Философские эпизоды» (22 произведения).



Реализм: возникновение и сущность стиля.

Реализм (от realis )- вещественный художественный метод в искусстве и литературе.                                                                                                                   В 19 в. в целом углубляется самостоятельность национальных литератур  (наряду с сохранением и углублением литературных связей). Представление о реализме менялось на разных этапах художественного развития. В целом реализм как правдивое, объективное отражение действительности в 30-40гг XIX в. становится ведущим направлением в европейской и американской  литературе. Термин предложил французский критик Шанфлери в 50-е гг. 19 столетия.                                                                                                      Глубокое   изучение  человека и общества, правдивое изображение окружающей  действительности были присущи  Бальзаку, Стендалю, Флоберу, Теккерею, Шоу, Диккенсу, Гейне, Г. Манну, Т. Манну, Пушкину, Лермонтову,  Некрасову, Достоевскому, Толстому, Чехову. В искусстве возникает новая концепция мира и человека. Для писателей - реалистов были характерны:

 1.Признание ценности окружающей действительности и огромный интерес к ней, стремление к широкому охвату действительности со всеми присущими ей противоречиями.

 2.Историзм – не только воссоздание исторического облика эпохи, но и постановка важнейших  социально-философских и психологических проблем, что и предопределило общечеловеческое значение шедевров мирового искусства.                                                                                 3.Правдивое воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах. (Если  романтики сознательно отвлекали от реальности, перенося в сказочную действительность, у реалистов – реальная бытовая обстановка, герои - во всем многообразии конкретно-исторических и бытовых отношений в их развитии)                                                                 4.Характер человека зависит от социальной среды, в которой он живет и формируется ( воспитания, условий жизни, социального положения.) Бездуховное общество может подтолкнуть человека к отказу от его идеалов, деградации. В то же время в ряде произведений положительный герой наделен способностью к сопротивлению. Жизненная активность героя предопределяет главный конфликт в развитии сюжета. (В русской  литературе - «все или  ничего» –  т.е. зачастую, это  ответственность за судьбы народа и человечества (братья  Карамазовы, П.Безухов). Либо – галерея уродов («Мертвые души», «Господа Головлевы»). Как  вариант – постоянное недовольство собой (Онегин, Печорин). Дружба – возвышенная (кн. Андрей, Пьер), но нет друзей, которые не раздумывая бросятся на помощь (Холмс и Ватсон, мушкетеры, герои О.Генри). Отношения между мужчиной и женщиной – нечто более высокое, чем интимно влечение. Мало «срединных» персонажей - Петруша Гринев, Максим Максимыч. Однако Гоголь в «Шинели» и Пушкин в « Станционном смотрителе» показали: можно быть чиновником и оставаться хорошим человеком. Мало положительных купцов. После 1917г.- настоящее истребление срединных персонажей. Образец – типа Рахметова. В «Больших надеждах» Диккенса – кандальником хочет быть герой, ничего другого невидящий.                                             5.Давая правдивое изображение действительности, авторы неизбежно разоблачали ее. Предметом критики становится социальная несправедливость, власть денег над человеком, бесправие, незащищенность «маленьких людей», сословные предрассудки, социальные условности

Критический реализм как ведущее направление второй половины 19 столетия

 Фредерик Стендаль (собств. Анри Бейль, 1783- 1842 гг.) Романы Стендаля – «Красное и черное», «Пармскаяобитель».                                                      Оноре де Бальзак (1799-1850 гг.) , Гюстав Флобер (1821—1880) - «Мадам Бовари», Воспитание чувств, «Саламбо». Остротой социального анализа отличается творчество  Ги де Мопассана (1850—1893), мастера новеллы  и рассказа, в которых правда естественных чувств человека противостоит духовной ущербности и корыстолюбию буржуа-собственника, мораль которого лжива. Лучшие романы писателя — «Жизнь», Милый друг», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан».                                                                                  В Англии литература реалистического направления берет начало с творчества шотландца Вальтера Скотта (1771—1832), хотя на первых порах он писал романтические поэмы. Вальтер Скотт – создатель исторического  романа, сочетающего реалистические и романтические тенденции («Квентин Дорвард», «Роб Рой», «Айвенго»  «Пуритане», и др.)   Вершина английского критического реализма — романы Чарльза Диккенса(1812—1870), создателя так называемых «воспитательных» романов («Домби и сын», «Оливер Твист», «Тяжелые времена», «Дэвид Копперфилд», «Большие  ожидания», «Лавка древностей»,и др.). Произведения Диккенса глубоко драматичны, писатель создает галерею носителей общественного зла, которыми выступают представители буржуазного класса. Его современник Уильям Мейкпис Теккерей (1811—1863) - роман «Ярмарка тщеславия»,  историческое произведение «История Генри Эсионда»,  В последней трети XIX в. мировую известность приобретает литература скандинавских стран, в частности, произвед. Ибсена, Бьернсона, Гамсуна.  

          Жизнь и творчество Оноре де Бальзака (1799-1850)             

Оноре Де Бальзак – французский писатель и один из лучших прозаиков.

20 мая 1799 года во Франции (город Тур) в простой семье родился ребенок, который впоследствии стал отцом реалистического романа. Отец Бернар Франсуа Бальсса имел юридическое образование, занимался бизнесом, перепродавая земли нищих и разорившихся дворян. Такое ведение дел приносило ему прибыль, поэтому Франсуа решил изменить родную фамилию, чтобы стать «ближе» к дворянству. В качестве «родственника» Бальсса выбрал писателя - Жана-Луи Гез де Бальзака. Мать Оноре, Анне-Шарлотте-Лауре Саламбье, имела аристократические корни и была на 30 лет младше мужа, обожала жизнь, веселье, свободу и мужчин. Любовные связи не скрывала от супруга. У Анны появился внебрачный ребенок, к которому она стала проявлять больше заботы, чем к будущему писателю. Уход за Оноре лежал на кормилице, а после мальчика отправили жить в пансионат. Детство романиста сложно назвать добрым и светлым, пережитые проблемы и стрессы позже проявились в работах. Родители пожелали, чтобы Бальзак получил профессию юриста, поэтому обучался их сын в Вандомском колледже с правовым уклоном. Учебное заведение славилось строгой дисциплиной, встречи с  близкими допускались только на рождественские каникулы. Мальчик редко придерживался местных правил, за что приобрел репутацию разбойника и разгильдяя.

В 12 лет Оноре де Бальзак написал первое детское произведение, над которым посмеялись одноклассники. Маленький писатель читал книги французских классиков, сочинял стихи, пьесы. К сожалению, его детские рукописи сохранить не удалось, школьные преподаватели запрещали ребенку литературно развиваться, а однажды на глазах Оноре было сожжено одно из его первых сочинений «Трактат о воле».

Трудности, связанные с общением среди сверстников, с учителями, недостаток внимания послужили появлению у мальчика заболеваний. В возрасте 14 лет семья забрала тяжело  больного подростка домой. Шансов на выздоровление не оставалось. В таком состоянии он провел несколько лет, но все же удалось выздороветь.

В 1816 году родители Бальзака переехали в Париж, и там молодой романист продолжил обучение в Школе права. Совместно с изучением науки Оноре устроился на работу клерком в нотариальную контору, но удовольствия от этого не получал. Литература манила Бальзака словно магнит, тогда отец решил поддержать сына в писательском направлении.

Франсуа пообещал ему финансирование в течение двух лет. За этот период Оноре должен доказать способность зарабатывать на любимом деле. До 1823 года Бальзак создал около 20 томов произведений, но большинство из них ожидал провал. Его первая трагедия «Кромвель» подверглась жесткой критике, а позже сам Бальзак называл молодое творчество ошибочным.

В первых работах Бальзак пытался следовать литературной моде, писал о любви, занимался издательской деятельностью, но неудачно (1825-1828 гг.). На последующие труды писателя повлияли книги В. Скотта, написанные в духе исторического романтизма.

 

Тогда (1820-1830 гг.) писатели использовали всего два основных жанра: 1.Романтизм личности, направленный на героические достижения, например книга «Робинзон Крузо».                                                                                     2.Жизнь и проблемы героя романа, связанные с его одиночеством.

Перечитывая произведения успешных писателей, Бальзак решил отойти от романа личности, найти нечто новое. «В главной роли» его произведений стало выступать не героическая личность, а общество в целом. В этом случае современное буржуазное общество его родного государства. Писатель отвернулся от утверждения В. Гюго, согласно которому "действительность в искусстве не есть действительность в жизни", и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». "
Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала  складываться «Человеческая комедия»  с её переходящими из романа в роман персонажами, со своим высшим светом – с маркизами д Эспар, виконтессой де Босеан, графами Ресто, герцогами де Гранлье, буржуа, представленных бароном Нюсинженом, банкиром Тайфером, папашей Горио, со своими провинциальными аристократами, а так же, такими талантливыми выходцами из  третьего сословия, как Бьяншон, Давид Сешар и Люсьен Шардон, хитрой мещанкой мадам Воке , героем каторги Вотреном и множеством других, которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Чтобы скрепить подобную панораму характеров, в центр повествования он ставит семью, и семейные отношения персонажей становятся отражением социальных отношений того времени.


 Идеей Бальзака было создание художественной философской истории Франции.

 Литературный цикл «Человеческая комедия» состоит из нескольких частей, включающих список различных сочинений:

1. «Этюды о нравах» (6 подразделов).

Философские эпизоды» (22 произведения).


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!