Риторические трактаты Цицерона.



Лекция I

ВВЕДЕНИЕ

Риторика как наука

1. Предмет риторики.

2. Речь и ее разновидности.

3. Публичная и ораторская речь.

4. Роды и жанры красноречия.

5. Разделы риторики.

1.Предмет риторики

Риторика (от греч. Rhetorikа) — искусство красноречия.

Rhetor — оратор; rhema — высказывание, речь.

Существует 3 основных понимания предмета риторики:

1) риторика — наука, изучающая ораторскую речь (самое узкое понимание);

2) риторика — наука о правилах составления (сочинения) публичных текстов (устных и письменных), то есть наука о любой публичной речи;

3) риторика — это наука об убеждении посредством слова (устного и письменного) (самое широкое понимание риторики)

Все 3 понимания восходят к античной традиции (Древняя Греция и Древний Рим). Именно в Древней Греции примерно в 5 в. до н.э. зародилась риторика как наука.

2.Речь и ее разновидности

Речь (от старославянского глагола rekti[1] - говорить, разговаривать) — употребление языка, использование языка, владение языком; это язык в действии.

Существует 2 понимания термина речь:

1) процессуальное понимание — речь как действие, как процесс говорения и писания;

2) результативное понимание – речь, как результат, как совокупность текстов.

Текст (лат. Textus) — это устное или письменное речевое произведение.

Виды речи

Речь может быть:

1) по форме существования — устная и письменная;

2) по числу производителей речи — монологическая и диалогическая;

3) по общественному назначению — частная (обиходно-бытовая) и публичная (рассчитанная на публику, на большую аудиторию);

4) по характеру восприятия — непосредственно воспринимаемая (когда есть контакт) и опосредованная (если между автором речи и получателем нет непосредственного контакта).

Публичная и ораторская речь

Для риторики важно рассмотреть соотношение двух категорий: публичная и ораторская речь.

1) Публичная речь — это речь, предназначенная для публики (для широкой аудитории). Она может быть четырех видов:

· ораторская речь;

· сценическая речь;

· дикторская речь и шире — речь в теле-радио-журналистике;

2) Ораторская речь — понятие более узкое, это:

· устная;

· публичная;

· монологическая;

· нехудожественная;

· прозаическая,

· речь, предполагающая непосредственный контакт оратора (производителя речи) с аудиторией.

Риторика (в узком смысле) занимается изучением только такой речи.


4.Роды и жанры красноречия

Род красноречия Среда функционирования Назначение Адресат Жанр
Социально-политическое Идейная (идеологическая), экономическая, политическая, культурная жизнь и международные отношения. Информировать, разъяснять, оценивать, формировать мировоззрение, обеспечивать участие людей в общественно-политической жизни. Широкие массы 1) Речь — агитационное социально-политическое выступление. 2) Слово — выступление при обсуждении какого-либо вопроса, развивающее, дополняющее, уточняющее обсуждаемую тему. 3) Справка – краткое выступление по ходу обсуждения какого-либо вопроса, содержащее фактический материал без комментариев и оценок. 4) Обзор — освещение, комментарий и оценка целого ряда общеполитических, экономических или культурных событий (политинформация). 5) Доклад — это информационно-аналитическое выступление.
Академическое (научное) Наука и образование Способствовать поиску, распространению и утверждению научных знаний а) подготовленная аудитория (ученые); б) неподготовленная массовая аудитория (слушатели разных курсов, популярных лекций); в)     студенты. 1) Доклад, сообщение — информационное выступление на научной конференции; задача — сообщение новых научных сведений с целью их введения в научный обиход и апробации (то есть проверки). 2) Лекция — это выступление, имеющее информационно-образовательную направленность, задача — сообщение научных знаний, которые надо понять, запомнить, принять как правильные и усвоить; разновидности: · собственно научная; · научно-популярная; · вузовская (учебная).
Судебное Суд Ведение судебного процесса Участники судебного процесса Судебная речь — составная часть судебных прений; обращена к суду и ко всем присутствующим; задача — помогает глубже разобраться в обстоятельствах дела; особенность — она обращена не только к разуму, но и к чувствам. Разновидности: · речи прокурора; · адвоката; · подсудимого; · потерпевшего; · истца; · ответчика; · свидетеля; · общественного обвинителя; · общественного защитника.
Церковное (церковно-богословское) или духовное Церковь Утверждение церковных до ´ гматов (основных положений вероучения, обязательных для всех верующих, принимаемых без доказательства как непреложная истина) Паства (от глагола пасти) Проповедь — речь священнослужителя, обращенная к прихожанам; обычно произносимая в храме и содержащая наставления и рекомендации верующим.
Социально-бытовое Социально-бытовые отношения, отраженные в традициях, обрядах и обычаях. Создание общности чувств и настроений. Разные группы людей Поздравительные, юбилейные, похоронные речи, речь по случаю, тост и т.п.

5.Разделы риторики

Уже в античности оформился риторический канон, включающий 5 разделов риторики (по Цицерону):

1) Inventio (инвенция — изобретение).

2) Dispositia (диспозиция – расположение).

3) Elocutio (элокуция — словесное оформление, украшение).

4) Memoria (мемориа — запоминание).

5) Actio (акцио — действие, произнесение).

Они соответствуют 5 этапам работы над речью.

 


Раздел I

ИСТОРИЯ РИТОРИКИ

1.Античная риторика

А) Риторика Древней Греции

Б) Риторика Древнего Рима

2. Средневековая риторика

3. Риторика нового и новейшего времени

 

Лекция II

Риторика Древней Греции

План

1.Риторика архаического периода

2.Риторика классического периода

3.Софисты

4.Антисофистичкское направление

5.Послесофистический период

6.Риторика эллинистического периода

7. «Риторика» Аристотеля

1.Риторика архаического периода. Об ораторском искусстве этого времени мы узнаём из Гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». Гомер описывает и передаёт речи греческих вождей. Например, речь старца Нестора называет сладкоголосой. Речь спартанца Менелая – краткой. Область Греции, где находилась, Спарта называлась Лаконикой, отсюда и название лаконичная речь (т. е. речь краткая). Речь Одиссея пространная (длинная), эмоциональная. На этой стихийной стадии ораторское искусство рассматривалось как природный дар (не пытались определить теоретические основы ораторского искусства).

 

2.Классический период (Аттическое красноречие) – два золотых века Греции V и IV вв. до н.э. Это был период расцвета греческой (или полисной) рабовладельческой демократии. В центре греческого мира были полисы (города-государства), откуда пошло слово политика. Демократия как форма общественного устройства предполагала широкое участие свободных граждан в общественной жизни, связанное с развитием демократических институтов, таких как Агора (от греческого «рыночная площадь), Экклезий – общественное собрание, Булэ – совет пятисот; Гелиэя – суд присяжных и др. Во всех этих учреждениях необходимо было произносить речи, поэтому демократия стимулировала развитие ораторского искусства. Появилась потребность в людях, владеющих искусством составления речей (за плату), прежде всего, судебных. Они назывались логографы (греч. logos – слово, речь, grapho – пишу, т. е. речеписцы). Кроме того, в экклезии и булэ начали выделяться ораторы, руководители тех или иных политических партий – демагоги (досл. «вожди демоса, народа»), которые тоже должны были владеть красноречием. Всё это вместе потребовало теоретического осмысления феномена ораторской речи, выработки общих правил составления речей. Так возникла теоретическая риторика. Первыми теоретиками ораторского искусства были софисты – Горгий, Антифонт, Лисий, Исократ, Демосфен, Эсхил, Филократ и т.д.

3.Софисты. Первыми известными ораторами Греции были софисты (греч. sophia – мудрость) – мудрецы, учителя мудрости: Горгий, Лисий, Исократ и др.

1)Философская основа учения софистов. В своих риторических построениях опирались на учение философа Протагора об относительности истины: об одной и той же вещи можно высказать два совершенно противоположных суждения и одинаково успешно обосновать их. Для этого нужно выделять одни данные (факты), благоприятные для вещи, и замалчивать другие – неблагоприятные, т. е., по выражению Протагора, «слабое делать сильным». Целью риторики являлся не поиск истины, а убеждение собеседника в чём-либо. Горгий говорил, что риторика «мастерица убеждения». Основное внимание в своём риторическом учении софисты уделяли эристике (греч. erizo – спорю) – ведению спора. От софистов получили распостранение в логике и риторике так называемые софизмы – формально правильные умозаключения, доказывающие ложную идею (логические уловки).

Немаловажно, что софизмы, как и парадоксы, призваны освободить разум от интеллектуальных и обыденных стереотипов, поэтому подобные высказывания, как правило, остроумны, ироничны, и часто намеренно противоречат здравому смыслу:

-«Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит» (в каком-то отношении сидящий действительно может стоять, особенно, если он, как герой оперетты «Летучая мышь», сидит в тюрьме).

-«Сократ - человек; человек - не то же самое, что Сократ; значит, Сократ - это нечто иное, чем Сократ» (Каждый человек более близок к своим сверстникам, чем к самому себе тридцатилетней давности. Можно даже сказать, что, подобно реке Гераклита, в которую нельзя войти дважды, каждое мгновение человек становится иным. В этом отношении Сократ действительно одновременно не является Сократом).

-«Для того чтобы видеть, нет необходимости иметь глаза, так как без правого глаза мы видим, без левого тоже видим; кроме правого и левого, других глаз у нас нет, поэтому ясно, что глаза не являются необходимыми для зрения» (Так же, как ноги для хождения. Однако существует и так называемое «внутренне зрение», для которого действительно не обязательны глаза - пример слепой прорицательницы Ванги)

-«Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога» (В чём-то похожий по смыслу софизм встречаем в сказке А.Линдгрен про Карлсона. Фрекен Бок утверждает, что на любой вопрос можно ответить строго «да» или «нет», на что Карлсон озадачил её вопросом, перестала ли она пить коньяк по утрам?)

2)Заслуги софистов:

а) они первыми стали записывать речи, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве образцов;

б) разработали учение о так называемых топосах (общих местах), т.е. расхожих формулах, суждениях, готовых схемах рассуждений, которые можно пускать в ход во всякое время;

в) разработали учение о композиции речи (вступление, основная часть, заключение);

г) им принадлежит учение о средствах речевой выразительности (тропах и фигурах); они первыми занялись формальным украшением речи;

д) подразделили красноречие на виды, выделив:

- совещательное красноречие (социально-политическое),

-судебное,

-эпидиктическое (торжественное).

 

 

3)Горгий. Первым известным оратором-софистом был Горгий. В Олимпии он произнёс свою знаменитую речь, в которой призывал к объединению греков против варваров. Сохранилось две его речи – «Оправдание Паламеда» и «Похвала Елене». Их сюжеты мифологические, а по форме они представляют собой образцы защитительной речи. Не сохранились торжественные речи Горгия: «Олимпийская речь» и «Надгробное слово». Большое внимание Горгий уделял стилистической отделке (украшению) речи. По существу им было создано учение о стилистических (риторических) фигурах. Излюбленная фигура Горгия – антитеза. Фразы у него делятся на колена (с равным количеством слогов в каждом). Известно, что у Горгия была риторическая школа, но его теоретические труды не сохранились.

4)Лисий (459 – 380 гг до н.э.) Лисий родился в Сиракузах (на Сицилии одна из греческих колоний). Его отец был приглашён Периклом в Афины, где он жил на правах метека (в Древней Греции неравноправный житель Аттики, негражданин) и владел мастерской по изготовлению щитов. Со временем, судя по всему, разорился, что и побудило Лисия заняться логографией. Всего Лисием было написано более 230 речей. До нас дошли 34 речи, и все они судебные. В отличие от речей Горгия, речи Лисия характеризуются простотой и безыскусностью. Наиболее известной является речь об убийстве Эратосфена. Мастерство Лисия заключалось: а) в умении создать живой рассказ о событии и хорошо изобразить личность клиента, чтобы вызвать сочувствие присяжных; это искусство другие греки называли этопеей – «творчеством характеров» (греч. ethos – нрав, характер); б) в умении вести повествование, рассказ, живо изобразить обстоятельства дела. Повествовательную часть речи древние греки называли диэгезой. Речи Лисия являются ценным источником для изучения быта и нравов древних Афин (политическая борьба, разорение богатых семей, подделка завещаний, опекуны, разоряющие своих подопечных, распутство мужей и неверность жен и т. п.).

5)Исократ (436-338) был жителем Афин, сыном очень богатых родителей. Его отец содержал мастерскую по производству флейт. Но во время правления тридцати тиранов его семья подверглась репрессиям и он лишился состояния. Как и Лисий, он был вынужден заняться логографией, но это поприще его не очень увлекало, и он решил заняться политикой. Однако Исократ обладал робким нравом и тихим голосом, поэтому произносимые им речи большим успехом не пользовались, и он решил заняться педагогикой. Он создал риторическую школу, которая принесла Исократу богатство. Учебная программа включала не только риторику, а имела целью дать слушателю более широкое образование (в области права, истории, литературы, философии). Курс обучения длился 3 – 4 года и предполагал практику (состязания учеников между собой). Теоретические сочинения Исократа до наших дней не дошли, но сохранилась 21 его речь: 6 судебных, 15 торжественных, а также 9 писем, напоминающих по стилю торжественные речи. Наибольшую известность Исократу принесли три торжественные речи: 1) Панегирик, 2) Ареопагитик, 3) Панафинейская речь. Их общая направленность – призыв греков к единению в борьбе против персов. Исократ с большой тщательностью работал над своими речами: Панегирик писался 10 лет, Панафинейская речь – 3 года.

Заслуги Исократа:

а) разработал классическую композицию речи, включающую 4 части:

-  вступление,

- изложение,

- опровержение (доводов противника) и аргументация своих,

-  заключение

б) Исократа считают родоначальником периодической речи (греч. – period – круговорот). Каждая фраза должна представлять собой период – симметричное кругообразно замыкающееся риторическое построение, основанное на повторах. Каждая фраза Исократа представляла собой такой период. Период в свою очередь делится на колена, и каждое колено являло собой законченное смысловое целое и содержало одинаковое количество слогов. Исократ доводил отделку колен до такого совершенства, чтобы в них равномерно чередовались долгие и краткие слоги, не допускал стечения гласных (зияния) или скопления согласных. Поэтому его проза звучала как стихи.

 

4.Антисофистическое направление. Расцвет софистической риторики был бурным, но недолгим. Представителями антисофистической партии были Сократ, Платон, их ученики и последователи.

1)Сократ был первым, кто бросил вызов софистам. Сократ речей не писал, так что все сведения о его идеях мы имеем от его учеников, прежде всего от Платона. Все свои рассуждения Сократ строил в виде диалогов. Основные возражения Сократа против софистов следующие:

а) То, что об одной вещи можно высказать совершенно противоположные суждения, вовсе не значит, что истину открыть не возможно. Абсолютная истина существует, она божественна и выше человеческих суждений.

б) Истина обязательно пробьёт себе дорогу, и она сохранит силу и без риторических убеждений, поэтому риторика, как «мастерица убеждения» бесполезна

в) Истинное суждение рождает верные деяния (как впоследствии утверждали марксисты, практика – критерий истины).

2)Заслуги Сократа:

а) Сократ первым поставил вопрос о связи риторики и этики. Основной вред от софистов он видел в безнравственности их учения.

б) Сократ являлся родоначальником нового риторического жанра – сократического диалога. Софисты тоже разрабатывали жанры диалога, но цель их диалога была победить собеседника в споре. Цель сократического диалога – совместный поиск истины. Участники диалога не противники, а собеседники, одинаково заинтересованные в нахождении истины

3)Платон. Линию Сократа в борьбе с софистами продолжал Платон. Свои взгляды, как и Сократ, он излагал в форме диалогов. Действующим лицом большинства диалогов был Сократ. В диалогах «Горгий» и «Федр» он критикует софистическую риторику. Основной тезис Платона – от Сократа: истинное красноречие доступно только философу, потому что он способен открыть истину (красноречив тот, в чьих устах истина). Во главу угла он ставит логическое доказательство: оно важнее риторических приёмов и украшений. Познав сущность вещей, философ придёт к истинному о них суждению, а познав природу человеческой души, он сможет внушить это мнение слушателям. Платон основал свою школу, которая называлась Академией (сад Академа недалеко от Афин, где проходило обучение).

5.Послесофистический период –  последний этап классического (аттического) красноречия. Это период борьбы греческих городов-государств с Македонией и заката греческой рабовладельческой демократии. В борьбе Филиппом Македонским в Афинах сформировались две политические партии: а) патриотическая (против Филиппа). В неё входили Демосфен, Геперид, Гегесип; б) македонская (защитников Филиппа). В неё входили Эсхин, Филократ, Димад, Динарх. Самым выдающимся оратором был Демосфен.

1)Демосфен (384-332 г.г. до н.э.).  Отец Демосфена был очень богатым человеком. Он владел мастерской по производству оружия и мебели. Он умер, когда Демосфену было семь лет. Наследство составило 14 талантов, но его расхитили опекуны. Для того чтобы восстановить состояние, Демосфен занялся изучением красноречия и права. Его учителем был большой специалист в делах о наследстве Исей. Говорят, что дело о наследстве Демосфен выиграл, но денег не получил. Первые речи Демосфена успехом не пользовались (он картавил, и у него подёргивалось плечо). В результате тренировок ему удалось стать совершенным оратором. Он разработал упражнение по дикции (клал камешки в рот и говорил), по дыханию (ходил по лестнице и говорил). Чтобы избавиться от подергивания плеча, Демосфен подвешивал над плечом на веревке меч, который больно его колол, когда плечо подергивалось. От Демосфена сохранилась 61 речь, 56 вступлений к речам и 6 писем.

Политическое красноречие Демосфена ярче всего проявилось в его борьбе против царя Македонии Филиппа. 8 речей против Филиппа получили название Филиппики. Это слово стало именем нарицательным уже в античную эпоху и стало означать любую обличительную речь (ругательства, выпады). Основная тема этих речей – призыв греков к единению, воспоминания о былой славе Афин, тактические советы, попытки поднять дух соотечественников. Умер Демосфен трагически в 332 году. Греки потерпели поражение в Ламийской войне. Афины были захвачены, и Демосфен вынужден был бежать. Укрылся он в храме Посейдона на острове Калаврия. Македонцы окружили его, и Демосфен покончил с собой, пропитав тростниковое перо ядом. Перед этим он написал прощальное письмо друзьям.

Ораторская техника Демосфена. Демосфен совершенствовал Исократову систему периодической речи, разработал особую музыкальную концовку фразы – клаузулу.

2)Эсхин. Самым выдающимся соперником Демосфена был Эсхин (390-314). Сын учителя, политический деятель, тритагонист (актер, исполняющий третьестепенные роли), как презрительно называл его Демосфен. Эсхин сперва выступал против Филиппа. В 346 г. он был назначен послом Афин в Македонию, сблизился там с Филиппом и стал проводником его политики. Речи Эсхина отличались простотой, ясностью изложения, изяществом и остроумием, но были лишены глубины, присущей речам Демосфена. Существует предание о том, как Эсхин читал ученикам свою речь «О венке», и те удивились, как такая речь могла потерпеть неудачу. «Вы не удивились бы, если бы слышали этого зверя» (Демосфена), – ответил Эсхин.

6.Эллинистический период (4 – 3 вв. до н.э.). Так называют время, связанное с завоеваниями Александра Македонского  и образованием монархических государств после распада его империи. Это время, когда  эллинская (греческая) культура распространилась по всему Средиземноморью. В то же время это период заката демократии и господства монархической системы правления. Монархия не способствует развитию полемических жанров красноречия, поэтому постепенно сходит на нет сначала политическое, а затем и судебное красноречие. В эпоху эллинизма господствуют две риторические системы:

1)Аттическое красноречие (Аттика – Центральная Греция) – классическое греческое красноречие, отличавшееся простотой и строгостью стиля;

2)Азианское красноречие – торжественное красноречие, характеризующееся напыщенностью, словесным изобилием, бОльшим вниманием к украшению речи, нежели к её содержанию.

В монархическую эпоху, естественно, в большей степени было востребовано азианское красноречие, панегирики (похвальные речи). В конце концов это привело к кризису античной риторики, и уже в конце эллинистического периода греческий писатель Лукиан (2 в. н.э.) сочиняет пародийные похвальные речи, посвящённые каким-либо ничтожным предметам («Похвала мухе»), в которых демонстрирует все известные риторические приёмы.

 

7.Аристотель. Творчество Аристотеля – вершина греческой научной мысли. Он – теоретик и крупнейший в античном мире философ и учёный. Ему принадлежат труды «Физика», «Логика», «Метафизика», «Поэтика», «Риторика» и др. Аристотель был учителем Александра Македонского. В области риторики он проявил себя как теоретик, а не как практик красноречия. «Риторика» Аристотеля обобщала все достижения греческой теории и практики красноречия. Она состоит из трёх книг.

Первая книга посвящена обоснованию предмета риторики и основных принципов этой науки. Ораторское искусство, по Аристотелю, состоит из трёх компонентов:

а) ритор (оратор),

б) предмет речи,

в) аудитория (слушатели) ß конечная цель всего (всей деятельности оратора).

 

Речь будет успешней в трёх случаях: если слушатель сочтёт её

(а) справедливой, или

(б) полезной, или

(в) приятной

 

В соответствии с этим Аристотель выдвигал три цели ораторского искусства: убеждать

а) в справедливости чего-либо,

б) в полезности чего-либо и побуждать на общественную и личную пользу к действию,

в) доставлять удовольствие.

В соответствии с этим Аристотель выделяет три типа речей:

а) судебные – цель которых – убедить аудиторию (судью, присяжных)  в справедливости или несправедливости каких-либо действий;

б) совещательные – цель которых – убедить народное собрание в полезности или вреде каких-либо действий.

в) эпидиктические (торжественные, развлекательные, показательные). Цель – доставить удовольствие слушателю, воздавая хвалу кому-л. или чему-л., или возводя хулу на к-л. или ч-л. 

Вторая книга посвящена более подробной разработке предмета риторики:

а) личность оратора,

б) содержание речи,

в) характеристика аудитории,

                 

Аристотель создаёт учение об этосе, логосе и пафосе:

а) этос – учение о нравах,

б) логос – учение о логическом доказательстве,

в) пафос – учение о страстях. 

Этос Аристотель связывает с личностью оратора, логос – с содержанием речи, пафос – со страстями аудитории. Оратор должен:

а) вызвать расположение аудитории своей нравственной позицией и добродетелью (этос);

б) так разработать содержание речи, чтобы убедить аудиторию (логос);

в) апеллировать не только к разуму, но и к чувствам, страстям аудитории (пафос); хороший оратор должен при этом сам испытывать ту же страсть, которую он внушает аудитории.

 Аристотель первым разграничил логическое и риторическое доказательства, и тем самым разграничил предмет логики и риторики. Логическое док-во, по Аристотелю, – это так называемое дедуктивное (выводимое) знание, из которого истина следует с необходимостью. Риторика, конечно, пользовалась логическими доказательствами, но она не всегда имеет дело с очевидными истинами, поэтому для убедительной речи годятся не только дедукция, но и индукция и др. способы аргументации (например, ссылка на авторитет, апелляция к здравому смыслу, к жизненному опыту аудитории).

Соответственно, всю систему аргументации, которую может использовать оратор, Аристотель разбил на:

а) аргументы к этосу (нравам),

б) аргументы к логосу (логическое доказательство),

в) аргументы к пафосу (страстям, чувствам аудитории).

Третья книга посвящена вопросам композиции и стиля речи. Учение о композиции Аристотель связывает со своим учением об этосе, логосе и пафосе. Он рекомендует сосредоточить этос (этические аргументы) в начале речи, логос – в основной части речи, пафос – в заключительной части.

Лекция III

Риторика Древнего Рима

Историю римской риторики условно можно разделить на три периода: 1)до Цицерона; 2) Цицерон; 3) после Цицерона

1.Доцицероновский период. В доцицероновский период в Риме господствовала эллинистическая культура и греческая школа красноречия. Наибольшей популярностью пользовался азианский стиль красноречия. Крупнейшими ораторами этого времени были Марк Антоний (дед будущего триумвира, 143-87 гг. до н.э.), Луций Лициний Красс (140-91 гг. до н. э.), Квинт Гортензий Гортал (144-50 гг. до н. э.). Почти все сведения, которые мы имеем о них, содержатся в трактатах Цицерона.

1)Марк Антоний прошёл греческую школу красноречия, хотя скрывал это и утверждал, что своим успехом он обязан природному дару и вдохновению. Не утруждал себя изучением философии и права и основной упор в своих речах делал на пафос. У него была богатая жестикуляция и мимика. Он хорошо владел голосом. Сами речи были правильны и просты, но без изящества. Обладая феноменальной памятью, он выучивал записанные речи наизусть и произносил их так, что у слушателей складывалось впечатление, что он импровизирует.

2)Луций Лициний Красс, напротив, был очень образованным оратором, большим знатоком права. Речи его отличались точностью определений, логикой, изяществом языка, но в то же время умеренностью мимики и жестикуляции. Его можно считать сторонником аттического стиля красноречия.

3)Гортензий был ярким представителем азианского красноречия, правда, ни одна из его речей не сохранилась. Он дебютировал 19 лет от роду, и вся его ораторская карьера заняла 45 лет. Ораторский талант обеспечил ему доступ к высшим должностям. В 70 г. до н. э. он был избран консулом. В это время он выступал защитником по делу Верреса, обвиненному в лихоимстве на Сицилии. Его противником в этом процессе был Цицерон, выигравший процесс. Помимо красноречия, Гортензий увлекался эротической поэзией. Он обладал приятным и звучным голосом, обращал большое внимание на свою внешность и костюм, особенно на манеру драпироваться тогой, его жестикуляция была очень живой. Одни современники (особенно молодежь) восхищались этим, другие смеялись и даже давали обидные прозвища, напр., называли именем известной мимической актрисы Дионисии. Гортензий обладал феноменальной памятью, речи свои произносил наизусть и мог повторить слово в слово без каких-либо изменений. Особую опасность для противников представляло то, что он запоминал их речи, анализировал, членил на составные части и затем легко опровергал в ответном слове.

2.Цицерон. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) родился в наследственном поместье, затем семья переехала в Рим, где он получил прекрасное образование (брал уроки красноречия у Луция Лициния Красса и греческого поэта Архия). Римское право изучает под руководством братьев Луциев Сцевол. В 25-летнем возрасте начинает карьеру оратора и политическую деятельность, которая продлится примерно 40 лет. Адвокатская деятельность Цицерона сделала его имя широко известным, и, по мере того как он достигал минимального возраста, предписываемого законом для занятия государственных должностей, его на эти должности избирали: сначала на должность квестора (руководителя финансового ведомства) на Сицилии (76 г), затем – претора (руководителя судебного ведомства) в Риме (66 г.), и наконец консула (63 г.). В должности консула он известен разоблачением заговора Луция Сергия Катилины. Его 4 речи против Катилины представляют собой образцы ораторского искусства. Цицерон на некоторое время сделался одним из влиятельнейших людей Рима, но это длилось недолго. Фактическое господство вскоре перешло к «триумвирам» - Помпею, Цезарю и Крассу. Цицерону стало грозить обвинение в незаконной казни некоторых сторонников Катилины и в 58 г. он отправляется в добровольное изгнание, правда, уже в 57 г. триумвиры возвращают его с условием, что он не будет противодействовать их планам. В 51 г. его отправляют проконсулом в провинцию Кикилию (в Малой Азии). В Италию он возвращается в конце 50 г. накануне разрыва между Цезарем и Помпеем и гражданской войны. Та и другая сторона стремились привлечь его в свои ряды. Цицерон долго колебался и в конце концов уехал в Грецию к Помпею. Поражение Помпея заставило Цицерона отказаться от дальнейшей борьбы. Он отплыл обратно в Италию, и Цезарь легко примирился с ним. Однако в годы диктатуры Цезаря политическая деятельность была для Цицерона закрыта, зато очень велика литературная продуктивность этих лет. После убийства Цезаря (15 марта 44 г.) для Цицерона снова наступил период политической активности. Став во главе сенатской партии, он вел активную борьбу против Антония, поддержав племянника Цезаря – Октавиана. Литературным памятником этой борьбы остались 14 «филиппик» против Антония, написанных Цицероном. Однако когда Октавиан примирился с Антонием, по требованию Антония Цицерон был включен в так называемый «проскрипционный список» и 7 декабря 43 г. был убит. Отрубленную голову Цицерона Антоний распорядился выставить на ораторской трибуне римского форума.  

Из речей Цицерона до нас дошло 58, более 900 писем, философские трактаты «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», «О высшем благе и крайнем зле», «Катон Старший, или о старости» и др.  Известны три трактата по риторике: «Брут», «Оратор» и «Об ораторе».

Риторические трактаты Цицерона.

1)«Брут». В этом трактате Цицерон излагает историю римского красноречия. Построен трактат в форме диалога Цицерона с его друзьями – Брутом и Аттиком, содержит немало практических советов и завершается автобиографическим очерком.

2)«Оратор». В этом трактате Цицерон отвечает на вопрос, который Брут часто задавал ему: «Каков идеал оратора?» Отвечая на него, Цицерон исходит из трёх основных целей оратора:

- docere – учить,

- delectare – услаждать,

- movere – побуждать,

Идеальный оратор это тот, который в своих речах и поучает слушателей, и даёт им наслаждение красотой речи, и подчиняет себе их волю: первое – долг оратора, второе – залог его популярности, третье – условие успеха.

В этом же трактате Цицерон формулирует учение о трёх стилях (высоком, среднем и низком). Идеальный оратор тот, кто умеет говорить о низком предмете просто, о высоком – важно и о среднем – умеренно. Таким оратором Цицерон считает себя.

3)«Об Ораторе». Трактат состоит из трёх книг и тоже построен в форме диалогов. Собеседники Цицерона – Марк Антоний (оратор-практик) и Луций Лициний Красс (высокообразованный оратор). Основные вопросы, поднимаемые в трактате:

А) Вопрос о необходимости общих знаний для оратора (ответ на вопрос Марка Антония, сомневающегося в необходимости таких знаний). Цицерон показывает, что даёт оратору знание литературы, истории, права, философии. Особое значение для оратора имеет философия. Из трёх разделов философии – учения о природе (фюзис), учения о нравственности (этика) и учение о мышлении (логика) –  Цицерон считал наиболее полезными этику и логику. Знание этики помогает оратору выбрать тот приём, который вызовет нужную реакцию у слушателя, ибо, только познав людей, их нравы можно успешно воздействовать на их души. Знание логики помогает правильно разработать содержание речи и построить ее.

Б) Какие способности и качества необходимы для идеального оратора? Цицерон называл три таких качества:

- природный дар (ingenium),

- навык (usus),

- знание, учёность (doctrina)

Из них важнее всего наука. Учёному оратору принадлежит первенство. Но необходим и природный дар – хорошая память, быстрота и подвижность ума, звучный голос и хорошее телосложение. Однако ни природный дар, ни знания не помогут, если их не развивать специальными упражнениями (навык).

В) Цицерон впервые даёт обстоятельную разработку вопроса об использовании юмора в красноречии, и здесь же детально рассматривает характеры  людей, опираясь на учение греков, в частности, Феофраста (трактаты «О смешном» и «Характеры»). Большое внимание уделял воздействию на чувства слушателей (пафос). Цицерон исходит из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувствами и страстями, чем правилами и законами.

3.Послецицероновский период. Это был уже период империи, когда в связи с разрушением демократических институтов в политическом красноречии отпадала необходимость. В риторике господствует азианский стиль. Риторический канон стабилизируется и перестает развиваться. Теоретическое завершение античная риторика получила в трудах Марка Фабия Квинтилиана (I в. н. э.).

Марк Фабий Квинтилиан – оратор, адвокат, педагог (основатель ораторской школы). Жил и работал при императоре Веспасиане. Первое теоретическое сочинение – «Об причинах упадка красноречия» – до нас не дошло. Второе – «Образование оратора» в 12 книгах – дошло до нас полностью и представляет собой самый полный свод всего достигнутого предшественниками в области ораторского искусства и обобщение собственного 20-летнего опыта Квинтилиана как преподавателя риторики и судейского адвоката.

I кн. –  о воспитании будущего оратора в семье и у грамматика до начала изучения риторики;

II кн. – о природе риторики как науки и общие советы о занятиях в риторической школе;

III- IX кн. – излагается традиционный риторический канон.

Х кн. –  обзор греко-римской лит-ры как образцов, представляющих интерес для будущего оратора.

XI кн. – внешние приёмы и манеры оратора.

XII кн. – моральный и общественный облик оратора.

Основные отличия Квинтилиана от Цицерона:

а) Если Цицерон уделял большое внимание общим знаниям, эрудиции, и в особенности философии, Квинтилан на первое место ставил риторику. Все прочие науки были для него вторичны. Нужны они лишь потому, что могут пригодиться оратору.

б) Цицерон считал, что оратора создают знания и навык (риторика – это практическая дисциплина); оратора создают не школы, а практическая деятельность. Квинтиллион же на первое место ставил педагогическую деятельность (риторическое образование). Он считал, что ораторскому мастерству можно научить.

в) Значительно подробнее, чем у Цицерона, формулируются требования к манере поведения оратора; изложена  теория жеста, осанки, позы, расположения рук, ног и движения головы.

 

Лекция IV

Средневековая риторика

 

 1.Место риторики в Средние века. Христианское средневековье овладело античной риторикой, приспособив её для своих нужд: сначала – для доказательства преимуществ христианства перед язычеством, затем –  для проповедей христианских ценностей. Риторика была обязательным предметом во всех европейских университетах и входила в состав «семи избранных наук»

В первый цикл этих наук (trivium – трехпутье) входили:

- грамматика,

- риторика,

- диалектика,

Во второй (quadrivium - четырехпутье) входили:

-арифметика,

- геометрия,

- музыка,

- астрономия.

2.Три особенности средневековой риторики:

1)На первый план выходила гомилетика – искусство церковной проповеди. Отчасти продолжается академическое красноречие.

2)Конфронтационное (полемическое) красноречие, связанное с судебными разбирательствами и политической деятельностью, приходит в упадок. В условиях проповеди проповедник имеет дело не с противостоящей ему аудиторией и точкой зрения, а с противоположностью знания и незнания, или даже с простым предписанием.

3)Продолжается разработка вопросов украшения речи (учения о тропах и фигурах и др. средствах выразительности).

Важнейшие теоретические сочинения: «Об образах» - Георгия Хировоска (4 – 5 вв. нашей эры); позднее средневековье и Возрождение: «Риторическое искусство» Герхарда Фосса, риторические сочинения Юлия Цезаря Скалигера, «Риторика» Филиппа Меланхтона.

3.Риторика в Древней Руси. В Древней Руси теоретическая риторика не разрабатывалась. Единственное теоретическое сочинение до 17 века – это трактат Георгия Хировоска «Об образах», перевод с греческого, дошедший в составе Изборника Святослава 1073 года. В трактате излагается учение о фигурах (т. е. об украшении речи). Связано такое невнимание к теории красноречия с философией   неоплатонизма и идеями православия, господствовавшими на Руси. В Европе в это время господствовал аристотелизм и риторика Аристотеля. Православная традиция восприняла идею Платона о том, что красноречию учить не надо. Если проповедник несёт свет истины, то слова в его уста вкладывает сам Бог: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Ев. Мтф. Х, 19-20). Русские проповедники учились не по учебникам, а по образцам Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого и других. Несмотря на невнимание к теории, искусство проповеди достигло на Руси больших высот. Наиболее известными проповедниками и церковными писателями были: Митрополит Илларион  (Слово о Законе и Благодати), Кирилл Туровский (Киевский период), Серапион Владимирский (период татарщины), Епифаний Премудрый, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий (XV-XVI вв.) и др.

 

Лекция V


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!