СПАЛЬНЯ ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ



Министерство культуры РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

образования

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

«ОБИТЕЛЬ МУЗ»

Сценарий театрализованной экскурсии в Ливадийском дворце-музее

Выполнили студенты:

Иванченко Артём

Катаева Валерия

Группы СКТ/ БО 441-4/1

Очная форма обучения

 

Проверила:

Доцент, кандидат педагогических наук

Фридолина Наталья Александровна

 

                                       

Санкт-Петербург – 2020

Тема экскурсии: Жизнь семьи последнего российского императора в Ливадии

 

Идея: Искусство должно быть выражением любви, или оно ничего не стоит (Марк Шагал)

 

Цель: Формирование представления о значении и роли искусства и творчества в отношениях современной семьи на примере последнего российского императора Николая II.

 

Задачи:

· Через сценарный ход поведать аудитории о роли искусства и творчества в жизни царской семьи, погрузить в атмосферу времени жизни семьи Романовых;

· В интерактивном формате рассказать о взаимоотношениях в семье Романовых в Ливадии;

· Используя театрализованную экскурсию, привить аудитории ценностные ориентиры данной семьи.

 

Сценарный ход - персонифицированный. Рассказ Муз о жизни семьи Романовых. Ливадийский дворец как обитель Муз.

 

Место проведения экскурсии: Ливадийский дворец-музей

 

Аудитория: Люди, интересующиеся жизнью семьи Романовых

 

Название экскурсии: Обитель Муз

 

Форма проведения: Театрализованная экскурсия

Количество экскурсантов: До 20

 

 

ВСТРЕЧА ГОСТЕЙ. ИТАЛЬЯНСКИЙ ДВОРИК

Действие экскурсии начинается в Итальянском дворике. По всему периметру дворика, возле колонн располагаются застывшие фигуры Муз. Экскурсантов встречает реальная актерская пара, которая приветствует участников экскурсии и представляется.

ВЕДУЩИЙ:Нашу семью всегда интересовала история жизни Романовых. История семьи, в которой все ценили искусство и полностью отдавались творчеству. Семьи, в которой царила необъятная, великая и искренняя любовь и поклонение Музам.

Начинает тихо звучать фонограмма «Ансамбль звуков природы – Божественная арфа»

ВЕДУЩАЯ:Вы можете увидеть их фигуры. Они здесь: это Клио – Муза истории, она держит в руках шкатулку со свитком (Клио поворачивает голову), рядом Урания с глобусом (Урания прикасается рукой к глобусу), Полигимния со свитком в руке (Полигимния разворачивает свиток), напротив Эрато с золотой стрелой (Эрато целится стрелой в небо), рядом с ней Мельпомена и Талия, они держат в руках маски трагедии и комедии (Мельпомена и Талия синхронно поворачивают головы и смотрят друг на друга), и последняя Эвтерпа, в её руках сиринга (Эвтерпа прикасается к инструменту, затем поворачивает голову).

Музы начинают двигаться, словно в танце, и перемещаться в центр дворика, где находятся участники и ведущие. Первая – Клио, держит в руках шкатулку со свитком. Другие музы следуют за ней.

Фонограмма усиливается

Музы кружатся в танце. Клио, подступая к группе участников, приветствует их и открывает свою шкатулку. Достав из неё свиток, передает его ведущей. Музы расходятся по сторонам и скрываются внутри дворца. Клио остаётся с участниками.

ВЕДУЩАЯ:Пьер Жильяр, преподаватель французского языка, который являлся важным человеком в царской семье, писал:«Какой пример, если бы только о нём знали, давала эта столь достойная семейная жизнь, полная такой нежности! Но как мало людей о ней подозревали! Отношения семьи с Государем были прелестны. Он был для них одновременно Царём, отцом и товарищем. Чувства, испытываемые ими к нему, видоизменялись в зависимости от обстоятельств. Их чувство переходило от религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы. Он ведь был для них то тем, перед которым почтительно преклонялись министры, высшие церковные иерархи, Великие Князья и сама их мать, то отцом, сердце которого с такой добротой раскрывалось навстречу их заботам или огорчениям, то, наконец, тем, кто вдали от нескромных глаз умел при случае так весело присоединиться к их молодым забавам».

КЛИО: Как много интересного помнят и хранят эти стены! Я рада поделиться этим с гостями.

Муза Клио приглашает участников следовать за ней

РАБОЧИЙ КАБИНЕТ ИМПЕРАТОРА

 

Клио подводит участников к дверям кабинета Императора. Двери распахиваются перед ней. В кабинете муза Полигимния у стола любуется одной из множества фотографий, стоящих на нем – прогулка семьи Романовых по Ливадийскому парку.

ПОЛИГИМНИЯ:Как много искренних чувств передает эта фотография. Какая связь между Императором и Императрицей, а как счастливы дети, вы только посмотрите! (показывает на фото участникам)

 

Полигимния подходит к окну и закрывает шторы. Возвращается к столу с фотографиями и замирает в изначальной позе

Клио достаёт из шкатулки ещё один свиток и передаёт его ведущему

 

ВЕДУЩИЙ:АнгличанкаМаргарет Эггер, которая была няней детей императорской семьи, вспоминала, что «музыка играла важную роль в семье Николая II. Сам император лично не музицировал и не пел, но очень любил музыку, был музыкально образован и развит. По своим музыкальным пристрастиям Николай II во многом унаследовал вкусы родителей. Он очень любил оперу и церковную музыку. В отношении церковного пения Николай II отличался большим консерватизмом и предпочитал простое пение. Так же, как и его отец, Николай II из композиторов любил более всего Бортнянского, Турчанинова, Львова, к которым с детства привыкло его ухо. Произведения новых композиторов можно было исполнять при нем с большой опаской, рискуя получить замечание, а то и резкое выражение неудовольствия».

 

Начинает звучать фонограмма «Д. С. Бортнянский - Концерт №33»

Во время повествования на занавешенных окнах, расположенных за столом, появляются слайды из жизни Николая II и его семьи, посвященные музыкальным увлечениям, походам в оперу и домашним музицированиям.

 

КЛИО: Однако, дорогие гости, не только музыка была важна в жизни этой чудесной семьи. Всем правила большая Любовь.

 

Гости следуют за музой по коридору в спальню

СПАЛЬНЯ ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ

Клио входит в спальню, жестом приглашая за собой экскурсантов. У окна, держа в руках записку, стоит муза Эрато. Читая записку, она улыбается, а затем обращает внимание на зеркало, увидев в нем гостей

КЛИО:Вы даже не представляете, какаялюбовь и понимание царили в этой семье! Император и императрица любили писать друг другу письма, содержание которых мало кому известно.

 

Эрато протягивает записку своей сестре Клио

ЭРАТО: Вам повезло познакомиться с одним из них! Какой нежностью пропитана каждая буква в этом письме!

 

Муза Эрато берёт музыкальный инструмент – кифару и начинает играть. Мелодия спокойная и тихая

ВЕДУЩАЯ: Император писал Александре Федоровне: «Моя родная девочка, я так по тебе тоскую – ведь уже больше двух недель, как мы расстались! Храни вас Господь! Целую нежно тебя и девочек. Мысленно прижимаюсь к твоей груди и чувствую себя уютно в твоих объятиях! Навеки, любимая, твой Ники». Императрица отвечала: «Сокровище мое! Шлю тебе нежный поцелуй и спасибо за твое милое письмо. Как я люблю беседовать с тобой! Чтение твоих строк, полных любви, согревает меня, и я стараюсь себе представить, будто слышу, как ты говоришь все эти дорогие слова твоей одинокой женушке».

 

Эрато кладет кифару на место

 

ЭРАТО: Александра Фёдоровна искренне, всей душой любила Ливадию, для неё это было местом прилива новых сил и избавление от разных недугов. Вы только представьте себе, как много это место значило для всей семьи.

 

Эрато возвращается к окну и смотрит на море

 

ВЕДУЩИЙ: Мать и сын по утрам оставались вместе: государыня полулежала в кресле на балконе, мальчик возился с игрушками. После обеда она шла в сад или каталась на коляске, запряженной пони, по дорожкам вокруг дворца. Алексей Николаевич купался с отцом в теплом море.

 

На фоне звучит фонограмма – шум моря и детские крики. На стены проецируется исторические фотографии Императора и Александры Фёдоровны с цесаревичем

Звук затихает, изображения исчезают со стен. В комнате приглушается свет, лишь один луч света освещает Клио. Муза приглашает гостей за собой в кабинет Императрицы.

Начинает звучать мелодия флейты – и чем ближе гости к кабинету, тем она громче.

КАБИНЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ

КЛИО: Невероятное звучание, правда? Это музицирует Эвтерпа.

 

Клио приглашает экскурсантов войти. Их встречает Эвтерпа, играющая на флейте.

 

Эвтерпа продолжает играть на флейте. Клио подходит к ней, нежно проводит рукой по плечу музы, затем ставит шкатулку на стол

ЭВТЕРПА:Мало кто знает, какой была Александра Фёдоровна –  утончённой и женственной, особенно чуткой к семейной жизни, интересам детей и мужа.

 

Клио достаёт из шкатулки следующий свиток и отдаёт его ведущей

 

КЛИО: Это для Вас. Думаю, гостям будет интересно узнать немного об Императрице и ее музыкальном вкусе, который некоторым казался очень странным.

 

ВЕДУЩАЯ: Императрица Александра Федоровна, как и все девочки ее круга, в молодые годы получила добротное музыкальное образование. Ее учитель музыки, директор Дармштадтской оперы, высоко оценивал музыкальные дарования юной принцессы. Главным инструментом Императрицы было фортепиано. Ее музыкальный вкус выражался в любви к Вагнеру.  Наряду с «академическими» музыкальными занятиями в семье Николая II соседствовали вполне «народные» музыкальные пристрастия. Утонченная Императрица Александра Федоровна любила простую трехструнную русскую балалайку, в Ливадии «после обеда иногда слушали игру балалаечного оркестра яхты или пение казаков эскорта».

 

Музыка затихает. Клио прощается с Эвтерпой и приглашает участников проследовать за ней в библиотеку.

 

БИБЛИОТЕКА

Муза Урания, держа в руке книгу, сидит на стуле. Поворачивая голову в сторону двери, она приветливо встречает экскурсантов.

УРАНИЯ: В книгах заключено особое очарование. В них живут думы прошедших времен, внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон.

Клио достает из шкатулки свитки и передает их ведущим

ВЕДУЩАЯ: Учитель французского языка и друг императорской семьи Пьер Жильяр отмечал, что «Ольга лучше и быстрее сестёр усваивала материал уроков. Это давалось ей легко, оттого она иногда ленилась. Великая Княжна Ольга Николаевна представляла собою типичную хорошую русскую девушку с большой душой… Она не любила хозяйства, но любила уединение и книги. Она была развитая и очень начитанная; имела способность к искусствам: играла на рояле, пела и в Петрограде училась пению, хорошо рисовала. Она была очень скромной и не любила роскоши».

ВЕДУЩИЙ: По воспоминаниям генерала Александра Мосолова, Николай 2 признавался, что «боялся в Царском Селе войти в комнату, где эти книги разложены. Не знаешь какую выбрать, чтобы взять с собой в кабинет. Смотришь и час времени потерян. Только в Ливадии успеваю почитать, но и то половину взятых с собой книг».

Урания встаёт со стула и проходит около стеллажа с книгами.

УРАНИЯ: Здесь любили почитать и серьезную историческую литературу, и развлекательные романы. Помню, что для семейных вечером император выбирал русских авторов – Толстого, Тургенева, Чехова, Лескова, императрица же любила произведения Метерлинка, Дюма, Альфонса Доде.

Урания возвращается к стулу, берёт книгу и замирает. Клио подходит к Урании и проводит рукой по её голове. Затем жестом призывает гостей следовать за ней . Двери в гостиную открыты. Экскурсанты проходят внутрь.

ГОСТИНАЯ ИМПЕРАТРИЦЫ

Муза Эвтерпа сидит за роялем, исполняя «К Элизе» Бетховена. Рядом с ней находится фрейлина Императрицы – Анна Танеева. В комнате закрыты шторы, свет слабо освещает фигуры Музы и фрейлины. Анна Танеева начинает свой рассказ.

АННА ТАНЕЕВА: Между мной и Государыней установились простые, дружеские отношения, и я молила Бога, чтобы Он помог мне всю жизнь мою положить на служение Их Величествам. Вскоре я узнала, что и Ее Величество желала приблизить меня к себе. Мы начали играть с Императрицей в 4 руки. Я играла недурно и привыкла разбирать ноты, но от волнения теряла место, и пальцы леденели. Играли мы Бетховена, Чайковского и других композиторов. Вспоминаю наши первые разговоры у рояля и иногда до сна. Вспоминаю, как мало-помалу она мне открывала свою душу, рассказывая, как с первых дней ее приезда в Россию она почувствовала, что ее не любят, и это было ей вдвойне тяжело, так как она вышла замуж за Государя только потому, что любила его, и, любя Государя, она надеялась, что их обоюдное счастье приблизит к ним сердца их подданных

Рояль замолкает. Муза Эвтерпа встаёт и движется к громофону.

ЭВТЕРПА: Вечерами здесь любили заниматься рукоделием, прослушивать пластинки на громофоне (проводит рукой по громофону). Здесь всегда было так уютно, так по-семейному – особенное чувство возникало здесь у семьи Романовых!

АННА ТАНЕЕВА: Особую атмосферу придают акварели Александры Шнейдер. Обратите внимание на них (обращается к гостям). Эта девушка давала уроки акварельной живописи княжнам и Александре Фёдоровне. Невероятные пейзажи из панорамного окна вдохновляли художницу!

Анна открывает шторы. Эвтерпа подходит с другой стороны. Обе замирают, их взгляд устремлён на открывшийся пейзаж. Клио оставляет Эветрпу и Анну, приглашает гостей следовать дальше.

МАЛАЯ СТОЛОВАЯ

КЛИО: Жизнь – это комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует. Для царской семьи это было сочетание и счастья, и тоски.

 

Клио заводит гостей в столовую. Музы Талия и Мельпонема стоят около стола друг напротив друга, в руках у Муз комичная и трагичная маски. Когда гости входят в столовую, Музы приветствуют их, прислонив маски к лицу.

МЕЛЬПОНЕМА:Всем известно, театр является истинным храмом искусства. В царской семье считали также.

 

ТАЛИЯ:Ах, как мы любили домашние спектакли княжон и цесаревича! Помню, как они с энтузиазмом играли сцены из «Мещанин во дворянстве», «Ревизор», «Евгений Онегин»…

 

Мельпонема и Талия передают свои маски в руки ведущим, в них находятся тексты воспоминаний. На стены  проецируются исторические фотографии, на которых запечатлен домашний театр семьи Императора.

 

ВЕДУЩИЙ: Наряду с посещением профессиональных театров у членов императорской семьи находилось время и для любительских постановок на домашней сцене. Естественно, самое активное участие в этих спектаклях принимала молодежь. Распределялись роли, учились тексты, готовились костюмы, и после двух-трех прогонов спектакль выставлялся на суд публики. При этом у молодых «актеров» уже был некоторый сценический опыт, поскольку дети в императорской семье участвовали в любительских спектаклях с младых лет.

 

ВЕДУЩАЯ: П. Жильяр вспоминал, как «однажды вечером, после обеда, Великие Княжны Мария и Анастасия Николаевны разыграли в столовой, в присутствии Их Величеств, свиты и нескольких приглашенных, две небольшие сцены из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве». Исполняя обязанности суфлера, Жильяр спрятался за ширмы, заменявшие кулисы. Немного наклонившись, он мог наблюдать в первом ряду зрителей Императрицу – оживленную и улыбающуюся в разговоре со своими соседями».

 

Снимки на стенах исчезают.

Начинает тихо звучит фонограмма «Э. Григ – танец Анитры»

 

Клио приглашает гостей пройти за ней в Комнату Княжон. Мельпомена и Талия следуют за экскурсантами и Клио.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!