Лекция 2. Основные формы мышления



МИНИСТЕРСТВО ОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГЖЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ» (ГГУ)

 

        

 

Лекции по дисциплине

«Логика и теория аргументации»

 

 

пос. Электроизолятор

2019 г.

Структура и содержание лекционного материала

Лекция 1. Природа логического мышления

План

1. Понятие мышления.

2. Логика и мышление

 

С помощью мышления знания, полученные человеком при непосредственном взаимодействии с реальностью через ощущения и восприятия и закрепленные в представлениях, не только углубляются и расширяются, но и переструктурируются и преобразуют сбалансированную систему.

Основные функции:

1. Познание недоступного непосредственному восприятию.

2. Систематизация знаний и опыта.

3. Обеспечение целостности психической жизни человека во времени.

4. Участие в регуляции поведения и деятельности.

5. Обеспечение связи между индивидуальными и общественным опытом и знаниями.

Мышление – это психический процесс опосредованного отражения и преобразования информации об объектах и отношениях между ними, раскрывающий их сущность. Это высшая форма познавательной деятельности.

Логические формы мышления

Единицей мышления является понятие.

Понятие – это обобщенное знание о группе однородных объектов, объединенных характерными для них всех признаками.

Суждение – 1) логическом – это высказывание, устанавливающее связь между 2-мя понятиями.

2) психологическом объективном – это отражение отношений между объектами, существующих в реальной действительности.

3) психологическом субъективном – это установление отношения субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете других людей.

По уровню обобщенности различают суждение общие, частные и единичные.

Когда же объективно или субъективно возникает необходимость критики суждения, проверки его истинности, то человек прибегает к рассуждению.

Рассуждение – это работа мысли над суждением, направленная на установление или подтверждение его истинности или ложности.

Виды рассуждения:

Умозаключение – это рассуждение, опирающееся на исходные суждения (посылки) и завершающееся новым суждением (выводом).

Обоснование – это рассуждение, вскрывающее посылки (т.е. основание) имеющегося знания. Обоснование обычно требуется, когда необходимо доказать либо истинность, либо правдивость каких – либо суждений. Обоснование только подкрепляет (разъясняет) имеющееся старые знания.

Фазы мыслительного процесса

Проблемная ситуация – это положение, при котором возникающие новые цели не могут быть достигнуты известными способами и средствами деятельности.

Постановка задачи.

Решение задачи.

Исполнение решения.

Стратегии при решении задач:

 Рациональный перебор;

Случайный перебор (метод проб и ошибок);

Систематический перебор.

Мыслительные операции

Проходя различные фазы в своем развитии, мысль, отливаясь в понятия, суждения, умозаключения, обоснования, использует для понимания сущности вещей определенные приемы. Эти приемы, позволяющие вскрыть не данные в восприятии свойства и соотношения предметов и явлений, можно охарактеризовать как операции с понятиями.

Анализ – расчленение целого на части. Анализу подвергаются свойства объектов, их отношение и связи. Мыслительный анализ допускает членение, которое в реальности нельзя.

Синтез – это процесс объединения и обобщения выделенных анализом частей целого.

Сравнение – процедура установления сходства или различия между объектами путем их сопоставления и соотнесения друг с другом.

Группировка – комплектование множеств объектов по каким – либо признакам (критериям). Группировка может производиться как по наличию признака, так и по его отсутствию.

Отвлечение от реального – это процесс и способность отрешения субъекта от каких – либо свойств, характеристик, присущих объектам действительности. Полюсами этой способности выступают абстрагирование и конкретизация.

Абстрагирование – это выделение из всей совокупности сторон объекта какой – то одной (или нескольких) при отвлечении (мысленном игнорировании) остальных.

Конкретизация – это обращение к реальным совокупностям свойств объекта, данным нам в непосредственном познании во всей своей полноте. Это применение обобщенного знания к отдельному конкретному случаю.

Выделение существенного – это нахождение наиболее характерных для группы объектов свойств, определяющих их важнейшие качественные характеристики. Определение существенного сопровождается отбрасыванием специфических, особенных, единичных признаков.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, оперяющийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; в отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлений ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логические мышление – вид мышления, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями.

Операциональная теория развития интеллекта (Ж. Пиаже).

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин).

2. Мышление, как и всякая психическая деятельность людей, связано с определенными физиологическими процессами, оно основывается на восприятии воздействий окружающей среды на органы чувств человека.

Эти чувственные восприятия объективного мира и формируемые на их базе представления образуют тот материал, которым в конечном итоге оперирует мышление.

Логика отвлекается от этой стороны мыслительных процессов и характеризуется, прежде всего, логическими закономерностями, которые выступают как законы специфической деятельности человека. Отражение и мышление Как психическая деятельность мышление представляет собой отражение объективной реальности. Отражение вообще присуще всем процессам, совершающимся в мире, и является следствием универсального взаимодействия. Какое-либо материальное тело, воздействуя на другое и вызывая в нем определенные изменения, оставляет, так сказать, некоторый след. Об отражении можно говорить в том случае, когда такой след эквивалентен воздействию, т. е. когда при повторении воздействия повторяется и определенное соотношение между структурой следа и структурой воздействия.

Отражение как момент универсальной взаимосвязи является общей предпосылкой и основой психического отражения. Последнее обладает признаками отражения вообще, но, кроме того, имеет и специфические особенности.

Здесь мы обратим внимание лишь, на некоторые из них. Одна из особенностей психического отражения состоит в том, что живые организмы - субъекты такого отражения - в состоянии активно выбирать следы воздействия и использовать их при ориентации и управлении своим поведением. Таким путем эти следы служат самосохранению и развитию живых организмов. Кроме того, отражающие системы в этом случае в состоянии функционально, выделять структуру отражаемых объектов и реагировать на нее независимо от вещественных и энергетических свойств обладателей данной структуры.

Например, живой организм, встретив на своем пути какой-либо предмет, вынужден изменить направление движения Здесь предмет действует на организм не непосредственно на основе своих вещественных или энергетических свойств, а посредством структуры, воспринимаемой живым организмом оптически, акустически или как-то иначе. Естественно, что данное восприятие обладает материальными свойствами, но они не идентичны свойствам самого предмета.

Тем не менее, они позволяют воспроизвести структуру предмета и, соответствующим образом реагировать на него. Психическая форма отражения развивается исторически, начиная с простой, раздражимости примитивных организмов, специфически реагирующих на определенные жизненно важные воздействия, и кончая развитием дифференцированной чувствительности и мышления человека. С ее помощью живые организмы, ассимилируют определенные элементы внешнего мира или, избегают их, ориентируются в окружающей, среде или каким-либо, иным способом реагируют на нее для сохранения жизни. При этом на высших ступенях эволюции организмы отвечают на воздействия, не влияющий прямо на их жизненные функции.

Усложняется взаимосвязь между этими воздействиями или же их вещественными носителями и такими объектами, которые имеют непосредственное жизненное отношение к данному организму. После того как появилась способность к подобному опосредствованию, звенья-посредники становятся все более многообразными.

Они с возрастанием сложности и дифференцированности организмов во все большей степени становятся возбудителями психических раздражений, причем связь между раздражением и реакцией становится все более опосредствованной. Очевидно, что с самого начала отражение - это определенный жизненный процесс, осуществляющий связь между живыми организмами и окружающей их средой. Благодаря отражению организм деятельно связан с окружающей его средой. Образующаяся вместе с развитием специальных органов восприятия внешних воздействий способность одновременно воспринимать и накапливать большое число раздражений приводит к тому, что организмы теперь могут отражать окружающую среду независимо от непосредственного материального взаимодействия с нею. Формами психического отражения, основывающимися на создании соответствующих взаимосвязей в нервной системе, являются ощущение и восприятие.

Вопрос, который нередко ставят идеалистически мыслящие философы, а именно соответствует ли ощущениям и восприятиям что-либо во внешнем мире - свидетельствует об их заблуждении относительно природы последних.

Предпосылкой подобной постановки вопроса служит представление о том, что ощущение и восприятие - лишь состояния организма, а не виды деятельности в рамках взаимодействия с окружающей средой. Или же, ставя вопрос таким образом, исходят из того, что, поскольку речь идет о деятельности, ее нельзя интерпретировать в качестве отражения. Очевидно, что для задающего вопрос в такой форме отражение ассоциируется лишь с чисто пассивным состоянием.

Вопросы для самоконтроля:

• Что такое мышление?

• Каковы особенности мышления?

• Охарактеризуйте основные логические формы мышления.

• Охарактеризуйте основные мыслительные операции.

• Каковы индивидуальные особенности мышления?

• Какова структура творческого процесса?

Лекция 2. Основные формы мышления

План

1. Понятие.

2. Суждение.

3. Умозаключение.

 

1. Понятие – форма абстрактного мышления (наряду с суждением и умозаключением), которая является результатом обобщения предметов одного вида на основе отличительных для них признаков.

Понятие, как логическая форма, характеризуется двумя важнейшими параметрами:

─ содержание;

─ объем.

Содержанием понятия называется совокупность признаков, по которым предметы в понятии обобщаются.

Объемом называется совокупность предметов, мыслимых в понятии.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятий. Согласно этому закону, увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема.

Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий

В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родо­видовых отношениях. Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия «хищная рыба» целиком входит в объ­ем другого, более широкого по объему понятия «рыба» (состав­ляет часть объема понятия «рыба»). При этом содержание пер­вого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше при­знаков), чем содержание второго. На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отношения между объе­мами и содержаниями понятий. Он указывает на то, что чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, «водопад»), и наоборот, чем больше информации в понятии, тем уже класс предметов .

Для того, чтобы образовать понятие, необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Сравнением является мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам.

Анализом называется мыслительное расчленение предметов нм их составные части, выделение в них признаков.

Синтез — это мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других.

Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии, в процессе которого человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное.

Указанные логические приемы образования понятий взаимосвязаны и образуют единый процесс, результатом чего является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна — понятие.

1. По объему понятия делятся на единичные и общие. Единичным является понятие, объем которого состоит из одного элемента. Например, понятия «Александр Сергеевич Пушкин», «созвездие Большой Медведицы», «эта книга» и др. Общие понятия имеют в качестве объема класс, состоящий более чем из одного элемента. Например: «человек», «животное» и др.

2. Общие понятия, в свою очередь, делятся на регистрирующие и нерегистрирующие. Регистрирующие – это такие понятия, объем которых составляет конечное множество элементов, в принципе поддающихся учету. Например, «планеты Солнечной системы», «человек», «следователь». Нерегистрирующие – такие понятия, объем которых составляет бесконечное множество элементов и не поддается принципиальному учету. Например, «число», «атом», «молекула».

3. Понятия делятся на разделительные и собирательные. Разделительные понятия – такие понятия, в объеме которых каждый индивидуальный предмет мыслится как элемент класса. Например, «книга», «человек», «звезда». Собирательные – такие понятия, в которых предметы мыслятся как единое целое. Например, «человечество», «созвездие», «флот».

4. По содержанию понятия делятся на конкретные и абстрактные. Конкретными называются понятия, в которых мыслятся предметы в совокупности своих признаков. Например, «стол», «стул», «человек», «дерево» и т. д. Абстрактными называются понятия, в которых мыслятся свойства или отношения, отвлеченные от самих предметов: «счастье», «белизна», «бесконечность».

5. Понятия бывают положительные и отрицательные. Положительными называются понятия, которые выражают наличие у предмета какого-либо свойства или отношения. Например, «преступник», «европейское государство», «столичный город». Отрицательными называются такие понятия, в которых указывается на отсутствие какого-либо свойства или отношения Например, «не-преступник», «неевропейское государство», «нестоличный город». Обычно отрицательные понятия образуются от положительных посредством прибавления к положительным понятиям отрицательной частицы «не» или приставки «без». Однако следует помнить, что в случаях, когда без отрицательной частицы понятие не употребляется, оно является положительным. Например, «неряха», «ненастье» и т. д.

6. По содержанию понятия делятся также на соотносительные и безотносительные. Соотносительными считаются такие понятия, в которых отражаются предметы, существование одного из которых немыслимо без существования другого, например, «дети» и «родители», «начальник» и «подчиненный», «верх» и «низ» и т. д. Безотносительные – такие понятия, в которых отражаются предметы, существование которых не связывается необходимым образом с существованием других предметов. Например, «человек», «книга», «парта».

Для выяснения логических отношений между понятиями различают отношения сравнимости и несравнимости, которые устанавливаются по общности признаков, т. е. по содержанию. Сравнимыми называют понятия, предметы которых имеют какие-либо общие признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом, если же у предметов, мыслимых в понятии, нет никаких общих признаков, то они несравнимы (например, «поэма» и «колодец»; «невоспитанность» и «радуга»).

Обобщение понятия — логическая операция, заключающаяся в переходе от понятия с меньшим объёмом, но большим содержанием (вид), к понятию с большим объёмом, но меньшим содержанием (род), посредством отбрасывания от содержания видового понятия видообразующего признака. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. Содержание уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес — это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом. Исходное понятие может быть как общим, так и единичным. Например, можно осуществить обобщение понятия «Париж» (единичное понятие) путем перехода к понятию «европейская столица», следующим шагом будет переход к понятию «столица», потом «город», «селение». Таким образом, постепенно исключая характерные признаки, присущие предмету, мы движемся в сторону наибольшего расширения объема понятия, жертвуя содержанием в пользу абстракции.

Пример обобщения: «Опера П.И. Чайковского Евгений Онегин», «опера П.И. Чайковского», «опера русского композитора XIX в.», «опера русского композитора», «опера», «произведение музыкального искусства», «произведение искус­ства».

Ограничение понятия — логическая операция, заключающаяся в переходе от понятия с большим объёмом, но меньшим содержанием (род), к понятию с меньшим объёмом, но большим содержанием (вид), путём прибавления к содержанию родового понятия указания на видообразующий признак. Ограничение имеет предел, пределом ограничения является единичное понятие.

Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

Эта логическая операция характеризуется уменьшением объема за счет расширения содержания.

Операция ограничения не может продолжаться дальше, когда в его процессе достигается единичное понятие. Оно характеризуется максимально полным содержанием и объемом, в котором мыслится лишь один объект.

Таким образом, операции ограничения и обобщения — это процесс конкретизации и абстракции в рамках от единичного понятия до философских категорий. Эти операции учат человека мыслить более правильно, способствуют познанию предметов, явлений, процессов окружающего мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению и ограничению мышление становится более ясным, четким и последовательным. Однако не следует путать обобщение и ограничение с выделением из целого части и рассмотрением этой части отдельно. Например, двигатель автомобиля состоит из деталей (карбюратор, воздушный фильтр, стартер), детали состоят из более мелких, а те в свою очередь из еще более мелких. В этом примере понятие, следующее за предыдущим, не является его видом, а есть лишь его составной частью.

Деление понятий это операция, с помощью которой объем понятия разбивается на подвиды, представляющие собой совокупности предметов, мыслимых в этом понятии. Процесс деления может быть охарактеризован также как процесс выявления возможных видовых понятий.

В составе каждого деления выделяют: делимое понятие, т. е. понятие, которое делят; основание деления, т. е. признак, по которому происходит деление; члены деления видовые понятия по отношению к исходному.

Суждение – форма мышления, в которой отражаются отношения между предметами и их признаками посредством утверждения или отрицания.

Данное определение свидетельствует, что суждение имеет более сложную организацию, чем понятие. Эта сложность состоит в том, что суждение состоит из понятий, содержит в себе не менее двух понятий, определенным образом связанных друг с другом.

2. Суждение определяют как утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо. Суждение от понятия отличается тем, что в суждении всегда что-то утверждается или отрицается. Характерной особенностью суждения является то, что оно (при логически правильном построении) всегда истинно или ложно. Понятие содержит только описание предметов или явлений с целью их мысленного выделения и не имеет истинностных характеристик. Если понятие выражается словом или словосочетанием, то суждение представлено в речи предложением.

Суждения делятся на простые и сложные.

В общем виде простое и сложное суждения различаются на основе ряда признаков. Простое суждение содержит лишь одно утверждение или отрицание, сложное - несколько. В простом суждении содержится лишь одна смысловая единица, в сложном - несколько таких единиц. Простое суждение можно разложить только на понятия; из сложного при необходимости, выделяются как минимум два других суждения, каждое из которых можно оценить как истинное или ложное. Эти признаки можно выявить, рассмотрев следующие суждения.

1) “Демокрит не является идеалистом” - простое суждение.

2) “Если идет дождь, то крыши мокрые” - сложное суждение.

Суждение представляет собой относительно законченную мысль, отражающую вещи, явления реального мира с их свойствами и отношениями. Суждение имеет определенную структуру. Его элементами являются субъект, предикат, связка, и в некоторых случаях кванторные (количественные) слова.

Субъект - есть знание о предмете суждения (логическое подлежащее). Обозначается буквой S. Предикат - есть знание о том, что утверждается или отрицается о предмете суждения (логическое сказуемое). Обозначается - Р.

Предикат может выражать как мысль о существовании предмета, о его признаках, свойствах, отношениях, так и мысль о нашей оценке его или побуждениях к известным действиям, поведению и пр. Связка - устанавливает, что мыслимое в предикате присуще или не присуще предмету суждения. Иногда связка лишь подразумевается. Субъект и предикат называются терминами суждения. Каждое суждение состоит из трех элементов - двух терминов и связки. Каждый из этих членов суждения обязательно наличествует или подразумевается в этих суждениях.

Простое суждение есть утверждение о наличии или отсутствии каких-либо признаков у какого-нибудь отдельного предмета, у части или у всех предметов некоторого класса.

Структура простого суждения содержит:

Во-первых, один или несколько субъектов суждения или логических подлежащих это части, представляющие предметы, о которых нечто в суждении утверждается или отрицается.

Во-вторых, предикат суждения или логическое сказуемое это часть суждения, выражает то, что утверждается или отрицается о предметах, которые представляют субъекты.

Сложные суждения отличаются от простых также по своим функциям и структуре. Их функции носят более сложный характер, так как в них раскрывается не одна, а одновременно несколько — две или более — связей между предметами мысли. Их структура тоже характеризуется большей сложностью, обретая новое качество. Основными структурообразующими элементами здесь выступают уже не понятия-термины (субъект и предикат), а самостоятельные суждения (причем их внутренняя субъектно-предикатная структура уже не учитывается). И связь между ними осуществляется не с помощью связки "есть" ("не есть"), а в качественно иной формы — посредством логических союзов (они называются также логическими связками). Это такие союзы, как "и", "или", "либо", "если... то" и др. Они близки по смыслу к соответствующим грамматическим союзам, но, как будет показано ниже, полностью с ними не совпадают. Главное их отличие сводится к тому, что они однозначны, тогда как грамматические союзы могут иметь множество смыслов и оттенков.

Сложным называют суждение, включающее в качестве составных частей другие суждения, связанные логическими связками — конъюнкцией, дизъюнкцией или импликацией. В соответствии с функциями логических связок основными видами сложных суждений являются: 1) соединительные, 2) разделительные, 3) условные и 4) эквивалентные суждения.

3. В дедуктивных умозаключениях (от лат. deductio — выведение) связи между посылками и заключением представляют собой формально-логические за­коны, в силу чего при истинных посылках заключение всегда оказывается истинным. Название «индуктивное умозаключение» происходит от латинского слова «inductio» («наведение»). Между посылками и заключением в этих умозаключениях имеют место такие связи по формам, которые обеспечивают по­лучение преимущественно правдоподобного заключения при истинных посылках.Посредством дедуктивных умозаключений выводят некоторую мысль из других мыслей, индуктивные умозаключения лишь наводят на мысль, а умо­заключение по аналогии переносит мысль с одного предмета на другой.

В умозаключении по аналогии (от гp. analoqia — соответствие, сходство) на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.

Дедуктивное умозаключение — это такая форма абстрактного мышления, в которой мысль развивается от знания большей степени общности к зна­нию меньшей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, с логической необходимостью носит достоверный характер. Объективной основой дедуктивных умозаключений является единство общего и единично­го в реальных процессах, предметах окружающего мира.

Процедура дедукции имеет место в том случае, когда информация посылок содержит (часто в неявной форме) информацию, выраженную в заключении. Дедуктивное умозаключение является способом извлечения этой ин­формации и представления ее в явной форме.

Правила дедуктивного вывода определяются характером посылок, которые могут быть простыми или сложными суждениями, а также их количест­вом. В зависимости от количества используемых посылок, из которых стро­ится вывод, дедуктивные умозаключения бывают непосредственные и опосредованные.

В процессе рассуждения иногда за дедуктивные принимают умозаключения, которые таковыми не являются. Последние называют неправильными дедуктивными умозаключениями, а (собственно) дедуктивные — правильными.

Выделение способов рассуждения, соответствующих правильным дедуктивным умозаключениям, — одна из центральных проблем логики с момента её возникновения. Однако в традиционной логике не были выработаны достаточно универсальные критерии правильности умозаключений, хотя было выделено большое число отдельных типов умозаключений, правильность которых очевидна или может быть обоснована с помощью несложных рассуждений.

Различают два вида дедуктивных умозаключений в зависимости от того, учитывается ли в них при осуществлении вывода внутренняя структура простых суждений, входящих в посылки и заключения, или нет. Умозаключения, в которых при осуществлении вывода внутренняя структура простых суждений не учитываются, они называются выводами логики высказываний.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое понятие?

2. Какие признаки предмета называют существенными?

3. Каковы основные логические приемы образования понятий?

4. Что такое содержание и объем понятия?

5. В чем заключается суть закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия?

6. Назовите виды понятий по объему.

7. Назовите виды понятий по содержанию.

8. Что называется суждением, как оно выражается в речи?

9. Что такое простое суждение?

10. Каковы виды простых суждений?

11. Какова структура атрибутивного (категорического) суждения?

12. Что такое умозаключение, какова его общая структура?

13. Каковы основные виды умозаключений и в чем принципиальная разница между ними?

14. Какие умозаключения называются дедуктивными?

15. Какие виды дедуктивных умозаключений существуют?

16. В чем заключается сущность превращения?

17. Какое умозаключение называется обращением?

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!