Второй пап. Непосредственно игровой

АНАЛИЗ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первый этап. Подготовительный

Реакция (родителя и ребенка) на предложенное задание.

Как правило, дети с интересом принимают предложение «поиграть». У. взрослых иногда возникает сомнение относительно необходимости игры, которая должна разрешить их проблемы явно другими методами. В принципе само уже отрицательное отношение к заданию может свидетельствовать либо об отсутствии доверительных отношений с психологом (соответственно — нежелании раскрываться), либо о неадекватном понимании самого консультирования, либо об игнорировании совместной деятельности с ребенком. Задача психолога в случае категорического отказа родителя — попытаться развернуть игру вдвоем с ребенком, постепенно и ненавязчиво вводя родителя в игровое действо.

2. Распределение инициативы в выборе замысла, сюжета, композиции
игры.

Возникновение и определение замысла игры является важным показателем инициативы взрослого или ребенка. Необходимо учитывать следующее: обсуждается ли замысел игры с партнером (родителем или ребенком, психологом), учитывается ли точка зрения партнера; кто и как формулирует игровую цель, иг­ровую задачу и предлагает ее партнерам; проговаривается ли заранее сюжет, ход игры. Все это может составить достаточно определенное представление о совместном игровом опыте ребенка и родителя.

Распределение и развитие ролей в игре.

Именно в роли «в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. «При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т.е. "рефлексия"», поэтому принятие на себя той или иной роли, определение роли другого, отказ от предлагаемой роли являются важными показателями освоения человеческой действительности. «Я не хочу играть роль мамы, поскольку она меня наказы­вает». Или: «Я буду играть роль злой мамы, поскольку она меня наказывает». «Я не хочу быть послушной девочкой, поскольку я и так постоянно слушаюсь». Или: «Я буду играть послушного мальчика, ибо я хочу быть таковым». «Я не хочу быть строителем, поскольку не люблю завязывать глаза». Или: «Я буду архитектором, так как люблю руководить». На данном этапе первичных суждений участников игры, конечно, еще рано делать выводы, основываясь только на моменте выбора роли. Скорее всего, наиболее важным для анализа является развитие роли (или образа героя) на протяжении всей игровой деятельности. Именно ролевое движение, трансформация образа позволяют уловить основные тенденции оценивания и рефлексивные изменения у подопечного. Необходимо учитывать очень важный момент: в консультации мы имеем дело как бы с двойной игрой. Подопечные (а один из них уже, как прави­ло, утратил способность к естественной игре и мучим вопросом, зачем все это нужно психологу; а другой, наоборот, предпочитает только «естественность» условной ситуации) должны не по своей инициативе, а по просьбе консультанта сыграть определенные роли. Инспирированность, почти заданность игры заставляет подопечного принять на себя сразу же две роли: роль играющего и роль того или иного персонажа. Ситуация «осложняется» в большей степени тогда, когда психологом жестко определяются роль и сюжет игры.

В таком случае мы уже не говорим о смысле ролевой игры, без которого не строится детская игра. Смысл консультативной игры зачастую не совсем понятен ребенку поскольку само игровое действо навязывается взрослым. В связи с этим возникает вопрос о правилах. «Смысл выполняемой ребенком роли включает правило... Правило в таком случае СЛИТО с ролью и не выделено из нес. На дальнейших этапах оно вычленяется, и для ребенка смысл игры заключается именно в том, чтобы выполнить роль по правилам. Таким образом, имеются два основных механизма, благодаря которым сюжет, а следовательно, роль влияет на выполнение правил игры. Первый из лих — изменение смысла игры для ребенка, при котором ребенку открываются взаимоотношения между играющими, что и приводит к выполнению ролевых функций, включающих и известные правила поведения; второй — объективация своих собственных действий, помогающая большей их управляемости». В самом деле, правила являются важным обстоятельством для психолога-консультанта, который должен создать условия для минимизации двойственности консультативной игры.

4. Выбор игрушек и игровых предметов может быть напрямую связан с ролью, что свидетельствует об адекватности выбора подопечного в соответствии с заданным сюжетом игры (например, для роли мамы выбирается соответствующая наручная кукла). Иногда ребенок может ориентироваться на новизну игрушки, ее необычность, красочность, привлекательность одежды, поэтому выбирается не соответствующая роли игрушка. Как правило, у пси­холога должен быть целый набор кукол (женщины, мужчины, бабушки, дедушки, мальчики, девочки, мягкие игрушки-зверушки, «страшилки» и т.д.). При выборе игрушки вполне уместными и необходимыми будут вопросы о причинах выбора той или иной игрушки, чтобы попять степень адекватности выбора. Здесь можно отметить и подготовку игрового пространства (готовится ли игровое пространство подопечными заранее или в ходе игры, используется предложенная игровая среда и т.д.).

Второй пап. Непосредственно игровой

1. Сюжет и содержание игры. Сюжет, по Эльконину, та «область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты... чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во вес более широкий круг жизни, вместе с расширением сто кругозора». Содержание игры — «то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более пли менее глубокое проникновение в деятельность взрослых людей».

В консультативной игре сюжет может задаваться психологом либо определяться самими подопечными. Основными. значимыми для консультативной практики показателями сюжетного движения являются следующие моменты:

• наличие сюжета, разнообразие сюжетов, устойчивость сюжетной линии, развернутость ее сколько событий объединяется в один сюжет, представляет ли сюжет цепочку последовательных событий или ребенок одновременно является участником нескольких событий, включенных в сюжет, каковы источники сюжетов игры (мультфильмы, книги, подражание взрослым, другим детям, бытовые ситуации, общественные взаимоотношения);

• что составляет основное содержание игры (одноактные игровые действия: игра состоит из двух или нескольких элементарных действий, никак между собой не связанных; игра представляет собой цепочку жизненных действий);

• насколько разнообразно содержание игры, как часто повторяются игры с одинаковым содержанием, каково соотношение предметных, бытовых, социальных (отражающих общественные отношения между людьми) игр.

2.     Игровые действия и использование игровых предметов, игрушек.
Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и как. По какому признаку ребенок выбирает предметы-заместители. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям. Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый.

Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развитости, разнообразия. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

Как воспринимает ребенок воображаемую ситуацию, играет ли с воображаемыми предметами.

3. Ролевая речь и игровые комментарии. Особенности речевых
высказываний — речевая интенсивность. Выразительность речи, интонация,
громкость, сопровождение слов жестами, мимикой, действием, каково
содержание речевых высказываний.

4. Движение в игре, физические контакты. Использование игрового
пространства (изолирование, свободное перемещение, постепенное овладение
всем пространством, свобода «передела» и обращения с пространством).

Отношение к физическому контакту взрослого, психолога (избегание, предпочтение близкого контакта).

5. Степень сотрудничества родителя и ребенка и эмоциональный фон
игры.
Пожалуй, одним из самых важных обстоятельств для анализа совместной
деятельности, кульминационным моментом анализа взаимоотношений ребенка и
родителя является наличие сотрудничества, которое может проявляться в
следующем. Обращается ли ребенок ко взрослому в процессе игры и по какому
поводу (за советом, оказанием реальной помощи, в ожидании похвалы,
одобрения и т.д.)? Предлагает ли взрослому принять участие в игре? Как
реагирует на участие взрослого в игре, на его инициативу? Как ведет себя
взрослый (поддерживает ли игровую' инициативу ребенка, оказывает ли помощь
в трудных ситуациях, выступает ли равным партнером или занимает позицию
отстраненности)? Как ведут себя подопечные в конфликтных ситуациях? Кто
является их инициатором? Как принимается «вызов»? Избегается ли конфликт?-
Какие способы разрешения конфликта используются? Уделяется большое
внимание общему эмоциональному фону, смене настроения в ходе совместной
деятельности.

Особого внимания заслуживает динамика (трансформация) родительской позиции в совместной деятельности. При авторитаризме наблюдаются, как правило, деловые, краткие распоряжения, четкий язык, неприветливый тон; используются запреты без снисхождения, с угрозой, субъективные похвала и порицание, причем эмоции не принимаются в расчет. При таком стиле родитель пользуется лишь словесными инструкциями, исключая показ тех или иных приемов, обучение тем или иным средствам деятельности. Позиция родителя над ребенком. При попустительстве наблюдается конвенциональный тон, отсутствие похвалы и порицаний, а самое главное, отсутствие какого-либо сотрудничества. Позиция родителя вне диады с ребенком, в стороне. Кооперация предполагает товарищеский, дружелюбный тон, инструкции в форме предложений, похвалу и порицание с советами, распоряжения и запреты с предварительным обсуждением и обоснованием, позиция родителя — вместе с ребенком.

 

Третий этап. Заключительный

Отношение к завершению совместной деятельности (доведение деятельности до конца, желание прервать игру, желание продолжить игру). Участие в обсуждении проведенной игры. Отношение к продукту совместной деятельности.

В ходе анализа некоторых форм совместной деятельности, например «Архитектор» [42] и «Письмо», внимание обращается прежде всего, на то, как проходит совместное освоение нового вида деятельности, условием выполнения которого должно стать умение действовать согласовано.

Игру «Архитектор» можно проводить как в паре (родитель-ребенок), так и в группе (родители и ребенок; родители и дети; группа детей и т.д.). Подопечные или психолог выбирают архитектора (или архитекторов), строителя (или строителей). Архитектор должен руководить строительством задуманного сооружения, а строитель с завязанными глазами следует указаниям архитектора. Подопечным дается следующая инструкция: «Вам необходимо выбрать архитектора и строителя. Архитектор будет руководить стройкой, т.е. давать, строителю указания (команды), по которым он (строитель) будет строить сооружение. Команды должны быть четкими, лаконичными, чтобы строитель смог построить задуманную Вами постройку». Такая деятельность сродни освоению нового предметного действия и раннем детстве, а роль взрослого в построении деятельности ребенка, в задании важного образа «настоящей помощи и поддержки» при решении этого в целом непростого задания чрезвычайно велика. А «строительные кубики оказываются не требующим слов средством, легко поддаются подсчету, измерению и сравнению там, где дело касается пространственной ориентировки.

В то же время кубики кажутся настолько безлично геометрическими, что (вероятно) в наименьшей степени подвергаются влиянию смыслов. Кубик есть кубик и почти ничего, кроме кубика». При анализе игры обращается внимание на то, как родитель создает ориентировку у ребенка в необычном действе, в частности кто-то из родителей может еще до строительства «ознакомить» ребенка со строительным материалом, указав на разнообразие форм, на величину и т.д., предложив ощупать каждый материал (кубик, конус, пирамиду и т.д.), кто-то ограничится просто рядом несущественных реплик и т. п. «Совместное письмо» проводится с родителем и ребенком, умеющим писать (впрочем, возможен вариант совместного рисования). Подопечным даются две ручки, связанные между собой на расстоянии 10 см, а также один лист бумаги на двоих. Предлагается следующая инструкции: «Вам необходимо как можно быстрее написать следующую фразу (например, «Сегодня выпал первый снег»). Время фиксируется!» При анализе совместной деятельности на первый план выступает стремление (или отсутствие такового) родителя (или ребенка) помочь партнеру выполнить задание. Данное обстоятельство читаемо по еле уловимым телесным проявлениям (попытка подопечных пододвинуть для удобства вы­полнения задания — своего или партнера — лист бумаги, удачно (для другого или для себя) расположить руку и т.д. Кроме того, учитывается степень соперничества, умение уступить пальму первенства другому или упорство в сохранении суверенной позиции до конца игры.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!