Разучивание русской народной песни по предмету «Хор»



Разучивание русской народной песни имеет свои специфические особенности. Необходимо провести предварительную беседу, которая готовит ребят к восприятию данного произведения. Обращение к музыкальному фольклору в условиях современной школы требует особой осторожности, поскольку возникают неизбежные трудности в устной форме бытования, его связи с жизнью.

Педагог должен обладать знанием контекста того или иного фольклорного музыкального произведения, без которого произведение будет лишено смысла и непонятно ученикам. Например, при изучении песни «Веснянка» необходимо объяснить, что песня оказывается нелепой вне обряда закликания весны, к которому она была приурочена. Обязательно нужно рассказать о том, что это за праздник, какую роль он играл в жизни крестьян, как важен он был для них, как ждали прихода весны после суровой зимы.

Основной способ передачи народного творчества – из уст в уста. И русские народные песни не являются исключением. Они отличаются ярким, образным литературным языком, но в этих песнях часто встречаются слова, не использующиеся в современной лексике, поэтому нужно объяснить детям смысл этих слов.

Мелодия этой песни в общем не сложная, но специфическими для веснянки являются квартовый и октавный мелодические ходы (гуканье). Особая работа должна быть проведена над звукообразованием (так называемая «народная» манера пения). Звук должен быть звонким, полётным, не плоским. Для достижения нужного результата можно применять следующие приёмы: делать определённые вокальные упражнения, дать послушать песню в записи фольклорных ансамблей, пользоваться собственным показом.

Преподаватель должен подготовить ребят к исполнению. И только потом приступить к непосредственному разучиванию песни.

Ход занятия.

Ребята! Зима кончается, день с ночью меряется, равняется, приходит день весеннего равноденствия. А вы знаете, что такое равноденствие?

Красно солнышко зовёт людей из домов Весну встречать:

Лето, лето, поди сюда!

А ты, зима ступай за моря!

Надоело нам надоскучилось,

Эх, рученьки приморозило,

Все суставчики перезнобило!

Метель глазки повыхлёстывала!

Спросить у детей, какие слова сейчас не используются или используются редко в нашем лексиконе. Объяснить непонятные слова.

На этом уроке мы будем разучивать русскую народную песню, которую исполняли на Руси перед приходом весны. Впрочем, весну на Руси не встречают, а кликают, гукают, закликают, заклинают.

Нам Весну гукать,

Зиму провожать.

Гу-гу-гу!

С песнями, цветами,

С ливнями, журавлями,

Гу-гу-гу!

Испокон веков закликают Весну, чтобы пришла она с цветами и плодами, щедрыми дарами, богатым урожаем. Нет в календаре чёткого дня, когда надо Весну закликать, но природа сама подсказывает: верба зацветает, с крыш капать начинает, снег превращается в журчащие ручейки, на земле появляются проталинки.

Хозяйки пекут из ржаного или любого другого теста пичуг: жаворонков и грачей, внутрь закладывают конопляное или льняное семя, сверху обмазывает мёдом. Потом дети бегают по улицам с испеченными птицами и кричат: «Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела».

В конце занятия можно пойти закликать Весну (заранее приготовить печеньица «жаворонки»). Закличка Весны доставляет огромное удовольствие ребятам.

В качестве эксперимента, рекомендуется отойти от основной программы по предмету музыка и добавлять на уроках элементы фольклора (песенный, инструментальный, устный фольклор, а также прикладное искусство). Работая над обновлением содержания преподавания уроков музыки, принципы построения уроков остались те же:

- связь с жизнью;

- тематического построения;

- целостности урока;

- сходства и различия;

- интереса и увлечённости;

Методы на уроке музыки вытекают из звучащей музыки и эмоционального состояния ученика. Это:

- проблемная ситуация;

- метод ретроспективы («забег» вперёд и «возвращение» к пройденному).

- музыкальное обобщение;

- музыкальная драматургия;

- размышления о музыке;

Каждый метод может реализовываться через «палитру» приёмов:

интонирование поэтического текста разных стилей, изображение музыки цветом, линией, движением и т.д.

Поэтому обновление содержания уроков музыки не меняет основных положений педагогических принципов и методов обучения. Напротив, на основном музыкальном материале происходит:

 

- обогащение музыкально-слухового опыта учащихся в целом;

- разнообразие видов деятельности на уроке (исполнение, слушание, игра

на музыкальных инструментах, творчество учащихся, музыкально-

ритмические движения);

- целенаправленное накопление интонационного опыта и др.

Обновление содержания школьного предмета «музыка» проводится в следующих направлениях:

1. Введение в уроки музыкального фольклора.

2. Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий и игр.

3.Обновление песенного материала.

Неоспоримо положительное влияние фольклора на ребят младшего школьного возраста.

Ребята заинтересовались традициями и историей своего народа. Познакомились с песенным, музыкальным, прикладным творчеством.

Система занятий должна быть построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков и организована в игровой форме, что наиболее эффективно и естественно при обучении детей, и соответствует современным представлениям о детской психологии.

Фольклору нельзя научить, к нему можно лишь приобщить, т.е. ввести в его пространство, сделав его общим для каждого входящего, но не гостем, а естественным продолжением, частью.

 

 

Литература

 

1. Аникин В.П. Русские народные песни. – М., «Детская литература», 1972.

2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский

фольклор. – М., 1957.

3. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество – Л.: Просвещение,

1983.

4. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. – Л., «Искусство», 1981.

5. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. – Калининградское

книжное издательство, 1993.

6. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. – М.: «Вече», 2001.

7. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. – Иркутск, 1930.

8. Виноградов Г.С. Страна детей. – СПб., «Историческое наследие», 1999.

9. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: «Молодая гвардия», 1991.

10. Давлетов К.С. Фольклор, как вид искусства. – М., Наука, 1966.

11. Детские частушки, шутки, прибаутки./ Сост. Бахметьева Т.И. –

Ярославль, «Академия развития», 2000.

12. Забылин М. Русский народ. – М.: «ЭКСМО» 2003.

13. Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994.

14. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М ., 1987.

15. Методика музыкального воспитания в школе./ Дмитриева Л.Г.,

Черноиваненко Н.М. – М., «Просвещение» ,1989. 3. Шаповалова Г.Г. 19.

16. Музыкальное воспитание в школе.// Сост. Апраксина О.Н. – СПб,

«Музгиз», 1963.

17. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество. – М.,

Советский композитор, 1988.

18. Народное музыкальное творчество./ Отв. редактор Пашина О.А. – СПб.,

«Композитор», 2005.

19.Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М.: «Бета-Сервис»,

1998

20. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие

музыки. / Сост. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980.

21. Русская обрядовая поэзия./ Сост. Шаповалова Г.Г., Лаврентьева Л.С. –

СПб., 1998.

22. Русский свадебный обряд. / Сост. Уланова Л.С. – М.: «Творческий центр

Сфера», 2002.

23. Сборник загадок. / Сост. Карпенко. М.Т. – М.: «Просвещение», 1988.

24. Традиции. Обычаи. Обряды. / Сост. Жук. Л.И. – Минск:

«Красико-Принт», 2004.

25. Тропа на криницы./ Сост. Резунков А.Г. – СПб, 1998.

26. У наших ворот всегда хоровод. / Сост. Иванова А.А., Станченко М.Г.,

Шишова Т.А. – СПб., 1993.

27. Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2000.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!