Простор – тесный и темный мир купеческих домов



Пьеса А. Н. Островского «Гроза» как социально-бытовая драма и высокая трагедия.

Драма «Гроза» (1859), написанная накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес Островского о «темном царстве» самодуров. В современном литературоведении сложилась устойчивая традиция рассматривать эту пьесу и как социально-бытовую драму, и как высокую трагедию. Почему же определения столь неоднозначны? Социально-бытовая драма предполагает изображение определенного общественного слоя и бытовых условий, характерных для этого круга людей, и Островский – «бытовик» - тщательно живописует весь уклад замкнутого в четырех стенах патриархально-купеческого мира.

Воображение художника переносит нас в небольшой приволжский городок Калинов – с купеческими лабазами на главной улице, со старой церковью, с общественным садом над рекой, где чинно гуляют обыватели. Ритм здешней жизни - медлительный, сонный, скучный, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы. А в городских домах - полутьма, затхлый дух купеческих комнат, и за глухо запертыми дверями и высокими заборами бушует самодурство, упоенное неограниченным своеволием, властью над зависимыми и «младшими».

Например, для вечно пьяного «ругателя» Дикого самая большая радость – наломаться, надругаться над человеком, унизить его. Он испытывает удовольствие, унижая чужое самолюбие и человеческое достоинство. Брань для него еще и способ самозащиты, когда дело касается денег, которые он не любит отдавать. Дикой нарочно кричит, ругается, «точно с цепи сорвался», рассчитывая запугать, сбить с толку, взять нахрапом.

В доме Кабанихи тоже все построено на слепом авторитете силы, на произволе старших. Она заставляет близких свято чтить обряды, следовать старым обычаям и с раскольничьей истовостью требует поклонов в пояс. Но что-то все-таки подтачивает ее власть. Кабаниха тем жестче охраняет свой признанный авторитет, что с беспокойством видит, как рушатся на глазах заветы патриархальной нравственности. Ее не на шутку тревожит то, что «старших не уважают», что растеряно «почтение родителям от детей-то». «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж не знаю»,- сокрушается она.

Иллюзию Кабанихи и Дикого, что на них да на их понятиях о жизни свет клином сошелся, вовсе не бескорыстно поддерживает странница Феклуша. Для обывателей Калинова Феклуша своего рода кладезь премудрости, доморощенный философ и мыслитель, доставляющий в купеческие дома пищу духовную. Зная, чего от нее ждут, Феклуша нахвалиться не может городом, где «добродетельные люди живут» и все делается «благочинно».

Однако на самом деле этот мир страшен и жесток, отношения здесь строятся на принуждении, страхе, наглом поругании всех человеческих прав, культе грубой силы, в нем нет места ни любви, ни пониманию, ни прощению. И Островский – драматический поэт – дает почувствовать красоту и притягательность другого мира – естественности, простора жизни, изначальной свободы. Эту естественность, красоту, свободу символизирует в пьесе Катерина, главная героиня, и именно сила и своеобразие ее характера, ее стремление к любви, счастью и вере наперекор давлению калиновского мира позволяют говорить о «Грозе» как о высокой трагедии.

Как известно, высокая трагедия характеризуется неразрешимым конфликтом между долгом и чувством. В душе Катерины происходит как раз такая борьба.

Воспитанная в атмосфере добра и любви, героиня отличается от калиновцев высокой духовностью. В ходе пьесы все глубже открывается перед читателем ее живая и поэтичная душа. Знаменитый монолог Катерины «Отчего люди не летают?» - свидетельствует о сильнейшем порыве к воле, об умении ощущать прекрасное, о восторженном восприятии Божьего мира, красоту которого Катерина ощущает через веру. В ее религиозных настроениях преобладает захватывающая радость жизни: ей снятся золотые храмы, необыкновенные сады, видится в церкви неземной свет и ангелы… Но в доме Кабановых, где «все как будто из-под неволи», Катерина «завяла совсем». Даже странницы посещающие кабановский дом, совершенно не похожи на странниц из детства Катерины: они рассказывают о людях «с песьими головами», запряженном «драконе», о последних временах…

В этой тяготящей героиню неволе ярко вспыхивает любовь – как величайшее благо и вместе с тем как чувство, которое осознается героиней, замужней женщиной, как преступление, как грех. С этого момента и начинается в ее душе классическая трагедийная борьба между любовью и долгом супружеской верности. Самозабвенная любовь Катерины к Борису, человеку слабому и безвольному, дана в драме на высочайшем эмоциональном накале. В сцене с ключом Катерина совершает выбор. Ее монолог заканчивается всплеском страсти: «Будь что будет, а Бориса я увижу! Ах, кабы ночь поскорее!»

Ночь свидания на берегу Волги полна невыразимой поэзии и красоты. Героиня, обращаясь к возлюбленному, клянется ему в вечной любви: «…иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась». Бориса же интересует другое: «Надолго ль муж-то уехал?» Поэтому можно говорить о том, что любовь Катерины как бы преодолевает пространство и время, а любовь Бориса приземленна и слаба. Сила любви Катерины заметна тем сильнее, что дана на фоне чувства Варвары. Прозаичность Варвары подчеркивает исключительность трагичных переживаний Катерины, одухотворенность ее любви, ее жажду полета.

Правда, мироощущение Катерины трагическое: она предчувствует, что ее ждет гибель. Да иначе и быть не может, свободное чувство в самодурных условиях быта обречено, за него уже готовится расплата.

Покаяние Катерины перед народом в четвертом акте (кульминация драмы) психологически мотивировано: тут и выкрики сумасшедшей барыни, и удары грома, и неожиданное появление Бориса, и зрелище геенны огненной… Все это приводит впечатлительную Катерину в небывалое волнение, заставляет покаяться в своем грехе. Но в этом не только слабость, но и сила духа героини, которая не могла, подобно Варваре с Кудряшом, жить утехами потаенной любви, не побоялась, как и говорила, людского суда.

С этого момента жизнь Катерины в доме Кабанихи становится невыносимой. Тихон, жалеющий Катерину, рассказывает Кулигину о беспросветной атмосфере в доме: «Вот маменька говорит: ее нужно живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» Кабаниха не ведает милосердия и любви, ее мораль беспощадна и сурова.

Тяжкие испытания, выпавшие на долю Катерины, не убили ее живой души, способности любить и сострадать. Любовь по-прежнему осознается ею как величайшая ценность жизни. Провожая Бориса, Катерина просит у него прощения и нежно прощается с ним - уже навеки. Круг одиночества замыкается, и мысль о смерти становится неотступной. Мироощущение героини становится не только трагическим, но и парадоксальным. Ее мучит вопрос о смертном грехе самоубийства, в решении которого она уповает на христианскую любовь: «Молиться не будут? Кто любит, будет молиться». Предсмертный монолог Катерины пронизан мотивами жизненного света, тепла, красоты Божьего мира.

Затем Катерина бросается в омут, ища освобождения от невыносимых мук, и ее поступок выглядит как вызов «темному царству». Ее гибель заставляет встрепенуться безвольного Тихона, который в исступлении обвиняет мать: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

 

Подводя итоги, можно сказать, что состояние кризиса характеризует Калиновский мир в целом. В русской трагедии А. Н. Островского, написанной в предреформенный период, жизнь показана в состоянии крайнего напряжения, социального и нравственного перелома.

 


«Жестокие нравы» города Калинова

Простор – тесный и темный мир купеческих домов


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!