СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



В.А. Сидорова

г. Ижевск (Россия)

МАОУ «Гимназия №56»

ИВАН III В СОЧИНЕНИЯХ ИНОСТРАНЦЕВ XV – XVI ВВ.

В статье проанализирован образ Ивана III, исходя из сочинений европейцев. Научная и практическая значимость определяется тем, что текст статьи может использоваться при подготовке лекций, спецкурсов и семинаров. Методологическими подходами стали метод систематизации данных, историко-сравнительный, историко-генетический методы. В результате в статье изучены: внешний вид Ивана III, титул, характер власти и прием послов.

Ключевые слова: Иван III, И. Барбаро, А. Контарини, Г. Перкамота, С. Герберштейн.

 

В конце XV в., когда завершился процесс объединения русских земель, появились первые известия о Московской Руси со стороны Западной Европы. В XVI в. число их значительно увеличилось из-за интереса европейцев к усилившейся Московии.

Впервые свидетельства иностранцев о России до XVIII в. систематизировал Ф. Аделунг[1]. Фундаментальным является труд В.О. Ключевского[2]. Стоит отметить монографию Е.Ч. Скрижинской, в которой автор дала точный перевод сочинения И. Барбаро и А. Контарини[3]. Отличительной чертой современных исследований является отсутствие крупных трудов по данной теме. Таким образом, известия иностранцев о Московской Руси давно стали объектом изучения отечественных авторов. Однако многие вопросы изучены слабо, в том числе образ Ивана III глазами европейцев.

Именно в период правления Ивана Васильевича появились первые сведения о Московии И. Барбаро[4] и А. Контарини[5]. Оба иностранца описали титул и характер власти Великого князя. Известия о внешности правителя и приеме послов встречаем в работе А. Контарини. В докладной записке Г. Перкамоты[6] Иван III предстал как могущественный государь, имевший большие владения и высокие доходы. В сочинениях о Московии, написанных в XVI в., чаще всего встречаются сведения о титуле и характере власти Ивана III.

Некоторые иностранцы описали внешность Ивана III. Современник Великого князя А. Контарини писал, что государь был высоким, худым и красивым человеком[7]. Он же отмечал, что правитель во время приема послов был в одежде из золотой парчи, подбитой соболями[8]. С. Герберштейн указывал, что Ивана III называли Белым царем. Автор сделал предположение, что такое именование государь получил из-за белого головного убора[9].

Во всех сочинениях присутствуют упоминания о титуле Ивана III. Современники государя И. Барбаро и А. Контарини писали титул «Великий князь»[10]. Такой же титул встречаем во многих работах иностранцев XVI в.[11]. М. Меховский и И. Фабри применяли титул «князь»[12]. С. Герберштейн писал, что Иван III присвоил себе титул «Великий князь Владимирский, Московский, Новгородский и наконец стал величать себя монархом всей Руссии»[13]. Он же, рассуждая о вышеупомянутом именовании Ивана III Белым царем, писал: «Я при всяком удобном случае часто и откровенно заявлял самим его советникам, что мы признаем в нем не царя, а великого князя»[14]. В сочинении неизвестного англичанина видим указание, что до Ивана IV государи назывались только Великими князьями[15]. Даниил Принц писал, что Иван III первым принял титул «Великого князя Владимирского, Московского и Новгородского и назвал себя Государем всея Руси»[16].

Много нового для иностранцев таила в себе политическая система Московского государства, особенно характер власти Великих князей, который не был похож на власть их собственных правителей. С. Герберштейн писал о тех временах, когда Московия была в подчинении татар. По словам иностранца, когда татарские послы приезжали в Москву, он выходил к ним за город навстречу и «стоя выслушивал их сидящих»[17]. Но, в конечном итоге, Иван III избавил себя и своих людей от этого господства[18].

С. Герберштейн о характере власти Ивана III отмечал, что тот был «весьма удачлив» и когда женился на Марии, изгнал тверского князя и захватил Тверь, а позже Новгород; «впоследствии ему подчинились и все другие государи, кто под впечатлением величия, кто под давлением страха»[19]. Даниил Принц писал, что Иван III был одарен великим духом и увеличивал территорию своего государства[20].

       В глазах миланского правительства Иван III предстал как могущественный и богатый государь[21]. Так как языческие провинции ежегодно в качестве дани платили большим количеством мехов, а остальные области платили полотнами и другими предметами, необходимыми для государя и его двора. Все это доставлялось «по определенному распределению и установленному порядку» и все области полностью повиновались Великому князю[22]. Государева казна увеличилась и за счет присоединения территорий к Московскому государству, так как Иван III увозил от туда в Москву драгоценности[23].

       В то же время иностранцы отмечали, что Великий князь боролся с пьянством. Видя, писал И. Барбаро, что люди из-за пьянства бросали работу, Иван III на благо населения «издал запрещение изготовлять брагу и мед и употреблять цветы хмеля», поэтому государь обратил их к хорошей жизни[24]. Об этом же писал А. Контарини: «их государь не допускает, чтобы каждый мог свободно приготовлять напиток из меда»[25].

       Не смотря на такую политику, Иван III пользовался любовью у русских. Г. Перкамота писал, что государь «любим и почитаем» своим народом, а со своими придворными он обращался «с большой простотой и щедростью»[26]. Он «спаситель и творец государства, был причислен своими людьми к лику святых», – писал в своем сочинении М. Литвин[27]. С. Герберштейн отмечал, что Иван III был грозен по отношению к женщинам[28]. Для бедных и угнетенных доступ к нему был воспрещен[29]. Из развлечений государя известно, что он любил охоту[30].

Сведения о приеме послов описал А. Контарини. На приеме у государя, иностранец обязан был совершить церемонию приветствий. Однако подробное ее описание А. Контарини не оставил. Автор несколько раз был приглашен Великим князем на обед, где было «много яств и всего другого»[31]. В последний день, перед отъездом, автор снова был приглашен во дворец. По окончанию обеда московский государь велел выпить весь «медовый напиток» из большой серебряной чаши. Для А. Контарини выполнить такое повеление было тяжело, а Иван III «заметив, что я не в состоянии выпить больше, и заранее зная к тому же об этом моем свойстве, велел взять у меня чашу, которую опорожнили и пустую отдали мне», – писал автор[32]. После окончания обеда европеец поцеловал руку государя и «ушел с добрыми напутствиями»[33]. По окончанию посольства Великий князь подарил иностранцу одежду из соболей и тысячу беличьих шкурок[34].

В сочинении Г. Перкамоты также встречаем сведение, что государь во время пира заставлял много пить кого-либо из присутствующих[35]. С. Герберштейн или из-за слухов, или в силу собственных убеждений писал, что во время обедов Великий князь «предавался такому пьянству, что его одолевал сон, причем все приглашенные меж тем сидели пораженные страхом и молчали», а когда государь пробуждался, «он обыкновенно протирал глаза и тогда только начинал шутить и проявлять веселость по отношению к гостям»[36]. Стоит отметить, что современники Ивана III А. Контарини и Г. Перкамота подобное не освещали.

Таким образом, можно сделать вывод, что иностранцев поразило богатое одеяние Ивана III. Путешественники указывали, что Великий князь  был богатым, могущественным. Впервые именно в правление Ивана III появились первые известия о приеме послов, во время которых правитель отличался своей доброжелательностью, великодушием и щедростью. 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Барбаро И. Путешествие в Тану. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Barbaro/text2.phtml?id=13374 (дата обращения: 9.11.2021).

Герберштейн С. Записки о Московии. Т. 1. М., 2008.

Иовий П. Посольство от Василия Иоанновича к Клименту VII. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Iovij/text.phtml?id=574 (дата обращения: 11.11.2021).

Контарини А. Путешествие в Персию. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Kontarini/frametext2.htm (дата обращения: 9.11.2021).

Литвин М. О нравах татар, литовцев и московитян. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Litvin/frametext2.htm (дата обращения: 15.11.2021).

Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Mehovskij/frametext1.htm (дата обращения: 11.11.2021).

Неизвестный англичанин. Описание России. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Neizv_angl/text.phtml?id=996 (дата обращения: 11.11.2021).

Перкамота Г. Сообщение о России. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XV/1480-1500/Perkamota/text.htm (дата обращения: 9.11.2021).

Пернштейн И. Донесение о Московии. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Pernstein/text.phtml?id=1081 (дата обращения: 11.11.2021).

Принц фон Бухау Д. Начало и возвышение Московии. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Buchow/text1.phtml?id=1144 (дата обращения: 11.11.2021).

Фабри И. Религия московитов. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Fabri/frametext.htm (дата обращения: 11.11.2021).

Аделунг Ф. Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 года и их сочинений. М., 1864.

Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991.

Скрижинская Е.Ч. Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русских связей XV в. Л., 1971.

 

V.A. Sidorova

Izhevsk (Russia)

Gymnasium №56


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!