ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРА ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА РОССИИ.

Текст к презентации «Символика декора домовой избы».

Автор-составитель ПДО МБУ ДО ЦДТ «Металлург» - Зайчикова Т.М

В презентации используются анимационные эффекты.

Запустить презентацию в режиме просмотра:

1.открыть файл презентации

2. Нажать клавишу F5 или через меню «Показ слайдов» - «начать показ»

Дом в системе языческого мировоззрения.

Дом глазами наших предков.

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Дом, изба , хата, хоромы, курень. Все эти слова обозначают жилище. Но чем же они отличаются друг от друга?

Наверное, ответ будет примерно таким: домом называется любое здание; изба, хата строения в деревне.

При этом изба в нашем представлении всегда рубленая, деревянная, а хата скорее всего глиняная, выбеленная постройка на Украине, в Белоруси и на юге России.

 

Словом курень по преимуществу называют дом, избу на Дону и Кубани.

 

При упоминании названия хоромы нам представляется богатое высокое жилье.

 

Занимая столь обширную территорию, название изба сосуществует со всеми другими наименованиями. На севере и на западе с названием хоромы. Перечислим самые распространенные случаи распределения значений между этими словами в одном и том же говоре. (Но надо помнить, что ими не исчерпывается все многообразие возможных вариантов),

1) Слово хоромы обозначает большую постройку, часто двухэтажную, а изба обычную, одноэтажную.

2) Изба та часть постройки, где живут люди, хоромами называют все строение целиком: жилые комнаты и помещение для скота двор. Чаще это бывает на Севере, где жилье вплотную примыкает к хозяйственным постройкам, чтобы человек не мерз, переходя из одной части в другую.

3) Избой называется сруб-четырехстенок. В хоромах или доме (оба слова означают все строение) бывает летняя и зимняя изба . Уже по названиям можно судить, что в летней избе живут в теплое время года, поэтому она не отапливается, а зимняя изба , напротив, с печью.

4) Хоромы(хоромина)  и изба употребляются как синонимы, т. е. они равнозначны. Отсюда схорониться – укрыться в хоромине.

 

Обратимся к истории.

 

Слово изба , др.-русск. истъба «дом, баня» (истобка в «Повести временных лет»), известно всем славянам.

 

Поговорим о слове хоромы. Вы, наверное, обратили внимание на сходство слов хоромы и храмы . Первое слово с полногласием -оро- , второе с неполногласием -ра- . Полногласные сочетания характерны для русского языка, неполногласные были заимствованы им из церковнославянского: ворота - врата , город - град, короткий - краткий . В древнерусских памятниках письменности исследователи находят пары хором - храм , хоромина - храмина , значащие «дом, строение», «комната». Но, оказывается, уже тогда наметились различия в употреблении и значении этих пар. В текстах церковного содержания закрепляется форма храм , храмина в значении «церковь», а полногласные формы хоромы , хоромина остались со значением «постройка вообще».

Мы находим такие примеры с этим словом: Иди в свою хоромину , ишь кака стоит красавица; Был большой пожар, сгорело пять хором ; Хоромина - это богатая стройка: жилые и дворовые постройки.

 

Сени — это входная часть традиционного русского дома. Это нежилое тёмное помещение, которое служило тепловым барьером между улицей и жилой частью. В сенях могли устраивать чуланы для хранения добра, снимать верхнюю одежду и обувь, держать какую-нибудь утварь (вёдра, корыта и пр.). Играли роль перехода из одной части дома в другую. Слово произошло от «сень» — защита, покров, убежище (по В. Далю).

 

Слово «крыльцо» или «крылец» Владимир Даль (отец архитектора Л.В. Даля) выводит от слова «крыло». Это — наружный вход в дом —лестница с пристроем, навесом, или сама по себе; каменная или дощатая площадка перед домом, со ступенями.

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА КРЕСТЬЯНСКОГО ЖИЛИЩА

(слайд 6)

 

Люди окружали себя оберегами, подобная заклинательная, обереговая символика присутствовала в одежде, предметах быта.

(слайды 7-10)

 

В народном сознании дом олицетворял собой окружающий мир. В его устройстве отражались космологические представления человека. Противопоставление «своего» (обжитого, человеческого) и «чужого» (враждебного, связанного с нечистой силой) выразилось в идее оберегающей силы дома.

 

Все эти идеи и представления нашли свое воплощение в художественных образах системы архитектурного декора. Таким образом, архитектурный декор выражал миропонимание человека, выделял конструкцию сооружения и выполнял эстетическую функцию.

 

Крестьянская изба представляла собой целостную структуру, ансамбль, где каждый элемент и каждая вещь были органически связаны с целым и включены в общую иерархию. Эта иерархия отражалась как во внешнем, так и во внутреннем пространстве избы, как в вертикальной, так и в горизонтальной ее структуре.

 

Основа вертикальной структуры -троичность:

 

 крыша (а внутри - потолок) символизировала небо и связывала дом с небесами.

 

В русском языке существует две формы определения неба. Небо – ед.ч., небеса – мн.ч.

Наши предки представляли небо несколько иначе, чем мы. Небо рассматривалось, как предполагаемое вместилище дождевой воды. Дождевая вода носила название «хлябей небесных», сильный дождь орпеделялся выражением «разверзлись хляби небесные». Дождевая вода попадает на землю сверху из небесных запасов, хранящихся на уровне «верхнего неба», ниже следует «среднее небо» по которому двигается солнце и луна. Разделяет эти два неба «твердь небесная», стекляннй купол - «небосвод». Солнце по представлениям славян на ночь опускалось под землю, в подземный мир, а утром опять восходило на небосвод.

 

В древнем жилище еще не было потолка, и два ската огромной высокой крыши представлялись небосклоном; кроме того, из слухового окна под крышей на фронтоне лился основной поток света. Естественно, что снаружи декор фронтона - верхней части дома - изобилует солярной символикой.

 

Солнце показано в своем движении по небосводу. Слева и справа внизу на причелинах изображалось восходящее и закатное солнце, в центре на полотенце изображалось полуденное, верх крыши охлупень венчала фигура коня, оленя или птицы, женской фигуры с птицами по бокам. Кони Феба (Аполлона) влекут солнечную колесницу от востока к западу через священную точку полдня. Представление о дневном пути солнца по небу на конях или лебедях и о ночном пути по подземному царству на водоплавующих птицах, возникли предположительно в бронзовом веке. Боги Древних славян и русичей – Святовит – Дажьбог – «белый свет» и солнце, Хорс – бог солнечного светила, Перун – бог грозы, войны и победы. Перун разъезжал по небу в колеснице запряженной лошадьми. Богиня Макошь –плодоносящая земля, прородительница и дающая жизнь всему живому.

 

Вдоль скатов крыши на фронтоне шли фигурные доски- причелины - прикрывающие торцы слег от гниения.

Их несложный геометрический орнамент символизировал воду, а точнее, запасы воды на небесах - «хляби небесные». «Семантика новгородских причелин XI – XV веков дает нам два ряда: идеограмму воды в виде переплетающихся струй, образующих в своей повторяемости волнистый узор, очевидно связанных с представлением о небесных богинях-роженицах, которые по мысли древних охотников, рожали «оленцов малых» на потребу людям и волкам, а по мысли земледельцев, проливали дождь на поля.»

«Прежде чем напомнить о давней символике земледельцев энеолита, где дождевые потоки уподоблялись потокам молока Матери-богине, отметим в русском языке таких слов, как «грудь» и «груда» . «Грудие росное» - капли росы, живительной помогающим растениям небесной влаги… Русские язычники в XII-XIII вв. пологали, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом Родом именно как всерождающая влага жизни» Б.А.Рыбаков  

 

Распространение конструкции крыши на стропилах вызвало появление нового функционально-декоративного элемента - лобовой доски (широкой горизонтальной доски, прикрывающей место стыка сруба и фронтона, зашитого вертикальными досками). Эта доска на фасаде как бы определяла границу земного и небесного мира. Она покрывалась глухой резьбой. Образы этой резьбы - зооморфные, растительные - выражали природу, окружающий человека мир. Образы лобовой доски взаимодействовали с солярной символикой наличников и как бы привлекали в дом свет, а значит благополучие, плодородие, богатство.

Окно-светелка на фронтоне также оформлялось солярной символикой.

Конструктивные детали - курицы - делались в виде силуэтов птиц (быстрота полета птицы связывалась с быстротой света). Потоки (водотечник), которые поддерживались курицами, часто завершались стилизованными головами змеев-драконов (этот образ одновременно связан со стихией воздуха (огненный змей) и воды и относится в языческой мифологии к чистым силам).

 

Упыри (вампиры) и навьи (невидимые души мертвых врагов и самоубиц, души утопленников). В болгарском фольклере навьи птицеобразные души умерших летающие по ночам на «злых ветрах». Этому злу противопоставляется система света, изгоняющая злые силы. «Древний славенин обратился к Солнцу, зафиксировав его на своем жилище в его непрерывном движении по небу. Повсеместности упырей была противопоставлена повсеместность солнечного света; при этом была подчеркнута закономерность неизбежного прихода солнца в новый день вместе с утренней зарей» Б.А. Рыбаков

 

Средняя часть троичной структуры - жилое, человеческое пространство.

 

Если верх избы символизировал ее связь с небом, то в образной структуре средней части - человеческого пространства - главным было соотношение дома и его обитателей с окружающей средой, с миром природы.

Особое развитие эта идея получила с распространением красных окон. «Свое» пространство внутри избы противопоставлялось внешнему, полному таинственных и недобрых сил.

Окна и двери воспринимались как лазейки для этих сил и должны были быть надежно защищены декором охранно-магического свойства. Большей частью это относилось к окнам, а не к дверям, поскольку железный замок двери или железный топор под порогом, по народным представлениям, не могли миновать никакие злые силы. С другой стороны, окна связывали дом с окружающим миром, были источником света, который поэтически представлялся как связь с природой.

 

ОКНА РУССКОЙ ИЗБЫ

 (20-21 слайд)

 

Оконные стекла до Петра были редкостью на Руси. Их место заменял бычий пузырь или слюда, высокая цена которой, исключала возможность употребления ее в крестьянских избах.

Что касается художественной обработки резных наличников и наружных ставен, то они могли получить широкое применение опять-таки лишь в послепетровскую эпоху. В это время дорогой тес стал быстро вытесняться более дешёвыми досками, получавшимися путем распиловки бревен.

До этого же времени рама окна («колода») обычно не закрывалась наличником. Резьба (или порезки) делались непосредственно на ней. Точно так же устраивали и украшали двери.

 

Окна русской избы первоначально были волоковыми, в высоту одного бревна. Они закрывались изнутри деревянными задвижками либо сверху вниз, либо справа налево и имели очень малый просвет (задвижки волочили).

 

Позднее появились «красные» (или косящатые) окна. Это такие окна, просвет которых закрывается не щитом, а переплетом. Термин «косящатые» указывает на то, что в бревне проём для окна вырубался косо: снаружи он был шире и сужался ко внутренней поверхности стены. Это можно увидеть на первых двух рисунках ниже.

Делали так для того, чтобы рама окна плотно прилегала к проёму в любую погоду (влажной осенью, когда дерево набухает, и сухим летом, когда оно усыхает). Термин «красный» значит красивый.

 

 

КАКИМ БЫЛО КРАСНОЕ ОКНО?

(Слайд 22-24)

 

Первоначально переплеты окон поднимались вверх, подобно щитам волоковых окон. Такие красные окна были распространены в избах Рязанской и Архангельской губерний. Высота косящатых окон была не менее трех диаметров бревна в срубе.

 

Орнаментальные композиции наличников несли ту же защитную систему, которая применялась и для дома в целом. Кроме солярной символики использовались и идеограммы воды «хляби небесные», стилизованные женские фигуры с символами растительного плодородия. Использовался зооморфный стиль. Изображались различные животные и птицы: кони, быки, олени, петухи, гуси, утки. «Охрана окна от упырей и навий возлагалась на изображение мира: русский, земледельческий, вариант представлен объемным трехмерным пространством небес, а мерянский вариант – более плоскостным, свойственным охотничьим воззрениям, образам земли, населенной зверями и птицами» Б.А.Рыбаков «Язычество Древней Руси».

ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРА ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА РОССИИ.

(Слайд 25-28)

Позднее на декор дома окажут влияние стилистические приемы резчиков рельефной глухой корабельной резьбы (русалки, львы и т.п.) и церковных мастеров, резчиков иконостасов. Влияние «иконостасного» скульптурного типа проявилось в барочном сопоставлении плоскорельефных и объемных частей домовой резьбы, с развитием городов в деревянных постройках стало заметно влияние различных архитектурных стилей.

 

Сохранившиеся памятники Русского Севера явились образцом древнего жилища, в котором преобладали вертикальные ритмы и была воплощена идея взаимодействия с небом.

Декор северных домов лаконичен и сосредоточен в верхней части постройки, в нем преобладает солярная символика. Яркий пример другого, более позднего жилища, с преобладанием горизонтальных ритмов, нацеленных на взаимодействие с окружающим миром, людьми - дома средней полосы и Поволжья.

 Декор домов Поволжья, с обилием глухой резьбы, представлял собой образцы воплощения древних мотивов народного искусства, стилистических приемов корабельной резьбы и заимствований из классической каменной архитектуры.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!