Соотношение объема и содержания понятия

III ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

ПОНЯТИЕ

Сущность понятия

Схема формирования понятий в мышлении

 

 

 

Мышление человека развивается на основе таких форм психической деятельности, как ощущение, восприятие и представление, но для своего осуществления оно требует более сложной формы, каковой является понятие. Являясь образами внешнего мира в нашем сознании, восприятия и представления дают нам необходимый для мышления материал. При помощи восприятий и представлений мы познаём окружающую нас действительность. Но это только начальный этап процесса познания. Познание поднимается на высшую ступень вследствие того, что в результате обобщения массы воспринимаемых и представляемых предметов, событий, явлений, фактов в нашем сознании образуются понятия. Мышление происходит при помощи понятий, которые таким образом являются основной формой мышления, и оперируя понятиями позволяет нам познавать такие свойства, качества предметов, явлений, которые нельзя непосредственно воспринять, нельзя ни видеть, ни слышать.

Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных качеств предметов в результате непосредственного воздействия внешнего мира на наши органы чувств.

Восприятие — это отражение в сознании человека самих предметов и их совокупностей как целого в результате непосредственного воздействия внешнего мира на наши органы чувств.

Представление — это наглядный образ отдельного предмета или множества сходных предметов в нашем сознании в данный момент нами не воспринимаемого, а сохранившийся в результате восприятия, либо полученный как результат переработки ранее воспринятых образов.

Представления, являющиеся обобщенным наглядным образом множества сходных предметов, называются общими представлениями.

 

Понятие - форма мышления, отражающая общие и существенные признаки предметов, явлений объективной действительности.

Понятие в отличие от восприятия и представления отражает и фиксирует лишь существенные признаки, выделяемые в предметах и явлениях нашей мыслью, несущественные же признаки предметов и явлений в их понятие не входят. Поэтому понятие лишено той наглядности, которая свойственна восприятию и представлению, и не является чувственно воспринимаемым образом. Понятие, как уже сказано выше, включает не все признаки предмета, а только существенные; в представлении же наряду с существенными признаками имеются и несущественные. Вместе с тем некоторые существенные признаки могут и не быть даны в представлении, так как они познаются только мысленно.

Понятиеотвлекается от индивидуальных признаков отдельных восприятий и представлений и является результатом обобщения восприятий и представлений неопределённо большого количества однородных явлений и предметов.

Мы можем отвлечься от особенностей, от индивидуальных признаков отдельных предметов и выделить только то, что является существенным для всякого предмета данного рода. Тогда у нас создаётся общее понятие о предмете — не этого, не того, не другого, а всех предметов данного рода вообще. В понятии отсутствуют различные индивидуальные качества отдельных предметов и выделяется только то, что есть общего и существенного у всех предметов данного рода.

 

Логические способы образования понятий

Понятия образуются путём таких логических - приёмов, как анализ и синтез, абстракция и обобщение.

Путём анализа мы различаем в сходных предметах отдельные признаки и путём абстракции выделяем признаки существенные, отвлекаясь от несущественных признаков. Путём синтеза мы соединяем существенные признаки и путём обобщения распространяем полученный комплекс существенных признаков на все предметы данного рода.

1. Анализ — это мысленное расчленение объекта мысли на его элементы, выделение тех или иных его признаков и рассматривание их в отдельности.

Каждый предмет дан нам в восприятии со множеством всяческих его признаков, и при его изучении мы мысленно разграничиваем все эти признаки, отделяем их друг от друга и рассматриваем их в отдельности. Восприятие всего предмета в целом даёт нам общее впечатление о предмете, представление о нём, но не даёт нам действительного знания этого предмета. Для того чтобы познать предмет, необходимо мысленно разложить его на отдельные составные части и каждую рассмотреть, изучить отдельно. Тем более это необходимо при изучении группы однородных предметов и явлений, сходных между собой в одних признаках и различающихся в других. Для того чтобы создать понятие об этих предметах, мы мысленно расчленяем эти предметы, различаем в них отдельные признаки.

Любой предмет имеет бесконечное число признаков, все их изучить невозможно, да и нет к тому надобности: нам важно изучить не все признаки предмета, а только те, которые имеют значение, которые являются существенными в научном или практическом отношении, остальные же признаки мы можем оставить в стороне как несущественные, не имеющие значения. Это достигается логическим приёмом, который называется абстракцией.

2. Абстракция — это мысленное выделение, мысленное извлечение из явления или предмета его отдельных, существенных признаков и оставление всех остальных признаков без рассмотрения.

Абстракция — значит отвлечение. Из выделенных в предметах и явлениях их признаков мы выбираем отдельные, существенные признаки, которые и объединяем в понятии, и от остальных абстрагируемся, отвлекаемся, оставляем их в стороне как несущественные для понятия о данных предметах.

Абстракция связана с анализом и представляет собой его продолжение. Для того чтобы абстрагироваться, т. е. отвлечься от определённых признаков данного предмета, надо разделить, разложить объект мысли на его признаки, т. е. произвести анализ, и на одни признаки обратить внимание, от других отвлечься (абстрагироваться).

Анализ даёт нам знание отдельных элементов, отдельных сторон, отдельных признаков изучаемого объекта, но не даёт нам целостного знания, т. е. знания объекта в целом. Для получения такого знания необходим синтез.

3. Синтез — это мысленное соединение составных частей предмета или явления в одно целое, рассмотрение этого предмета или явления как некоторого единства.

Существенные признаки понятия, выделенные путём анализа и абстракции, соединяются, связываются вместе, с тем чтобы о данном предмете или группе предметов у нас получилось целостное понятие, охватывающее данные объекты мысли.

Но мы можем изучить только отдельные предметы, явления, факты, события. Понятие же охватывает не только их, но все предметы данного рода, каждый из которых изучить нет возможности. Распространение признаков изученных предметов на все предметы того же рода достигается путём обобщения.

4. Обобщение — это мысленный переход от признаков отдельных, единичных предметов к признакам, принадлежащим целым группам этих предметов.

Мы обнаруживаем у всех изученных предметов общие свойства, признаки, на основании чего мы делаем обобщение, отмечая, что всем предметам данного вида присущи эти признаки. Обнаруженные у изученных нами предметов существенные признаки мы рассматриваем как признаки всех предметов данного рода, т. е. всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

 

Признаки понятий

Признаком называется всё то, в чём предметы мысли сходны друг с другом или в чём они различаются.

В самом общем виде признаки предметов могут быть сведены к свойствам (большой, малый, белый, чёрный, хороший, плохой, мягкий, жёсткий, дышащий лёгкими, обладающий сильной волей и т. п.), состояниям (стоит, лежит, движется, живёт, умирает, растёт и т. п.), действиям (работает, читает, учит, выполняет свои обязанности и т. д.) и результатам действий (добился успеха, принёс пользу и т. д.) и т. п. Все предметы, явления, события, вообще все объекты нашей мысли имеют бесконечное количество признаков. Но наша мысль из этого бесконечного количества признаков предметов выделяет некоторые, являющиеся в каком-либо отношении существенными, и именно эти существенные признаки предметов и выражаются в различных понятиях.

Существенными признаками называются те признаки, которые необходимо принадлежат предметам определённого рода и отличают их от предметов других родов. Существенные признаки характеризуют соответствующие предметы и дают возможность их познать.

Несущественными признаками называются те признаки, которые хотя и имеются у тех или иных предметов данного рода, но не характеризуют их, не дают возможности познать эти предметы и отличить их от предметов других родов.

Несущественные признаки делятся на два вида: собственные признаки и несобственные или случайные признаки.

Собственными называются такие признаки, которые принадлежат всем предметам данного рода и вытекают из существенных признаков, но сами ими не являются. (Наличие у всех людей двух глаз)

Случайные (несобственные) признаки — это те признаки, которые могут принадлежать данным предметам, а могут и не принадлежать им. (Различный цвет глаз у людей)

Понятие выражает только существенные признаки охватываемых им предметов. Но у одних и тех же предметов одни признаки могут быть существенными в одном отношении, а другие — в другом отношении. Поэтому одни и те же предметы могут находить своё выражение в различных понятиях, из которых одни отражают одни признаки этих предметов, а другие — другие их признаки. (Физическое и химическое понятие воды)

Признаки понятия — это те существенные в каком-либо отношении признаки охватываемых понятием предметов, которые в этом понятии отражаются.

 

Виды понятий

1. Единичные понятия и общие понятия.

Единичным (индивидуальным) понятием называется понятие, которое относится к одному какому-либо определённому предмету, отдельному явлению, событию.

Индивидуальные понятия неразрывно связаны с соответствующими представлениями, и отделить их друг от друга можно лишь мысленно. Единичное понятие очень близко к представлению, потому что представление также относится к какому-нибудь единичному факту, одному явлению. Но говоря о единичном понятии, мы имеем в виду только существенные признаки данного явления, а не просто его наглядный образ.

Общее понятие — это понятие, которое охватывает группу (класс) однородных явлений, предметов, вещей.

Общее понятие охватывает неопределённое число однородных предметов в том смысле, что любой предмет, который обладает признаками данного понятия, подойдёт под него.

Кроме того, есть общие понятия, относительно которых можно точно указать все отдельные предметы, к которым они относятся, точно перечислить, подсчитать их. Такие общие понятия в логике называются регистрирующими общими понятиями, так как они отмечают в обобщённой форме определённое число однородных предметов. Отличие таких регистрирующих общих понятий от общих понятий фактическое, а не логическое. Если образуется новое явление, соответствующее признакам регистрирующего понятия, то оно будет также входить в это понятие. Так что и в этих случаях общее понятие может быть приложимо к неопределённому числу однородных предметов.

В логике основное значение имеют общие понятия, так как именно в общих понятиях выражаются познаваемые нами свойства и отношения явлений действительности, а любое индивидуальное понятие обязательно связывается с общими понятиями. Однако и у индивидуальных понятий есть свое значение в логике: свойства человеческой мысли, выраженные в основных законах мышления, наиболее отчётливо и ясно проявляются тогда, когда объектом мысли являются индивидуальные предметы, вещи, явления.

2. Конкретные понятия и абстрактные понятия.

Конкретное понятие — это такое понятие, которое относится к группам, классам вещей, предметов, явлений или к отдельным вещам, предметам, явлениям. Они отражают соответствующие конкретные предметы, явления, вещи. (Война, государство, человек)

Абстрактное понятие — это понятие о свойствах предметов или явлений, когда эти свойства взяты как самостоятельный объект мысли. они трактуют не о самих предметах, а об их свойствах, которые взяты как самостоятельный объект мысли и отвлечены, абстрагированы от предметов. (Цена, стоимость)

3. Собирательные понятия.

Собирательным понятием называется понятие, которое относится к совокупности, собранию предметов и вещей, мыслимому в качестве единого объекта.

Собирательное понятие отличается от общего следующим. Общее понятие относится ко многим предметам таким образом, что оно относится и к каждому отдельному предмету, который подходит под данное понятие. Собирательное же понятие относится не к каждому предмету, а только к их совокупности. Одно и то же понятие может быть в одном значении общим, а в другом значении собирательным. («Рабочий класс» есть собирательное понятие по отношению к рабочим, составляющим в совокупности этот класс, и «рабочий класс» есть общее понятие по отношению к рабочему классу разных государств и разных исторических периодов)

4. Категории.

Категории — это научные понятия, отражающие наиболее общие свойства предметов, явлений, наиболее общие и существенные отношения и связи действительности. Эти понятия выражают наиболее общие и существенные свойства и отношения объективной действительности и имеют философское, научное значение. («Материя», «движение», «форма», «содержание», «причинность», «свобода», «необходимость», «сущность»)

 

Объем и содержание понятия

Во всяком понятии различаются его объём и содержание.

Объём понятия — это все предметы, явления, к которым приложимо данное понятие.

Объём индивидуального понятия — только один предмет, к которому относится это понятие.

Объём общих понятий выражается в виде класса.

Логический класс — это совокупность объектов, имеющих общие, им всем свойственные признаки, вследствие чего эти объекты охватываются общим понятием. Класс — это все объекты, составляющие объём понятия. Все объекты, составляющие класс, имеют признаки, в которых они сходны друг с другом и которыми они отличаются от объектов, составляющих другие классы, выражающие объёмы других понятий.

Один класс является высшим по отношению к другому, если он включает его в себя вместе с другими классами.

Класс, высший по отношению к другому, называется родом.

Класс, низший по отношению к тому классу, который является родом, называется видом.

Один и тот же класс может быть родом по отношению к низшему классу и видом по отношению к высшему. (Класс «хвойные деревья» является видом по отношению к классу «деревья» и родом по отношению к классу «сосны» и «ели»)

Понятие, выражающее класс, являющийся родом, есть родовое понятие.

Понятие, выражающее класс, являющийся видом, есть видовое понятие.

Род, который непосредственно делится на виды, называется по отношению к этим видам ближайшим родом.

Самый высший класс данных предметов называется наивысшим родом, а самый низший класс, который уже не делится на дальнейшие классы, — низшим видом.

Высшим же классом в абсолютном смысле, т. е. классом, выше которого вообще не существует класса, могущего служить для него родом, могут быть только такие объекты, которые выражаются категориями.

Низший вид не может быть разделён ещё на виды, а делится только на отдельные предметы. Входящий в класс отдельный предмет, который дальнейшему разделению не подлежит, называется индивидуумом или индивидом. Разумеется, физически или мысленно можно разделить и индивидуум, разбить его на части, но каждая часть уже не будет предметом, подпадающим под данное понятие.

Содержание понятия — это совокупность всех существенных признаков предметов, явлений, охватываемых понятием.

Поскольку понятие выражает не все, а только существенные признаки соответствующих предметов, явлений, постольку именно совокупность существенных, а не всех признаков составляет содержание понятия.

При рассмотрении любого понятия надо выяснить, что соответствует этому понятию в действительности, на какие предметы, явления оно распространяется. Предметы, явления, на которые распространяется понятие, обладают различными признаками, в том числе существенными. Если понятие является истинным, его объём и содержание выражают определённые предметы и свойства объективной действительности.

 

Соотношение объема и содержания понятия

Объём и содержание понятия находятся в обратном отношении, т. е. с увеличением объёма понятия уменьшается его содержание и с увеличением содержания понятия уменьшается его объём. Чем больше предметов сравнивается, т. е. чем больше объём понятия, тем меньше у этих предметов будет общих признаков, т. е. тем меньше будет содержание.

Меньшее содержание в формально-логическом смысле вовсе не означает меньшего значения, меньшей познавательной ценности понятия: родовое понятие, имеющее меньшее содержание, может глубже выражать природу данного класса предметов, чем видовые понятия, охватывающие меньшие группы предметов и потому имеющие большее содержание.


Отношения между понятиями

Отношение тождества При отношении тождества объёмы двух понятий совпадают. Однако содержание у двух тождественных понятий различно. Это различие в содержании при общем объёме получается в силу того, что всякое понятие выделяет лишь определённые признаки, под определённым углом зрения. Различие в содержании тождественных понятий только логическое, т. е. в мыслях о данном предмете, а не в самом предмете. Тождественные понятия относятся к одному и тому же предмету, в одном понятии выделяются одни признаки, а в другом — другие признаки одного и того же предмета. Все тождественные понятия могут заменять друг друга в ходе рассуждения.     Круг означает объём понятия; здесь мы имеем два круга — А и В, но они совпадают, так что круг А есть в то же время и круг В. «Москва» и «столица нашей родины»
Отношение подчинения Отношение подчинения состоит в следующем: объём одного понятия составляет часть объёма другого понятия, т. е. входит в его объём. То понятие, которое включает в себя другое понятие, называется подчиняющим понятием, а то понятие, которое входит в другое понятие как часть его объёма, называется подчинённым понятием. В объёме подчиняющего понятия всегда заключается объём подчинённого понятия, но содержание подчиняющего понятия составляет лишь часть содержания подчинённого понятия. Если подчиняющему понятию свойственен какой-то признак, этот же признак мы обязательно находим и в подчинённом понятии. Но признака, свойственного подчинённому понятию, мы можем не найти в подчиняющем понятии, так как он может быть свойственен только подчинённому понятию.
 

 


Круг А означает понятие подчиняющее, круг В — понятие подчинённое. Понятие В входит в понятие А, составляет часть его объёма.

Всё, что свойственно млекопитающим (подчиняющее понятие), свойственно и лошади (подчинённое понятие). Млекопитающие дышат легкими, и лошадь дышит лёгкими, и т. д. Но у лошадей есть копыта, а у многих млекопитающих копыт нет.
Отношение соподчинения Отношение соподчинения — это отношение между понятиями, равно подчинёнными третьему понятию. Объёмы соподчинённых понятий различны, так как они относятся к различным предметам. Со стороны же содержания соподчинённые понятия имеют часть общих признаков, а остальные их признаки различны. Общими признаками соподчинённых понятий, т. е. общей частью их содержания, являются признаки подчиняющего их понятия. «Войны справедливые» и «войны несправедливые» — соподчинённые понятия по отношению друг к другу и подчинённые по отношению к понятию «война»
Отношение частичного совпадения При отношении частичного совпадения два понятия имеют некоторые общие признаки и часть их объёма является общей. Такие понятия также называются перекрещивающимися. Таким образом, частично совпадающие понятия имеют часть общего объёма (на рисунке — С) и часть общего содержания, так как некоторые признаки, относящиеся к тем предметам, которые составляют часть общего объёма обоих понятий (С), являются также общими для обоих понятий (А и В). «лётчики» и «офицеры» — понятия, частично совпадающие, так как многие лётчики являются офицерами, а многие офицеры — лётчиками.

Отношение несогласия

Отношение несогласия существует между понятиями, объёмы которых различны и в которых признаки, входящие в содержание одного понятия, отрицают признаки, входящие в содержание другого понятия. Несогласные понятия, хотя одно из них исключает другое, не совместимое с ним, всегда имеют между собой нечто общее, что даёт возможность их сравнивать. Несогласные, понятия являются соподчинёнными, входящими в объём высшего понятия, при этом противоречащие понятия составляют весь объём подчиняющего понятия, а противоположные — часть его. В отношении несогласия находятся понятия противоречащие и понятия противоположные.   Между кругами нет ни совпадения, ни пересечения Между понятиями «добро» и «зло» — отношение несогласия, потому что признаки понятия «зло» отрицают признаки понятия «добро»
Противоречащие понятия — это такие понятия, из которых одно понятие в своём содержании имеет некоторые определённые признаки, а другое понятие отрицает эти признаки, и это отрицание составляет всё содержание этого второго понятия. Можно обозначить так: А и не-А (второе понятие отрицает первое) А   В и С противоречащие понятия, они в совокупности составляют весь объём понятия А «высокие люди» и «невысокие люди» — это понятия противоречащие, и объёмы этих понятий составляют весь объём понятия «люди», так как все люди без остатка могут быть разделены на высоких и не высоких (к невысоким будут отнесены те люди, которые не являются высокими, каков бы ни был их рост)
Противоположными называются такие понятия, в которых отрицание признаков одного понятия составляет только часть содержания другого понятия, но это второе понятие имеет и свои особые признаки, характеризующие охватываемые им предметы. Можно обозначить так: А и не-А + b (второе понятие отрицает первое и, кроме того, имеет свои признаки — b) Между противоположными понятиями всегда имеются промежуточные понятия, например между понятиями «белый» и «чёрный» есть ряд переходных ступеней (например, «серый»). А
     

 

 


В и С понятия противоположные, их объёмы вместе меньше А

«высокие люди» и «низкие люди» (по росту) — это противоположные понятия, и объёмы обоих понятий не составляют всего объёма подчиняющего понятия «люди», так как кроме высоких и низких есть много людей среднего роста.

Наименование понятий

Всякое понятие выражается в слове, а часто и в нескольких словах. Одно и то же слово может выражать различные понятия. (Слово «мир» может означать согласие, спокойствие, отсутствие войны, а может означать всё человечество, весь свет)

Если мы в рамках одного рассуждения будем применять одно и то же слово, вкладывая в него совершенно разный смысл, то мы никогда не дойдём до правильного раскрытия объёма и содержания понятия, обозначаемого этим словом, и будем нарушать закон тождества.

Словесное выражение понятия называется именем.

Единичные понятия обозначаются единичным именем, общие понятия — общим именем. Собирательное понятие обозначается собирательным именем.

Иногда для выражения понятий мы прибегаем к жестам. Но и в этих случаях подразумевается, мысленно произносится соответствующее слово.

Любое названное понятие будет понятием в логическом отношении (как форма мышления) и именем в грамматическом отношении (слово — существительное, прилагательное и т. п.).

 

Значение понятий

Именно в понятиях находят своё отражение в сознании человека, в его мышлении основные связи, закономерности и свойства вещей и явлений объективной действительности. В каждой отрасли научного знания вырабатываются понятия, выражающие изучаемые данной наукой предметы и резюмирующие результаты, достигнутые этой наукой.

Истинное понятие верно отражает объективную действительность, соответствует фактам, явлениям действительности. Правильное мышление, законы которого изучает логика, может пользоваться только истинными, правильными понятиями.

Наши понятия — это отражение в сознании, в мышлении различных явлений и сторон реального мира, и в этом состоит их познавательное значение. Природа единичных понятий вполне ясна — им в действительности соответствуют отдельные предметы, явления. Но в логике основное значение принадлежит общим понятиям.

Общему понятию не соответствует какой-либо определённый отдельный предмет, отдельная вещь, отдельное явление в отличие от единичного понятия. Что они выражают, что им соответствует в действительности? Общие понятия отражают качества, признаки существующих вещей и явлений, именно существенные признаки предметов, явлений и вещей, и когда мы говорим не о каком-либо отдельном человеке, а о человеке вообще, то в этом понятии мы соединяем существенные признаки всех людей, те признаки, которые присущи всем людям, без которых люди не существуют в действительности и которые отличают людей от других живых существ. Общие понятия отражают действительную общность существующих вещей, явлений. Общие понятия, если они истинны, выражают действительные общие свойства действительно существующих отдельных предметов. Отдельные предметы действительно имеют общее друг с другом, и эта их общность выражается в общих понятиях. Отражаемая общими понятиями объективная действительность движется, развивается, и это движение находит своё выражение в общих понятиях. Но это диалектическое движение понятий уже выходит за пределы формальной логики и относится к сфере диалектической логики, материалистической диалектики.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!