Понятие страха в философии и религии

Полную версию книги Вы можете найти на www.provlast.ru

Страх

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля:

СТРАХ м. страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия…

Философский энциклопедический словарь:

СТРАХ — в философии Хайдеггера состояние, в котором человеческое существование благодаря собственному бытию оказывается перед самим бытием. Причина страха — само бытие в мире. Страх обособляет человеческое существование и раскрывает его, таким образом, как возможное бытие, как свободное бытие, свободное в понимании самого себя и выборе самого себя. По Сартру, страх — это боязнь самого себя вследствие свободы недетерминированного характера, которую нельзя предвидеть.

Энциклопедический словарь медицинских терминов:

ФОБИЯ (phobia; греч. phobos страх, боязнь; син. страх навязчивый) — навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, движений, действий, поступков, ситуаций; содержанием Ф. может быть любое явление обыденной жизни.

Большая Советская Энциклопедия:

СТРАХ, 1) в психологии отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.). 2) Одно из основных понятий экзистенциализма. Было введено С. Кьеркегором, различавшим обычный «эмпирический» страх-боязнь (нем. Furcht), вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределённый, безотчётный страх-тоску (нем. Angst) — метафизический С., неизвестный животным, предметом которого является ничто и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом. У М. Хайдеггера С. открывает перед «экзистенцией» её последнюю возможность — смерть. У Ж. П. Сартра метафизический, экзистенциальный С. (angoisse) истолковывается как С. перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. 3) Ранний психоанализ, также различая рациональный С. перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный С., трактовал последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплощённых желаний. В современном неофрейдизме С. становится как бы всеобщим иррациональным состоянием, связанным с иррациональным характером современного буржуазного общества, и главным источником невроза.

Ряд теорий происхождения религии, восходящих к античности (Демокрит, Лукреций, в новое время — Д. Юм, П. Гольбах, Л. Фейербах и др.), рассматривают чувство С. как причину возникновения религиозных представлений и верований.

Базисная конструкция понятия «страх»

Страх есть обозначение состояния в ситуациях, в которых предсказания не работают. Возникновение страха характерно для ситуаций появления нового.

Но ситуация появления нового может привести к различным последствиям. Например, у человека может возникнуть любопытство, желание «ринуться в неизвестное». Поэтому должна присутствовать еще одна компонента – угроза. Но для появления угрозы должно наличествовать ее ожидание. Если же ожидания угрозы нет, то тогда ничего не страшно. Когда у человека есть ожидание угрозы, то он будет бояться даже собственной тени. И наоборот, если человек будет думать, что ему ничего не угрожает, то даже если что-нибудь случиться, то человеку страшно от этого не станет. Можно отметить, что угроза практически всегда заданна внешне.

Отметим, что люди боятся не угрозы. Страх появляется не только вследствие наличия угрозы – ля него нужно наличие остальных компонентов, неразрывно связанных со страхом. В этом плане угроза лишь необходима для появления данного состояния, но она не является ее определяющей причиной. Так, можно отметить, что в состоянии «страха перед властью» боятся именно власти, а не внешней угрозы.

Проанализируем появление угрозы. Во-первых, угроза связана с некоторыми культурно-заданными ситуациями: фиксируются типовые ситуации, которые затем транслируются. Например, понятно, что темный переулок всегда ассоциируется с возможностью пребывания там бандитов или другой опасности. Во-вторых, угроза связана с пережитыми ситуациями различного рода (или самим человеком, или, что чаще, его близкими и членами референтной группы).

Что же касается схематизма сознания, который вызывает страх, то сначала выявим ситуации, когда страх возникает и когда он пропадает.

Страх часто возникает перед величественным, перед тем, с чем не можешь справиться. Конструкции, которые в коммуникации обозначают наличие угрозы, непреодолимости и недоступности, собственно и фиксируют состояние страха. Таким образом, это прямым образом ориентирующее понятие.

Страх есть способ фиксации состояний1. Этот способ приобретается людьми через культуру и различного рода социальные взаимодействия. Он необходим для того, чтобы люди могли говорить о своих состояниях с другими. (Ведь внутренние состояния других людей определить сложно, да и разобраться в них является проблемой, а в коммуникации их достаточно просто обозначить).

Как преодолевается страх?

Например, превратив ужасное, неодолимое и недоступное в предмет игры. Так, согласно Бахтину, ужас перед властью снимался в карнавалах, своего рода игровых представлениях, за счет выдвижения шутового короля, короля на один день2. И власть смирялась с этим, поскольку понимала, что без этого нельзя. Короля выбирали самого уродливого, носили по улицам, оскорбляли его. За счет этого осуществлялось переворачивание жизни в игру. Этим снимался всеобъемлющий страх.

Кроме того, можно ввести специальное объяснение, снимающее неизвестность. За счет уяснения, быть может, фальшивого, ликвидируется потусторонность. А вследствие этого ликвидируется и угроза, переводя неизвестное, непонятное в знакомое, близкое и т.д.

Итак, состояние страха связано с тем, что человек не знает, чем ситуация закончится. Но это может вызывать и интерес, и любопытство, и азарт. Страх возникает, когда человек теряет регулярность и при этом у него имеется ожидание угрозы. Это отчасти обусловлено как раз именно тем, что человек, попадая в состояние страха, не может выстроить действий, которые бы восстановили эту регулярность.

Понятие страха в философии и религии

Понятие страха в философию было введено Кьеркегором. Он различал два вида страха: первый – страх эмпирический, то есть страх перед конкретным предметом, второй страх безотчетный, неопределенный, предмет страха которого – ничто. Человек конечен и знает об этом, тут у него и возникает страх, страх перед непознаваемым. Кьеркегор в этом плане признается предтечей экзистенционалистов. Такого рода страх схож с хайдеггеровским «ужасом».

В принципе, во многих религиях страх и ужас обсуждались очень активно и даже культивировались. И страх (кьеркегоровский Angst) схож с ужасом перед божественным.

Если со страхом первого вида, перед конкретным предметом, человек может в принципе справиться, то с ужасом, со страхом второго вида человек справиться не может в силу его запредельности. Столкновение человека с ужасом приводит к полному параличу и оцепенению. Если страх (первый тип) – это один из аффектов, то ужас – это одно из состояний, связанное с внешними непреодолимыми силами и состояниями. Как правило, со священным.

Активное обсуждение понятия «страх» у Кьеркегора, видимо, было обусловлено проблемой возникновения и восстановления индивидуальной жизни в тихой Северной Европе, в обстановке хорошо организованного порядка (мыслителей Северной Европы обычно отличает мощный анализ именно индивидуального сознания). В этом плане Кьеркегору страх нужен для того, чтобы описать возвращение человека к его границам,

Это похоже на то, как Спиноза обсуждал восстановление понимания границ и условностей человеческого сознания. Если человек в страхе, то он, испытывая это состояние, может эту границу обнаружить. «Безграничный» же человек думает, что жизнь настолько хороша, настолько налажена, что ничего не может случиться.

Кьеркегоровские страх и трепет отличны друг от друга. Трепет – есть трепет перед Богом. Страх же требует непонимания, в данном случае Бога и его возможных действий. Страх – это состояние человека, связное с неизвестностью, угрозой, ответ на которую неясен.

Страх (Страх Божий) присутствует и в различных религиях. Но в христианской традиции Страх Божий преобразуется в любовь (это было культурным новшеством, до того страха и ужаса считалось достаточным для осознания величия Бога). Любовь же есть всегда единение, соединение, включение в нечто общее. Поэтому страх – есть страх не соединиться с Богом.

Страх и власть

Всегда, когда мы начинаем говорить про государство и власть, возникает тема страха. Власть боятся. Собственно, понятие страха и должно ответить на вопрос, чего же именно боятся люди, имея дело с властью.

Власть практически неразрывно связана со страхом и ужасом. Она должна вызывать эти переживания – ужас перед своим величием по отношению к отдельному человеку, а страх – относительно неясности возможностей. Таким образом, власть может в принципе подвергнуть человека какому-то наказанию или испытанию, но где, когда и как это произойдет, неизвестно.

Власть осуществляется неумолимо и неизъяснимо, и «вычислить» ее невозможно. Поэтому и возникает иррациональный страх (лучше всего это показано у Кафки в романах «Процесс» и «Замок», где человек попадает в ситуацию, когда он не может вычислить весь бюрократический механизм).

Страх связан с неизвестностью и с непреодолимостью решений власти с точки зрения отдельного человека. Противостоять власти невозможно. В этом плане у людей возникает понимание того, что они ничего не могут сделать с уже установившейся властью. Однако есть редкие моменты смены власти, и в этих событиях людям обязательно нужно участвовать, поскольку они создают эффект (или иллюзию) соразмерности власти усилиям отдельных людей. Кроме того, участвуя в становлении власти, люди стремятся построить такую власть, которая была бы построена на известных им принципах, была бы «своя». Им необходима та власть, в которой они были как-нибудь защищены.

Но когда власть устанавливается, она становится такой же непреодолимой и неизвестной, как и любая другая власть (этот процесс хорошо виден на становлении власти в СССР в 1920–1930-е гг.) Здесь снова возникает страх перед непреодолимостью и непредсказуемостью власти.

Страх есть один из механизмов власти, реально проявляющий ее трансцендентный характер. С другой стороны страх есть эффект власти. В этом плане Макиавелли сумел показать, как этим механизмом можно осмысленно пользоваться.

1 Мамардашвили М.К. «Психологическая топология Пути.» – Спб., 1997

2 Бахтин М.М. – Творчество Франсуа Рабле и народная кульстура средневековья и ренессанса. — 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!