Составление тезисов доклада на научно-практическую конференцию по теме исследования.

Министерство просвещения Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

Факультет художественного образования

Кафедра художественного образования

 

ОТЧЕТ

ПО ПРАКТИКЕ « НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА»

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль «Музыкально-компьютерные технологии»

 

                                                               Исполнитель: Палецких Н.А.,

                                                               студент(ка) группы Нт-301 МКТ

                                                               заочной формы обучения ФХО

                                                                   

                                                               Руководитель: Садриева А. Н.,

                                                              доцент кафедры ХО, канд. культ-и

                

 

Нижний Тагил

2021

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Министерство просвещения Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

 

ЗАДАНИЕ

Для прохождения практики «Научно-исследовательская работа»

 

 

Студенту(тке) 3 курса

 __________________Палецких Николаю Андреевичу____________________________

                                                       (Фамилия, имя, отчество студента)

Направление 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыкально-компьютерные технологии»

 

Перечень заданий, обязательных к выполнению

№ п/п Содержание задания Объем в часах
1. Выбор темы будущего научно-педагогического исследования.  
2. Поиск научной литературы по проблеме исследования в научной библиотеке НТГСПИ, в электронно-библиотечной системе Лань, IPR BOOKS, ibooks.ru, Юрайт.  
3. Составление списка литературы по теме исследования.  
4. Изучение литературы по теме исследования.  
5. Анализ научной статьи по предложенной схеме.  
6. Составление тезисов доклада на научно-практическую конференцию по теме исследования.  
7. Оформление отчета по практике, заполнение дневника практики.  

 

 

Задание получил: ____________________ / Палецких Николай Андреевич__________

                                       (подпись студента)    (фамилия И. О. студента)         (дата)

 

Руководитель ______________________ / ____________________ _________________

                                                         (подпись)                           (Фамилия И. О.)              (дата)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Аттестационный лист

по ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

 «Научно-исследовательская работа»  
Студента  Палецких Николая Андреевича___________________________________,                                                             Фамилия И.О. студента обучающегося на 3 курсе факультета художественного образования по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыкально-компьютерные технологии», прошедшего производственную практику «Научно-исследовательская работа».

       За время прохождения практики у обучающегося были сформированы компетенции (элементы компетенций).

 

Код и формулировка компетенций Показатели оценки результата Оценка в баллах
1 УК1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач Знает основные источники и методы поиска информации, необходимой для решения поставленных задач Умеет осуществлять поиск информации для решения поставленных задач, применять методы критического анализа и синтеза информации Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки; отличает факты от мнений, интерпретаций и оценок; применяет методы системного подхода для решения поставленных задач
2 ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний Знает историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательного процесса, роль и место образования в жизни человека и общества Умеет использовать современные научные знания психолого-педагогического и предметного (профильного) содержания для организации учебной и внеучебной деятельности в системе основного и дополнительного образования детей Подготовлен к применению специальных научных знаний для осуществления педагогической деятельности (проектной, учебно-исследовательской, игровой, художественно-эстетической, физкультурной, досуговой и др.) с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

0 баллов – признак не проявлен,

1 балл – признак проявлен частично,

2 балла – признак проявлен в полном объеме.

Руководитель практики от организации ______________ ____________ _________

                                                                                                               Ф.И.О.   должность подпись

Руководитель практики от НТГСПИ _______________ ____________ __________

                                                                                                            Ф.И.О.                       должность подпись

 

С результатами прохождения практики ознакомлен _________________ ________

                                                                                                                          Ф. И. О. обучающегося подпись

«_____» _______________202.. г.

 

1. Тема: Работа звукорежиссера в процессе подготовки и проведения концертных мероприятий во дворце культуры

 

Список литературы

Электронный каталог НТГСПИ:

1. Алдошина, Ирина Аркадьевна. Музыкальная акустика [Текст]: учебник для вузов / Ирина Алдошина, Рой Приттс. - Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2006. - 719 с.

2. Гельмгольц, Герман Людвиг Фердинанд. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки [Текст] = Die Lehre von den tonempfindungen als physiologische Grundlage fur die Theorie der Music / Г. Гельмгольц ; перевод с 3-го нем. изд. М. О. Петухова. - Изд. 2-е. - Москва: УРСС: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2011. - VIII, 584 с.

3. Динов, Виктор Григорьевич. Звуковая картина [Текст]: Записки о звукорежиссуре: учебное пособие / В. Г. Динов. - Изд. 3-е, стер. - Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2012. - 486, [1] с.

4. Майкапар, Самуил Моисеевич. Музыкальный слух [Текст]: его значение, природа, особенности и метод правильного развития: с рис. и нот. примерами в тексте / С. М. Майкапар ; [вступ. ст. А. Е. Майкапара]. - 3-е изд., испр. и доп. - Челябинск: Music Production International (MPI), 2005. - 254 с.

5. Риман, Гуго. Акустика с точки зрения музыкальной науки [Текст] = Katechismus der Akustik / Г. Риман; пер. с нем. Н. Д. Кашкина. - Изд. 2-е, [репр. воспр. изд. 1898 г.]. - Москва: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012. - 145 с.

 

Электронно-библиотечные системы на сайте НТГСПИ:

1. Андерсен, А. В. Современные музыкально-компьютерные технологии: учебное пособие / А. В. Андерсен, Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова. — 4-е, стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2021. — 224 с.

2. Бунькова, А. Б. Основы создания музыки на ПК: учебное пособие / А. Б. Бунькова, Д. А. Царев. — Екатеринбург: УрГПУ, 2015. — 172 с.

3. Васенина, С. А. Музыкальная звукорежиссура. Моделирование пространства фонограммы: монография / С. А. Васенина. — Нижний Новгород: ННГК им. М.И. Глинки, 2016. — 112 с.

4. Грищенко, В. И. Секреты создания музыки в Reason 5: руководство / В. И. Грищенко, В. И. Козлин. — Москва: ДМК Пресс, 2013. — 158 с.

5. Девятова, О. Л. Композитор в системе культуры: учебное пособие / О. Л. Девятова. — Екатеринбург: УрФУ, 2012. — 184 с.

6. Имамов, Р. Р. Музыкальное самообразование взрослых на основе музыкально-компьютерных технологий: учебно-методическое пособие / Р. Р. Имамов, И. Р. Левина. — Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2019. — 44 с.

7. Лисовой, В. И. История музыки и современная музыкальная культура. Мексика и Центральная Америка: учебное пособие для вузов / В. И. Лисовой; под научной редакцией А. С. Алпатовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 167 с.

8. Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики: сборник / составители А. В. Крылова; под редакцией А. Я. Селицкий. — Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2012. — 283 с.

9. Рахманова, Н. Н. Требования по профессиональным дисциплинам по специальности «Музыкальная звукорежиссура»: учебное пособие / Н. Н. Рахманова. — Нижний Новгород: ННГК им. М.И. Глинки, 2015. — 64 с.

10. Севашко, А. В. Звукорежиссура и запись фонограмм: учебное пособие / А. В. Севашко. — Москва: ДМК Пресс, 2015. — 432 с.

 

Сетевой электронный научный журнал "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА" на сайте ИХОиК РАО:

1. Красильников Игорь Михайлович

Какие компьютерные программы нужны для приобщения детей и подростков к музыкальному творчеству? // Педагогика искусства. – №1, 2014

2. Красильников Игорь Михайлович

Концепция электронного музыкального творчества как вида учебно-художественной деятельности // Педагогика искусства. – №2, 2015

3. Красильников Игорь Михайлович

Формирование культурной компетенции школьников в процессе электронного музицирования // Педагогика искусства. – №3, 2021

4. Пирязева Елена Николаевна

Особенности музыкального развития школьников в процессе освоения и применения навыков звукорежиссуры в творческой деятельности // Педагогика искусства. – №4, 2018

5. Цыпин Геннадий Моисеевич

Электронные технологии в теории и практике преподавания музыки // Педагогика искусства. – №4, 2017

 

3. Методологический анализ научной статьи:

1). «Электронные технологии в теории и практике преподавания музыки» автор д.п.н. Цыпин Геннадий Моисеевич – №4, 2017

В данной статье указано следующее:

В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью и значением электронных технологий в преподавании музыкальных дисциплин. Указывается, что компьютеризация обучения многое изменила как в содержании и структуре учебно-образовательного процесса, так и в самом мышлении человека. Отмечается, что электронные технологии, в частности, непосредственное общение с компьютером, заметно влияют на направленность и организацию познавательной деятельности обучающихся. В ходе работы с компьютером отсутствует непосредственный межличностный контакт учащегося с педагогом, отсутствует духовное воздействие старшего коллеги на своего воспитанника, что в определённой степени обедняет учебно-образовательный процесс. Единственное решение указанной проблемы заключается в гармоничном сочетании различных видов и форм обучения. Специальное внимание в статье уделяется электронным музыкальным инструментам. Указывается, что по ряду своих выразительно-технических показателей этот инструментарий уступает традиционным музыкальным инструментам (в частности, фортепиано и некоторым другим).

Сегодня содержание, форму и организацию обучения в ряде случаев определяет не только учитель и та документация, которой он руководствуется. Заметную роль в этом может играть непосредственное общение учащегося с компьютером. И чем более эрудирован этот учащийся, чем более самостоятелен в своей деятельности, тем более реальны роль и значение компьютерной составляющей.

Следовательно необходимо учитывать, что при всем многообразии и доступности информации, существует и негативная сторона компьютерных технологий. При работе с компьютером отсутствует непосредственный, межличностный контакт учителя с учеником. Отсутствуют, тем самым, условия для живого обмена суждениями и мнениями, для диалога, который инициирует мышления ученика, формирует технику речи, умение говорить. И, что принципиально важно, помогает ученику определиться в собственных взглядах и мнениях, утвердиться в них в ходе диалога.

Опыт свидетельствует, что у людей, увлекающихся компьютерными процедурами, в голове, как правило, много лишней, бесполезной информации, не имеющей ценностного содержания и, в то же время, затрудняющей мыслительные операции.

Основная задача педагога – духовное развитие учащегося. Решается эта задача (или, во всяком случае, имеет шансы на решение) в ходе личных контактов с духовно богатой творческой личностью. Никакая самая умная машина не заменит тут человека в силу того обстоятельства, что любая машина, даже самая совершенная, была и будет машиной.

Одна из специфических особенностей обращения к компьютеру состоит в том, что здесь приходится сталкиваться с изрядным количеством так называемого «информационного мусора». Но, с другой стороны, она приносит и определённую пользу, поскольку дисциплинирует мышления пользователя, формирует логику интеллектуальных действий, развивает умение связывать в единое целое разрозненные детали и частности. Принципиально важна при этом способность выявлять в компьютерных материалах их основные, ключевые идеи, их внутренние смыслы. И лишь затем уже организовывать эти материалы в единое, системное целое, в логично выстроенные структуры.

В любом случае ориентироваться в компьютерных технологиях необходимо учителю, на какой бы ступени музыкально-образовательной иерархии он ни находился.

Особо следует сказать в рамках затронутой проблематики об электронных музыкальных инструментах. Цифровые электронные музыкальные инструменты обладают огромным выразительным потенциалом. Профессионалу это сулит открытие новых художественных миров, любителю – быстроту и эффективность приобщения к музицированию, педагогу – востребованность в условиях складывающегося рынка образовательных услуг. И, главное – всем пользователям эти инструменты способы подарить радость приобщения к новой увлекательной форме музыкального творчества

Из минусов же следует отметить, что звуковые и тембровые ресурсы у них ограничены; возможности исполнительской нюансировки тоже не слишком велики. Конечно же, арсенал выразительно-изобразительных средств у большинства традиционных музыкальных инструментов значительно богаче и разнообразнее.

С другой стороны, есть у них и определённые преимущества. Сам процесс овладения умениями и навыками игры на этих инструментах значительно упрощается – и это позволяет увеличить контингент обучающихся музыке. Возможен даже процесс сочинения музыкальных пьес, что доступно практически каждому желающему. А поскольку сочинение, как правило, увлекает детей и подростков, это, конечно же, используется на музыкальных занятиях.

Таблицы, графики, количественные данные не представлены, статистический анализ не проводился.

Гипотеза в данном научном исследовании не сформулирована.

Факты свидетельствуют, что электронные технологии стремительно внедряются во многие сферы жизни, включая и образование. И эта тенденция не только не ослабевает со временем, но, напротив, усиливается. В большинстве зарубежных стран образовательные процессы сегодня всецело ориентированы на использование разного рода электронных устройств. Движется в этом направлении и российская система образования, не исключая и того её сектора, который непосредственно связан с музыкальным искусством. И если ещё десять-пятнадцать лет назад можно было встретить молодых людей, испытывавших трудности в работе с компьютером, то сегодня таких людей, пожалуй, чаще можно встретить среди учителей, нежели учеников. Надо полагать, в недалёком будущем их не останется ни среди первых, ни среди вторых.

 

 

2). «Какие компьютерные программы нужны для приобщения детей и подростков к музыкальному творчеству?» автор д.п.н. Красильников Игорь Михайлович – №1, 2014

В данной статье указано следующее:

В статье рассматриваются основные модели взаимодействия музыканта-пользователя электронного инструментария и программиста, создателя этого инструментария, что предопределяет спецификацию необходимых для учебной деятельности музыкально-компьютерных программ: конструкторов, автоаранжировщиков, МIDI-секвенсеров, виртуальных синтезаторов, аудиоредакторов, нотных редакторов; даются рекомендации по построению интерфейса данных программ.

Всего можно выделить четыре основные модели взаимодействия музыканта-пользователя электронного инструментария и программиста, создателя этого инструментария, которые предопределяют спецификацию необходимых для учебной деятельности музыкально-компьютерных программ.

1. Пользователь опирается на созданные программистом фактурные «полуфабрикаты» синтаксического масштабно-временного уровня, составляя из них некую мозаику, фигурку, подобную той, которую можно собрать из деталей детского конструктора.

2. Пользователь использует в собственной деятельности шаблоны рисунков сопровождения мелодии.

3. Пользователь берет на себя всю работу по созданию музыкальной фактуры, опираясь на пресетные тембры.

4. Пользователь создает композицию на основе собственноручно созданных музыкальных звуков.

Отсюда следует, что существует обратная зависимость между вкладом пользователя и программиста в создании музыкального целого и последовательность вышеприведенных моделей выстроена в соответствии с принципом возрастания роли пользователя в данном взаимодействии – важнейшим принципом предлагаемой методики. Так, стоящие перед пользователем учебные задачи поначалу могут быть связаны с составлением композиции из готовых фактурных шаблонов, затем – с подбором паттернов сопровождения мелодии, ее гармонизацией и инструментовкой, затем – с построением фактуры во всей ее полноте «с нуля» на основе тембровых заготовок и, наконец, с созданием самих этих заготовок.

Увеличение роли пользователя при переходе на более высокие ступеньки сложности выполняемых учебных задач в данной методике связано с усложнением звукового материала, которым он оперирует. Соответственно, возрастает сложность всех составляющих электронного музыкального творчества: композиторской, исполнительской, звукорежиссерской деятельности и деятельности по звуковому синтезу.

Это в конечном счете предопределяет и глубину, и разнообразие развивающихся музыкальных способностей. Интерес же к данному виду творчества обусловливается яркостью, наполненностью звучания создаваемого продукта, что доступно любому пользователю компьютера вне зависимости от уровня музыкально-творческих задач, которые он способен решать, а также – перспективой творческого совершенствования, открытой благодаря интерактивной среде для музыкантов любого класса – как любителей, так и профессионалов.

 

Составление тезисов доклада на научно-практическую конференцию по теме исследования.

Глобальные изменения в жизни современного общества предъявляют все возрастающие требования к качествам личности, ярко проявляющей себя в нестандартных условиях, готовой гибко применить имеющиеся знания в непредвиденных обстоятельствах. Подобные общественные преобразования требуют построения нового поля образовательной деятельности, где значительный акцент приходится на воспитание у обучающихся творческих способностей, позволяющих созидать, преобразовывая окружающий мир.

Под музыкальным развитием ученые понимают развитие «эмоциональной отзывчивости на музыку», обеспечение «внутренней эмоциональной связи между человеком и музыкальным искусством», музыкальное восприятие, как осознание целостного художественного образа, музыкально-репродуктивные и музыкально-творческие комплексы.

Таким образом, под музыкальным развитием мы будем понимать воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального восприятия, способности звукорежиссерскими методами воспроизводить существующие музыкальные образы, создавать новые творческие продукты и интерпретации.

Успешность музыкального развития обусловлена выполнением школьниками творческих заданий, когда дети создают собственные продукты на основе полученных знаний, присваивая себе достижения мирового искусства [№4, 2018].

Компьютер и различные технологии, связанные с ним, прочно утвердились в современной системе образования, включая и те его аспекты, которые имеют отношение к искусству (в том числе и музыке). Надо ясно понять в связи со сказанным, что компьютер не просто вошёл и занял прочное место в нашем повседневном учебном обиходе. Он многое изменил в самом мышлении людей в процессах их мыслительной деятельности. Естественно, это не могло не отразиться на педагогике, на её традиционных формах и методах учебно-образовательной практики. Специалистами констатируется, что отличительной особенностью последнего времени стало не столько возникновение новых педагогических профессий, «сколько изменение «границ» старых, связанное с новым задачами деятельности, новыми технологиями и методами работы, новыми требованиями к результатам и оценке эффективности» [№4, 2017].

Электронное музыкальное творчество сегодня активно развивается в отечественной системе художественного образования. В учебный процесс ДМШ, ДШИ и других учреждений дополнительного образования успешно введен курс новых учебных дисциплин: «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки»; во многих российских городах проводятся курсы и мастер-классы, посвященные подготовке преподавателей этих дисциплин, а также многочисленные фестивали и конкурсы творчества детей и юношества в данной сфере. По заказу Национального Фонда подготовки кадров разработан учебно-методический комплекс «Электронное музыкальное творчество» для V-IX классов общеобразовательных школ; журнал «Музыка и электроника» осуществляет методическую поддержку нового педагогического направления.

Методическая и учебная деятельность уже приносит свои плоды. Значительно увеличилось количество учащихся, вовлеченных в активные формы продуктивного музыкального творчества, повысилась сложность задач, выполнение которых доступно, и тем самым более эффективно развиваются музыкальные способности и музыкальная культура школьников в целом.

Решение данных педагогических задач осуществляется на основе концепции электронного музыкального творчества как учебно-художественной деятельности. Эта концепция раскрывается через взаимодействие теоретической и методической моделей данной деятельности. [№2, 2015].

Электронное музыкальное творчество как вид учебной деятельности имеет ряд серьезных преимуществ по сравнению с исполнительской деятельностью на механических инструментах. Работа с микроструктурой звука на основе этих инструментов открывает перспективу значительного обогащения образного строя продуктов художественного творчества школьников. Расширение фронта музыкальной деятельности – включение в нее аранжировки, предполагающей обращение к элементам композиции, звукорежиссуры, звукового синтеза – позволяет преодолеть узкоисполнительскую направленность обучения и способствует гармонизации развития музыкальных способностей школьников. А компьютерная интерактивность делает данную деятельность доступной и интересной самому широкому контингенту учащихся – от малышей, которые при минимальных знаниях и практическом опыте в своей игре могут достигнуть яркого, многопланового музыкального звучания, до продвинутых пользователей, которым данный инструментарий позволяет совершать художественные открытия [№1, 2014].

Музыкальное образование с появлением цифрового инструментария вступило в новый этап своего развития. Благодаря богатым художественным возможностям (высокому качеству звучания, многотембровости, звуковому синтезу и обработке) и интерактивной природе, упрощающей управление этими ресурсами, клавишный синтезатор получил широкое распространение в музыкальном быту и дополнительном образовании. Появилась реальная перспектива приобщения всех детей и подростков к музицированию. И чем больше этот инструмент завоевывает сторонников среди педагогов и их учеников, тем большую критику вызывает среди адептов традиционного подхода к музыкальному обучению.

Отсутствие у учеников дома акустического инструмента, кстати, стало неприятным сюрпризом для многих преподавателей-пианистов при проведении дистанционных занятий во время эпидемии. В самом деле, очевидно, что обучение по инструменту, к которому у ученика нет доступа при выполнении домашних заданий, малоэффективно. И для ставшего традиционным в последнюю сотню лет массового обучения детей по классу фортепиано вырисовывается туманная перспектива – эта учебная ниша постепенно переходит к электронному клавишному инструменту.

Особая ценность электронного музицирования школьников состоит в том, что этот воспитательный процесс окрашен яркими эмоциональными переживаниями, связанными с эстетическим восприятием музыкальных проявлений своего и других народов. Такое эмоциональное подкрепление формирования культурной компетенции делает данный процесс эффективным, а его результаты прочными [№3, 2021].

Таким образом, мы видим, что компьютер – инструмент многопрофильный. Необыкновенная притягательность компьютера состоит в том, что работа с ним толкает к творческим поискам, бесконечно полезна для развития мышления, способности анализировать и обобщать, формулировать и компоновать, искать целесообразные решения.

Сейчас компьютерная грамотность необходима во всех областях деятельности человека. И музыкант не может быть технологически безграмотным. Ведь совершенно очевидно, что дальнейший путь музыкального искусства, так же как и вся его история, связан с постепенным обновлением инструментария. И музыкальная педагогика не может стоять в стороне от этого процесса. Какими бы сложными ни показались организационные проблемы по осуществлению компьютерной музыкальной педагогики, успех и целесообразность применения музыкально-компьютерных технологий в музыкальной педагогике сегодня ни у кого не вызывает сомнений, поскольку позволяет значительно расширить горизонты творчества, поднять на качественно новый уровень художественную культуру нашего общества.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 1411; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!