VIII . ГИДАЦИЙ И ЗАВОЕВАНИЕ ИСПАНИИ 26 страница



Завоевание Северной Испании формально было начато Еврихом. В 469 году он начал проводить гораздо более позитивную политику, чем Теодорих II, но, к сожалению, именно на этом «Хроника» Гидация закан­чивается. Более поздний этап деятельности Евриха описан св. Исидором. Он не называет точной даты, но исходя из того, что он сообщает о перехо­де в руки готов Арля и Марселя в 473 году, можно предположить, что те испанские события, о которых он сообщает, произошли немного раньше. Согласно св. Исидору, после того как король Еврих ограбил некоторые районы Лузитании — это, несомненно, те же события 469 года, о которых мы знаем от Гидация21, — он захватил Памплону и Сарагосу и таким об­разом подчинил себе всю «верхнюю Испанию» (Hispania superior). Он добился того, что дважды безуспешно пытались сделать свевы: одним ударом он завоевал Тарраконскую провинцию, единственную провинцию Испанского полуострова, которую до того варварам не удавалось захва­тить. Со времен великого завоевания 409 года и до сей поры она остава­лось единственной, которой варвары почти не касались. И вот теперь, между 469 и 472 годами, войска Евриха ее захватили. Но провинция не сдалась им без сопротивления. Присутствие готов вовсе не радовало всех испано-римских жителей этих мест. Аристократия Тарраконской провин­ции сопротивлялась с оружием в руках, и это был один из редких случаев, когда аристократия Запада сумела организовать вооруженное сопротив­ление захватчикам. Готам пришлось предпринять военную кампанию для того, чтобы сломить сопротивление аристократов, и они его сломили. Об отношении к происходящему граждан более низкого социального статуса нам ничего не известно: об их борьбе вместе или против кого-либо не упоминается22.

Св. Исидора нельзя считать надежным источником информации о V веке, если его слова не подтверждаются Гидацием, но, к счастью, сообщения св. Исидора подтверждает и дополняет галльский летописец 511 года нашей эры. Этот летописец говорит о том, что после падения западного императо­ра Антемия в 472 году Еврих послал своего графа Гаутерита для захвата


Памплоны, Сарагосы и некоторых окрестных городов23. Немного позже гот по имени Гельдефред, а также Винцентий, с которым мы уже встречались (с. 158), осадили Тарракону и заняли прибрежные города24. Это, по словам св. Исидора, означало то, что «верхняя Испания» отошла к Тулузскому ко­ролевству. Единственная ошибка, которую в этой связи допускает св. Иси­дор, заключается в том, что сам Еврих в Испании не сражался. Он действо­вал через своих военачальников — Гаутерита, Гельдефреда и Винцентия. Сам король, насколько нам известно, никогда не был в Испании, хотя и оказал сильное влияние на историю этой страны25.

Можно ли определить даты этих событий? Вскоре после похода в Ис­панию Винцентий погиб, сражаясь за Евриха в Италии, и вскоре после его смерти Еврих захватил Арль и Марсель, положив тем самым конец римскому правлению в Галлии. С тех пор ни один из районов Франции не управлялся из Италии. Эти события произошли до воцарения в октябре 474 года восточного императора Зинона. Тогда можно считать, что Вин­центий погиб во время кампании 473 года (хотя нельзя исключать и 474 год), а завоевание «верхней Испании» произошло в 472 или 473 году. Бари справедливо замечает, что когда Еврих умер через десяток лет после этого, в 481 году, то весь испанский полуостров, кроме королевства све-вов на северо-западе (и, можно добавить, неприступных горных районов, где жили баски), был полностью под властью готов. И это мнение, верно оно или нет, почти совпадает с мнением Иордана, который говорит, что перед свое смертью Еврих правил всеми испанскими и галльскими про­винциями от своего имени, а не как вассал императора26. В годы правле­ния императора Антемия (467^72 гг.) некоторые жители Тарраконы все еще признавали своими правителями Льва I и Антемия и установили в городе посвящение им. Но вскоре после смерти Антемия и город, и про­винция, столицей которой он был, так долго сопротивлявшиеся варварам, навсегда вышли из-под власти Рима27.

Армия Евриха выполняла чисто военные операции, приведшие в кон­це концов к полному политическому подчинению Тарраконской провин­ции. Но у нас нет достаточных свидетельств того, что во времена Евриха готы в большом количестве селились в Испании. Скорее всего, там оста­вались только гарнизонные войска и некоторые чиновники. Но к концу столетия все изменилось. Сведения, содержащиеся в «Хронике Сараго­сы», позволяют предположить, что в 494 году, через десять лет после смер­ти Евриха, происходили некие новые процессы. Согласно этой «Хрони­ке», в том году «готы вошли в Испанию»28. Эти слова, вероятно, означают, что в 494 году происходила значительная миграция везеготов к югу от Пиренеев. В 494 году, как ясно сообщает автор, готы поселились в Испа­нии, причем в большом количестве (один из исследователей этого перио­да образно назвал миграцию готов «лавиной»)29. И наконец, тот же автор, который рассказывает о событиях 494 и 497 годов, сообщает нам, что в 506 году в Тортосу (римскую Дертоссу) в устье Эбро «вошли готы»30.


172


Часть четвертая. ИСПАНИЯ


X. Готское королевство и темный век Испании


173


 


Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что завоевание Испании готами произошло в годы правления Теодориха II и Евриха, в то время как массовое заселение Испании началось позже, к концу V века и в первые годы VI века, то есть в царствование короля Алариха II (484-507). Все четверо готских королей — Теодорих I, Теодорих II, Еврих и Аларих II — совершенно по-разному относились к Испании. Если Теодорих I проявлял добродушный нейтралитет, то во времена Теодориха II произошла прямая агрессия и оккупация Южной Испании, а завоевание севера при Еврихе сменилось массовым расселением там готов во времена Алариха II.

Сопротивление, которое безуспешно оказывали римские аристократы Тарраконской провинции в 472-473 годах (с. 170), было не последним ак­том противостояния римлян и завоевателей. В Восточной Испании появи­лись два «тирана», то есть два узурпатора. В 496 году власть захватил некий Бурдунел, который затем был выдан своими приближенными и привезен в Тулузу, где готы подвергли его мучительной смерти. Наш автор не упоми­нает места действия, однако это наверняка происходило где-то в Тарракон­ской провинции, возможно, около Сарагосы. Именно там жил наш автор, о котором мы почти ничего больше не знаем, и, кроме того, только в этой провинции остро стояла угроза массового расселения готов. Второй «ти­ран», о котором мы знаем, — это Петр, который провозгласил себя правите­лем Тортосы и был затем казнен готами в 506 году31. В этот период готы, похоже, были безжалостны по отношению к испанским бунтовщикам. Чем была вызвана такая жестокость: тем, что бунтовщики были испанцами, или тем, что они были узурпаторами? Возможно также, что они имели некий общественный статус, о котором нам ничего не известно. Все эти вопросы остаются без ответа. Впрочем, в Britannia, VIII (1978) 316f. можно найти некоторые наблюдения относительно аналогии между Испанией и некото­рыми британскими тиранами, правившими после 410 года. Вполне воз­можно, что после исчезновения власти Рима представители обреченной испано-римской аристократии или какого-то другого класса общества захватывали ставшую бесполезной власть, причем делали они это беспо­рядочно, очевидно, без опоры на авторитет далекого и беспомощного импера­тора. Они, без продолжительного успеха, пытались собирать провинциаль­ные налоги, организовать местных жителей на сопротивление захватчикам и продлить закат римской цивилизации. Какова бы ни была природа этого движения, оно просуществовало всего несколько лет.

Таким образом, начиная с середины V века готы контролировали Юж­ную и Юго-Западную Испанию. Это значит, что они имели там свои гар­низоны и, вероятно, могли отдавать приказы римским губернаторам про­винций и другим римским чиновникам, еще оставшимся в провинциях Бетика и Лузитания. Кроме того, раз Еврих захватил в начале своего цар­ствования север Испании или по крайней мере Тарраконскую провин­цию, то он контролировал и сообщение между Тарраконской провинцией и своими южными владениями — Бетикой и Лузитанией. То есть он прак-


тически подчинил себе весь Испанский полуостров (кроме, конечно. Ко­ролевства свевов и горцев-басков). Правда, мы не знаем, как развивались события в Картахенской провинции. Однако массовое расселение готов в Испании началось только в самом конце V века, и наши сведения об этом процессе ограничиваются Тарраконской провинцией. Впрочем, есть одно свидетельство того, что некоторые готы, возможно, поселились в Бетике вскоре после 500 года. Это сохранившийся саркофаг женщины по имени Хильдуаренс, несомненно, принадлежавшей к готскому народу и умер­шей в 504 году в Екиджи (римская Астиги), недалеко от Кордовы32. Кроме того, нам известно о готских гарнизонах в Мериде и в Севилье. Но есть основания полагать, что все же в Бетике готов селилось меньше, чем в какой-либо другой из провинций их испанского королевства33.

Нельзя отрицать, что мы располагаем только фрагментами и обрывка­ми доказательств, но если мы примем ту точку зрения, что готы завоевали Южную Испанию только в середине VI века, то наша позиция будет еще слабее34. В этом случае мы должны будем не только признать, что у нас нет никаких свидетельств в поддержку этой теории, но, что еще хуже, нам придется игнорировать или придумывать искусственные объяснения тех немногих фактов, о которых мы знаем. На самом деле ни в одном из на­ших источников нет и намека на то, что завоевание Южной Испании про­изошло в середине VI века. Мы знаем, что в это время произошло восста­ние против готского правления — восстание Кордовы, а это совсем не то, что завоевание, и более того, восстание предполагает предшествующее завоевание35.

2. Католическая церковь

Странно, что Гидаций дает нам так мало информации о жизни католи­ческой церкви в течение сорока лет после 427 года, года, когда он был посвящен в епископы. Еще более странно то, что, рассказывая о послед­них десяти годах, охваченных его «Хроникой», он вообще ни разу не упо­минает церковь, хотя годы эти для церкви были историческими. Все, что он дает нам, — это не связанные между собой фрагменты, на основании которых невозможно написать историю церкви в Испании середины V века. Многое из того, о чем он сообщает, было бы непонятно, не имей мы в нашем распоряжении других свидетельств, проливающих свет на те же события. С уверенностью можно сказать, что в этот сумеречный период между падением римской власти и завоеванием Иберийского полуостро­ва везеготами задумчивых испанских католиков более всего интересова­ла борьба с темными силами присциллианства. Однако Гидаций не дает последовательного изложения этого странного противостояния.

Вот примеры того, как он об этом пишет. Большая часть упоминаний о папстве в его «Хронике» представляет собой позднейшие включения в


174


Часть четвертая. ИСПАНИЯ


X. Готское королевство и темный век Испании


175


 


текст, автором которых он не является3'1. Но под 447 годом он упоминает о том, что папа Лев I (440-461) управлял Римской церковью. Вполне есте­ственно, что здесь Гидаций приводит floruit папы, ведь это был год его важной переписки с испанским епископом Туррибием по проблеме при-сциллианства. До нас дошло послание папы Льва, датированное 21 июля 447 года37. Однако странно, что когда летописец упоминает публикацию антиманихейских документов двумя годами раньше, в 445 году, он гово­рит, что публикация состоялась «благодаря епископу, который тогда пра­вил в Риме»38. Почему бы не назвать имя Льва здесь, вместо того, чтобы ждать записи о 447 годе? Почему не названо имя папы 445 года? Склады­вается впечатление, что Гидаций просто не знал, как звали папу в этом году, хотя, если бы он не знал имени папы, вряд ли бы он вообще смог написать «Хронику». Другой пример: в 433 году в Луго священники Пас­тор и Сиагрий были посвящены в епископы вопреки воле Агрестия, епис­копа Луго39. Гидаций сообщает об этом, но не указывает, кто был право­верным католиком, а кто — нет. Правда, мы знаем, что Пастор и Сиагрий были католиками и авторами сочинений, направленных против присцил-лианства, о чем Гидаций не сообщает. Летописец никак не объясняет эти расхождения, но если Пастор и Сиагрий были католиками, то Агрестий, вероятно, склонялся к присциллианству40. Кроме того, согласно Гидацию, епископ Сабин был в 441 году изгнан из своего прихода в Севилье, а вме­сто него «обманным, а не справедливым путем» был посвящен Епифа-ний. Сабин уехал в Галлию и смог вернуться на родину в Севилью только через двадцать лет41. И здесь летописец ничего не говорит о причинах и о природе этого конфликта, однако он высказывается неодобрительно об Епифании, из чего можно заключить, что новый епископ был присцилли-анином, а значит, Сабин был католиком42.

Еще один вопрос, на который у нас нет ответа, касается событий 445 года. В том году в Асторге изобличили нескольких манихеев. Отчет о еписко­пальном расследовании, проведенном после изобличения еретиков, был послан Антонину Меридскому, митрополиту провинции Лузитания, самим Гидацием и Туррибием, епископом Асторги (тем самым, который перепи­сывался с папой Львом), который и выслушивал еретиков. Непонятно, по­чему митрополит Лузитании занимался инцидентом, произошедшим в Га­лисии43. Где был митрополит Браги? Самое удивительное то, что на протяжении всей «Хроники» Гидаций ни разу не упоминает о митрополите своей собственной провинции: он не называет епископа Браги по имени и даже не упоминает о его существовании. Я не знаю, как объяснить эту стран­ность. Что касается событий 445 года, возможно, это связано с тем, что в том году свевы подавили деятельность епископата Браги, их столицы, или сделали условия этой деятельности такими тяжелыми, что митрополит боль­ше не мог должным образом выполнять свои обязанности? Это маловеро­ятно, так как митрополит Браги существовал даже в 538 году, при правле­нии ариан, а первые католические советы ничего не сообщают о каком-либо


преследовании или подавлении, которые вообще были нехарактерны для варварских королевств Европы. В таком случае, скорее всего, митрополит Браги, занимавший эту должность в 445 году, не был надежным борцом с манихейством или присциллианством. Возможно, он был запятнан связью с той или иной ересью. Но если это так, все же остается загадкой, почему летописец не упоминает о других галисийских митрополитах: вряд ли все они были еретиками.

Послание Льва, обличающее присциллиан (уже упоминавшееся нами письмо Туррибия), было привезено испанским епископам в 447 году Пер-винком, одним из дьяконов Туррибия, затем одобрено епископами Гали­сии. Но не все из них одобрили его по своей воле44. Очевидно, ересь все еще просачивалась в ряды галисийских иерархов и завоевывала среди них приверженцев: Агрестий и Епифании были не единственными епис­копами-еретиками. Но факт получения письма от Льва имеет более важ­ное значение. Он демонстрирует нам, что связь между Испанией и Итали­ей все еще существовала и, более того, что епископы Галлии могли собираться на свой синод даже в самые темные времена владычества све-вов. Даже во времена самых свирепых королей-язычников летописец, описывающий многочисленные преступления, ни разу не говорит о пре­следовании католиков. Единственное преследование, о котором он гово­рит, — это преследование манихеев и присциллиан самими католиками. Посреди войн и грабежей, захвата городов и падения Римской империи католики могли свободно преследовать своих оппонентов и соседей и де­лали это с удовольствием.

В 448 году один римлянин, родом из столицы Империи, по имени Пас-центий, живший ранее в Асторге и бежавший оттуда, был арестован Ан-тонином Меридским по обвинению в манихействе и изгнан из Лузита­нии, где он скрывался45. И здесь преследователями были католики. Интересно было бы узнать, как относился к этому король Рехиарий, сам католик. Нам не известно о том, что бы он как-то подстегивал Антонина или оказывал ему пособничество словом или делом. Решение Антонина об изгнании Пасценция из Лузитании могло бы считаться грубым вмеша­тельством в светские законы, но Гидаций не сообщает о какой-либо реак­ции со стороны Рехиария. Возможно, тонкости римского законодатель­ства мало что значили для неотесанного варвара.

Вот и все то немногое, что летописец рассказывает нам об истории присциллианства своего времени. Эта ересь распространилась среди иерархов католической церкви, в том числе и в Галисии. Среди ее сторон­ников были епископ Луго, митрополит Севильи и, возможно, Браги. Но для королей-варваров, даже для католика Рехиария, все это не имело ни­какого значения.

У нас есть сведения о том, какова была церковная дисциплина в те темные времена, в конце периода, охваченного «Хроникой» Гидация. В 463 или 464 году Асканий, митрополит Тарраконы, и другие епископы про-


176


Часть четвертая. ИСПАНИЯ


X. Готское королевство и темный век Испании


177


 


винции собрались на синод46. Как и землевладельцы (с. 160), епископы смогли организовать свою встречу и приехать в назначенное место. В се­редине VI века в Тарраконской провинции цивилизованная жизнь еще не была разрушена до конца, хотя в Галисии, возможно, все было по-друго­му. Синод направил письмо папе Иларию, прося у него совета относи­тельно их «лжебрата» Сильвана, епископа Калахорры. За семь или во­семь лет до этого Сильван незаконно посвятил одного священника в епископы, так как жители района, в котором должен был служить новый епископ, не просили о таком назначении. То есть Сильван единолично учредил новую епархию (о чем больше не упоминается). Более того, он назначил епископом священника, служившего в другой епархии, в епар­хии Сарагосы, несмотря на его протесты. Епископ Сарагосы поднял этот вопрос на синоде епископов Тарраконской провинции, так как Сильван неоднократно игнорировал замечания своих собратьев «в духе бунтовщи­ка» и «с неподобающим упрямством»47. Теперь Асканий спрашивал папу, что делать с Сильваном и с теми, кого он рукоположил.

Из этого письма ясно следует, что епископы Тарраконской провинции с глубоким почтением относились к римскому престолу. Они, не колеб­лясь, обратились к Риму за руководством. Для них епископ Рима был вне всяких сомнений наместником св. Петра, к которому всем следовало от­носиться с благоговейным страхом и любовью. Его авторитет был непре­рекаем. Он давал свои инструкции непогрешимо и непредвзято, с реши­мостью, достойной понтифика. Это почтительное отношение к папству продолжалось до тех пор, пока правители Испании были еретиками. Но, как ни странно, в VII веке, когда правителями Испании стали истовые католики, позиция испанских епископов изменилась. Они или полностью игнорировали Рим, или реагировали на все запросы пап с таким чудовищ­ным презрением, которое бы поразило и огорчило Аскания. Причем наши источники не говорят о том, что епископы Тарраконской провинции были более вежливы, чем их собратья во всех других пяти провинциях готского королевства.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!