Путешествие из Петербурга в Европу



Зорин СС

Визуальная культура Храма Спаса на крови в Санкт Петербурге

            ОБЗОР АРХИТЕКТУРЫ И УБРАНСТВА ХРАМА

В Санкт-Петербурге, у самого края набережной канала Грибоедова (до 1923 года Екатерининского канала), отражаясь в его водах, рядом с Михайловским садом высится уникальное по красоте здание храма Воскресения Христова. Значение храма Храм знаменует мрачное событие в истории России – убийство императора Александра II. Несмотря на это, собор – не памятник смерти, а мемориал, дающий надежду на жизнь. Праздничный и яркий, будто сказочный терем, в память о невинно пролитой крови собор именуется Спасом на Крови. Пестрым хороводом глав и живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и древнерусскими формами собор вступает в неожиданный контраст с окружающей архитектурой, вселяя в людей радость и веру в лучшее. На фоне строгих зданий Северной столицы собор кажется игрушкой.

Царь-освободитель Самодержец и реформатор Александр II оставил добрую память в народе как царь-освободитель, отменив в 1861 году в России крепостное право. Освобождение от рабства и гражданские права получили 23 миллиона крестьян.

 

Рисунок 2. Александр II

Преобразования в стране и реформы, проводимые императором, шли непросто. За «виновником» трудностей, императором Александром II, началась охота: на царя было организовано 8 террористических покушений. Последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха. 1 марта 1881 года народовольцы взорвали карету возвращающегося домой императора. После взрыва царь не пострадал и вышел из поврежденной кареты посмотреть на тех, кто покушался на его жизнь. В это время никем не замеченный террорист Игнатий Гриневицкий кинул бомбу, оторвавшую царю ноги. Через несколько часов государь скончался. Во время нападения на императора 17 человек были ранены, двое погибли на месте. Террорист Гриневицкий умер в больнице от ран через несколько часов после смерти Александра II. Организаторов теракта приговорили к смертной казни через повешение. Возведение собора Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике. Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние. Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века. 6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя. Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей. Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

 

Рисунок 3.

19 век При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада. Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I. 6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

 

Рисунок 4.

Архивное фото Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать. Архитектура и описание строения По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий. Архитектурные особенности Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения). Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью. Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

 

Рисунок 5.

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками. С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель. На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами. Каменное убранство При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание. Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

 

Рисунок 6.

Архитектура собора В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора. Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре. В облике собора – богатая палитра: цветные кирпичи, гранит; позолоченная медь, цветная эмаль; ажурные арки и изразцы; резные мраморные наличники с мозаичными вставками; мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых; фронтоны-кокошники. Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

 

        

 

Рисунок 7.

Купола Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев. 20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра. Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии. Внутреннее убранство собора Облик храма подчиняется главной задаче – увековечиванию покаяния и памяти народа о невинно убиенном царе-освободителе. При оформлении интерьера храма Спаса на Крови архитектор использовал не живопись, а мозаику, выложенную по эскизам талантливых художников, членов Императорской Академии Художеств.

 

Рисунок 8.

Внутри храма Стены от пола до потолка, своды храма и иконы – мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней. Евангелийские мозаичные сюжеты, созданные Владимиром Фроловым, выглядят удивительно живо. Через окна внутрь храма проникает солнечный свет, освещая иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением. В центральной части собора – мозаичные иконы, отображающие земной путь Иисуса Христа от Рождества до чудесных деяний, сотворенных при земной жизни. Над алтарем на золотом фоне – две иконы «Спас в силе» и «Христос во славе». При открывании царских врат из серебра, украшенных эмалью, – в золотом сиянии образ Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла. Над иконостасом – мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника Беляева. В полусфере центрального свода, перед алтарем, расположена икона «Преображенье Господне». Христос предстоит перед учениками в золотом божественном сиянии, его окружают пророки Илия и Моисей, рядом ученики – апостолы Петр, Иаков, Иоанн. На внутренней поверхности центрального свода – икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции: лаконичная по цвету и рисунку. Мозаичное убранство храма дополняет пол, выложенный красочным орнаментом из 10 сортов итальянского мрамора в виде 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

 

Рисунок 9.

 Потолок Сень и иконостас – гордость храма Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использованы полудрагоценные камни: уральская яшма; мрамор; порфир; лабрадорит; орлец; порфир; змеевик; горный хрусталь; топазы.

 

Рисунок 10.

Иконостас Спас на Крови – единственный православный храм, где просят не зажигать свечи: огонь закоптит уникальные мозаики. По-особенному торжественно с оттенком светлой грусти смотрится убранство сени над местом смертного ранения императора. Сень – резной шатер из драгоценных самоцветов, который поддерживают четыре колонны из яшмы. Здесь хранятся фрагменты Екатерининского канала с булыжной мостовой, тротуарные плиты и решетка, неизменно сохраненные с того времени, как на них пролилась кровь Александра II. Напротив – окно, через которое льется свет на памятное место. Над окном – икона «Новозаветная Троица», по обеим сторонам окна изображение ангела-хранителя царя и его небесного покровителя Святого благоверного князя Александра Невского. Золотистый тон стены придает трагическому месту особый мягкий свет. Распятие, установленное здесь, всегда покрыто красными гвоздиками. На отделку сени потрачено почти столько же средств, сколько на создание остального храма.

 

Рисунок 11.

Внутреннее убранство Центральный иконостас, выполненный по проекту архитектора Парланда, – мастерство итальянских камнерезов. В центре – царские врата, украшенные резными кокошниками, с тремя крестами из горного хрусталя. По бокам – три резных колонны, каждая – с неповторимым узором. Солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен выполнены из зеленого мрамора. Справа и слева от царских врат – иконы по рисункам Васнецова «Богоматерь» и «Спаситель». Алтарная перегородка – из итальянского мрамора разных оттенков от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева.

 

 

 Рисунок 12.

Работа итальянских камнерезов Драматические годы Спаса на Крови Собор не планировался для массовых посещений, прихожане приходили по пропускам. Здесь ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили отдельные богослужения памяти Александра II, но не крестили и не венчали: храм не являлся приходским. После революции при храме Воскресения Христова организовали приход, а в октябре 1930 года закрыли и решили разобрать. Великая Отечественная война приостановила разрушение храма. Во время ленинградской блокады собор стал моргом, сюда привозили погибших от голода, холода и ранений ленинградцев. После 1945 года в бывшем храме, арендованным Малым театром, хранили декорации к спектаклям. В 1956 году принято решение взорвать храм, которое отложили на неопределенное время.

 

 

Рисунок 13.

Роспись потолка В 1961 году в центральном куполе обнаружили немецкий фугасный снаряд массой 150 кг, пролежавший в стропилах 18 лет на руке Спасителя. Операция, во время которой при помощи лебедки снаряд извлекли, а сапер Виктор Демидов его обезвредил, потребовала мастерства, самообладания и мужества. В 1968 году храм стал филиалом музея «Исаакиевский собор», что и спасло его от уничтожения. С 1971-1997 годы шли восстановительные и реставрационные работы. Русские и советские реставраторы совершили профессиональный и гражданский подвиг, возродив из запустения храм- памятник, разделивший с народом времена величия и гонений. 19 августа1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей. С 23 мая 2004 года, со дня нового освящения, в храме Воскресения Христова проводятся регулярные богослужения.

 

Рисунок 14.

Служба В память о трагической кончине Александра II каждый год 14 марта проводится архиерейское богослужение и поминальная лития по убиенному императору. Храм-музей работает ежедневно, кроме среды. Время пребывания в храме не ограничено. Во время службы экскурсии не проводятся., скопировано с сайта architectureguru.ru

https://architectureguru.ru/temple-of-the-savior-on-spilled-blood/

Рисунок (проект) будущего храма до доработки архитектором Парландом, 1883

                                                         

 

                      

Не просто храм

 1 марта (по старому стилю, 13-го – по новому) был убит российский император Александр II , памятником которому и стал храм Спас-на-Крови.

Это самый молодой из знаменитых храмов Северной столицы – его строительство закончилось в 1907 году, всего лишь за десять лет до Октябрьской революции.

Не все знают, что официальное название этого храма – Собор Воскресения Христова. Но все знают его как Спас-на-Крови. Почему же?Спас – так коротко в народе называли Спасителя, Иисуса Христа, а именно его имя официально носит храм. А на крови – потому что на этом самом месте, где сейчас стоит храм, 1 марта 1881 года в результате теракта был смертельно ранен российский император Александр II.

                     

Александр II, император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский

Что мы знаем о русском императоре Александре II ? Что был реформатором, что отменил крепостное право, что многим в России стоял поперек горла. Покушения на императора совершались семь раз. Есть легенда, что еще при рождении будущего царя было предсказано, что «новорожденный будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах». Так и случилось.

1 марта 1881 года под колеса кареты, в которой ехал император, была брошена бомба.

Покушение на императора Александра II 1 марта 1881 года

Император не пострадал и вышел из кареты, чтобы оценить обстановку. Вторая бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, отбросила его на ограду моста. Император получил тяжелые травмы, ему почти оторвало ноги выше колен. В тот же день Александр II скончался в Зимнем дворце на руках у своей морганатической супруги княгини Екатерины Юрьевской.

Таким образом, 1 марта 1881 года прервалась жизнь императора Александра II и началась жизнь одного из самых удивительных храмов Санкт-Петербурга – Спаса-на-Крови.

Начиналось все с маленькой часовни, которую по приказу взошедшего на трон императора Александра III возвели на месте гибели его отца. Вскоре был объявлен конкурс на проект храма. Меньшего, по мнению Александра III , его отец не заслуживал.

Часовня на месте покушения на императора Александра II

Выиграли конкурс русский архитектор шотландского происхождения Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий.

                                                               

Архитектор Альфред Парланд

Их проект сильно отличался от всех других и не был похож ни на один петербургский храм. Парланд и архимандрит предложили храм в русском стиле. Думаю, русский стиль в особых представлениях не нуждается. Это исторически сложившееся переплетение древних славянских архитектурных традиций с византийскими. Это буйство цвета и обилие декора, свойственное южной средиземноморской архитектуре, перенесенное в холодные реалии наших широт. Спас-на-Крови – типичный образчик русского стиля.

Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови)

Чаще всего Спас-на-Крови сравнивают с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве и с Михайловским собором в Ижевске.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного)

Собор Михаила Архангела Архитектор И.А. Чарушин. Ижевск

Но это сравнение справедливо только для внешнего облика, в то время как уникальность Спасу придает его внутреннее убранство и особая символичность, которая делает его не просто храмом, а именно памятником, и не просто памятником, а именно российскому императору Александру Николаевичу Романову.

Самая большая высота храма – от пола до вершины центрального купола - 81 метр, который напоминает о годе гибели императора – 1881. Второй по высоте купол — 63 мeтра, символ возраста убиенного императора.

                    

Двадцать красногранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года.

                

 

Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне - гербы русских городов, губерний и уездов.

             

Кровь императора до сих пор символически находится в храме. На том самом месте, где он упал, истекая кровью, возведена сень, под которой находится сохранённый в неприкосновенности фрагмент набережной Екатерининского канала: часть решетки, плиты тротуара, булыжники мостовой, на которую упал император-освободитель.

Сень, вырезанная русскими мастерами-камнерезами, представляет собой восьмигранный шатер, который поддерживают четыре колонны. Большая часть убранства была создана из алтайской и уральской яшмы, а балюстрада, вазоны и каменные цветы на шатре – из уральского родонита.

Внутреннее убранство храма уникально. Вся роспись полностью состоит из мозаики. Эта техника свойственна некоторым итальянским храмам, но нигде мозаика не занимает такую большую площадь - более 7000 кв. метров.

 

Мастера работали над ней более десяти лет. Живописные эскизы для мозаики создавали 32 художника, среди которых Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Алексей Харламов, Василий Беляев. Потом по этим эскизам набиралась мозаика.

Снизу колонны отделаны лабрадоритом. Этот минерал выглядит черным, а на свету играет всеми оттенками синего. Я пыталась его сфотографировать, но вживую он намного красивее.

Не меньшего внимания, чем мозаичное убранство храма, заслуживает его иконостас. Он выполнен из цветного итальянского мрамора мастерами генуэзской фирмы «Нови» по эскизам Альфреда Парланда. Оттенки мрамора переходят от красно-коричневого внизу до нежно-кремового наверху.

Царские врата из чеканного серебра с эмалью были созданы для иконостаса в 1900 году в мастерской братьев Грачевых. А их декор выполнен московскими ювелирами.

Всего в храме три иконостаса - центральный, северный и южный, но посетителям виден только центральный. Боковые скрыты за киотами - местами для наиболее почитаемых икон. Киоты выполнены из уральского радонита, коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм. Когда-то киоты были заполнены многочисленными иконами в богатых окладах.

 

Дореволюционные фото киотов

Но сейчас сохранились лишь две мозаичные иконы по эскизам художника Михаила Нестерова - "Воскресение Христа" в южном киоте и "Святой благоверный князь Александр Невский" в северном.

 

Северный киот с иконой "Святой благоверный князь Александр Невский "

Сейчас в ризнице Спаса-на-Крови открыт Музей камня, где можно поближе познакомиться с самоцветами, которые были использованы в убранстве храма.

Музей камня

Конец XIX века ознаменовался научно-техническим прогрессом, и одно из самых значимых сооружений Российской империи строилось с применением новейших технологий. Например, здание было полностью электрифицировано, его освещали 1689 электроламп, а в купола храма была искусно вмонтировала система молниеотвода.

Строительство храма началось 6 октября 1883 года и длилось 24 года.

Строительство храма (1900-1906)

Когда строительство уже подходило к концу, началось создание великолепной ограды вокруг храма. Она была создана в 1903-1907 годах по рисункам Альфреда Парланда на заводе компании «Карл Винклер». Она была выполнена в стилистике раннего модерна по мотивам древнерусских растительных росписей.

 

Спас-на-Крови был торжественно освящен 19 августа 1907 года в присутствии императорской семьи.

 

Крестный ход с участием императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (1907)

Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, и средства на его содержание выделяло государство.

Фотография Спаса-на-Крови С.М. Прокудина-Горского (1905-1910)

Жизнь храма после революции была полна тягот и разрушений. Его не раз собирались сносить. Здесь был морг во время войны, склад декораций Малого оперного театра и даже продуктовый склад, из-за чего Спас-на-Крови иногда насмешливо именовали Спасом-на-картошке.

Во время войны в главный купол Спаса попал артиллерийский снаряд. Он не разорвался и пролежал между сводами храма почти двадцать лет. Его обезвредили только в 1961 году. Если посмотреть на купол, то можно увидеть, что снаряд, несущий смерть и разрушения, упокоился рядом со словами «Мир вам».

Отреставрированный купол храма

Много лет храм находился под угрозой уничтожения, пока в 1970 году исполком Ленгорсовета не принял решение «Об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови». Началась реставрация храма, которая длилась 27 лет.

Храм в процессе реставрации, 1970-е

Ленинградцы настолько привыкли к виду храма в строительных лесах, что уже не чаяли увидеть его без них. Даже в песне Александра Розенбаума «Налетела грусть» есть строка «Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови». В 1997 году леса сняли, но реставрационные работы внутри храма продолжались.

https://zen.yandex.ru/media/turinskaya/spasnakrovi

                       

Альфред Парланд

Годы жизни:

12 декабря 1842 — 1919

Страна рождения:

Российская империя

Сфера деятельности:

Архитектор

Альфред Парланд занимался строительством и реставрацией храмов и соборов не только в Петербурге, но и в Пскове, Смоленске, Новгороде. 24 года архитектор потратил на возведение собора Спас на Крови — одного из символов Санкт-Петербурга.

Медалист Академии художеств

Альфред Парланд родился 12 декабря 1842 года в Санкт-Петербурге, в семье чиновника VI класса Александра Парланда. Дед Альфреда прибыл в Россию из Шотландии и был преподавателем при дворе Павла I — учил английскому языку будущего императора Александра I. Отец архитектора, Александр, сделал в России блестящую карьеру в сфере торговли и был богатым судовладельцем. Но его процветающий бизнес сгубила Крымская кампания, в которой он потерял все парусные корабли. Мать Альфреда была дочерью владельца фабрики из Штутгарта.

Маленький Альфред поступил в 4-ю Ларинскую гимназию на шестой линии Васильевского острова. Позже он перешел в Штутгартскую Политехническую школу. В 1863 году будущего зодчего приняли в Императорскую Академию художеств на архитектурное отделение. Во время обучения он принимал участие в разных конкурсах и выступал весьма успешно. В 1865 году Парланд разработал проект русского скотного двора для Всемирной выставки в Париже и получил за него Малую серебряную медаль. Через год — уже Большую серебряную медаль за проект народного театра вместимостью 2000 человек. В 1869 году Альфред представил проект главной железнодорожной станции в Санкт-Петербурге, который отметили наконец золотой медалью. Академию художеств Парланд закончил с Большой золотой медалью за дипломную работу — проект православной церкви. Благодаря этой награде в 1872 году он стал пансионером Академии художеств и получил возможность стажироваться за границей. Но Парланд был вынужден отказаться от поездки: его сестра осталась вдовой с пятью маленькими детьми, и Альфред взял племянниц на воспитание и содержание. Парланд брал частные заказы, разрабатывал проекты храмов для дворянских имений в провинции, чтобы заработать любые деньги для большой семьи. Также Парланд начал работать в Техническом комитете Министерства внутренних дел, где контролировал строительство храмовых зданий, занимался проектами православных храмов в усадьбах под Псковом, Новгородом, Смоленском. Занимался он и строительством церкви Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни на Петергофской дороге.

В 1872–1874 годах, сразу после выпуска из Академии, Парланд работал под руководством главного архитектора Петергофа — Николая Бенуа. В Петергофе юный зодчий построил богадельню, проектировал здания в Стрельне.

Путешествие из Петербурга в Европу

В 1875 году Парланд наконец-то сумел воспользоваться своим законным правом на обучение за границей. Он провел пять лет, путешествуя по Германии, Англии, Италии, Франции, побывал на родине деда в Шотландии. Из поездки, помимо бесценного опыта, он привез отчет «К истории античной архитектуры, декорации в Италии». Он до сих пор хранится в архиве Академии художеств. Вернуться из поездки Парланд должен был 1 мая 1880 года, но в 1879 году он написал ходатайство на имя президента Академии с просьбой продлить его пребывание в Европе еще на год. Просьбу рассмотрели и одобрили, но осенью 1880 года Парланд вернулся в Россию из-за смерти отца.

Вернувшись в Санкт-Петербург, Парланд представил чертежи и рисунки, созданные в поездке, и получил звание академика Императорской Академии художеств. Оно дало архитектору право преподавать, и Парланд начал заниматься со студентами Академии, работать на кафедре акварельного рисунка в училище барона Штиглица. В 1892 году он получил более высокую степень — профессора. В течение десяти лет Парланд читал лекции о древнеримской и древнегреческой архитектуре.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!