Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

Рекомендации по написанию ответа


На первом этапе следует тщательно проанализировать сформулированный вопрос.

Прежде всего, надо предельно четко определить проблему, которую предстоит решить, выполняя задание. Для этого выделим ключевые слова в формулировке вопроса Приблизительное понимание ключевых понятий вопроса ведет к поверхностным ответам.

Теперь можно уточнить проблему, переформулировав ее для себя.

Итак, на этом этапе подведем первые итоги в виде памятки для обучающихся:

1. Во время подготовки развернутого ответа с ограниченным объемом не ленитесь обращаться к словарям, уточняя толкования слов и понятий.

2. При анализе формулировки проблемы обязательно привлекайте знания произведения в целом — без этого не может получиться глубокий и чёткий ответ.

3. Написав ответ, проверьте: выделенные при анализе формулировки задания ключевые слова должны обязательно встретиться в вашем тексте

Критерии оценивания развернутого ответа на проблемный вопрос

на основе анализа эпического, лирического, лиро-эпического или драматического произведения

Развернутый ответ на проблемный вопрос представляет собой вопрос аналитического характера, содержательно соотнесенный с эпизодом эпического, лирического, драматического или лиро-эпического произведения. Как правило, вопрос связан с темой (проблемой, идеей) произведения или фрагмента, с определением места и роли фрагмента в произведении, характерами действующих лиц, выявлением средств воплощения авторской идеи и т. п. Развернутый ответ представляет собой текст объёмом 5-10 предложений.

Композиция развернутого ответа на вопрос не предполагает вступления и заключения. Возможны два основных «сценария» ответа:

Ø сначала дать прямой краткий ответ на поставленный вопрос, а затем аргументировать его, обращаясь к тексту произведения;

Ø сначала изложить свои наблюдения над текстом произведения, а затем, опираясь на эти аргументы, сформулировать обобщающий вывод, который и будет ответом на поставленный вопрос.

Задание оценивается по следующим критериям:

1. Соответствие ответа заданию 1 балл

2. Привлечение текста произведения для аргументации 1 балл

3. Логичность и соблюдение речевых норм 1 балл

4. Соблюдение орфографических норм 1 балл

5. Соблюдение пунктуационных норм 1 балл

Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным.

Образцы проблемных вопросов и развернутых ответов на них

Почему Фамусов и его гости так охотно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого?

«Про это знает целый свет…» - так фамусовское общество единодушно признает Чацкого сумасшедшим. Почему же представители «века минувшего» так охотно подхватывают эту мысль?

Для ответа на поставленный вопрос необходимо вспомнить, что основной конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» – это конфликт «века нынешнего» и «века минувшего».

Поначалу Фамусов и его гости, являющиеся в системе образов комедии представителями «века минувшего», считают героя всего лишь заблуждающимся человеком. Но как только они чувствуют в герое реальную силу и протест против старого строя, сразу же стараются расправиться с ним любыми средствами. «Век минувший» не хочет признать «век нынешний», не хочет сдавать свои позиции, вставая на пути всего нового, на пути социальных преобразований.

Фамусовское общество еще живет в своем маленьком мирке, где тепло и уютно, где господствуют старые порядки, старые традиции, господствует крепостное право и ценится подражание всему иностранному: «Господствует еще смешение языков: французского и нижегородским», - говорит Чацкий.

Главный герой решительно отвергает подчинение национального духа иностранному влиянию, он очень любит свой народ, выступает с гневной обличительной речью в адрес крепостников. Как всегда он высказывает свои убеждения резко и прямо. Его оружием являлось слово, и он великолепно владел им: «Молчалины блаженствуют на свете…».

«Век минувший» пытается сохранить спокойствие своей жизни, пресечь на корню свободомыслие, стремление к переменам и к обновлению русского общества. И такие, как Фамусов, прекрасно понимают, что Чацкий очень опасен, и, признав его сумасшедшим, стараются доказать, что и все его идеи, мысли – безумны. Так представители «века минувшего» боролись с неугодными им людьми.

Но Чацкий не побежден. Он человек передовых взглядов и, проиграв свой первый поединок с фамусовским обществом, обязательно продолжит борьбу с его пороками.

Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

На мой взгляд, Софья — очень противоречивый герой. Пре­красное понимание характера отца (Фамусова) сочетается у нее с полной слепотой в отношении к Молчалину. Однако ее можно понять: как всякая влюбленная девушка, она, до поры, не видит реально своего героя, идеализирует его. И все же Со­фья отличается от женщин своего круга: от княжен Тугоуховских, например, для которых важна не любовь, а богатый «муж-мальчик», «муж-слуга». Софья живет только своим чувством к Молчалину — бедному секретарю своего отца. При этом все же ее привлекает в нем молчаливость и услужли­вость, о чем она говорит неоднократно Чацкому. В Чацком же ее как раз отталкивает красноречие, от проявлений которого «страдают» окружающие, в первую очередь достается Молча­лину. Это унижение избранника дорого обходится потом Чац­кому: именно Софья пускает сплетню о его сумасшествии. И делает это, желая отомстить Чацкому.

Софья вначале пытается защитить Молчалина от Чацкого: «Конечно, нет в нем этого ума,/Что гений для иных, а для иных чума...»

«Чужих и вкривь и вкось не рубит — вот я за что его люблю...» Наверное, Софью пугает в Чацком «особенностей бездна», он слишком независим, а ей хотелось бы иметь на него влия­ние. Может, ею движет и обида: ведь Чацкий уехал из Москвы за границу и не писал ей три года:

«Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так да­леко...»

Если отличия Чацкого от других людей видит служанка Лиза, то Софья наверняка понимает, что он не похож на ос­тальных.

Показывая любовный «поединок» героев, Грибоедов обнару­живает личность не только в Чацком, но и в Софье. Характер героини проявился в конце пьесы, когда она увидела истинное лицо Молчалина и ей стало стыдно. Но в этот момент как раз Чацкому и не хватило понимания совсем молодого и неопытно­го человека — Софьи. Он обвиняет ее и бежит из дома Фамусо­вых навсегда. Оба героя, таким образом, терпят беду, и трудно сказать даже, кому из них приходится тяжелее и больнее.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!