Противоречия свойственны также и развитию познания.

ВОПРОС IV. Диалектика

Тема. Диалектика (учение о развитии).

Лекция.

Вопросы лекции

1. Диалектика, как учение об универсальных связях, изменениях и развитии.

2. . Основные принципы диалектики.

4. Категории диалектики.

5. Общее понятие законов диалектики.

6. Законы диалектики

 

Конспект лекции

Вопрос 1. Диалектика, как учение об универсальных связях,

изменениях и развитии.

Понятие «диалектика» (от греч. искусство вести беседу, спор, рассуждать) в Древней Греции обозначало искусство вскрывать противоречия в суждениях собеседника.

В настоящее время понятие диалектика – это учение о самых общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творческого мышления.

Диалектика дает ключ к пониманию наиболее общего характера этих связей, учит выделению решающих, определяющих, детерминирующих связей и взаимозависимостей внутри системы и между ними. Г. Лейбниц еще в XVII веке утверждал, что Вселенная есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом далеком расстоянии.

Главная проблема диалектики – что такое развитие? В отличие от движения, понимаемого как изменения вообще, развитие – есть процесс, для которого характерно два отличительных признака:

Принято выделять три типа развития.

1. Прогресс (от лат. движение вперед) – направление развития сложных систем, характеризуется переходом от низших, менее совершенных форм, к более высоким, совершенным.

2. Регресс (от лат. возвращение) – процесс обратной направленности. Однако, следует иметь в виду, что каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, так как он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития в других направлениях.

3. Одноплоскостное развитие – переход объекта из качественного состояния, одной степени сложности, в другое качественное состояние, той же степени сложности.

 

Суть принципа развития материи заключается в том, что это есть бесконечное движение по восходящей спирали. Оно противоречиво, включает в себя отступления, возвращения назад, однако, в целом это движение от простых форм к формам более сложным, от систем примитивных к высокоорганизованным.

Вопрос 3. Основные принципы диалектики. Термин «принцип» (от лат. principium –начало, основа) обозначает основное исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Говоря о принципах диалектики, имеется в виду, основополагающие установки при исследовании мироздания.

Основными принципами диалектики являются:  принцип всеобщей связи;  принцип развития;  принцип системности;  принцип причинности;  принцип историзма. Два первых принципа детально были рассмотрены в первом вопросе лекции.

В последнее время все больше обращается внимание на способность материальных систем к самоорганизации.

Сформировалась новая научная дисциплина - синергетика.

Синергетика (гр. – содействие, сотрудничество) исследует закономерности явления самоорганизации, которые проявляются во всех материальных системах – живой и неживой материи.

Общепризнано, что существует три основных закона диалектики, причем каждый из них раскрывает ту или иную его грань.

1) Закон единства и борьбы противоположностей показывает источник развития. Суть закона заключается в том, что он объясняет развитие как самодвижение и саморазвитие.

Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие?

2) Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как, в какой форме происходит переход от одного качества к другому? Закон перехода количественных изменения в качественные ориентирует на понимание мира как сложного, многокачественного, в неразрывной связи количественных и качественных характеристик, в котором мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь на какой-то ступени нарушают меру предмета, явления и вызывают коренные, качественные изменения. 

3) Закон отрицания отрицания показывает направление развития. Он отвечает на вопрос: куда направлено развитие?

Закон отрицания отрицания (диалектическое отрицание) тесно связан с другими законами диалектики. Однако, он имеет свои особенности.

Итак, закон отрицания отрицания вскрывает диалектику связи нового со старым, которая проявляется в следующем:

1) указывается направленность развития;

2) преемственность (невозможность возникновения нового изолировано от старого);

3) поступательность;

4) повторяемость (но на более высоком уровне);

5) необратимость;

6) неодолимость нового в развитии.

Слово «диалектика» пришло к нам из древнегреческой фило­софии. Его впервые ввел в философию Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо разработать искусство спора (диалектике техне). Этот подход был воспринят и развит Платоном, который разрабатывал технику расчленения и связы­вания понятий, приводящую к их полному определению. Аристо­тель называл диалектиком Зенона Элейского, так как тот анали­зировал противоречия, возникавшие при попытке мыслить мно­жественность и движение. Анализ высших родов бытия приво­дил к выводу, что бытие обладает противоречивыми определе­ниями, поскольку оно едино и множественно, покоится и дви­жется и т.д. Таким образом для античной философии проблема противоречивости бытия сделалась одной из главных, а обсуж­дение и решение этой проблемы стало главной задачей диалек­тики.

Но в дальнейшем, в средневековой философии, диалектику стали истолковывать как формальное искусство спора, как логи­ку, определяющую лишь технику использования понятий. Само бытие было лишено диалектического статуса. Проблема проти­воречия, как и в целом проблема развития, были вытеснены из философии. Этот период в философии характеризуется как пе­риод господства метафизического (в смысле недиалектического, антидиалектического) метода.

Восстановление диалектики, ее обогащение и развитие про­исходило особенно интенсивно в немецкой классической фило­софии, главным образом в философии Гегеля. Для Гегеля фило­софия —это способ самопознания сущности мира, а таковой Гегель провозглашал саморазвивающуюся идею. Поэтому задачу философии Гегель видел в том, чтобы изобразить процесс само­развития идеи. Но в этом случае на первое место выдвигается вопрос о методе философии. Философия, говорил Гегель, не должна заимствовать свой метод у других наук, в частности и у математики. А такие попытки, как известно, предпринимались философами, например, Спинозой. Метод философии должен выразить свой собственный предмет. А раз таковым является идея, то метод выступает как осознанный способ выражения саморазвития идеи. Гегель утверждал, что само содержание философии должно двигать себя вперед по мере развития этого содержания. Это и есть диалектика. Никакого другого способа описания самодвижения идеи нет и быть не может, поскольку диалектично, т.е. внутренне противоречиво и взаимосвязано само развитие идеи. Характеризуя философию, Гегель выдвигает принцип, который в современной терминологии может быть обозначен как принцип системности.

Для Гегеля философия есть наука о мышлении, но не как наука о внешней форме мысли, не как старая формальная логика, а как содержательная наука, содержательная диалекти­ческая логика.

Развертыванию системы категорий Гегель предпосылает рас­суждения о прежних философских системах, выявляя их досто­инства и ограниченность и, что важно для нас сейчас, рассужде­ния о возможностях рассудка сравнительно с более высокой формой мышления, которой Гегель полагает разум. Рассудок необходим как в теоретической, так и в практической деятель­ности. Это очевидно. Однако нельзя останавливаться на нем, ограничиваться свойственными рассудку формами мысли. Необ­ходимо подняться, возвыситься до диалектики, которая преодо­левает конечные определения рассудка. Диалектика, говорит Гегель, представляет собою подлинную природу определений рассудка, вещей и конечного вообще. Диалектика есть имма­нентный переход одного определения в другое, в котором обна­руживается, что эти определения рассудка односторонни и огра­ничены, т.е. содержат отрицание самих себя. Сущность всего конечного состоит в том, что оно само себя снимает. Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного разверты­вания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходи­мость.

Это относится уже к первой категории, к исходному понятию всей гегелевской философии, к понятию «бытие». Бытие, по­скольку оно первое, исходное понятие, поскольку оно начало, не может быть ничем опосредовано и поэтому не имеет никаких определений. Это чистое бытие есть чистая абстракция, и поэто­му оно, как абсолютно-отрицательное, есть ничто. Итак, в первой категории системы Гегель выявляет первое противоречие: бытие есть ничто. Бытие и ничто (небытие) выступают как всеобщие характеристики абсолюта, и Гегель, обращаясь к истории фило­софии, оправдывает как Перменида, утверждавшего что есть | лишь бытие, так и буддистов, для которых абсолют есть ничто. Противоположность бытия и ничто, равно как и тождество этих категорий, могут быть преодолены только на пути движения самих категорий. Поэтому Гегель вводит понятия, которые долж­ны помочь движению мысли. Одним из таких понятий является понятие «становление». Становление — одна из важнейших, если можно так выразиться, сквозных категорий гегелевской системы. Внутренне противоречивое единство категорий, как, например, бытия и ничто, приводит к становлению новых, более богатых конкретным содержанием категорий. Результат станов­ления представляет собою наличное бытие. Итак, от абсолютно­го, неопределенного, пустого бытия Гегель переходит к бытию с некоторой определенностью. Но определенность бытия есть ка­чество. Так порождается следующая категория гегелевской сис­темы.

Здесь, по-видимому, следует сказать об особенностях фило­софских категорий. Первая состоит в том, что каждая из них служит и для характеристики явлений природы, и для характе­ристики общества, и для характеристики явлений духовной жизни и процесса познания. Поэтому определения философских категорий носят заведомо общий, абстрактный характер. Содер­жание философских категорий несводимо к той или иной облас­ти бытия, и тем более несводимо к конкретному примеру, хотя в содержании этих категорий находит свое отражение любая конкретная область.

Другая особенность философских категорий состоит в том, что их определенность выявляется только в общей философской системе, в которой эти категории употребляются. Так, например, У Аристотеля категории определяются как характеристики суще­го, а у Канта как внутренне присущие рассудку формы упорядо­чения данных опыта. У Гегеля в рассматриваемом нами случае категория качества и следующие за ней категории количества и меры определяются только через уже имеющуюся категорию бытия. Качество, пишет Гегель, есть в первую очередь тождест­венная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него опреде­ленность. Так, например, дом останется тем, что он есть, будет ли он больше или меньше.

Третья ступень бытия — мера — сть единство первых двух, качественное количество. Все вещи имеют свою меру, т.е. коли­чественно определены, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики; но вместе с тем эта безразличность имеет также свой предел, при переходе которого, при дальней­шем увеличении или уменьшении вещи перестают быть тем, чем они были. Мера служит отправным пунктом перехода ко второй главной сфере идеи, к сущности. Мы не будем далее рассматри­вать построение Гегелем всей системы категорий. Само развер­тывание этих категорий весьма формально и зачастую произ­вольно. Однако следует заметить, что Гегель широко использо­вал достижения философии в анализе категорий. Поэтому для своего времени он представил наиболее глубокое и развитое учение о диалектике.

Наследником гегелевской диалектики как учения о взаимо­связи и развитии, стал диалектический материализм. Диалекти­ка Гегеля получила очень высокую оценку Маркса и Энгельса. Эта оценка основывалась не только на содержании учения Гегеля, но и на учете тех следствий, которые вытекали из диалектики, хотя сам Гегель не выводил этих следствий. Истин­ное значение и революционный характер гегелевской филосо­фии, писал Энгельс, состояло в том, что она раз и навсегда разделалась со всяким представлением об окончательном харак­тере результатов человеческого мышления и действия. Истина уже не представлялась в виде системы догматических положе­ний, которые оставалось только зазубрить; истина теперь заклю­чалась в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки.

Так обстоит дело не только в познании, не только в филосо­фии, но и в области практического действия. История не может получить своего завершения в каком-то совершенном состоянии человечества. «Совершенное общество», «совершенное государ­ство» —это вещи, которые могут существовать только в фанта­зии. Каждая ступень в прогрессивном развитии человеческого общества необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Но она становится непрочной и лишается своего оправдания перед лицом новых условий, постепенно развившихся в ее собственных недрах.

Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и унич­тожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. И сама она является лишь отражением этого процесса в мыслящем мозгу. Восприняв диалектику Гегеля, диалектический материа­лизм унаследовал систему категорий, свойственных гегелевской философии. Однако содержание этих категорий претерпело ко­ренные изменения. Дело в том, что если для Гегеля система категорий выражала взаимоотношения, складывавшиеся в про­цессе саморазвития идеи, то для диалектического материализма категории являются средством для выражения процессов разви­тия, протекающих в разных областях материального и духовного мира. Для Гегеля идея —т ворец всего сущего. Для диалектичес­кого материализма идея — форма осознания человеком окружа­ющего его мира и его собственного бытия в этом мире. Поэтому в диалектическом материализме обозначается проблема соотно­шения диалектики объективной и диалектики субъективной.

Объективная диалектика — это диалектика природы и мате­риальных общественных отношений. Субъективная диалекти­ка — это диалектика процесса познания и мышления людей. При этом субъективна она лишь по форме. Возникает вопрос, какая диалектика первична: диалектика субъективная или диа­лектика объективная. Этот вопрос не возникал у Гегеля, т.к. он исходил из принципа тождества бытия и мышления. Для мате­риализма, разумеется, первичной признается объективная диа­лектика мира, а субъективная диалектика деятельности созна­ния выступает как вторичное, как форма отражения мира, соответствующая своему объекту. Поэтому часто, когда говорят о диалектике, без особых оговорок рассуждают об объективной и субъективной диалектике как об одном и том же, что в какой-то мере оправданно. Однако лишь до тех пор, пока само мышление, сам процесс познания не становится предметом специального исследования.

Рассматривая вопрос о происхождении законов диалектики, Энгельс отмечал, что эти законы абстрагируются из истории природы и общества, ибо сами эти законы суть не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также законы мышления. Эти законы, говорил Энгельс, по сути дела сводятся к трем законам:

закон перехода количества в качество и обратно;

закон взаимного проникновения противоположностей;

закон отрицания отрицания.

Ошибка Гегеля заключалась в том, что он не выводил эти законы из природы и истории, а навязывал их природе и истории как законы мышления. Отсюда вытекает вся вымученная и часто нелепая конструкция: мир —хочет он того или нет —должен сообразовываться с логической системой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления.

В дальнейшем были предприняты попытки систематизировать законы и категории диалектики, иллюстрируя их данными раз­вития науки и исторической практики.

Философия как интеллектуально-методологическая основа мировоззрения не может оставаться без внимания со стороны политических сил и политиков. И это в определенных условиях накладывает свой отпечаток на трактовку фундаментальных философских проблем. Так, в 1938году вышла в свет книга «История ВКП(б)», где был специальный раздел, называвшийся «О диалектическом материализме». В этом разделе были упомя­нуты только принципы взаимной связи и развития и два закона диалектики. А о законе отрицания отрицания ничего не было сказано, равно как и о многих категориях, характеризующих процессы взаимосвязи и развития. В результате из работ совет­ских философов и из учебников эти части теории диалектики просто были исключены.

Только после смерти Сталина учение о диалектике было возрождено в том виде, в каком оно существовало раньше. Многие категории были осмыслены заново с учетом развития естествознания и на основе анализа исторического развития общества. Однако в общем и целом категориальный аппарат диалектики оставался прежним. Диалектика была представлена в следующем виде:

I. Принципы диалектики:

1)Принцип всеобщей взаимной связи.

2)Принцип развития через противоречия.

II. Основные законы диалектики:

1)Закон перехода количественных изменений в качествен­ные.

2)Закон единства и борьбы противоположностей.

3)Закон отрицания отрицания.

III. Категории (неосновные законы) диалектики:

1)Сущность и явление.

2)Единичное, особенное, всеобщее.

3)Форма и содержание.

4)Причина и следствие.

5)Необходимость и случайность.

6)Возможность и действительность.

Разумеется, все части этой системы взаимосвязаны, проника­ют друг в друга, предполагают друг друга. Принципы реализуют­ся в законах и категориях, но и законы, оказывается, входят в содержание категорий, когда предметы и явления рассматрива­ются не как постоянно существующие, а как возникающие, развивающиеся, изменяющиеся и преходящие.

Основные законы диалектики, с одной стороны, характеризу­ют процесс развития, в ходе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития. Таким образом, формирующиеся в системе противоречия высту­пают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные — как форма этого процесса.

С другой стороны, баланс противоположных сил или процес­сов может выступать условием стабильного существования и функционирования объектов. Например, взаимодействие поло­жительно заряженного ядра и отрицательно заряженных элек­тронов обеспечивает стабильность атомов, баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе животных и человека, обеспечивает нормальное функционирование организ­ма. А нарушение баланса противоположных сил, например рост противоречий между классами, приводил, как мы знаем из истории общества, к революции и гражданским войнам. На наших глазах обострение внутренних противоречий в СССР привело к распаду огромного государства, что в свою очередь породило разнообразные противоречивые процессы, обусловив­шие экономический, политический и социальный кризисы в обществе, осложняемые обострившимися межнациональными противоречиями.

Многообразие видов взаимодействия, в том числе и противо­речивых, побуждало к разработке классификации противоречий. Во-первых, были выделены внутренние противоречия, ибо имен­но они в значительной мере определяют процесс саморазвития объектов, а также противоположные им по смыслу внешние противоречия. Во-вторых, выделены антагонистические (непри­миримые, неразрешимые внутри данной системы) противоречия и неантагонистические. Но границы между этими понятиями • весьма условны. Так, грузино-абхазские противоречия являются внутренними для государства Грузия, если их рассматривать с позиций других государств, например, России, Азербайджана или Армении. Но с точки зрения Абхазии, считающей себя самостоятельным национально-государственным образованием, ее отношения и противоречия с Грузией могут рассматриваться как внешние.

Война, как наиболее острая форма социального конфликта, может быть оценена как проявление антагонистических проти­воречий. Неантагонистические же противоречия разрешимы в той системе, в которой они возникают, и могут быть сняты путем согласования интересов тех или иных социальных сил, заключе­ния компромиссов между ними и т. п.

Наличие тех или иных противоречий отнюдь не избавляет от необходимости анализа конкретных ситуаций. В то же время знакомство с философскими категориями позволяет сам этот анализ вести более глубоко, т.к. многообразие категорий в философской системе свидетельствует о многообразии средств умственного анализа реальности.

Противоречия свойственны также и развитию познания.

О некоторых из них уже говорилось выше. Так, например, речь шла о противоречии, которое возникло между принятой в физике системой взглядов на взаимодействие электрически заряженных частиц и результатами опытов Резерфорда, когда оказалось, что отрицательно заряженные электроны находятся на разных рас­стояниях от положительно заряженного ядра, но не падают на него, как это следовало из закона Кулона. Попытки разрешить это противоречие в рамках прежних теоретических представле­ний не увенчались успехом. В результате пришлось пересматри­вать многие устоявшиеся воззрения и создать новую научную дисциплину —квантовую механику. История науки дает много примеров такого рода.

Известно, что Д.И. Менделеев (1834—1907)открыл фунда­ментальный для химии закон, согласно которому свойства хими­ческих элементов находятся в периодической зависимости от их атомных весов. Сам этот закон служит прекрасной иллюстра­цией закона перехода количественных изменений в качествен­ные. Но через некоторое время химики столкнулись с парадок­сальной ситуацией. В группе лантана происходило что-то неве­роятное: четко прослеживалось изменение атомных весов хими­ческих элементов, но при этом не наблюдалось сколько-нибудь существенного изменения их свойств. Парадокс был разрешен при более глубоком исследовании структуры атомов химических элементов, с одной стороны, и за счет уточнения самого перио­дического закона, с другой. Вообще химия является областью науки, где на каждом шагу приходится сталкиваться с действием закона перехода количественных изменений в качественные. Изменение состава атомного ядра на протон и нейтрон и соот­ветствующее изменение внешней оболочки на один электрон приводит к появлению нового химического элемента; изменение на группу СН2 в ряду предельных углеводородов приводит к появлению нового химического вещества.

Закон отрицания отрицания характеризует развитие со сторо­ны изменчивости и в то же время преемственности, что и определяет направление развития. Здесь прежде всего надо отметить, что в диалектике отрицание понимается не как про­стое уничтожение объекта внешними силами, а как самоотрица­ние, составляющее условие развития. Энгельс, говоря об этом законе, приводит пример с ячменем. Огромное количество зерен этой культуры «уничтожается» при приготовлении корма или идет на получение пива. Это недиалектическое отрицание. Но если зерно попадет во влажную теплую землю, то оно само себя отрицает: на месте зерна появляется росток. И если внешние условия будут благоприятными, то, в конечном счете, появятся новые зерна, а старый стебель отомрет. Итак, оказывается, через двойное отрицание мы приходим к исходному пункту (зерно — стебель — зерно). И хотя у Гегеля этот логический закон навязывался всей природе и всей истории, в нем находят свое отражение и выражение те отношения, которые имеют место в действительности. Впрочем, триада, диктуемая логикой, не всег­да является обязательной для развития природы. Могут быть и четырех- и пятизвенные циклы развития, и повторения черт предшествующих ступеней не обязательно будут такими же, как в случае воспроизводства ячменных зерен. Но что без диалекти­ческого отрицания нет развития — это несомненно. И повторе­ние тех или иных форм, особенностей, структур, возникающее в процессе развития вследствие повторного отрицания, также имеет место.

Диалектика преодолевает, включая в себя (снимает — в терминологии Гегеля), два типа представлений о процессе раз­вития. Одно представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого. Другое — в форме кругового движения и утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то. Снятие этих представлений приводит к образу спирали и к утверждению, что в процессе развития отдельные черты, стороны, свойства разви­вающихся объектов утрачиваются навсегда, но другие — повто­ряются на новых витках спирали, на новом уровне развития.

Таковы некоторые характеристики основных законов диалек­тики. Мы не будем здесь рассматривать все названные выше категории диалектики, так как нам бы хотелось уделить внима­ние проблеме развития диалектики в целом. Ведь диалектика как учение о всеобщей взаимной связи и развитии, сама находится в связи с другими частями философии и с другими науками и сама развивается.

Говоря о теории развития, нельзя оставить без внимания работы И.Р. Пригожина(р. 1917),поскольку эти работы позволяют по-новому подойти к традиционным общенаучным и философским проблемам. Илья Романович Пригожий родился в России. Но с десятилетнего возраста жил в Бельгии. Многие годы работал в Брюсселе в центре по исследованию проблем физики и химии, а также сотрудничал с одним из американских университетов. В 1977г. за работу по неравновесной термодина­мике химических процессов удостоен Нобелевской премии. Эти работы, поначалу показавшиеся только специальными, в даль­нейшем получили весьма -широкую интерпретацию общенаучно­го и философского характера. В 1985г. на русском языке издана книга «От существующего к возникающему», в 1986г. вышла в свет написанная им совместно с его сотрудницей И. Стенгерс книга «Порядок из хаоса». В 1989г. журнал «Вопросы филосо­фии» опубликовал статью И. Пригожина «Переоткрытие време­ни», а в 1991-м —статью «Философия нестабильности».

У Пригожина, как отмечают его критики и последователи, парадигма (основополагающая идея) классической науки сменя­ется принципиально новой парадигмой самоорганизации. Это означает, в частности, что направление времени, а также направ­ление эволюции любой системы не предзадано извне. Оно тво­рится постоянно на уровне элементарных физико-химических процессов. Саморазвитие, согласно Пригожину, —это постоян­но осуществляемый «выбор на молекулярном уровне», где гос­подствует случайность, неустойчивость. Таким образом преодо­левается противоречие между концепциями классической физи­ки с ее признанием принципиальной обратимости процессов и фактом геологической, биологической и социально-исторической необратимой эволюции.

Это позволяет по-новому взглянуть на такие проблемы, как саморазвитие Вселенной, возникновение жизни на Земле, эво­люция человеческой цивилизации. И. Пригожий и И. Стенгерс отмечают, что им очень близка утверждаемая диалектическим материализмом необходимость преодоления противопоставления «человеческой» исторической сферы материальному миру. Наме­тившееся сближение этих двух противоположностей будет уси­ливаться по мере того, как будут создаваться средства описания Внутренне эволюционной Вселенной, неотъемлемой частью кото­рой являемся мы сами.

Пригожий говорит о том, что в настоящее время мы пережи­ваем глубокие изменения в научной концепции природы и в структуре человеческого общества. Эти изменения породили потребность в новых отношениях между человеком и природой так же, как и между человеком и человеком. Старое априорное различие между научными и этическими ценностями более неприемлемо. Человеческое общество —это очень сложная система, способная претерпевать множество бифуркаций, т.е. взрывных изменений, дающих новые, непредсказуемые направ­ления эволюции, что подтверждается множеством культур, сло­жившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории человечества. Мы знаем, пишет Пригожин, что столь сложные системы обладают высокой чувствительностью по отно­шению к флуктуациям, т.е. отклонениям от средних, равновес­ных состояний. Это вселяет в нас одновременно и^надежду и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу потому, что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов. Мы живем в опасном и неопределенном мире, внушающем не чувство слепой уверенности, а лишь чувство умеренной надеж­ды.

Пригожинская парадигма особенно интересна тем, что она акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее харак­терных для современной стадии ускоренных социальных измене­ний: разупорядоченности, неустойчивости, разнообразии, нерав­новесности, нелинейных отношениях, в которых малый сигнал на входе может вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе, и темпоральности —повышенной чувствительности к ходу вре­мени.

Не исключено, что работы Пригожина и его последователей знаменуют очередной этап научной революции. Конечно, катего­риальный аппарат, используемый И.Пригожиным и его школой, это еще не философский категориальный аппарат, однако новые подходы к процессу развития, зародившиеся в неравновесной термодинамике, носят общенаучный и философский характер. Это заставляет философов уточнять и изменять некоторые свои взгляды и понятия.

Со второй половины XIXвека в большей или меньшей связи с диалектикой начинает развиваться то направление в науке, которое в дальнейшем получило название системного подхода. Исследования в области биологии, а также исследование обще­ства как целостной системы, организация армий и военного производства, крупных машинных производств, работающих на общий главный конвейер, наконец, организация сети железных дорог и сопутствующих им систем связи, телефонных сетей — таков далеко не полный перечень научных, социальных и техни­ческих проблем, заставляющих обратить внимание на своеобраз­ные типы объектов, составляющих их элементы и системы взаимосвязи внутри этих объектов.

Система категорий, сложившаяся к началу нашего столетия в философии, оказалась недостаточной для анализа этих явле­ний. Потребовалась разработка новых понятий, которые по уровню общности и функциям в познании приближались к философским категориям. Развивается системный подход как своеобразная методология познания и способ организации прак­тической деятельности. Возникают соответствующие теорети­ческие конструкции, а с середины нашего столетия и многочис­ленные научные исследовательские центры, специально зани­мающиеся системными исследованиями.

В 1954г. австрийский ученый Людвиг фон Берталанфи(1901—1972)организовал международное общество по разра­ботке общей теории систем. Берталанфи начинал свою деятель­ность как биолог-теоретик, разрабатывавший теорию открытых биологических систем. При этом он широко использовал науч­ный аппарат, разработанный в термодинамике и физической химии. В конце 40-х годов он выдвинул программу построения общей теории систем. Одна из задач этой теории состояла в синтезе научного знания посредством выявления изоморфизма (схожести) законов, установленных в разных областях научного исследования как природы, так и общества. Эта программа ставила перед собой по сути те же задачи, которые решались диалектикой как общей теорией взаимосвязи и развития. Однако категориальный аппарат был здесь иной, и к тому же широко использовались достижения таких новых наук, как кибернетика, термодинамика неравновесных процессов, синергетика.

Говоря о построении общей теории систем, Берталанфи отме­чал, что практически использовалось два основных подхода, два метода: 1)эмпирико-интуитивный, когда рассматривались реаль­но существующие, непосредственно наблюдаемые системы, и на основе исследования таких систем делались обобщения, претен­дующие на роль общей теории систем (ОТС); 2)обратный первому, когда, как говорит Берталанфи, начинают с другого конца: рассматривают множество всех мыслимых систем и затем сокращают его до более или менее приемлемых, рациональных пределов. Конечно, возможны комбинации первого и второго подходов. Сам Берталанфи в конце своей жизни главное внима­ние уделял разработке системной концепции человека, личнос­ти.

В нашей стране (если оставить без внимания отдельные работы, типа «Тектологии» А.Богданова) активное развитие сис­темных исследований приходится на 60-е и последующие годы. Сначала это была группа исследователей, работающих в Инсти­туте истории естествознания и техники Академии наук СССР и примыкавших к ним ученых. В 1976году в Москве в Академии наук был создан Институт системных исследований.

Если говорить об идеале в конструировании теории систем, то надо отметить, что этот идеал на новом этапе развития воспроизводит идеал системы логического исчисления, выдвину­тый Лейбницем (см. главу о познании) или по меньшей мере является его аналогом. Вопрос ставится так: нельзя ли создать варианты теории систем, которые обладали бы всеобщностью, т.е. охватывали бы все известные, разнородные предметные области и вместе с тем имели бы структурно-математический характер, тем самым позволяли бы давать алгоритмические предписания (операторы) для предсказания и расчета?

При создании общей теории систем используются методы математики или аналогичные им. Это обстоятельство специально отмечалось математиками, в первую очередь теми, кто изучал большие системы, такие, как общество, народное хозяйство в целом или отрасль производства, популяции и биогеоценозы, а также вычислительные машины. Так, А.А. Ляпунов (1911— 1973)писал, что имеется глубокое родство между аксиоматичес­кими подходами к изучению множеств и системным подходом к изучению больших систем. И там и здесь имеется иерархическая конструкция, с помощью которой вся система объектов, подле­жащих изучению, формируется из некоторых исходных элемен­тов. В обоих случаях имеется некоторый произвол в выборе системы описания изучаемого множества объектов, и результа­ты, которые могут быть получены, относятся не только к самой системе, но и к выбранному способу описания. Характер аксио­матики, который следует выбирать при изучении больших сис­тем, не является абсолютным, а должен диктоваться целью исследования'.

Рассмотрим в качестве примера вариант общей теории систем (ОТС), предлагаемый Ю.А. Урманцевым2. Этот вариант получил высокую оценку специалистов, которые отмечают, что Урманцеву удалось преодолеть структурный парадокс, т.е. его система имеет всеобщий характер, она распространяется на все предметные области, но в то же время она дает возможность переходить к исследованию отдельных из них за счет наложения некоторых ограничений, вытекающих из природы рассматри­ваемых областей.

Основные понятия системы связаны с математическим аппа­ратом и в то же время указывают на атрибутивные свойства материи, имеющие соответственно свою эмпирическую базу. Система строится аксиоматически. В этом случае выбор аксиом играет главную, решающую роль. Для не полностью формализо­ванной общей теории систем Урманцев выбирает пять условий:

1)существование, 2)множество объектов, 3)единое, 4)единст­во, 5)достаточность.

Урманцев специально подчеркивает всеобщий характер вы­бранных им условий, их неспецифичность ни для форм движения материи, ни для типов структурной организации материи; эти условия имеют всеобщий и в этом смысле общефилософский характер.

Заметим, что одним из факторов, способствовавших появле­нию системного анализа и системных теорий, была неудовлетво­ренность категориальным аппаратом философии, не позволяв­шим в достаточной мере выражать и изучать огромное многооб­разие реальных связей, законов, отношений, с которыми имеет дело современная наука.

В 1988г. Урманцев опубликовал работу, содержание и на­правление которой ясны уже из ее заглавия: «Эволюционика, или Общая теория развития систем природы, общества и мыш­ления». Автор анализирует различные теории развития и, как правило, отмечает недостаточное количество связей и отноше­ний, фиксируемых этими теориями, сравнительно с тем, что дает конкретный материал, уже вошедший в обиход научного иссле­дования. Существенный недобор отношений Урманцев обнару­живает в гегелевском законе перехода «количества» в «качество» и обратно. Урманцев считает, что эти учения построены (вопре­ки существующему фактическому материалу) только на 2/8 или, что то же самое, недостроены на 6/8.Аналогичный упрек относится и к закону единства и борьбы противоположностей. Теория систем дает возможность существенно углубить и кон­кретизировать диалектическую концепцию развития. В частнос­ти, наряду с законом системной противоречивости, Урманцев формулирует и другой закон, закон системной непротиворечи­вости развития и изменения. Автор дает количественные оценки отношений противоречия и непротиворечия в системах разных порядков, приходя при этом к выводу о том, что числа отноше­ний противоречия резко уступают числам отношений непротиво­речия. Общий вывод состоит в том, что для любых систем, находящихся в процессе изменения и развития, характерны как отношения противоречия, так и обратные отношения, т.е. отно­шения непротиворечия.

В связи с работами по теории систем, особенно по общей теории систем, непосредственно связанной с философией, возни­кают проблемы, касающиеся социально-психологических аспек­тов распространения и использования теории взаимной связи и развития. Хотя работы по системному анализу ведутся сравни­тельно давно, действует много центров системных исследований и работает самостоятельно много специалистов, все же эти работы пока не стали достоянием массового сознания. Объяс­нить это явление, видимо, возможно сложностью, абстрактнос­тью самих теорий и инерцией общественного сознания, когда предпочитают придерживаться привычных старых взглядов (ко­торых придерживается большинство), чем заниматься усвоением новых.

Завершая главу о диалектике как общей теории взаимосвязи и развития, еще раз отметим, что сама эта теория находится в процессе развития, аккумулируя в себе достижения современной научной мысли. И только в этом процессе она может отвечать своему главному предназначению: быть научной методологией познания и теоретической основой организации практической деятельности людей в различных областях общественной жизни.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!