Сознание и искусственный интеллект. Феномен коммуникации



Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Отличие психики животных от психики человека

Сознание - фундаментальное свойство высокоорганизованной материи которое заключается в активной, творческой способности человека как социального существа отображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов.

Перечислим особенности философского исследования феномена сознания:

· философия выявляет онтологический статус сознания. С этой точки зрения, сознание осуществляется при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция специфического типа взаимоотношения социально развитого человека с миром. Изучаются также формы организации материи, которые предшествуют человеку в процессе ее эволюции;

· в гносеологическом аспекте сознание характеризуется как отражение действительности, возникающее в результате формирования таких телесных органов, как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел - головной мозг;

· сознание есть идеальное, оно проявляется в форме идеальных образов. Эта характеристика основана на противопоставлении сознания как идеального материальному. Дело в том, что образ, создаваемый в голове человека, не сводится ни к самому материальному объекту, находящемуся вне человека, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу;

· сознание есть не только отображение действительности, но и отношение к ней. Этим определяется ценностный и вместе с тем личностный аспект сознания:

· сознание обозначает высший уровень психической активности человека, благодаря ему деятельность человека носит иелеполагаюший и целенаправленный характер;

· философия анализирует и сложнейшие формы самосознания, саморефлексии человека, уникальность и неповторимость переживания человеком своего, отношения к реальности, социуму, другим людям и самому себе;

· философия изучает многоуровневую структуру сознания, включающую в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания. сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

В процессе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает

свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения.               

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений (оставлять внутри себя след от воздействия).

Выделяют: отражение в неживой природе (на уровне механических и физических систем проявляет слабую активность); отражение в живой природе (раздражимость, чувствительность, психика); социальное отражение.

К отличительным признакам сознания человека, отличающим его от психики животных, можно отнести:

· изготовление орудий труда и использование их как средства производства материальных благ;

· целеполагание - свойство сознания человека, заключающееся в способности сознания конструировать в идеальной форме в качестве цели образы продуктов деятельности еще до того, как они будут воплощены в реальности;

· абстрактное (понятийное, языковое) мышление. Животные лишены понятийного мышления,-

· самосознание - способность рефлексивно относиться к продуктам духовной деятельности; выделять себя из окружающего мира; осознавать свое отношение к миру, себя как личность, свои поступки, интересы, мысли, желания.


 

 35. Структура сознания. Социокультурная и творческая природа сознания

Сознание имеет сложную структуру. Уровни сознания:

· чувственно-аффективный,

· ценностно-волевой,

· абстрактно-логическое мышление.

Наиболее древний пласт сознания - чувственно-аффективный уровень. Сюда относятся ощущение, восприятие, представление, различного рода аффекты. Аффект - устоявшиеся сильные самопроизвольные реакции человека на внешние раздражители (страх, ярость, боль, наслаждение). К этому уровню можно отнести и страсти человека, т. е. устоявшиеся влечения человека (любовь, ненависть, обида, зависть). Преимущественно они контролируются разумом.

Следующий уровень - ценностно-волевой. Воля - способность человека ставить цели и мобилизовать себя для достижения целей. Эмоции - ценностно окрашенные реакции на внешние воздействия.

Важнейший уровень сознания - абстрактно-логическое мышление, выступающее в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, различные логические операции.

Компоненты сознания; сознательное и бессознательное.

Стороны сознания: общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание - это определенная совокупность идей, представлений, ценностных установок, нормативов общения, мышления и практической деятельности (право, мораль, религия я др.). Общественное сознание - необходимая и специфическая сторона общественной жизни, оно является не только отражением изменяющегося общественного бытия, но осуществляет вместе с тем организующую, регулятивную и творчески-преобразующую функцию. Оно носит общественно-исторический характер.

Индивидуальное сознание есть сознание отдельного человека, который, конечно, немыслим вне общества. Сознание каждого человека с необходимостью включает в качестве своего основного содержания идеи, нормы, установки, взгляды и т. п., имеющие статус общественного сознания. Индивидуальное сознание - это единичное сознание, в котором свободно сочетаются черты, общие сознанию данной эпохи, черты особенные, связанные с социальной принадлежностью конкретной личности, и индивидуальные черты личности, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни индивида.

Конкретное индивидуальное сознание может быть в ряде отношений богач?- общественного сознания. Оно способно содержать в себе такие новые идеи, представления; оценки, которые отсутствуют б содержании общественного сознания и лишь со временем- могут войти в него.

Соответственно, будучи социально зависимым, сознание не просто пассивно отражает действительность, но и творчески реорганизует ее в соответствии с определенными историческими установками времени. Творческая природа сознания состоит также в его способности к опережающему отражению действительности, т. е. в возможности предвосхищения ситуации на основании имеющегося опыта. Способность к опережающему отражению действительности связана с таким фундаментальным свойством сознания, как целеполагание. Целевые установки, в которых конкретизируется сознание, одновременно не только зависят от исторической ситуации, но и выходят за ее границы, позволяя расширять горизонты социокультурной реальности и создавать новые ценности.

Один из основных факторов, посредством которого осуществляется социально-творческая природа сознания, — это деятельность. Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирование сознания, где всякий мыслительный акт — это «внутреннее действие». В то же время человеческую деятельность отличает ее «осознанность», связанная со способностью к целеполаганию.

В качестве основных культурных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование. Именно они определяют ту систему «культурных предрассудков», которая гарантирует целостность и устойчивость мировоззрения. При всей консервативности институтов традиций и образования они так же, как и деятельность, раскрывают творческую природу сознания. С одной стороны, как механизмы социализации традиция и образование формируют сознание в его культурно-исторической вариабельности, с другой — закладывают необходимое основание для последующего развития личности, творческий потенциал которой напрямую зависит от ее общекультурного и образовательного уровней.

 Еще один фактор, определяющий социокультурную размерность сознания, — это коммуникация. Она конкретизирует феномен деятельности на уровне межличностных взаимодействий, определяя не только ситуацию человека в целом, но и природу сознания. Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: диалога, полилога. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания на всех его структурных уровнях.

Сознание и искусственный интеллект. Феномен коммуникации

В философии и в ряде отдельных наук, в художественной литературе ставится и гс - спосму осмысливается вопрос, возможно ли создание искусственного интеллекта? Начальную теоретическую основу для формализации мыслительных процессов создала формальна-», логика Аристотеля. С тех пор задача создания искусственного интеллекта неизменно занимала ученых. Достаточно вспомнить, что первую логическую машину создал философ, богослов, поэт Раймунд Луллий (1235 - ок. 1315). Лейбниц мечтал о том времени, когда люди со временем вместо того, чтобы спорить, будут вычислять. С возникновением кибернетики актуализировалась задача создания искусственного интеллекта.

На современном этапе в создании искусственного интеллекта большую роль играют ЭВМ. Благодаря ЭВМ удается реализовывать сложные математические процедуры, недоступные невооруженному головному мозгу. ЭВМ - усилитель человеческого интеллекта, но создать искусственный интеллект, а не отдельные его элементы, на современном этапе вряд ли возможно. Для формирования мышления недостаточно только мозгового субстрата или аналогичного ему сложного кибернетического устройства Необходимо, чтобы:

· мозговой субстрат был частью активно приспосабливающегося к среде организма;

· организм выступал не только как биологический индивид, а был включен в более сложное социальное целое, накапливал бы не индивидуальный, а социальный опыт, был включен в общественно-историческую практику. С этих позиций моделирование человеческого мышления в кибернетике означает не только моделирование мозгового субстрата, но а моделирование жизни и истории развития цивилизации.

К настоящему времени накоплен уже большой набор программ, предвосхищающих многие стороны искусственного интеллекта - для игры в шахматы, шашки, программы перевода с одного языка на другой, для автоматизации некоторых процессов музыкального, литературного и художественного творчества. Но это лишь небольшая часть задачи создания искусственного интеллекта.

Язык и речь обеспечивают коммуникацию. Широко распространено разделение коммуникации на лингвистический (вербальный), просодический (мелодический, ритмический, тембральный, временной, звуковысотный) и кинезический (мимический, жестовый) компоненты. Исследования показывают, что для достижения взаимопонимания необходим целостный анализ информации, поступающей по всем трем каналам. Посредством языка жестов, например, можно не просто передавать определенные сведения, но и дезавуировать, отрицать параллельное вербальное сообщение. В психотерапевтической практике широко используется термин “конгруэнтность”, под которым понимается соответствие, согласованность вербальных и невербальных компонентов коммуникации. Особое внимание уделяется осознанию клиентом своей позы и собственных жестов, которые могут отражать некие подавленные эмоции и желания. Например, так называемый “язык тела” или кинесика предшествовал вербальной коммуникации. Минимальной единицей жестового языка является херема (греч. Hejr – рука), число которых сравнимо с числом фонем звукового языка. Кинезические единицы могут быть врожденными и социально обусловленными.

Знаковый характер социальной коммуникации отнюдь не означает возможности ее сведения к обмену речью. Знаки, в том числе словесные, не только “замещают” реальные объекты, но и задают программу деятельности и поведения своим истолкователям. Иными словами, знаки не просто ментальны – они коммуникативны по своей природе и функциям. Через разное сочетание знаков задаются алгоритмы “коммуникативных игр”. Играя коммуникативными знаками, вводя их в те или иные связи (смысловая информация кроется именно в этих связях) и преобразуя согласно замыслу общения накопленное знание, люди формируют знание более высокого порядка – тексты.

Коммуникация играет важную роль в становлении сознания, вне её невозможно человеческое бытие. Коммуникация – изначальный феномен человеческого бытия: “Мы суть то, что мы суть, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид”. Человеческое бытие – всегда “бытие с другим”.

                                                                                     

           


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!