Эразм Роттердамский (1466- 1536).

Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы. Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет гармонизировать структуру педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность– это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений.

2. Педагогическое мастерство как система. Структура педагогического мастерства.

 

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Педагогическое мастерство связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них является гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми.

Структура педагогического мастерства.

Содержание понятия «педагогическое мастерство» определяется разными исследователями по-разному. Зязюн, Кузьмина в структуре педагогического мастерства выделяют такие взаи­мосвязанные элементы: гуманистическая направленность деятельности учителя, профессиональные знания, базовые педагогические способнос­ти, педагогическая техника.

Остановимся более подробно на характеристике этих ком­понентов педагогического мастерства.

а) Гуманистическая направленность личности учителя. Направленность личности учителя – это идеалы, интересы, цен­ностные ориентации, сквозь призму которых учитель подходит к своей работе и детям. Направленность личности учителя мно­гогранна. Ее составляют ценностные ориентации, направлен­ные: 1) на себя (самоутверждение); 2) на средства педагоги­ческого воздействия; 3) на школьника, детский коллектив; 4) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта дея­тельности.

б) Профессиональные знания. Профессиональные знания – это фундамент становления педагогического мастерства. Содержание профессиональных знаний педагога составля­ют знания по преподаваемому предмету, методике его препо­давания, знания в области возрастной, педагогической, об­щей психологии и педагогики. Профессиональные знания предполагают научное решение сложных вопросов теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на основе знания закономерностей процесса формирования лич­ности школьника. Психолого-педагогическая эрудиция – пер­вооснова высокого профессионализма, недооценка или игно­рирование ее приводит некоторых учителей к ремесленничест­ву, штампам, примитивизму, рутине. Скорость приобретения мастерства не регламентируется жестко ростом профессионального знания. Есть индивиду­альные предпосылки успешной деятельности, стимуляторы профессионального роста – это способности.

в) Базовые педагогические способности. В психологии способностями называют такие психологиче­ские свойства личности, которые являются условием успешно­го выполнения определенных видов деятельности. Способности к педагогической деятельности являются определяющей сос­тавной частью педагогического мастерства.

3. Гуманистическая направленность личности учителя.

Гуманистическая направленность личности учителя означает отношение к ребенку как к высшей ценности, признание его права на свободу и счастье, свободное развитие и проявление своих способностей. Свободно реализовать свои возможности для себя и окружающих человек может только при наличии веры в самого себя. Последняя укрепляется тогда, когда воспринимаются и оцениваются не только ее достоинства, а вся личность в целом, то есть, когда ее любят, уважают ее достоинство, проявляют гуманность. Педагог должен ставить перед воспитанником посыльные и разумно сформулированные требования с целью его дальнейшего развития, то есть осуществлять педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера.

4. Пути формирования педагогического мастерства.

На основании проанализированного опыта выдающегося педагога Макаренко, педагогов Азарова, Хозяинова выделим следующие пути формирования педагогического мастерства:

1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Стоит отметить, что не самообразование, не самовоспитание невозможно, пока сам педагог не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, пока не поймёт недостаточность своего педагогического мастерства.

2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования. Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач.

3. Работа в методических объединениях, творческих группах. Одним из важных условий формирования профессионального мастерства учителя является хорошо организованная в школе система методической работы.

4. Аттестация педагогического работника. Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога. 5. Инновационно-педагогическая деятельность, освоение новых педагогических технологий. Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта и ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.6. Участие в научно-педагогических исследованиях (обучение в магистратуре и аспирантуре, работа в составе экспериментальной группе под руководством ученого-педагога).Научно-исследовательская деятельность является ведущим фактором повышения педагогического мастерства учителя, так как она выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества и влияет на развитие устойчивой мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию.

7. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту.

8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний- это своеобразный момент рефлексии.

 

 

5. Мастерство выдающихся педагогов.

Эразм Роттердамский (1466- 1536).

Гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель, педагог. Основные педагогические работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без которого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. В процессе воспитания – религиозного, умственного, нравственного, физического – необходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.

 

Мишель Монтень (1533- 1592).

Книгой, прославившей Монтеня, стали знаменитые «Опыты» (1580). Это трехтомный труд, где в жанре непринужденных эссе сформулированы глубокие философские и нравственные идеи о человеке.

Автор «Опытов» выступил против самоуверенной схоластической учености. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это «настоящая тюрьма», откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей.

Основным пороком существовавшей в его время школы он видел в игнорировании задачи развития мысли учащихся, господстве вербализма, бессмысленном буквоедстве, запоминании слов вместо изучения сущности вещей. «Знать наизусть – еще не значит знать», - писал философ.

Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон лич­ности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравствен­ных качеств.


3) Ян Амос Коменский (1592- 1670).

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом. Его главный труд - "Великая дидактика".

6. Мастерство учителя в организации учебно-познавательной деятельности учителя.

 

Искусство педагога проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке, для него домашнее задание – это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытного учителя – в умении управлять деятельностью учащихся. Учитель – мастер как бы дирижирует всем процессом образования знания, направляет труд учеников на самые важные и сложные узлы содержания.

Еще один важный показатель мастерства – умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке.

Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьников высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность – еще один элемент педагогического мастерства.

Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения. Задача учителя – найти положительные эмоции в самом процессе учения.

Важный элемент педагогического мастерства – высокий уровень педагогической техники. Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии, и особой практической подготовки. Прежде всего педагог овладевает искусством общения с детьми: умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними.

7. Разработка урока учителем-мастером.

 

 Учитель-автор урока, от него, его вдохновения и мастерства, его мотивов зависит урок, который представляет собой педагогическое произведение, имеющее и художественную окраску. А отсюда педагогическому творчеству в разработке урока свойственны те же процессы, что и любому творчеству: сначала возникает творческий замысел урока, потом этот замысел разрабатывается и реализуется на уроке с определённой доработкой как педагогическое произведение.

Обычно учитель-мастер долго вынашивает замысел системы уроков и конкретного урока. Замысел состоит из следующих элементов:

 

1.
осмысливания учителем материала, установленного программой;

2.
соотношения этого материала с идейными задачами современности,
с уровнем развития учащихся данного года обучения;


3. соотношения с собственным духовным состоянием, рабочим и
жизненным опытом учителя;

4. соотношения изучаемого материала с изученным ранее и с тем,
который предстоит изучать;

5. соотношения данного материала с конкретным классом и
психологией конкретным классом и психологией конкретных учащихся.

 Разрабатывая замысел урока, учитель стремится обеспечить эффективность обучения на уроке, поставить ученика в позицию субъекта обучения, превратив его в соавтора урока. «Разработка замысла - это выбор наиболее эффективных принципов и средств обучения данному конкретному материалу, в данных конкретных условиях, с учётом особенностей решения задач образования, воспитания, развития при реально возможной экономной затрате времени, усилий учащихся и учителя».

Ещё раз надо подчеркнуть, что при разработке урока очень важно выбрать методические приёмы в изучении программного материала, а потом уже определять другие его компоненты: проверку домашнего задания, методику закрепления и так далее. Выбирая методические приёмы при подготовке урока, будущий учитель может руководствоваться таким советом: «Преподавание есть искусство, а не ремесло - в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно -вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться - вот единственный курс учительской рабочей жизни».

8. Мастерство учителя в формировании УУД у обучающихся. Познавательных УУД:

 

· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

· поиск и выделение необходимой информации;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· рефлексия.

Регулятивные УУД:

 

· целеполагание;

· планирование;

· прогнозирование;

· контроль;

· коррекция;

· оценка: умение давать оценку своим действиям;

 

Коммуникативные УУД:

 

· планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

· управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;

· умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и так далее.

 

Личностные УУД:

 

· самоопределение;

· смыслообразование;

· умение решать проблемы планирования свободного времени.

· осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

· ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

· осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и другое.)


 

 

9. Создание эмоционально-интеллектуального фона на уроке.

Создание положительного эмоционального фона на уроках, занятиях, позитивного настроя к учебной деятельности, благоприятной атмосферы в школе зависит от многих условий. Ребенок получает поло­жительный или отрицательный психологический настрой, начиная со школьного порога. Отношение ребят к учителю – это самый важный фактор психологического комфорта детей в школьной жизни. Отношение учителя к своей работе, владение культурой речи с учащимися, с их родителями, коллегами, умение радоваться успехам своих учеников, корректное выражение своих эмоций – эти и многие другие моменты оказывают влияние на психику учащихся и форми­рует отношение детей к школе и жизни в ней.

Существует множество причин для создания положительного эмоционального фона, которые зависят от самого учителя, его личности и поведения. Учителю нужно входить в класс с хорошим бодрым настроем; доброжелательно обращаться к детям; искренне интересоваться жизнью, проблемами учащихся; помогать им советами; проявлять к детям участие, сопереживание; шутить; посещать сов­местно с учащимися различные не школьные мероприятия; агитировать детей своим примером на активную жизненную позицию и прочее.

10.Режиссура урока.

 

 Что такое открытое режиссерское действие учебного занятия?

-Во-первых, для такого занятия должен быть характерен способ “открытой режиссуры”, где педагог, организуя процесс соигры посредством экстремальных ситуаций, открывает ученикам приемы, которыми он на них воздействует открыто.

-Во-вторых, открытое режиссерско-педагогическое действие превращает учебное занятие в своеобразный импровизированный спектакль, где сквозным действием становится сам процесс создания коллективного творчества на материале темы урока, а главным действующим лицом – “многоголовый режиссер” в лице педагога и учеников. Педагог, отталкиваясь от своего режиссерско-педагогического замысла, провоцирует аудиторию к столкновению с экстремальной ситуацией. -В-третьих, урок-спектакль должен иметь законченное режиссерское действие, иметь цепь событий от исходного до главного; педагогическое действие его должно развиваться импровизационно.

Необходимо подчеркнуть, что процесс соимпровизации может возникнуть целенаправленно и быть продуктивным только в творческом периоде реализации замысла. Однако от момента замысла урока до его реализации – “дистанция огромного размера”.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!