Константин Дмитриевич Бальмонт



Восьмое декабря

Классная работа

Праздники русского мира

Внимательно прочитайте теоретический материал

ПАСХА.

Из первых уст

► Отчего же одному русскому ещё кажется, что праздник этот празднуется, как следует, и празднуется так в одной его земле? Мечта ли это? Но зачем же эта мечта не приходит ни к кому другому, кроме русского? Что значит в самом деле, что самый праздник исчез, а видимые признаки его так ясно носятся по лицу земли нашей: раздаются слова: «Христос воскрес!» — и поцелуй, и всякий раз так же торжественно выступает святая полночь, и гулы всезвонных колоколов гулят и гудут по всей земле, точно как бы будят нас?
Н. В. Гоголь

На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели… К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своём благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, — ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею.
И. А. Бунин. Жизнь Арсеньева

Среди праздников русского православного и всего христианского мира особое значение имеет Пасха, или Светлое Христово Воскресение. В Русской Православной Церкви Пасху называют «праздником праздников», «торжеством из торжеств». Если у западных христиан главным событием года принято считать Рождество Христово, то для православных христиан таким событием является именно Пасха. В Светлое Христово Воскресение празднуется завершение земного пути Спасителя, искупившего своей смертью на кресте людские грехи и воскресшего из мёртвых.

Библейские события, связанные с Пасхой, одновременно трагические и радостные, нашли живой отклик в русской литературе. Хотя отношение к православию среди представителей разных общественных групп уже в XIX и начале XX века могло быть самым разным, пасхальные образы, мотивы, сюжеты, эпизоды можно найти в произведениях всех известных русских писателей н поэтов, художников и композиторов. Историк литературы Р. В. Плетнёв объяснял естественную связь между христианской культурой и художественным творчеством следующим образом: «Библия и, главным образом, Евангелие, властно вторгаясь в душу человеческую или тихо и незаметно просачиваясь в тёмную глубь сердца, задерживалось, отпечатывалось и в памяти. Сознательно и подсознательно писатель пользовался его мыслию, цитатой, а иногда даже отдельными словами».

Важную мысль о связи Пасхи с национальным характером русского народа выразил Н. В. Гоголь: «Не умрёт из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено Самим Христом. Разнесётся звонкими струнами поэтов, развозвестится благоухающими устами святителей, вспыхнет померкнувшее — праздник Светлого Воскресения воспразднуется, как следует, прежде у нас, чем у других народов!»

Почти у всех русских поэтов есть пасхальные стихотворения, в которых авторы обращались к последним событиям земной жизни Христа, к сюжетам и образам четырёх Евангелий. Глубокое духовное значение этого христианского праздника определяло и темы, которые поднимались в произведениях, посвящённых Пасхе. Поэты рассуждали о вечных вопросах: о личном спасении человека в вере, добре и любви, о гибели души в грехе и зле. Так, в 1850 году, в период общественных дискуссий об упразднении крепостного права, широкую известность получила пасхальная песня А. С. Хомякова «Кремлёвская заутреня на Пасху», в которой поэт обратился к своим современникам с вопросом: действительно ли помнят они, приходя на пасхальную службу, христианские заповеди о любви к ближнему, о милосердии к страждущим, о том, что «слово — братья — всех слов земных дороже и святей»?

С середины XIX века в русской литературе большую популярность получили пасхальные рассказы, которые перед праздником печатались в журналах и газетах. Такие рассказы создавали многие выдающиеся писатели: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, А. И. Куприн, И. А. Бунин и многие другие. Жанр пасхального рассказа отличают два основных признака: его сюжет привязан к Пасхе или другому празднику пасхального цикла; рассказ носит назидательный характер, напоминает читателю евангельские истины, учит добру и истинному милосердию.

Обычно в пасхальном рассказе герой проходит некое духовна испытание, после чего происходит его нравственное перерождение, воскрешение души. Но в рассказе А. П. Чехова «Казак» главный герой не выдержал такого испытания, потерял душевный покой и разрушил семейное благополучие.

В наши дни традиции Пасхи свято хранятся, праздничные пасхальные службы можно увидеть по центральным каналам телевидения. После периода забвения возвращается к читателям и пасхальная словесность, в том числе произведения русских писателей, оказавшихся в эмиграции после революции 1917 года. На сайтах, публикующих православную литературу, есть подборки пасхальных стихотворений и рассказов, поздравлений в стихах по случаю праздника, которые в последнее время принято посылать своим близким по электронным каналам связи. Вам предстоит подумать, что наш современник может почерпнуть этого литературного наследия, насколько ему важны и интересны темы и сюжеты произведений, с которыми вы познакомитесь в этом разделе.

Пасхальный цикл состоит из Покаянного и Праздничного периодов. Покаянный период, предшествующий Пасхе, состоит из: 1) подготовительных недель (седмиц) к Великому посту; 2) сорокадневного Великого поста; 3) Страстной седмицы (Страстной недели). Праздничный период включает в себя: 1) День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу; 2) последующие шесть недель до Троицы; 3) одну неделю после Троицы (Неделя Всех святых).

Равноденствие — это астрономическое явление, во время которого Солнце находится прямо над экватором и его лучи касаются обоих полюсов. В дни равноденствия оба полушария освещены одинаково. Солнце восходит почти точно на востоке и заходит почти точно на западе. Равноденствие мы наблюдаем два раза в год — в марте и сентябре, отсюда и названия — весеннее и осеннее равноденствие. Древние славяне считали, что в день весеннего равноденствия природа просыпается от зимнего сна, а свет наконец-то побеждает тьму.

Ответьте на вопросы устно.

1. Вспомните библейскую основу Пасхи. Почему этот день являете? великим Христовым праздником?

2. В чём заключается значение праздника Пасхи для православны» верующих? Каковы традиции его празднования в России?

3. Каково отношение Н. В. Гоголя к празднику Пасхи? В чём о-видел его смысл для русского общества?

 

Константин Дмитриевич Бальмонт

Литературные имена России

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — поэт-символист, переводчик, один из самых известных представителей русской поэзии конца XIX — начала XX века. Бальмонт был широко образованным, увлекающимся человеком: он много путешествовал, изучал историю России, естественные науки, народное творчество, знал 16 иностранных языков.

Лучшие стихи поэта посвящены природе, искусству, любви, темам жизни и смерти, добра и зла. Бальмонт считал, что человек является частью природы, через которую он приобщён к Вселенной и её Творцу. В одном из своих стихотворений Бальмонт писал: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце». На отпевании Бальмонта священник отец Димитрий сказал: «Он, как птица, взлетел на крыльях творчества. Ещё и ещё. Всё выше и выше. Он горел в творчестве, в нём искал Красоту, в нём искал Правду. И главное в нём искал неустанно, всегда, везде и во всём, — дорогу к Солнцу». ◄

Из первых уст
► Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нём вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчётные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры.
К. Д. Бальмонт

Прочитайте стихотворение К. Д. Бальмонта «Благовещенье в Москве». Какую роль играет в нём образ Солнца? Почему автора часто называют «солнечным поэтом»?

«Благовещенье в Москве»

Работаем со словом.
Благовестие — добрая, радостная весть; возвещение доброй вести.

Из первых уст
► Я был в нашей церкви и думал о тебе. Я люблю службу Вербной Субботы и фигуры молящихся с ветками вербы в руках. Если бы такого элемента было больше в христианском богослужении, я более чувствовал бы себя христианином. Я хочу в молитвенности присутствия Солнца, Луны, Звезд, Океана, магии Огня, цветов, музыки. Я всегда молюсь всем существом своим, когда я плыву в Океане, когда я иду по взморью. Я люблю, когда тёмный русский мужик произносит слово «Христос», — я чувствую тогда благое веяние духа, побеждающее могуче и сладостно века и пространства.
К. Д. Бальмонт. Из письма жене Е. А Андреевой-Бальмонт ◄


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!