий и сохранялась связь с первичной палестинской традицией.

Особенности каждого Евангелия обусловлены не только Преданием и источниками, но и богословскими особенностями самих евангелистов.

Древнейшим является Мк (?).

Большинство теорий не столько исключает, сколько дополняет друг друга.

3. Евангелие от Матфея: авторство, цель написания, время написания, особенности. Символическое изображение евангелиста.

Автором единодушно, начиная со 2-го века признается апостол Матфей (Левий), бывший мытарь.

О его последующей жизни известно мало. Долгое время проповедовал Евангелие в Иудейской земле, после этого оставил отечество и пошел к другим народам (Евсевий не уточняет к каким), в т.ч. к эфиопам (на это указывают Руфин и Сократ).

Греческая и латинская Церкви признают его мучеником, Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген о ней не говорят.

Проповедовал соплеменникам. Евангелие написал ок. 50 года.

Начинается родословием и заканчивается прощальной беседой Спасителя с апостолами.

Первоначальный арамейский текст утерян, дошел только очень древний греческий перевод (предполагают, что собственноручный)

Главная цель — показать, что Христос — истинный Мессия из Ветхого Завета --— чаще других упоминаются пророки.

Родословие начинает с Авраама, т.к. задачей ставит показать исполнение пророчеств.

В противовес ожиданиям иудеев Матфей проповедовал Царство духовное.

Поскольку св. Матфей говорит в основном о человеческом происхождении, его символом стал человек.

Древнейшее из свидетельств относится к Папию, еп. Иераполя.

4. Нравственное состояние языческого мира перед Пришествием Христа Спасителя.

Языческий мир клонился к упадку и разложению.

Стремление к единой культуре. Эклектика взглядов.

Разочарование в языческих культах, вера скорее по привычке.

Духовная пустота. Многие даже считали лучшим выходом самоубийство.

В то же время — поиск, у многих надежда на лучшее, на помощь свыше.

Благодаря рассеянию, иудейская вера была известна многим. Уважали из-за древности религии и верности иудеев. Интересовались. Появлялись прозелиты — пришельцы врат (достаточно просто общей веры в Иегову) и пришельцы правды (полное принятие Моисеева закона).

Состояние мира в тот момент хорошо выражено Гарнаком: "Одна империя, один мировой язык, одна культура, одно общее развитие в сторону монотеизма и одна общая тоска по Спасителю"

Ищущие люди обращались к восточным религиям. Их роль: углубили религиозные чувства в Империи.

Наиболее популярны были

— культ Великой матери Кибелы и Аттиса, происходящие из Малой Азии, (природа, оргия)

— культ богини-матери Изиды и Сераписа — из Египта (перерождение, будущая жизнь, мать, кормящая святого младенца)

— и персидский культ бога света Митры. (дуализм, Митр = Солнце, аскетическая религия, имелись трапезы)

Не было представления о всеобщем нравственном императиве.

5. Государственное устройство Римской империи

Неиталийские провинции Р.И. разделялись на два вида.

Теми, в которых был установлен прочный мир, управлял сенат (сенатские провинции), каждый год назначавший проконсулов.

Если для поддержания порядка требовалось присутствие войск, то управлял император (императорские) через представителей, назначая их на 4-5 лет.

В крупных провинциях представители императора назывались легатами, а в маленьких или беспокойных — префектами, или прокураторами.

В ряде областей продолжали править местные цари — вассалы Рима, пока делали то, чего желал центр.

Ироду Великому позволили править в Иудее с -40 по -4 гг. После их правление было неэффективно (Архелай Иродович не мог поддерживать порядок). Поэтому в 6 г. Н.Э. Иудея стала римской провинцией, управляемой прокуратором, который отвечал перед императором, но был подвластен и легату Сирии. Понтий Пилат правил с 26 по 36 гг.

Прокураторы жили в Кесари, но часто бывали в Иерусалиме, например, по праздникам. Они заведовали финансами и судебными делами, кроме тех, что были в ведении Синедриона. Только они имели право на смертный приговор.

 

6. Характеристика римских императоров новозаветной эпохи.

Август (27 г. до Р.Х. — 14 г. по Р. X.), в правление которого родился Иисус, была проведена перепись во время Его рождения, и началось обожествление императоров.

• Тиберий (14 — 37 гг. по Р. X.), к годам правления которого относятся общественное служение и смерть Иисуса.

• Калигула (37 — 41 гг. по Р. X.), который потребовал поклоняться себе как богу и приказал поставить свою статую в Иерусалимском храме, но умер прежде, чем приказ был выполнен.

• Клавдий (41 — 54 гг. по Р. X.), в связи с гражданскими беспорядками изгнавший живущих в Риме иудеев, в том числе Акилу и Прискиллу (Деян. 18:2).

• Нерон (54 — 68 гг. по Р. X.), который преследовал христиан, возможно только в Риме, и при котором приняли мученическую смерть Петр и Павел.

• Веспасиан (69 — 79 гг. по Р. X.), будучи полководцем, начал разгром иудейского восстания, вернувшись в Рим, стал императором, поручил завершить военные действия своему сыну Титу, войска которого разрушили Иерусалим.

• Домициан (81 — 96 гг. до Р. X.), чьи гонения на Церковь, вероятно, стали причиной создания Книги Откровение, написанной для поддержки преследуемых христиан.

7. Географическое положение Палестины. Характеристика основных провинций.

По своему географическому положению Палестина находится на перекрестном пути из трех частей света: Европы, Азии и Африки. К западу от нее находится Средиземное море, соединяющее ее с южной Европой и Африкой, к востоку — Азия, к югу — Африка. Вследствие особенностей территории, расположенной между Африкой и Азией, Палестина была единственным трактом, удобным для военных и торговых передвижений из Африки в Азию и далее в Европу, а также обратно. Чрез всю Палестину протекает р. Иордан (Шериат эль Кебире), русло которого пролегает по долине Арава (Эль-Рор), в своей южной части, лежащей ниже уровня моря. Иордан разделяет Палестину на две части: западную и восточную.

К западу от Иордана горные массивы Палестины перерезаны широкими долинами и разделяются на три области: Галилею, Самарию и Иудею.

Гора Галилея издавна славилась плодородием и живописностью пейзажа. Население было большей частью языческое (отсюда «Галилея языческая»). Главные города Галилеи - Тивериада, Хоразин, Вифсаида (родина святых апостолов Петра, Андрея, Иакова и Иоанна), достопамятные Капернаум, где большую часть Своего общественного служения проповедовал Спаситель; Назарет, в котором Он провел первые 30 лет Своей жизни; Кана, где Он совершил первое чудо, и Наин, где Он воскресил сына вдовы.

К югу от Галилеи располагалась Самария с её небольшими возвышенностями из известняка. Главный город её называется Самарией. Где находились храмы самарян, а также Гелвуйские горы и Вефильский холм.

На западе, южнее Самарии находилась Иудея. Она издавна населена евреями. Столица Иудеи - Иерусалим. Здесь были сосредоточены основные святыни еврейского народа.

К востоку от Иордана располагалось Заиорданье или Перея. Северная его часть обнимала 5 округов: Итурею, Голан (с городами Кесария Филиппова и Юлия), Трахонитиду, Ватанею (с горным краем Васан) и Авран. К югу от Голана был расположен ряд городов, известных в Евангелии под общим названием Десятиградия (Декаполис). Перея, южная часть Заиорданья, славилась своим плодородьем и кедровыми лесами. Главные её города - Пелла и Филадельфия были местом проповеди Спасителя.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!