Жестовая постановка сказки «Теремок».

Конспект «Язык движений и чувств»

Тип занятия: комбинированное

Цель: показать значение жестов, мимики и эмоций в работе актёра.

Задачи:

Обучающая: познакомить с выразительными средствами актера, показать с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания; расширять кругозор.
Развивающая: развивать подвижность, выразительность в движениях, жестах, мимике; развивать артистическую смелость, воображение, импровизационные способности.

Воспитательная: воспитывать веру в себя, свои возможности, умение понимать и принимать другого человека.

Оборудование/материалы: корзина, ноутбук, видеоролики, фотографии актёров, листы бумаги, карточки с изображением жестов, тест.

 

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих.

Лукошко депозитов”.

Детям необходимо вспомнить то, что их тревожит, что может помешать активному участию в занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты, например: накормила ли я кошку? завтра контрольная; мне нечего сказать; опасения по поводу участия в ходе занятия: смогу ли я справиться с волнением? попросят ли меня говорить? а вдруг я отвечу не так, как нужно? Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.


II.Объявление темы занятия.

Ребята, сегодняшнее занятие я предлагаю начать с одной легенды.

Просмотр видеоролика «О языке» (В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды царь пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп пошёл на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось царю Ксанфу и его гостям. В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил…(как вы думаете, что?) языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел искать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?)

Ребята, как вы думаете, в чём смысл этой легенды? (Язык может служить для хорошего и для плохого. Это зависит от человека, от того, чего он хочет)

Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Наше настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно обронённое, злое слово больно ранит нас. Сейчас, даже трудно представить то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью. Как же они общались?

Они общались с помощью жестов и мимики.

А где в наше время мы встречаемся с языком жестов и мимики? (В спорте, строительстве, морском деле; существует азбука глухонемых; в школе, на уроках — подсказки; в театральном искусстве — в игре актёров).

Как вы уже поняли, сегодня наше занятие будет посвящено одним из важнейших выразительных средств актёра, артиста – жестам, мимике, эмоциям.

 

III. Объяснение материала.

Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?

 

Большинство из вас бессознательно сконцентрировали внимание на белых фигурах неправильной формы. И только некоторые различили слово ФЛАЙ.

То же самое происходит и в общении. Люди зачастую обращают внимание лишь на слова и игнорируют невербальные сигналы, которые также очевидны, как и слово ФЛАЙ на нашем рисунке.

«Жест – движение души, а не тела» - говорил Шаляпин. Цицерон в своё время сказал: «Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике». Что хотел сказать известный римский оратор?

Итак, жесты и мимика тесно связаны со словом, они могут дополнять или даже предупреждают слово, а могут заменить и целую фразу.

Как вы думаете, какое количество (сколько процентов) информации несут несловесные сигналы общения? (мимика, жесты, поза, интонация, голос)

Невербальные (несловесные) сигналы в личном общении несут от 60 до 80 процентов передаваемой информации. Это означает, что большая часть общения, условно говоря, осуществляется с закрытым ртом. Когда вы узнаете, как расшифровать увиденное, вы обретете мощное средство для правильного понимания окружающих.

Давайте вспомним жесты, которыми мы пользуемся ежедневно:

· кивок головой – да

· покачивание головой – нет

· погрозить пальцем – не шали

· палец к губам – тихо

· рукой помахать – до свидания

· ладонь немного согнута - иди ко мне.

Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Жесты в разных странах неодинаковы. Палец у виска в России - "ты сумасшедший", во Франции - "ты говоришь умные вещи", в США - "я знаю, что я делаю". Фига в России и в Украине - "ты ничего не получишь", в Португалии и Бразилии - жест защиты, в Турции и арабских странах - жесточайшее сексуальное оскорбление. Кружок, образуемый пальцами руки в России и во Франции, - "у меня ничего нет", в США - "о'кей, все в порядке", в Японии – деньги и т. д.

Поэтому, прежде чем отправиться в какою-либо страну, надо изучить ее национальные и культурные особенности. А иначе можно оказаться в глупом положении.

Но наряду с общепринятыми жестами, у каждого человека есть свои, индивидуальные жесты.

Вы, конечно, обращали внимание на жесты телеведущих или других известных людей. Кто-то из них уместно использует жесты, кто-то чрезмерно жестикулирует. Какие задачи выполняют их жесты?

Внимание на экран:

Например, В.Пельш – очень своеобразный актер, он много жестикулирует, его жесты очень своеобразны и индивидуальны. Он очень подвижен, динамичен, каждую фразу он сопровождает жестом, плавным, или наоборот, резким. Он то дирижирует, то делает вращательные движения пальцем или рукой, то наклоняется, то выпрямляется. Пельш с помощью жестов и голоса (усиления, повышения) создает атмосферу конкурса, оперативно реагирует на каждый ответ. Но иногда Пельш использует абсолютно неоправданные жесты и телодвижения (вращательные движения корпусом, приседания). Однако ему нельзя отказать в умении свободно держаться, общаться с аудиторией, используя невербальные средства.

Андрей Малахов «Пусть говорят». Достаточно много жестикулирует. У ведущего несколько коммуникативных задач: поддержать, подбодрить присутствующих, заинтересовать телезрителей. Многие его жесты согласуются с этими задачами. Темы, обсуждаемые в передаче весьма злободневны. Его жесты и мимика всегда в неразрывной связи с эмоциональным состоянием героев передачи. Малахов в том числе и с помощью невербальных средств обеспечивают моральную поддержку приглашенным гостям.

Максим Галкин «Танцы со звездами». Очень гармоничен в роли телеведущего. Хотя часто его жесты носят подражательный характер, именно с помощью них он пытается подбодрить участников конкурса.

А сейчас давайте вместе посмотрим фрагмент из фильма «Приходите завтра». На сегодняшний день эта кинолента стала классикой отечественного кинематографа. Сюжет: девушка из сибирской деревни Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова) обладает удивительным голосом и мечтает учиться в консерватории. Приехав в Москву, она настойчиво добивается, чтобы ее прослушали специалисты. Хотя экзамены закончены, профессор Соколов после долгих уговоров соглашается прослушать Фросю. Ее коронный номер – русская народная песня «Вдоль по Питерской».

Просмотр фрагмента фильма.

Какие жесты использует девушка, исполняя песню? Почему профессор улыбается, глядя на Фросю?

Делаем вывод о том, что жесты Фроси гипертрофированные, неестественные, заученные, рассчитанные на внешний эффект.

Какой вывод можно сделать о взаимосвязи жестов и отдельно взятой личности?

Очень важно при использовании жестов помнить о том, что они должны быть уместными, согласованными с конкретной речевой ситуацией. А вот по частоте использования тех или иных жестов, мы даже можем определить характер человека, его психологическое состояние.

Разминка

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

Но знаем мы: до неба шар

Никак не долетит.

(постепенно заменяем каждое слово жестом).

 

А сейчас вашему вниманию будут представлены несколько жестов. Ваша задача – описать жест, определить, какую информацию несет в себе, о чем говорит (дидактический материал).

Итак, мы выяснили, что существуют жесты открытые и закрытые, негативные и позитивные, свидетельствующие о лжи, недоверии и других различных моментах восприятия человека.

Индивидуальное задание. Представь, что ты получила за полугодие пятерки по всем школьным предметам. Попробуй изобразить восторг с помощью жестов, но при этом сохранить беспристрастное выражение лица.

Только что мы убедились в неразрывной связи жестов с мимикой.

Так что же такое мимика? Мимика – это выражение лица – доброе, удивленное, злое. Младенец, ещё не умеющий говорить, знает «азбуку лица». Мама улыбается – и малыш широко улыбается в ответ, она нахмурила брови – у ребёнка кривится ротик, готовый заплакать.

«Мимика правдивее слов. Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» - так говорил Эмерсон, американский философ. Как вы понимаете это изречение?

Скажите, для чего актёру нужно уметь пользоваться мимикой и жестами? (чтобы игра на сцене была более убедительной и понятной, яркой и успешной, чтобы наиболее точно раскрыть образ.) При помощи этих выразительных средств актер может передать характер персонажа.

Давайте представим, что вы сидите одни дома, учите уроки. Какое при этом у вас будет лицо? Задумчивое или отрешенное, сердитое или умное, веселое или грустное? Все по-разному делают уроки. А сейчас слушайте и выполняйте мои команды: улыбнулись. Задумались. Пришла в голову идея! Начинаете размышлять, как вы ее воплотите. Понимаете, что одному не справиться. Огорчаетесь. Слышите звонок в дверь, от неожиданности напугались. Открываете дверь – это пришла подруга! Вы понимаете, что вместе у вас получится воплотить идею в реальность!
Молодцы, ребята! Сейчас вы попробовали передать свое настроение зрителю при помощи мимики.

Решение ситуативных задач.

С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций (работа ведется в парах)

1. « На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (жест – показ)

2. Идя в школу (во 2-ю смену), вы видите своих друзей, которые идут на каток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую вы, чтобы отказаться? (жест – приглашение и жест – отказ)

3. «На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используют учитель и ученик? (жест – указание, жест – воспоминание)

4. Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?

5. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (жест – отказ).

6. « На рыбалке». Рыба только начала клевать, и в этот момент подходит друг. Как вы предупредите товарища, чтобы он не шумел?

Вывод: значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы – есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.

Итак. Мы с вами разобрали такие выразительные средства актера, как мимика, жесты. А без чего еще никак нельзя передать настроение человека? Что мы всегда выражаем, когда радуемся или злимся? Конечно же, чувства, то есть эмоции.

Что такое эмоции? Эмоции – это душевное переживание, чувство человека, зависящее от поведения человека, от его реакции на то или иное действие.
Сейчас мы с вами проверим, насколько вы разбираетесь в эмоциях. Поэтому все закрывайте глаза – вы спите. Водящему, педагог показывает какую-нибудь эмоцию. Ребенок, «разбудив» другого участника, передает увиденную эмоцию так, как он ее понял без слов. Второй участник передает свою версию увиденного третьему игроку, и так до последнего игрока.
Итак, какую же эмоцию вы изображали? По каким признакам вы узнали, что это именно та эмоция?

 

IV. Практическая часть.

А сейчас мы с вами будем играть в игры и выполнять упражнения для того, чтобы потренировать свое внутреннее состояние, научиться управлять им. Внимание и воображение помогут нам создать внутренние копилки интонаций, движений, жестов, способов проявления чувств, демонстрации мыслей, так необходимых артисту.

Исполнение этюда.

Ученица достает платье из шкафа, примеряет его перед зеркалом, кладет на стол, включает утюг, гладит, нечаянно обжигает палец, бросает утюг на платье, трясет пальцем.

Что вы поняли из этого этюда?

Игра «Вокзал»

2 команды 1) отъезжающие. 2) провожающие.

Отъезжающие придумывают фразу и показывают мимикой и жестами. (говорить нельзя!) Провожающие должны отгадать. Работа проходит в парах. Необходима обратная связь, чтобы отъезжающие знали, понятно слово или нет (Тоже жестами).

Обсуждение:
- удалось ли угадать фразу?

- в чем была сложность?

- какие слова было сложнее объяснить, понять?

Почему было сложно понять? (Не было единой знаковой системы).

Упражнение «Скульптура»

Следующее наше упражнение поможет нам поупражняться в умении владеть мимикой и жестами. Команда получает карточку с названием какого – либо чувства или эмоции: ненависть, безмолвность, смущение, любовь, страх, возмущение. После обсуждения команда создает скульптурную композицию, являющуюся воплощением данного чувства. Другая команда должна угадать то, что изображено.

Работа с иллюстративным материалом.

Посмотрите на фотографии известного американского актёра Леонардо Ди Каприо в работе, и скажите, какие эмоции на них изображены?

Упражнение «Десять комнат».

Представьте, что мы живём в доме, в котором есть десять комнат. Восемь из них имеют названия «Радость», «Страх», «Гнев», «Агрессия», «Надежда», «Одиночество», «Удивление», «Печаль», а две комнаты не имеют названия. Придумайте символ или рисунок для каждой двери, подумайте, с чем ассоциируются у вас эти эмоции и чувства, что вызывает эти эмоции и чувства? Какой могла бы быть вывеска на двери? Придумайте названия и рисунки для двух оставшихся комнат, это могут быть чувства и эмоции, которые имеют для вас значение.

Ответьте на вопросы:

В какую комнату вы чаще открываете дверь?

А где наоборот бываете редким гостем?

Что почувствовали, работая над этим упражнениям? О чём задумались?

 

Попробуйте вспомнить примеры использования невербальных средств общения в художественной литературе («Муму» И.С. Тургенева).

 

Жестовая постановка сказки «Теремок».


V. Подведение итога занятия.

· А сейчас мы с вами проведем тест «Что нам говорят мимика и жесты?»

(раздаются листочки, дети заполняют, а потом проверяют)

Рефлексия.

- Ребята, скажите, сработала ли идея депозита, возросла ли у вас тревога или же, наоборот, уменьшилась, когда вы, в буквальном смысле, отложили её в сторону.

Каждый участник дорисовывает на театральной маске свои эмоции и одевает её. Все встают в круг и делятся впечатлениями.

 

Использованные источники:

 

Дерябо С.Д., Ясвин В.А."Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства", М.: Смысл; Academia, 1996.


Интернет-источник: http://www.myjane.ru/articles/text/?id=125

 

Интернет-источник: http://shkolnie.ru/turizm/65346/index.html

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!