РАБОТЫ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ПРАВОСЛАВИЮ



БАТЮШКОВ И ПРАВОСЛАВИЕ

 

«Только вспомнив, «откуда есть пошла русская земля», где, в какой почве окрепли благодатные корни, в течение десяти веков питавшие народную жизнь, можно правильно ответить на вопросы, не ответив на которые не жить нам дальше, а догнивать.»

Владыка Иоанн Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

 

Тема православия в биографии Константина Николаевича Батюшкова была закрыта в советское время. Исследователи творчества поэта проходили мимо этой темы, уделяя особое внимание в его жизни творчеству и военным походам.

Сейчас, когда в Мяксе возрождается духовная жизнь, необходимо заинтересоваться, что послужило опорой в такой непростой судьбе поэта. Бурное возрождение православной жизни в Мяксе началось с началом Леушинских стояний в 1999 году, в результате чего здесь уже действует Ново-Леушинский женский монастырь. Он сохраняет и продолжает традиции первоклассного Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Во времена Константина Николаевича Батюшкова этого монастыря ещё не было, но в Мяксе располагалось патриаршая вотчина Московского Новинского монастыря.

      История хантановской усадьбы периода Бердяевых начинается в 18 веке, когда дед Константина Николаевича Батюшкова Григорий Григорьевич Бердяев купил именье Хантаново у дворян Вельяминовых.

После переезда детей Александры Григорьевны Батюшковой (Бердяевой) из Даниловского в Хантаново в 1807 г. на постоянное жительство, усадьба ожила. Сельцо, как ещё его называли, относилось к приходу Мяксинской церкви с храмом Рождества Христова. В ней левый придел был посвящён иконе Казанской Божией Матери. Как помнят старожилы, престольный праздник этой иконы праздновала и празднует до сих пор деревня Хантаново. Известно, что в 1810 году в Мяксе построен и освящён  каменный храм Преображения Господня. Батюшковы уже живут в Хантанове, значит, и они вносят немалую лепту в строительство этого храма. Из Мяксы до Григорева проходила каменная дорога, она начиналась сразу от моста через реку Мяксу и уходила в гору мимо местечка Софонтьево и Попова леска. Можно представить, что дворяне Батюшковы ездили на богослужения по этой дороге.

Коллектив учителей Мяксинской школы на берегу реки Мяксы. Справа на заднем плане дорога каменная идёт в Григорево (слева на заднем плане гора Софонтьево).

По воспоминаниям старожила этих мест краеведа А.П. Жданова нам известно, что по приезде барина Константина Батюшкова в Хантаново в храмах звонили колокола.

    

Памятник Варваре Николаевне Соколовой (Батюшковой) в Мяксе.

Жители Хантанова не могли припомнить, была ли в деревне, усадьбе часовня или храм, но по архивным данным, найденным древлехранителем Череповецкой епархии М. Мальцевым, стало известно, что когда-то оно называлось «Рожественное». В народе так же Маленькое Хантаново называли «Сельцо». Можно предположить, что церковь или часовня здесь была. Купец Вдовин Иван Ильич, когда купил имение Хантаново после Батюшковых, он заказал проект часовни, но его стремлению помешали исторические события первой половины 20-го века.

                      ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО

По отцовской линии прадеды Константина Батюшкова жили в усадьбе Даниловское Устюженского уезда Новгородской губернии. В архивных документах сохранилась опись имущества, выполненная подробно прадедом Львом Батюшковым, из которой видим, что это были глубоко православные люди. Иконы были в каждой комнате барского дома.

 «В годы детства Батюшкова Даниловское было крепким хозяйственным имением. Сохранилась опись усадьбы Даниловское, составленная дедом в 1796 году, - как раз в то время, когда девятилетний внук жил при нём. Лев Андреевич, очень дотошный рачительный хозяин, дотошно перечислял в ней все строения, усадебные комнаты, мебель, одежду, посуду, картины, книги, инвентарь… <…. >

«Детских горниц», судя по описи, две. В одной висит «образ Спасителя, риза и венец серебряные, - Александры Григорьевны, а от неё благословлены сыну её Константину Николаевичу».

(Книга «Константин Батюшков. Странствия и страсти». Вячеслав Кошелев, изд. «Современник», Москва, 1987 г.)

 

Вот очень небольшая часть из перечня домашнего православного наследия в Даниловском.

В церкве Святых икон домовых села Даниловского:

Образ Спасителя, на нем венец и оклад серебряной. Святых Александра Свирепого, Иоанна Войственного, оклад и венцы серебрянные с позолотою.

Святых Благоверных Константина и чад его Михаила, Федора, Муромских чудотворцев и Святого благоверного князя Петра и княгини Февронии, и Святыя Праведныя Ульяны, венцы и оклад серебреные.

Святых Козьмы, Илии, Василия, Георгия, Варлаама Хутынского, венцы и оклад серебреные.

Святых Кирилла Александрийского и Николая Чудотворца, оклад и венцы серебреные с позолотою.

Всех Святых в окладе серебреном.

Семоина Христа ради юродивого, венец и оклад серебреной.

Святых Петра, Алексия, Ионы, Филиппа Митрополита. Оклад и венцы серебреные с позолотою.

Безокладных:

Святыя Троицы и преподобного отца нашего Макария. Образ Димитрия Чудотворца… и т.д.

Надо заметить, что строение барского дома напоминает архитектуру храма.

 

            Дом Батюшковых в Даниловском со стороны парка

Константин в возрасте 7 лет остался без матери. Александра Григорьевна покоится на Лазаревском кладбище-никрополе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.

   

Надгробие Александры Григорьевны Батюшковой в Лазаревском никрополе Александро-Невской Лавры.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, его отправили на учёбу в Петербург. Он учился в двух пансионах: французском Жокино, итальянском Тюльери. Хотя в классах преподавался предмет Закон Божий, но учёба в них была приближена к светскому воспитанию будущих выпускников.

                          ПЕРВЫЕ ТРУДЫ

 В 14 лет, едва оставив школьную скамью, Константин сделал перевод «Речи митрополита Платона….».

В.Кошелев.

«12 марта 1801 года на российский престол вступил Александр Первый. С его воцарением многие умы России связывали будущие надежды. Похвальные слова на воцарение Александра Первого пишут Державин, Карамзин, Шашков. 15 сентября 1801 года известный московский митрополит Платон (Левшин) произнёс знаменитую речь на его коронование. Перевод этой речи на французский язык и стал первым печатным трудом будущего поэта. К концу года брошюрка четырнадцатилетнего переводчика (шестнадцать страниц, в восьмую листа) вышла из печати».

                               

                                 Обложка брошюры

Несмотря на то что в первые годы текущего столетия жила в Петербурге старшая сестра Константина Николаевича, бывшая в замужестве за Абрамом Ильичом Гревенсом, и что к ней приезжали гостить две другие сестры, незамужние Александра и Варвара, юноша жил не с ними, а в доме М.Н. Муравьева, где его окружало скромное довольство и нежная заботливость счастливой родственной семьи: не только дядя, но и его супруга Екатерина Федоровна (рожденная Колокольцова), женщина умная и энергическая, боготворившая своего мужа и своих в то время еще малолетних детей, любила Константина Николаевича как родного сына.

Влиянием Муравьева объясняется в Батюшкове раннее развитие здравого литературного вкуса.<…> В таком смысле_____ высказывается и Батюшков, едва оставив школьную скамью: "Если вы найдете перевод мой слишком буквальным, - обращается он к П.Л. Соколову, посвящая ему Платоново слово, - пусть послужит тому оправданием моя крайняя молодость; да и возможно ли на чужом языке передать пафос, благородную простоту и то выражение искренности, которые господствуют в подлиннике? Высокопреосвященный Платон, имя которого стало в России синонимом красноречия, обладает своим особым слогом. Все красоты его требований непосредственны и не носят на себе печати труда"*.

______________________

* Соч., т. II, с. 369.

______________________

Таким образом, едва прошедши курс школьной риторики, юноша хвалил оратора не за блеск его метафор, не за смелость противоположений, эти обычные приемы старого ораторского искусства, а за благородную простоту, за искренность чувства, за непосредственность творчества, которые находил в его произведениях. Подобные суждения не совсем были обычны в старое время, и не в школе, конечно, а в беседах с таким образованным человеком, как Муравьев, могли они сложиться у Батюшкова.

_________________

* Соч., т. II, с. 369. (6)

В 16 лет он пишет стихотворение «Бог».
                                      

Бог»

На вечном троне Ты средь облаков сидишь И сильною рукой гром мещешь и разишь. Но бури страшные и громы Ты смиряешь И благость на земли реками изливаешь Начало и конец, средина всех вещей! Во тьме Ты ясно зришь и в глубине морей Хочу постичь Тебя, хочу — не постигаю. Хочу не знать Тебя, хочу — и обретаю. Везде могущество Твое напечатленно. Из сильных рук Твоих родилось всё нетленно. Но всё здесь на земли приемлет вид другой: И мавзолеи где гордилися собой, И горы вечные где пламенем курились Там страшные моря волнами вдруг разлились: Но прежде море где шумело в берегах Сияют класы там златые на полях. И дым из хижины пастушечьей курится. Велишь — и на земли должно всё измениться. Велишь — как в ветер прах, исчезнет смертных род! Всесильного чертог небесный чистый свод Где солнце, образ Твой, в лазури нам сияет, И где луна в ночи свет тихий проливает, Туда мой скромный взор с надеждою летит! Безбожный лжемудрец в смущеньи на вас зрит Он в мрачной хижине Тебя лишь отвергает: В долине, где журчит источник и сверкает В ночи, когда луна нам тихо льёт свой луч И звезды ясные сияют из-за туч И Филомелы песнь по воздуху несётся. — Тогда и лжемудрец в ошибке признаётся Иль на горе когда ветр северный шумит Скрипит столетний дуб, ужасно гром гремит Паляща молния по облаку сверкает, Тут в страхе он к Тебе, Всевышний, прибегает, Клянёт себя, клянёт и разум тщетный свой, И в страхе скажет он: «Смиряюсь пред Тобой! Тебя — тварь бренная — ещё не понимаю Но что Ты милостив, велик, теперь то знаю!» Дата написания: 1803 год

 

ПЕРИОД ВОЕННЫХ ПОХОДОВ И ОТКРОВЕНИЯ ПОЭТА

В 20 летнем возрасте Батюшков идёт в ополчение

 

Этот период военных походов, вдохновенного творческого подъёма. Константин Николаевич пишет, но в его произведениях пока не звучит духовная сторона жизни, она была на уровне повседневного понятия, привитого с детства, пылкой юности. Но суровая жизнь войны накладывает свой отпечаток на восприятие жизни и смерти. В 1815 году Батюшков пишет Вяземскому:

 

 

(С.Д. Шевырев)***

Батюшков - Вяземский

«Важнейший документ для понимания послевоенных отношений двух поэтов — исповедальное письмо Батюшкова, написанное во второй половине марта 1815 года, на Страстной неделе, после паломничества к Тихвинской иконе Божьей Матери. Тихвинская Богоматерь особо почиталась в доме Батюшковых. Ее древний образ в серебряной ризе сначала был в дедовом доме в Даниловском, а после замужества сестры поэта Елизаветы Николаевны перешел в ее вологодский дом.

                         

                              Икона Божией Матери Тихвинская

Кажется, в дни паломничества в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь Батюшков ясно почувствовал, где та спасительная пристань, которую он так долго искал. Ах, если бы ему потом дали продолжить этот путь! Тогда и душевная болезнь, возможно, не охватила бы его такими железными тисками. Во всяком случае, она, быть может, не стала бы катастрофой.

Итак, Батюшков — Вяземскому, за несколько дней до Пасхи:

«…Ни одно из твоих писем меня так сильно не радовало, как последнее; я вижу в нем явное свидетельство твоего дружества и твоего редкого сердца, которое для нас, друзей твоих, есть сокровище неоценимое. Я замедлил отвечать тебе, потому что был на несколько дней в отсутствии; я ездил с моею теткою в Тихвин — на богомолье. Но все твои упреки несправедливы, горесть моего сердца не мечтательная… С пылкостию лет, у меня, по крайней мере, исчезло и пристрастие ко всему блестящему, и я желал бы полезным быть и обществу и самому себе, и я еще повторю: стихи ни к чему не ведут. Далее: испытав многое, узнав цену и вещам и людям, виноват ли я, мой друг, если многие вещи утратили для меня цену свою? Но ты говоришь: не писать — не жить поэту. Справедливо! Но что писать? Безделки. Нет! Писать что-нибудь важное, не для минутного успеха, а для себя. Ничего не печатать для приобретения известности. Иметь свыше цель. Славу. Обмануться. Так и быть! Но и обмануться славно. Писать для себя, pour soulager son coeur (для облегчения своего сердца (фр.).Д. Ш.). Успехов просит ум, а сердце счастья просит. Сии-то маленькие успехи не ведут к счастию. Они преграды к нему, напротив того. Мы это знаем, милый друг, знаем по опыту. Меня все мучит; даже самая известность… Вооружаться против тех, которые оскорбляют вкус, не есть большая вина, но горе тому, кто занимается единственно теми, которые оскорбляют вкус и наше суетное самолюбие. Если бы мне предложил какой-нибудь Гений все остроумие и всю славу Вольтера — отказ. Выслушай свое сердце в молчании страстей, и ты со мною согласишься, в противном случае я тебя не уважаю. Так, надобно переменить род жизни. Благодаря Бога я уже во многом успел: стараться укротить маленькие страсти, успокоить ум и устремить его на предметы, достойные человека. …Я с страхом вопросил глас совести моей…

И мрак исчез, прозрели вежды:

И вера пролила спасительный елей

В лампаду чистую надежды.

Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен:

Ногой надежною ступаю

И, с ризы странника свергая прах и тлен,

В мир лучший духом возлетаю.

                                 Тихвинский Успенский монастырь

В 1815 году выходит в свет его стихотворение «НАДЕЖДА»

 

Мой дух! доверенность к творцу!
Мужайся; будь в терпеньи камень.
Не он ли к лучшему концу
Меня провел сквозь бранный пламень?
На поле смерти чья рука
Меня таинственно спасала
И жадный крови меч врага
И град свинцовый отражала?
Кто, кто мне силу дал сносить
Труды, и глад, и непогоду,
И силу — в бедстве сохранить
Души возвышенной свободу?
Кто вел меня от юных дней
К добру стезею потаенной
И в буре пламенных страстей
Мой был вожатый неизменный?
Он! он! Его всё дар благой!
Он нам источник чувств высоких,
Любви к изящному прямой
И мыслей чистых и глубоких!
Всё дар его, и краше всех
Даров — надежда лучшей жизни!
Когда ж узрю спокойный брег,
Страну желанную отчизны?
Когда струей небесных благ
Я утолю любви желанье,
Земную ризу брошу в прах
И обновлю существованье?

 

 "С рождения я имел на душе черное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу. Бог и рассудок спасли". Словами этими поэт каялся в суетных увлечениях своей юности, когда за порывами веселости переживал тягостные минуты отчаяния, и выражал неподдельную радость, что для него наступило духовное обновление, которое давало ему новые силы для плодотворной деятельности. (6)

 

Как большинство своих современников, в "чудесных событиях" победы над Наполеоном и в его низложении он видел теперь непосредственное вмешательство Высших Сил. Тогда и в его сердце проник опять луч света из того мира, который он забывал ради обманувшей его людской мудрости. Совсем новый строй мыслей слышится теперь в его речах.

Среди дворян в годы царствования Александра 1 продолжали действовать массонские объединения, Сам Александр тоже принадлежал к ним, но в 1821 году закрыл. «Прошу не сомневаться, - пишет он, - что все эти люди соединились в один общий заговор, разбившись на отдельные группы и общества, о действиях которых у меня все документы налицо, и мне известно, что все они действуют солидарно. <…> все общества и секты, основанные на антихристианстве и на философии Вольтера и ему подобных, поклялись отмстить правительствам. <…> Но все революционеры еще более ожесточены против учения Христа, которое они особенно преследуют. Их девизом служит: убить". Можно предположить, что Батюшков остаётся верен учению Христа и православной вере в условиях, когда было разрешено царём. Отмененены массонские общества были, когда поэт был уже неизлечимо болен.  

РАБОТЫ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ПРАВОСЛАВИЮ

Статью «Нечто о морали, основанной на философии и религии» Батюшков пишет во второй половине 1815 г. Источник: http://batyushkov.lit-info.ru/batyushkov/proza/nechto-o-morali.htm: (1)


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!