Что изображено на шапочке мастера и как это “изображение” можно трактовать?



Нужно ли быть милосердным к преступникам?

 

В Библии описано обращение Иисуса к черни, желающей расправиться с Марией Магдалиной, когда он, встав на её защиту, спросил у окруживших и обвинивших её в блуде: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень». Чернь, понимая, что расправы не будет, отступила, удивившись простому вопросу и постепенно на площади остались лишь Иисус и блудница. А немногим позже в рай вслед за распятым Иисусом отправились распятые рядом с ним преступники, получившие прощение за свои проступки. Какое этому может быть объяснение?

Вот уже более тысячи лет вопрос о том, можно ли проявлять милосердие к преступникам стоит перед людьми, и если он положительный, то есть ли для этого какие-либо условия. И каждый из нас, понимая, что в чем-то грешен, сталкивается с вопросом, имеется ли у него в этом случае право на осуждение другого, совершившего грех, если и сам не безгрешен. Ответ кажется очевидным - лучше не забрасывать грешника камнями, а протянуть ему руку, проявив к нему милосердие. Но, по моему мнению, это не может быть безусловным актом, так как проявить милосердие к кому-то, кто не осознал своих проступков, не пожалел о содеянном и не раскаялся - бессмысленно, более того безответственно и преступно. Но во многих случаях попытаться все же стоит, так как некоторым это может помочь вернуться на праведный путь.

Милосердие тесно, даже неразрывно связано с таким понятием как прощение или даже всепрощение, которое обозначает полное и безусловное прощение всего - всех причиненных обид и зла.

С этой темой мы встречаемся в произведении «Мастер и Маргарита»  М. Булгакова.

С одной стороны это проявление милосердия к Понтию Пилату, который из страха показаться легкомысленным осудил на казнь невиновного по его убеждению Иешуа. Его беспринципность и трусость стала причиной смерти невиновного человека. После смерти Иешуа Понтий Пилат осознал свою ошибку, невозможность исправить её последствия и стал мучиться угрызениями совести, не находя покоя на протяжении двух тысяч лет. И кто же проявил к нему милосердие? Безвинно казненный им Иешуа, попросивший Воланда даровать осознавшему свой проступок и раскаявшемуся Понтию Пилату прощение, который заслужил его своими долгими угрызениями и страданиями.

С другой стороны к Воланду обратилась Маргарита с такой же просьбой - простить безусловно виновную и заслуживающую наказания Фриду, которая, как и Понтий Пилат осознала тяжесть своего преступления-  убийства своего новорожденного ребенка, которого она задушила платочком с голубой каёмочкой и закопала в лесу. Наказанием для Фриды служит то, что на протяжении тридцати лет каждую ночь ей кладут на стол точно такой же платочек, и при его виде она безмерно страдает, пытается его уничтожить, но он появляется снова и снова. Естественное чувство сострадания Маргариты к женщине, погубившей своего ребенка, которое может даже показаться противоестественным, помогло Фриде получить прощение ценой отказа Маргариты от исполнения собственного желания. И даже Воланд оказался не в силах противостоять милосердию на своей собственной территории.

Он появился в Москве и наказывает или награждает, определяя на свой взгляд  ситуацию и назначая наказание соответствующее, по его мнению, преступлению. Он верит в торжество правосудия и мы это видим в его позиции: «Всё будет правильно, на этом построен мир». Возмездие за зло выступает безусловным условием торжества  справедливости. Трусливые, жадные, берущие взятки, пьющие и обманывающие герои булгаковского романа получают все свое наказание, потому что они живут, не осознавая своих проступков и ни о чем не сожалея. Верша свой справедливый суд Воланд каждый раз наказывает за определенное зло или совершает, если можно так сказать, акты воздаяния, которых просто нет в законах земной жизни. Воланду чуждо милосердие и, следовательно, прощение. В его функции входит вершить справедливый суд. Его раздражает просьба Маргариты проявить милосердие к Фриде, потому что это совсем не свойственно действиям его ведомства, которое отстаивает справедливость, а Фрида за своё деяние однозначно  заслуживает осуждения.

Но и Фрида и Понтий Пилат получили, в конечном итоге, прощение, хотя и не рассчитывали на это, так как они приняли наказание за свою вину, считая его справедливым, но при этом очень страдали и таким образом искупили свою вину. Так должно проявляться милосердие к людям, совершившим преступление, но раскаявшихся в своих действиях- как Иешуа или Спаситель судят человека - не только по его делам, но и по своему милосердию.

Сумев простить своих гонителей и сумев проявить милосердие  мастер и Маргарита, в итоге, и сами заслужили «свет», так как «всё будет правильно, на этом построен мир».

Поэтому я пришел к заключению, что милосердие можно и нужно проявлять ко всем совершившим преступление, так как оступиться может каждый и мы все не без греха, но оно должно проявляться лишь в той мере, в какой совершившие преступление, в зависимости от своих нравственных принципов, осознания своих проступков и степени раскаяния этого заслуживают.

 

ЛИТЕРАТУРА

Ответьте аргументировано на несколько вопросов, касающихся романа «Мастер и Маргарита»:

Что изображено на шапочке мастера и как это “изображение” можно трактовать?

На шапочке мастера Маргарита вышила желтую букву М. Возможно это первая буква слова «Мастер», хотя и её собственное имя начинается так же. При этом, можно предположить, что это инициал Мефистофеля, или дьявола, и таким образом она как бы указывает на принадлежность Мастера свите Воланда.

 

2. Как Булгаков вплетает в ткань романа реалии 1930-х годов?

Отказ от религии или ее запрет, высмеивание Бога и его отрицание в литературных произведениях явственно напоминает реалии 30х годов 20го века. Исчезновение людей из 50-ой и многих других квартир- это отсылка к преследованиям и чисткам, держащих в страхе жителей не только Москвы, Кроме того положение дел с квартирами/жильем, когда одни члены семьи пытались хитростью завладеть жильем других членов семьи, как киевский дядюшка умершего Берлиоза, поражающий своим желанием отхватить себе квартиру племянника, квартиры, поделенные между семьями - это также картина 1930-х годов.

 

3. Каким образом Воланд извращает христианские таинства?

Когда на балу, вместо красного вина, символизирующего кровь Иисуса, Воланд пьет реальную кровь барона Майгеля из головы Берлиоза, он самым недопустимым образом извращает христианские таинства. То же можно сказать об эпизоде, когда Маргарите приходится пройти своего рода крещение, только не в купели со святой водой, а в бассейне с кровью.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!