Русский язык (Стихотворение в прозе)

Заметьте, прозаическое произведение Некрасов назвал «чистым золотом поэзии».

- А что такое поэзия?

(Поэзия – 1) до середины Х І Х века вся художественная литература в отличие от нехудожественной; 2) стихотворные произведения в отличие от художественной прозы)

Поэзия и проза  –  два основных типа искусства слова. Но граница между ними относительна, существуют промежуточные формы: свободный стих, ритмическая проза. К промежуточным формам, в какой-то степени, можно отнести и стихотворения в прозе.

2. Беседа с учащимися по вопросам:

- Что же такое стихотворение в прозе?                                               

(Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера)

- Что вы знаете о лирике?

- Что сближает стихотворение в прозе и лирическую поэзию?

- Назовите имя самого знаменитого, самого талантливого лирика ХІХ века.

(А.С.Пушкин)

Учитель

Я не случайно вспомнила сегодня о Пушкине.                               

Пушкин и Тургенев по-разному относились к соотношению стиха и прозы.

Пушкин стремился отделить прозу от стиха, найти для прозы свои законы, утвердить в прозе «прелесть нагой простоты», освободить её от лиризма и сделать орудием логические мысли.

А Тургенев на протяжении всего своего творчества сознательно сближал прозу с поэзией. Он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе, гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность логической мысли со сложностью поэтического настроения, словом, он стремился, в конечном счете, к стихотворениям в прозе.

Современники свидетельствуют, что Тургенев долгое время держал в тайне свои «Стихотворения в прозе» и не готовил к печати до тех пор, пока они не сложились в целый цикл.

 В сентябре – ноябре 1882 года, пока шла подготовка рукописи к набору, о существовании цикла стало известно довольно широкому кругу литераторов.

Анатолий Федорович Кони был одним из тех, кто имел рукопись в своих руках осенью 1882 года.

«Рукопись дана была мне поздно вечером до утра, и я провел всю ночь, читая несколько раз, перечитывая эти чудесные вещи, в которых не знаешь чему больше удивляться – могучей ли прелести русского языка или яркости картин и трогательной нежности образов».

Учитель

Так печально заканчивается эта чудесная художественная заметка: «Хоть я и один… один, как всегда».                                                                             

Чувство одиночества знакомо каждому человеку, но особенно остро ощущается в преклонном возрасте. У «Стихотворений в прозе» есть и другое название «Senilia» (старческое) – это действительно основной мотив всего цикла.

5.                                                                             

«Стихотворения в прозе» создавались в период с 1877 по 1882 год. Это время, когда Тургенева постоянно мучили, возмущали мысли о состоянии родины, о русско-турецкой войне, неудачах в начале войны и гибели стольких людей. Это время тяжелых болезней. Глубокой скорбью живёт сердце писателя, доживающего свои последние годы… да ещё вдали от родины.

«Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда… Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно… а куда полететь?» – так начинает Тургенев стихотворение «Без гнезда», в котором, как и в ряде других стихотворений, отражено угнетённое душевное состояние, вызванное смертями разных близких Тургеневу людей. «Нравственно я хуже, чем калека, – пишет он Я.Полонскому, – я совсем старик, ко всему охладел – и только воспоминания о прежних друзьях и временах немного шевелят меня».

  «Стихотворения» были опубликованы в декабрьском номере журнала «Вестник Европы». Сразу после выхода стихотворений стали появляться отклики в периодической печати. В «Голосе» появилась статья Арсения Введенского, в котором говорилось: «…короткие отзвуки душевной жизни поэта, выражающиеся в чрезвычайно поэтических, целостных, западающих в душу образах, не пройдут бесследно в душе читателя и вызовут чувства, не совсем обычные в наше беспощадное время».

Беспощадное время… одни купаются в роскоши, другие – выброшены на улицу, как герой стихотворения «Нищий».    

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька,ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль, 1878

                                          

6. Беседа по вопросам:

- Что же значило для обоих героев рукопожатие?

- Как обращаются они друг к другу?

- К сожалению, нищие – явление нередкое и в наше время. А приходилось ли вам когда-нибудь давать милостыню просящему?

    Да, благое это дело – помогать нуждающимся. К этой теме Тургенев обратился в стихотворении «Два богача». 

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...

— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Июль, 1878

                                             

- С первым богачом все понятно. Барон Ротшильд – миллионер (из династии богатейших европейских банкиров). Но чем богат обездоленный нищий мужик?

(Все богатство мужика – доброта, бескорыстие, человечность, благородство, красота души.)

Мир богачей противопоставляется миру бедности и в стихотворении «Щи».

У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник.

Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.

Она застала ее дома.

Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.

Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли... но она держалась истово и прямо, как в церкви.

«Господи! — подумала барыня, — Она может есть в такую минуту... Какие, однако, у них у всех грубые чувства!»

И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!

А баба продолжала хлебать щи.

Барыня не вытерпела наконец.

— Татьяна! — промолвила она. — Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!

— Вася мой помер, — тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. — Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые.

Барыня только плечами пожала — и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.

Май, 1878

- На чьей же стороне симпатии автора?

- У двух женщин одинаковое горе, и оно должно было их сблизить. Но между ними бездна. Почему?

- Легко ли достаются беднякам щи, кусок хлеба?

Составление диаманта.

Бедняк.

Добрый, бескорыстный.

Живёт, понимает, чувствует.

Бедняк отдаст - богач расщедрится.

Дарует, жертвует, уделяет.

Великий, гордый.

Богач.

   

Учитель

В стихотворении «Щи» бытовая зарисовка приняла характер притчи. А что такое притча?

(Этот малый жанр сатирической и поучительной литературы бытовал в Х V ІІ -Х V ІІІ веках и в начале ХІХ века)

9.                                                                            

  А в конце ХІХ века И.С.Тургенев ввел в русскую литературу новый прозаический жанр малой формы – стихотворения в прозе, такие разные по тематике, по настроению духа писателя. «Это – то элегии, то басни, то эпиграммы» (Н.Невзоров)                                                                          

А неизвестный критик назвал стихотворения Тургенева «поэтическими искрами… от которых веет бодростью, свежестью, молодостью великого бессмертного таланта и глубоко любящего сердца».

   У Тургенева рассказ о человеке, отдельном эпизоде его жизни почти всегда превращается в рассказ о его «судьбе».

«В судьбе почти каждого человека есть что-то трагическое», –  написал Тургенев. «Трагическое» в сознании писателя – это, прежде всего, неизбежное, от человека не зависящее.

10. Чтение стихотворения «Повесить его!»

«ПОВЕСИТЬ ЕГО!»

— Это случилось в 1805 году, — начал мой старый знакомый, — незадолго до Аустерлица. Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии.Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками.У меня был денщик, бывший крепостной моей матери, Егор по имени. Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчивые крики, вопли: у хозяйки украли двух кур, и она в этой краже обвиняла моего денщика. Он оправдывался, призывал меня в свидетели... «Станет он красть, он, Егор Автамонов!» Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела.Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом.Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами.Хозяйка увидала его — и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени — и вся растерзанная, простоволосая, начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.— Господин генерал! — кричала она, — ваше сиятельство! Рассудите! Помогите! Спасите! Этот солдат меня ограбил!Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, с шапкой в руке, даже грудь выставил и ноги сдвинул, как часовой, — и хоть бы слово! Смутил ли его весь этот остановившийся посреди улицы генералитет, окаменел ли он перед налетающей бедою — только стоит мой Егор да мигает глазами — а сам бел, как глина!Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито:— Ну?..Стоит Егор как истукан и зубы оскалил! Со стороны посмотреть: словно смеется человек.Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто:— Повесить его! — толкнул лошадь под бока и двинулся дальше — сперва опять-таки шагом, а потом шибкой рысью. Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.Ослушаться было невозможно... Егора тотчас схватили и повели на казнь.Тут он совсем помертвел — и только раза два с трудом воскликнул:— Батюшки! батюшки! — а потом вполголоса: — Видит бог — не я!Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. Я был в отчаянии.— Егор! Егор! — кричал я, — как же ты это ничего не сказал генералу!— Видит бог, не я, — повторял, всхлипывая, бедняк.Сама хозяйка ужаснулась. Она никак не ожидала такого страшного решения и в свою очередь разревелась! Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры ее отыскались, что она сама готова всё объяснить...Разумеется, всё это ни к чему не послужило. Военные, сударь, порядки! Дисциплина! Хозяйка рыдала всё громче и громче.Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне:— Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась... Ведь я ей простил.Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, прошептал: «Егорушка, голубчик, праведник!» — и слезы закапали по его старым щекам.Август, 1879

Беседа по вопросам:

– За несколько секунд один человек решил судьбу другого. Какой композиционный приём используется автором в стихотворении?

(Антитеза. С одной стороны – бездушный главнокомандующий, с другой – Егорушка-праведник.)

- Знаете ли вы значение слова праведник?

(Праведник – человек, согласный с судьбой, обладающий природной неспособностью попенять на судьбу, на людей, незлобивый.)

- Есть ли праведники на земле?

Оставим вопрос открытым. Но нет сомнения в том, что были и есть сильные характеры, способные на жертвы, на подвиги.

Рассказ о Юлии Вревской

   Баронесса Юлия Петровна Вревская (Урожденная Варпаховская) – друг и корреспондентка И.С.Тургенева, которой он в марте 1877 года писал:               «… благодарю Вас за дар Вашей дружбы – и с умилением целую Ваши  хорошие руки».

   В мае 1877 года она уезжает на Балканы в действующую армию в качестве сестры милосердия. Тургенев писал ей: «Моё самое искреннее сочувствие будет сопровождать Вас в тяжёлом странствии. Желаю от всей души, чтобы взятый Вами на себя подвиг не оказался непосильным…».

  Юлия Петровна заразилась тифом и умерла в военном госпитале 5 февраля 1878 года в г. Бяле (Болгария), там же и похоронена.

  «Она получила тот мучительный венец, к которому стремилась её душа. Её смерть меня глубоко огорчила. Это было прекрасное, неописанное доброе существо… Её жизнь – одна из самых печальных, какие я знаю». (И.С.Тургенев)

Памяти Ю.П. Вревской

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа.Она была в беспамятстве — и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает.Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

Учитель

  И снова смерть… Вообще Тургенев очень много размышлял в стихотворениях о своей смерти. Невеселые эти раздумья. И все же пессимизм сменяется оптимизмом, и понимает автор, что есть чувство, которое сильней смерти и страха смерти.

                                                 ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Ads by Ad.Plus

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878

 

  Оптимистично звучит даже название следующего стихотворения «Мы ещё повоюем».

  Оба стихотворения оказались среди тех произведений, которые отдельные литераторы пытались переложить в стихи, имеющие размер и рифму. В этом нет ничего удивительного, ведь в восприятии читателей 70-90-х годов ХІХ века стихи и проза потеряли значительную часть своих различий. Но эти попытки оказались бесплодной затеей. Есть ли смысл, подбирая рифмы, пополнять ненужными словами отточенные тургеневские фразы? Русская литература богата лирической поэзией. Да и у Тургенева есть рифмованные стихи.

Синица

Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней! Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк —
Дышит благодатным счастьем
Твой веселый голосок.В песенке твоей приветной
Слух пленен ужели ж мой
Лишь природы безответной
Равнодушною игрой? Иль беспечно распевает
И в тебе охота жить —
Та, что людям помогает
Смерть и жизнь переносить?

1863 г.

 

 Стихотворение написано для Полины Виардо, выдающейся французской певицы, гениальной артистки. Полина Виардо пользовалась огромной популярностью в Европе, её голосом восхищались крупнейшие музыканты, поэты посвящали ей стихи. Эта обаятельная, образованная, интересная женщина покорила сердце Тургенева. Любовь к ней Иван Сергеевич пронес через всю жизнь. До конца дней он остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву.

  Любовь, похожая на сон… Ряд стихотворений в прозе имеет подзаголовок «Сон». Среди них стихотворение «Лазурное царство», которое пользовалось широкой популярностью в России, служило материалом для мелодекламации с эстрады (под музыку А.С.Аренского)

ЛАЗУРНОЕ ЦАРСТВО

О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя... во сне.

Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.

Ads by Ad.Plus

Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!

Да я и не замечал их. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по нем, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.

И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный, как смех богов!

152

А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы... Казалось, самое небо звучало им в ответ — и кругом море сочувственно трепетало... А там опять наступала блаженная тишина.

Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.

Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные длиннокрылые птицы.

Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.

Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки... Женские голоса чудились в них... И всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою — всё говорило о любви, о блаженной любви!

И та, которую каждый из нас любил, — она была тут... невидимо и близко. Еще мгновение — и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка... Ее рука возьмет твою руку — и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!

О лазурное царство! я видел тебя... во сне.

Июнь, 1878

 

Учитель

Сколько очарований, изящества, поэзии!..

  Какая ясность, благозвучие и сила! Какое бережное, любовное обращение с русским языком!..

  «Русский язык» так называется одно из стихотворений Тургенева. Вместилось оно в 5 строк, но эти строки М.Стасюлевич назвал «золотыми», в них «сказано более, чем в ином трактате; с такой любовью мог бы Паганини отозваться о своей скрипке».

  «Подлинным гимном», «благоговейной молитвой», «лебединой песнью» называли современники стихотворение «Русский язык».

Русский язык (Стихотворение в прозе)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

1882 г.

 

  - Только ли любовь к языку выражена в стихотворении?

  (Любовь к народу и родине)

Подведение итогов

   А ещё вера в будущее. «Я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее».

  Мы с вами то будущее, о котором говорил И.С.Тургенев.

- Ребята, что, по-вашему, объединяет все произведения Ивана Сергеевича?

- В чём заключаются непреходящие ценности, по мнению И.С.Тургенева?

- Чем дорога нам проза И.С.Тургенева?

      

16. Домашнее задание: Выразительно читать стихотворения в прозе, рассмотренные на уроке.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!