Раздел 2. Основные исполнительские выразительные средства

Элементарная теория музыки

 

Цель: познакомиться с теорией элементов музыкального языка.

 

Музыкальный звук - звук, издаваемый музыкальным инструментом или поющим человеческим голосом. Музыкальный звук обладает определенной высотой, тембром, громкостью и длительностью.

Высота звука определяется частотой колебаний струны или столба воздуха в духовом инструменте, или голосовых связок человека. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.

Громкость звука определяется амплитудой колебаний источника звука.

Тембр звука. По тембру различают звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные разными голосами, различными музыкальными инструментами.

Нота – графически й знак на нотоносце (нотном стане), указывающий высоту и длительность звука.

Длительность звука - протяженность звука по времени, определяемая по метроному (это абсолютная длительность) или по выбору исполнителя (относительная длительность звука).

целая

половинная

четвертная

восьмая

 

Нотоносец, или Нот ный стан - пять горизонтальных линий, на которых, над, под и между которыми записываются ноты. Нотоносцев может быть несколько, в фортепианной музыке - два, в вокальных произведениях - три и т.д.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Ключи - это знаки, которые определяют высоту нот на нотном стане. Существуют три группы ключей: ключи Соль, Фа и До:

В ключах Соль - нота «соль» первой октавы, в ключах Фа - нота «фа» малой октавы,

Названия октав:

В центре фортепиано находится первая октава на клавишах «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».

Вправо от первой идут вторая, третья и четвертая (неполная) октавы, также от «до» до «си»..

Влево от первой октавы расположены малая, большая, контроктава и неполная субконтроктава.

Таким образом, все полные октавы это последовательность клавиш «до- ре-ми-фа-соль-ля-си».

Слоговая система наименования и обозначения звуков и нот имеет русские обозначения: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си и итальянские: Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si.

Буквенная система наименования и обозначения звуков и нот

основана на буквах латинского алфавита. Основные звуки обозначаются по алфавитному порядку следующим образом: до, ре, ми, фа, соль, ля, си = с, d, е, f, g, a, h.

Нарушение порядка букв латинского алфавита от «а» связано с тем, что с буквы «а» в старину начинался так называемый фригийский ля минор, где первой ступенью был звук ля (а), а второй - звук си Ь, обозначавшийся буквой Ь. Впоследствии вместо звука си Ь = Ь фригийского ля минора основное значение приобрел натуральный ля минор минор со звуком си, обозначенный следующей по порядку неиспользованной буквой латинского алфавита - h.

Знаки альтерации – знаки повышения или понижения звуков обозначаются с помощью специальных знаков, которые ставятся после названия звука, например: Фа#, Си Ь , До#, Ми Ь и т.д., а если это нота, то перед ней.

Знаки повышения звуков и нот: диез (#) - на один полутон, дубль диез (х) - на два полутона (один тон), например, до - до # - до х.

Знаки понижения звуков и нот: бемоль (Ь) на один полутон, дубль бемоль ( ЬЬ ) - на два полутона (один тон), например, до - доЬ - до ЬЬ .

 


Звукоряд - это ряд звуков, расположенных поступенно в восходящем или нисходящем порядке высоты по тонам или полутонам.

Диатоника - семизвуковая и нотная система, звукоряд, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Например: фа-до-соль-ре-ля-ми-си.

К диатонике относятся натуральные лады, в том числе натуральный мажор и натуральный минор.

Хроматика - система звуков в звукоряде, включающая наряду со звуками и ступенями диатоники альтерированные, хроматические звуки и ступени.

Гармонические и мелодические мажоры и миноры относятся к полу-диатонике

Полутон - это расстояние между соседними звуками, например, между звуком «си» и звуком «до», между звуком «ми» и звуком «фа».

Диатонический полутон - полутон между разными звуками и ра зными нотами (со знаками альтерации), например, до-ре Ь .

Хроматический полутон - полутон между разными звуками, но одинаковыми нотами (со знаками альтерации), например, до-до #.

Тон - это расстояние равное двум полутонам, например, между звуками «до» и «ре», между звуками «фа» и «соль».

Диатонический тон - тон между разными звуками и разными нотами (со знаками альтерации), например, до-ре.

Хроматический тон - тон между разными звуками, но одинаковыми нотами (со знаками альтерации), например, до-до х

МЕТРО-РИТМ

Ритм - рисунок длительностей звуков и нот, соотношение по относительной протяженности во времени в их последовательности.

Метр - пульсация, равномерное чередование сильных и слабых долей, т.е. звуков и нот в музыкальном произведении. Величина метрической доли, ее звучание во времени определяется по метроному, но зависит от выбора композитором, исполнителем, дирижером темпа музыкального произведения.

Метроном - прибор, отмечающий ударами равномерноые промежутки времени. Используется для уточнения темпа музыкального произведения.

Такт - отрезок произведения от одной сильной метрической доли до следующей сильной доли.

Тактовая черта - вертикальная черта поперек нотного стана, от первой до пятой линейки, ставится перед сильной долей такта.

Размер - дробь, числитель которой показывает количество метрических долей в каждом такте, а знаменатель - их длительность, протяженность по времени, точно определяемой по метроному или по выбору исполнителя.

Простые двух- и трехдольные метры, размеры, такты имеют одну сильную долю в такте, на которую приходится акцент.

Сильная доля - первая метрическая доля в такте. На нее падает акцент. В простых метрах и размерах сильная доля - первая и единственная в такте. При составных и смешанных метрах и размерах первая доля в каждом такте называется сильной.

Относительно сильная доля - первая доля включенного в общий такт составного такта, его акцент слабее акцента сильной доли.

Слабые доли - все остальные доли в такте, кроме сильной и относительно сильной долей

Синкопа - перенесение акцента с сильной, первой доли такта на слабую при залигованной последней слабой доле предыдущего такта с сильной долей следующего такта. Синкопа образуется также в случае короткой длительности на первой доле и большей длительности на второй доле такта, а также если на сильной или относительно сильной доле в такте оказывается пауза.

Дирижирование, дирижерские жесты. При чтении нотного текста главное - отметить движением рукой сверху вниз сильную долю в каждом такте. Слабые доли показываются движением либо в сторону, либо вверх.

Тактирование - «сухая» схема показа сильных и слабых долей в такте движением руки строго вниз, в стороны, вверх.

Тактирование при размере 2/4 выглядит так: вниз-вверх; при 4/4 - вниз - влево (к себе) - от себя (вправо) - вверх. При крупных длительностях нот можно тактировать на 2/4. При размере 3/4 - вниз - от себя (вправо) – вверх.

ИНТЕРВАЛЫ

Интервал - расстояние между двумя звуками или нотами, взятыми последовательно (мелодический интервал) или одновременно (гармонический интервал). Нижний звук интервала - основание, верхний звук - вершина.

Ступеневая (количественная) величина интервалов определяется числом ступеней звукоряда от основания до вершины интервала включительно.

Название и обозначение интервала совпадает со ступеневой величиной интервала. Например, кварта включает 4 ступени и обозначается цифрой 4.

ПРИМА - повторение одного и того же звука, ноты -
- содержит 1 ступень. Обозначается цифрой 1.
СЕКУНДА - содержит 2 ступени. Обозначается цифрой 2.
ТЕРЦИЯ - содержит 3 ступени. Обозначается цифрой 3.
КВАРТА - содержит 4 ступени. Обозначается цифрой 4.
КВИНТА - содержит 5 ступеней. Обозначается цифрой 5.
СЕКСТА - содержит 6 ступеней. Обозначается цифрой 6.
СЕПТИМА - содержит 7 ступеней. Обозначается цифрой 7.
ОКТАВА - содержит 8 ступеней. Обозначается цифрой 8.

 

Диссонансы - секунда, септима и тритон.

Консонансы - прима, терция, кварта, квинта, секста, октава.

Обращение интервала это перенесение нижнего звука, основания интервала, на октаву вверх или верхнего звука, вершины интервала на октаву вниз. В результате сумма первоначального интервала и его обращения равняется октаве. Таким образом, обращение интервала это дополнение исходного интервала до октавы.

 

Обращение простых интервалов по ступеневой величине это сумма интервалов в пределах одной октавы

Название Обозначение Обращение Обозначение
Прима 1 Октава 8
Секунда 2 Септима 7
Терция 3 Секста 6
Кварта 4 Квинта 5
Квинта 5 Кварта 4
Секста 6 Терция 3
Септима 7 Секунда 2
Октава 8 Прима 1

 

Тоновая (качественная) величина интервалов это сумма тонов и полутонов от основания до вершины интервала включительно.

По тоновой (качественной) величине интервалы бывают: чистые, малые, большие, увеличенные, дважды увеличенные, уменьшенные, дважды уменьшенные.

Название Обозначение Интервала     интервала

Количество полутонов Количество тонов
Чистая прима ч 1 0 0
Малая секунда м 2 1 0,5
Большая секунда 62 2 1
Малая терция м 3 3 1,5
Большая терция 63 4 2
Чистая кварта ч 4 5 2,5
Увеличенная кварта ув 4 6 3 тона - «тритон»
Уменьшенная квинта ум 5 6 3 тона - «тритон»
Чистая квинта ч 5 7 3,5
Малая секста м 6 8 4
Большая секста 66 9 4,5
Малая септима м 7 10 5
Большая септима 67 11 5,5
Чистая октава ч 8 12 6

 

Чистыми бывают интервалы: прима, октава, кварта, квинта.

Малыми и большими - секунды, терции, сексты и септимы.

Увеличенными и дважды увеличенными могут быть все интервалы.

Уменьшенными могут быть все интервалы, кроме примы.

Дважды уменьшенными могут быть все интервалы, кроме примы и секунды.


 

 

Задания:

1. На нотоносце написать 1 строчку скрипичных и 1 строчку басовых ключей

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2 а. Написать ноты первой октавы (не забывайте указывать ключ)

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2 б. Написать ноты малой октавы (не забывайте указывать ключ)

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Написать по пол строчки целых, половинных, четвертных и восьмых нот

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Проставьте размер после ключа 2/4 (3/4, 4/4) и запишите различные сочетания длительностей нот в каждом такте

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перепишите детские песенки[1], подпишите снизу названия нот, проиграйте на фортепиано, протактируйте:

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Раздел 2. Основные исполнительские выразительные средства

Динамика

Динамика (от греч. динамис -сила) или нюансировка в произведении - это все, что касается силы (громкости) музыкального звучания. Динамика служит важным средством выразительности, она связана с формой, фразировкой, стилем произведения, индивидуальностью исполнителя.

При crescendo и diminuendo нужно следить за постепенностью нарастания или убывания звучности.

Условные обозначения динамики, их произношение и значение:

Неподвижные нюансы:

р (пиано) - тихо, слабо;

рр (пианиссимо) - очень тихо;

ррр (пиано-пианиссимо - три пиано) - чрезвычайно тихо; f (форте) - громко, сильно;

ff (фортиссимо) - очень громко;

fff ( форте-фортиссимо - три форте) - чрезвычайно громко;

тр (меццо-пиано) - не слишком тихо;

m f (меццо-форте) - не слишком громко.

Подвижные нюансы:

cresc. - (крещендо) - увеличивая громкость;

dim. - (диминуэндо) - уменьшая громкость;

s f — (сфорцандо) - акцентируя, выделяя с силой.

Агогика

Агогика (от греч. агогэ - скорость движения, темп) - учение о небольших кратковременных отклонениях от ровного темпа и строгого ритма при условии их сохранения в целом. Агогика имеет свои закономерности. Ускорение, как правило, должно компенсироваться последующим замедлением. Наиболее значительные звуки, важные по смыслу слова, могут подчеркиваться некоторым «оттягиванием» (агогический прием), а слабые за этот счет сокращаются. К области агогики относят указания: ad libitum - по желанию, accelerando - ускоряя, alia stretta - сжимая, allargando - расширяя, знак ферматы и т. д. Произведения старых мастеров классического стиля требуют более строгого темпа. Сочинения романтиков исполняются свободнее. Применяя агогические оттенки, необходимо обладать чувством мер.

Рубато

Рубато (от ит. rubato - похищенный) - это ритмически свободное исполнение без точного соблюдения длительностей нот в целях выразительности: уменьшение одних и увеличение других (закон компенсации) по усмотрению исполнителя. Искусство рубато заключается в умении найти ритмическое движение слова и музыки, почувствовать и раскрыть незафиксированные в нотах тончайшие оттенки движения, отклонения от метра и ритма, связанные с интонационной выразительностью музыки и текста. Рубато хорошо применять только в тех случаях, когда оно будет звучать не надуманно, а естественно, не будет резких сдвигов и изменений, когда ритмическая «вольность» будет обусловлена тем внутренним ритмом, который заложен в самом произведении. Характер рубато обусловливается значением текста, стилем и формой произведения.

Кульминация

Кульминация (от лат. culmen - вершина) - наиболее напряженный момент в развитии музыкальной формы (фразы, предложения, периода, всего произведения). Отдельные, частные кульминации, подчиняются главной. Осознание исполнителем кульминаций и соответствующее выделение их (динамикой, изменением темпа, штрихом, при помощи текста и т.д.) является важным средством выразительности.

Исполнитель должен быть знаком с итальянскими, немецкими, французскими и английскими обозначениями. Со времени Бетховена постепенное крещендо стало одним из наиболее действенных средств достижения кульминации. Однако при исполнении этот процесс должен проходить равномерно и постепенно.

 

Артикуляция

Артикуляция (от лат. articulatio - членораздельно выговаривать) - способ исполнения звуков при пении и игре на музыкальном инструменте с той или иной степенью связанности или расчлененности. Это одно из важных средств выразительности музыкального исполнения. Артикуляционный аппарат состоит из активных (доступных управлению) органов (язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть) и пассивных (зубы, твердое нёбо, верхняя челюсть).

Мимика (движения мышц лица) используется как выражение психических состояний, она играет значительную роль в окраске (тембре) звука. Особенности мимики коренятся в психике человека, сама же мимика является основанием тембра. Естественная мимика - результат проникновения исполнителей в художественный образ, она служит зрительным дополнением к слуховым впечатлениям. Выразительная, без нарочитости и «переигрывания» мимика является одним из важных средств его воздействия на слушателей.

Характер исполнения:

dolce (дольче) - мягко, нежно;

morendo (морёндо) - замирая;

tranquillo (транквйллё) - спокойно, не торопясь;

espressivo (эспрессйво) - выразительно;

pesante (пезанте) - грузно, тяжеловесно;

risoluto (ризолюто) - решительно;

maestoso (маэстозо) - торжественно, величественно. Способ звуковедения (штрихи):

Legato (легато, ит. - связно, плавно) - переход от одного звука к другому без перерыва. В пении: соединение согласных, заканчивающих слог, со следующим слогом, а также про- певание сонорных (звучащих) согласных.

 

Staccatto (стаккато, ит. - отрывисто) - отрывистое пение с использованием коротких длительностей. Главный признак -цезуры между звуками. Staccatto требует максимального сокращения протяженности звуков и соответственного увеличения пауз между ними, а также предполагает легкие акценты (толчки). При пении staccato принцип слияния согласных с последующим слогом становится абсолютно обязательным. Обозначается staccato точками над нотами.

Non legato (не легато - не плавно, не связно) - некоторое подчеркивание каждого звука мелодии с предельно сокращенными цезурами между звуками мелодии.

 

Фразировка

Фразировкой называется способ сочетания звуков, слияния их в мотивы, фразы, предложения, периоды. Фразировка является главным, от чего зависит выразительность исполнения. Исполнитель должен знать, что для выразительного пения необходимо умение выделить главное, затушевать второстепенное, подчеркнуть логические ударения, отделить одно построение от другого цезурой, которая выполняется сменой дыхания и является непременным условием художественного исполнения. Не следует делать цезур там, где они не предусмотрены. В хоровом исполнительстве фразировка зависит от строения музыкального и литературного текста. Особое внимание надо уделять куплетным песнопениям, где обычно слова первого куплета соответствуют данной структуре мелодии, а слова остальных куплетов не совпадают с ней

 

Темп

Темп (от ит. tempo, от лат. tempus - время) - скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единицу времени. С начала XVIII века установилось пять основных обозначений.

Largo (ларго, ит.) - очень медленно. Соответствует медленному шагу от 40 до 60 ударов в минуту.

Adagio (адажио, ит.) - медленно (замедленный шаг), 100— 120 ударов в минуту.

Andante (анданте, ит.) - спокойно, плавно (бодрый шаг), 120-150 ударов в минуту.

Allegro (аллегро, ит.) - быстро. Соответствует очень скорому шагу или даже бегу, 142-180 ударов в минуту.

Presto (престо, ит.) - очень быстро (стремительный бег), 184-200 ударов в минуту.

Для каждого произведения существует определенная темповая зона, в пределах которой раскрывается характер музыки наилучшим образом. Выход за эту зону повлечет за собой искажение музыки. Изменения темпа обозначаются специальными терминами:

ritenuto (ритенуто) - сдерживая, замедляя;

accelerando (аччелерандо) - ускоряя;

ad libitum (ад либитум) - по желанию.

 

Задания:

1. Прослушайте произведения, предложенные в системе дистанционного образования Moodle и определите, какие средства музыкальной выразительности используют композиторы и исполнители.

 

2. Исполните известную вам детскую песенку, используя различные средства музыкальной выразительности: в разном темпе, фразируя, используя агогические приемы, артикулируя, определяя кульминационные моменты и т.п.

 

3. Опираясь на предыдущее задание, предложите другому студенту исполнить известное ему произведение, изменяйте стиль его исполнения, предлагая ему различные средства музыкальной выразительности.

 

4. Заполните таблицу:

Темпы

медленные умеренные быстрые
     
     
     
     
     
     
     
     

 


[1] Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч 1, Одноголосие. М.: Музыка, 2005


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!