Афиша из фильма-оперы «Порги и Бесс»

Музыка 8 класс 10.01

Тема «Музыканты — извечные маги. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс»»

«Музыканты - извечные маги»

Вы уже не раз встречались в учебнике с понятиями «традиции» и «новаторство». Традиция (от лат. traditio — передача) и новаторство (от лат. novatio — обновление и изменение) — это два полюса, между которыми рождается искусство любой эпохи.

Традиция — это память культуры, присутствие прошлого в настоящем, которое проявляется в преемственности. Любое художественное произведение несёт в себе нечто новое, исключительное, опираясь на известные закономерности. Современное искусство развивается во взаимодействии с художественным наследием, непреходящими ценностями прошлого, имеющими общечеловеческую значимость. Культура всегда помнит и хранит то, что нужно современности, но «помнит» в преобразованном виде. Новаторство опирается на традицию, требуя бережного отношения к художественному наследию.

Так композиторы, разворачивая перед нами художественную картину мира, утверждают непреходящую ценность таких человеческих качеств, как верность, любовь, преданность. Это традиционные основы человеческой жизни, которым следовали многие поколения людей. Композиторы переосмысливают вечные проблемы искусства, создают новую художественную действительность. Она проявляется в многообразии созданных произведений, своеобразии их интонационно-мелодической основы, в гармонии ритмических построений, формы и пр. Элементарные частицы музыки (звуки, их длительности, высота, тембр, динамика), из которых складываются произведения композиторов, одни и те же. Но подходы к применению, использованию музыкально-выразительных средств различны.

Убедительными примерами синтеза традиций и новаторства могут служить оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Юнона и Авось» А. Рыбникова, «Преступление и наказание» Э. Артемьева, балет «Камен-сюита» Р. Щедрина, «Фрески Софии Киевской» В. Кикты и «Фрески Дионисия» Р. Щедрина, «Симфония №7» («Ленинградская») Д. Шостаковича и многое другое. Эти произведения опираются на глубокие традиции классической музыки и вместе с тем используют достижения современного музыкального языка.

По способам изложения, музыкальному языку, особенностям музыкальной формы мы узнаем почерк композитора, его индивидуальность, стиль, то неповторимое «я», которое отличает его от других композиторов, выявляет новаторство его творчества.

Опера «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера

Спустя почти сто лет после создания в России М. Глинкой подлинно народной драмы — оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») — Джордж Гершвин написал оперу «Порги и Бесс», первую американскую национальную оперу.

Композитор сделал героями своей оперы жителей маленького афроамериканского посёлка. Он несколько месяцев провёл среди беднейшего населения, живя с ним одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. По замыслу композитора все роли в этой опере должны были играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. В пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард «Порги» (Порги — имя главного героя), по которой написана опера, Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого посёлка миру людей, развращённых страстью к наживе.

Обложка грампластинки

Главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта. Это Порги — бедный калека и Спортинг Лайф — торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины — Бесс, в которую влюблены. В финале оперы она всё-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках «шикарной» жизни. Однако последняя песня, в которой Порги поёт о том, что он собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.

Большую роль в опере играет хор, олицетворяющий народ. Он активно участвует во всех событиях, эмоционально откликается на них — страдает, радуется, смеётся, тоскует. Хоры звучат в самых важных моментах действия — в сцене пикника, в картине бури, в финале. Хоровые реплики вплетаются и в сольные номера — «Колыбельную Клары», песенку Спортинг Лайфа.

Афиша из фильма-оперы «Порги и Бесс»

Опера начинается коротким оркестровым вступлением, очень живым, горячим (англ. — hot), полным ярких красок и острых, волнующих ритмов. Вслед за оркестром звучит фортепианный фрагмент с синкопированным ритмом, характерным для негритянского блюза. Хор подхватывает основной мотив вступления, и из него словно вырастает «Колыбельная Клары» («Summertime» — летнее время), в которой также присутствуют черты блюза, придающие ей одновременно и меланхолический, и чувственный характер.

Просмотреть видео

https://youtu.be/BzbFfks8o3U

https://vk.com/video85348461_456240285


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!